УДК 316.4

СОСТОЯНИЕ, ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Мыльникова Анна Викторовна
Алтайский государственный университет
студентка 3 курса факультета социологии

Аннотация
В работе представлен анализ состояния подростковой преступности в Алтайском крае, обзор причин противоправного поведения несовершеннолетних. Описаны стратегии социальной профилактики противоправного поведения несовершеннолетних в регионе.

Ключевые слова: несовершеннолетний, подростковая преступность, правонарушение, причины преступления, социальная профилактика преступности


STATUS, CAUSES AND SOCIAL PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN THE ALTAI REGION

Mylnikova Anna Viktorovna
Altai State University
student of 3rd course of the faculty of sociology

Abstract
The paper presents the analysis of the state of teenage crime in the Altai region, an overview of the causes of illegal behaviour of minors. The author describes strategies for social prevention of illegal behaviour of minors in the region.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Мыльникова А.В. Состояние, причины и социальная профилактика преступности несовершеннолетних в Алтайском крае // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/3004 (дата обращения: 29.09.2017).

В настоящее время чрезвычайную актуальность приобретают проблемы, обусловленные значительным ростом преступности. Глобальный формат для российского общества начинает приобретать подростковая преступность. Особую актуальность приобретают вопросы оценки преступности несовершеннолетних в силу влияния возрастного фактора: подростковый возраст традиционно считается проблемным периодом в ходе формирования и развития личности. Так, согласно данным единой межведомственной информационно-статистической системы РФ [1], противоправная деятельность несовершеннолетних в России в последние годы высока и несет социальную опасность современному обществу.
Нами проанализированы данные за 2010 – 2013 гг., отражающие численность несовершеннолетних как субъектов преступлений в целом по РФ, а также по Сибирскому федеральному округу.

На примере Алтайского края мы можем проследить как менялась противоправная деятельность несовершеннолетних на протяжении 4 лет. Статистика не имеет стабильных границ, показатели 2010 году имеют наибольшее количество подростков, преступивших черту закона, – 1576, после чего данные официальной статистики идут на спад 2011 год – 1459, 2013 год -1320. Уменьшение по показателю «число несовершеннолетних, преступивших закон» наблюдается и в Российской Федерации, и в Сибирском федеральном округе. Но, острота проблемы, особенно на фоне демографического кризиса, по-прежнему имеет особо важное значение для общества. В Алтайском крае, в частности, (если оценивать удельный вес) отмечается рост подростковой преступности в 2013 году. Поэтому, чтобы иметь возможность бороться с данным «недугом» нужно понять причины, по которым совершаются несовершеннолетними преступления, проанализировать факторы, оказывающие негативное влияние на формирование личности.
В отечественных и зарубежных исследованиях [2; 3] отмечается, что правонарушения несовершеннолетних специфичны, касаются судеб подрастающего поколения, по их состоянию оценивают нравственность общества. Антиобщественные установки несовершеннолетних социальны по своему происхождению, их формирование происходит в процессе общения индивида с окружающей средой. В этой связи для обеспечения социального благополучия каждого человека важна постановка и решение задачи минимизации, снижения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, в том числе посредством совершенствования социальной поддержки личности и семьи, механизмов индивидуальной реабилитации подростка.
На основе анализа научной литературы (правовой, социологической, психолого-педагогической) и включенного наблюдения за деятельностью несовершеннолетних в процессе социализации нами выделены следующие основные причины, обусловливающие распространение преступности в среде несовершеннолетних.
1. Биологические и психологические причины
В период полового созревания у подростков появляется сильное стремление к самостоятельности, проявляются негативизм и упрямство. Особую значимость имеют возрастные особенности несовершеннолетнего, прежде всего, это недостаток жизненного опыта, юношеский максимализм, нигилизм, эмоциональная возбудимость, высокая подверженность влиянию со стороны, протестное поведение, ярко выражена потребность в самоактуализации.
2. Семейное неблагополучие
Семья – микрофактор социализации личности, а родители для ребенка являются агентами первичной социализации, именно они формируют задатки и формы поведения ребенка. Формирование личности определяется образом жизни семьи, который А.С. Макаренко называл «общим тоном семьи». Семья закладывает в сознание человека ценности, которыми он руководствуется в течение жизни. Ребенок списывает поведение своих родителей и примеряет на себя эти роли. Преступления совершаются детьми в отношении которых родители не исполняют или ненадлежащее исполняют свои обязанности по воспитанию, содержанию, защите ребенка. Низкий воспитательный потенциал семьи приводит к развитию преступных наклонностей еще в раннем детстве, впоследствии коррекция данных наклонностей находится в проблемном поле профессиональной деятельности педагогов, психологов, специалистов по социальной работе. Широкое распространение развода, дизгармонизация детско-родительских отношений, отсутствие нормальных жилищно-бытовых условий, заботы в семейных условиях оказывают значительное влияние на рост преступности несовершеннолетних. Таким образом, одним из условий формирования личности несовершеннолетнего преступника является семейное неблагополучие, отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение, а также финансовые трудности родителей.
3. Беспризорность несовершеннолетних
Семейное неблагополучие влечет беспризорность. Оказываясь на улице, дети, чтобы выжить, начинают воровать, и если не последовало наказание, то у ребенка начинают «развязываться руки», и масштаб преступления становится крупнее.
4. Аддиктивное поведение: алкоголизм и наркомания
Самым заметным для окружающих следствием употребления подростками спиртного является нарушения эмоционального состояния. Такие подростки становятся менее активными в общественной и трудовой деятельности. На первый план выходят грубость, вспыльчивость, безынициативность, внушаемость, склонность к проявлению агрессии и другим асоциальным поступкам. Еще более разрушительное воздействие на состояние физического и психологического здоровья несовершеннолетнего оказывают наркотические и другие сильнодействующие, одурманивающие вещества.
5. Снижение воспитательной функции системы образования
Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, вместе с тем мы видим, что вся система образования ориентирована на знания, так как именно этот аспект проверяется в форме различных экзаменов, и сформированность системы знаний у учащихся выступает одним из показателей эффективности работы школы. Учебные заведения утрачивают свои полномочия в системе воспитания несовершеннолетних как целенаправленного процесса по формированию ценностного отношения человека к себе и к окружающему миру.
6. Средства массовой информации и Интернет
Средства массовой информации, прежде всего телевидение, систематически культивируют среди молодежи преступную идеологию. Российское телевидение превратилось в развлекательно-коммерческое и почти полностью утратило воспитательные и образовательные функции. Пропаганда праздного образа жизни является мощным виктимизирующим фактором несовершеннолетней аудитории. Доступность Интернет-ресурсов влечет бесконтрольность поведения подростка со стороны взрослых, совершение преступлений, в том числе в киберпространстве.
Проведенное исследование показывает, что по степени влияния причины преступности несовершеннолетних распределены следующим образом:
– Влияние со стороны (сверстников, взрослых) – до 70%;
– Нехватка денег, нужда – 50-60%;
– Стремление выделится, желание острых ощущений – 30-40%;
– Проблемы в семье, «