УДК 377

ХОЧУ БЫТЬ ПЕДАГОГОМ!

Евплова Екатерина Викторовна
Челябинский государственный педагогический университет
к.п.н., старший преподаватель

Аннотация
В статье предложены и обоснованы пути повышения профессиональной мотивации у будущих педагогов, показаны конкретные формы и методы работы, которые позволят достичь необходимого результата.

Ключевые слова: будущий педагог, профессиональная мотивация


I WANT TO BE A TEACHER!

Evplova Ekaterina Viktorovna
Chelyabinsk State Pedagogical University
graduate student, senior lecturer in economics, management and law

Abstract
The article represents ways of increasing professional motivation of the future teachers, shows concrete forms and methods of work which will allow to reach necessary result.

Keywords: professional motivation, teacher


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Евплова Е.В. Хочу быть педагогом! // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2808 (дата обращения: 26.05.2017).

Как хочется, чтобы слова, вынесенные в заголовок, студенты педагогических вузов произносили все чаще и чаще.

К сожалению, но реалии современной жизни констатируют обратное. Так, около 20 % россиян имеют педагогическое образование, но лишь 15–20 % дипломированных педагогов приходят работать в учебные заведения. И это вполне объяснима: невысокая заработная плата, неявный карьерный рост, а также боязнь большой моральной и физической нагрузки.

Все перечисленные проблемы возможно преодолеть даже начинающему педагогу при сформированной у него на высоком уровне профессионально-педагогической мотивации.

Однако возникает вполне логичный вопрос: какие формы и методы работы со студентами будут способствовать достижению поставленной цели?

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Все зависит от первоначального уровня мотивации студентов к педагогической деятельности, их курса обучения и дисциплины. При этом выбор тем также имеет большое значение: желательно, чтобы темы были максимально интересными и отражали межпредметные связи.

В данной статье нами предложены такие темы, формы и методы обучения, которые основываются на вышеперечисленных факторах и направлены на формирование профессиональной мотивации у будущих педагогов.

Как показал практический опыт, формирование профессионально-педагогической мотивации у будущих педагогов стоит начинать с темы посвященной ценности и социальной значимости педагогической профессии. Внимание студентов при этом акцентируется на важной роли педагога в образовательном учреждении, обществе, государстве ….

Такое занятие следует начать с удачно подобранных афоризмов: «Во все века учитель – кузнец будущего страны» (А.В. Иванов); «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» (У. Черчель); «Люди пока учат других – учатся сами» (Суетониус); «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» (Д.И. Менделеев); «Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании» (А. Дистервег) и др. Причем не стоит объяснять студентом суть высказываний – пусть они самостоятельно порассуждают над данными словами, выскажут свое мнение.

Так, как показал наш опыт, студенты говорили следующее: «Зайдя в аудиторию и начав занятие, педагог берет на себя ответственность не только за жизнь и безопасность детей, но и за их будущее»; «Педагог как кузнец кует из подрастающего поколения будущих профессоров, металлургов, врачей и представителей других профессии. От их мастерства зависит будущее нашей страны»; «Власть педагога безгранична. Он может сделать наш мир лучше через своих учеников и посеянное в них доброе, сильное, вечное»; «Педагог помни! В твоих руках хрупкое будущее мира, от тебя зависит, каким будет этот мир».

На одном из следующих занятий можно провести игру «Суд над педагогической профессией». Студентов необходимо разделить на две группы – защитники и противники профессии. По ходу игры преподаватель, выступающий в роли ведущего, кратко записывает на доске все названные положительные и отрицательные стороны профессионально-педагогической деятельности. После чего определяется весомость каждого плюса и минуса [1].

Как показал практический опыт, среди положительных аспектов педагогической деятельности студенты выделяли: возможность творческого и интеллектуального развития, неполный рабочий день, работа с молодой аудиторией и многое другое.

В списке отрицательных аспектов педагогической деятельности оказались: низкая заработная плата, неявный карьерный рост, большая физическая и моральная нагрузка.

После определения весомости каждого «плюса» и «минуса» студенты с удивлением для себя отметили, что педагогическая деятельность имеет больше преимуществ, чем недостатков, к тому же любой из представленных минусов компенсируется множеством плюсов.

Для формирования профессионально-педагогической мотивации у будущих специалистов целесообразно показать студентам фрагменты из отечественных и зарубежных фильмов демонстрирующих ценность педагогической профессии («Доживем до понедельника», «Большая перемена», «Республика ШКИД», «Уроки французского», «Общество мертвых поэтов», «Опасные умы», «Учитель года» и др.), а также фрагменты из документальных фильмов о личностных и профессиональных качествах великих педагогов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский и др.).

В процессе обсуждения студенты замечают, как изменился образ Нестора Петровича из художественного фильма «Большая перемена». Из неопытного и беззащитного выпускника педагогического вуза он превратился в прекрасного педагога и оратора (студенты вспоминают сцену в музеи). Будущие педагоги замечают также, что куда тяжелее, чем Нестору Петровичу с его работягами, пришлось педагогу из кинофильма «Опасные умы». Однако она победила, т.к. признала эти «опасные умы» умами незаурядными.

Студентам всегда интересны комментарии преподавателя во время просмотра фильмов. Например, можно рассказать, что после триумфа кинокартины «Доживем до понедельника» начался настоящий переворот в сознании молодежи: толпы девушек, влюбившись в тихоновского историка, бросились штурмовать педвузы. А после выхода на телеэкраны «Большой перемены», посещаемость вечерних школ значительно возросла: молодые рабочие захотели найти «своего» Нестора Северова [2].

Интересно также студентам узнать, что свой успешный карьерный путь многие известные люди начинали с педагогической деятельности. Среди них Д.А. Медведев, Б. Обама, Г.А. Зюганов, А.А. Собчак, Л.Б. Нарусова, Г. Греф, Принцесса Диана, В. Соловьев, П. Астахов, Дж.К. Роулинг, Д. Духовный и др. Начать такое занятие можно с эвристической беседы, попросив студентов ответить на вопрос: «Что общего между Д.А. Медведевым и Г.А. Зюгановым, А.А. Собчаком и Л.Б. Нарусовой, Принцессой Дианой и Дж.К. Роулинг?». Особо интересно студентам слушать о том, как проходила педагогическая деятельность каждого из них, как они относились и относятся к данному виду деятельности и как их воспринимали студенты.

На одном из следующих занятий стоит поговорить о конкурентоспособности педагога, проведя круглый стол «Конкурентоспособный педагог – миф или реальность?».

А в качестве домашнего задания студентам предложить разработать макет обложки журнала «Профессионал» и заметку к ней при условии, что главная статья номера посвящена самому будущему специалисту. Для эффективного выполнения задания студенты представляют, что прошло 25 лет, и каждый из них состоявшийся, конкурентоспособный специалист, достигший успехов в педагогической деятельности.

При выполнении такого задания у студентов не только проявляется творческий потенциал, но и формируется интерес к будущей профессии.

Для формирования профессионально-педагогической мотивации у будущих специалистов также полезно провести занятие, посвященное построению карьеры педагога. На таком занятии затрагиваются следующие вопросы: сущность карьеры, виды педагогической карьеры и ее планирование, этапы карьерного роста педагога и т.п. Для большей наглядности стоит подготовить презентацию, содержащую информацию о карьерном росте известных работников образовательной сферы (министр образования и науки РФ, министр образования и науки области, ректор вуза и др.). После завершения теоретической части занятия целесообразно провести со студентами дискуссию «Гендерные особенности построения карьеры в образовании». Причем если в группе примерно равное количество юношей и девушек, то для усиления эффекта желательно развести их по разным командам.

В результате проведения дискуссии студенты сошлись во мнении, что гендерные особенности не влияют на построение карьеры, карьерный рост зависит только от профессиональной компетентности и конкурентоспособности специалиста.

Весьма интересно и эффективно в рамках данной темы проходит игра под названием «Через 25 лет я вижу тебя…». По условиям игры, студенты рассаживаются, образуя круг, после чего каждый участник представляет, кем мог бы стать его сосед справа через 25 лет профессионально-педагогической деятельности. Свой вариант студент пишет на самоклеющемся листе цветной бумаги (стикер) и приклеивает его на лоб соседа. По очереди участники игры задают наводящие вопросы, а остальные могут отвечать либо «да/верно», либо «нет/не верно». Выигрывает тот студент, который раньше всех отгадает, что «написано у него на лбу».

Как показывает практический опыт, варианты надписей могут быть самыми разнообразными: это и деканы факультетов, и министры образования, профессора, и заведующие кафедрами, завучи, и директора школ, академики и т.д.

Примеряя на себе возможные перспективы профессионального роста, студенты формируют интерес к выбранной специальности, а также профессионально-педагогическую мотивацию.

В качестве домашнего задания студенты могут написать резюме на соискание работы в образовательной сфере. Благодаря такому заданию, будущие специалисты невольно спланируют свою деятельность, определят перечень операций, которые постепенно сложатся в стройную систему действий. Как вариант задания, можно предложить студентам снять видеорезюме, предварительно рассказав, что оно собой представляет.

Продолжая данную тему, на одном из следующих занятий проводится ролевая игра «Первая ступень к моей карьере», в которой группа студентов делится на «работодателей» (представителей образовательного учреждения) и «молодых специалистов» (выпускников педагогических университетов). В соответствии с собственными интересами, «молодые специалисты» определяются с местом работы и приходят на собеседование к руководителям данных учреждений (на одно собеседование отводится не более 5 мин.). При этом руководители оценивают резюме (подготовленное студентами заранее), личностные качества претендентов на рабочее место и ход самого собеседования. После чего «работодатель» выносит решение о зачислении на работу одного кандидата, обладающего необходимой личностной конкурентоспособностью и профессиональной компетентностью. На следующем этапе игры, «работодатели» и «молодые специалисты» меняются ролями и осуществляют аналогичное игровое взаимодействие.

Настоящая игра предполагает еще на этапе профессиональной подготовки сформировать механизмы управления собственной карьерой, определяя вектор своего профессионального направления.

В качестве заключительного задания в рамках темы «Карьера педагога» и в целях формирования профессионально-педагогической мотивации, проводится мини-тренинг «Какие мы?». Для этого студентам необходимо представить, что все они работники одного образовательного учреждения, например, все остались работать в университете. После чего, используя краски, фломастеры и другие материалы, студенты изображают на ватмане свой групповой портрет.

Отдельное занятие стоит посвятить развитию творческих способностей педагога предложив студентам, например, придумать педагогический афоризм, мудрую заповедь в педагогике, нравственный кодекс современного педагога или педагогическую притчу.

В качестве примера можно рассказать студентам притчу о мудром учителе: По пожарной пустыне старый учитель ведет своих учеников. Изнемогая от долгого и трудного пути, ученики начали роптать: «Сколько еще идти, да и так ли умен тот, за кем мы идем?» И решили они проверить своего учителя: «Давайте зажмем в ладонях бабочку и спросим у учителя, жива она или мертва. Если он скажет «жива», мы незаметно сдавим ладони и убьем бабочку. Если он скажет «мертва», мы разожмем ладони, и он увидит, что она жива». Когда ученики задали свой вопрос, учитель ответил: «Все в ваших руках».

Практический опыт показал, что будущие педагоги очень творчески подходят к выполнению данного задания. Так, студентами были созданы следующие педагогические афоризмы: «Педагог – это своеобразный проводник в жизнь, роль которого осознаешь не сразу»; «Говорить вслух может каждый, а донести информацию до учеников – только педагог»; «Уметь учить – целое искусство. Любовь к детям – вот основополагающий принцип педагога, который живет в душе мастера, и это не передать с научными знаниями»; «Педагоги нужны современной России. Осталось только поднять зарплату…» и многое другое.

Один из афоризмов представленных студентами был в стихотворной форме:

«Учить, любить, шутить, смеяться –

вот это значит обучать

Роль педагога в нашем веке –

Всегда, везде и первым быть

Учить, учиться и любить».

Наряду с аудиторными занятиями целесообразно проводить экскурсии в конкурентоспособные образовательные учреждения. Связь учебного процесса в вузе с образовательными учреждениями, для которых готовят специалистов, способствует расширению круга знаний о работе образовательных учреждений, постепенному и безболезненному включению студентов в профессиональную деятельность.

Таким образом, в процессе формирования профессионально-педагогической мотивации у будущего педагога необходимо использовать деловые и ролевые игры, ситуационно-проблемные задачи (кейсы), проводить дебаты, круглые столы и мозговые штурмы по педагогической тематике.

Представленные в статье темы и активные методы обучения не являются единственно достаточными, однако они способны уже на этапе обучения в вузе повысить мотивацию студентов к будущей профессии.

В заключении скажем, что педагогическая деятельность является весьма интересной и творческой. Дмитрий Анатольевич Медведев, например, намерен вернуться к преподаванию, когда уйдет с государственного поста страны. Такими планами он поделился со студентами Тихоокеанского государственного университета. «Рано или поздно я к преподаванию вернусь, потому что это хорошая возможность поддерживать себя в нормальной интеллектуальной форме», – сказал Д.А. Медведев [3].

Дмитрий Анатольевич также рассказал студентам университета о том, что «получал истинное удовольствие» от преподавания [3]. Пусть и наши студенты, будущие педагоги, имеют такую мотивацию к профессионально-педагогической деятельности!


Библиографический список
  1. Тюнников, Ю. «Педагогика»: диалектический курс / Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 108–115.
  2. Корзина З. Любимые фильмы о школе: уроки жизни / З. Корзина. – URL:: http://lady.mail.ru/article/75668.
  3. Дмитрий Медведев: рано или поздно я вернусь к преподавательской деятельности. – URL: http://www.dostup1.ru/society/society_5949.html.


Все статьи автора «Евплова Екатерина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: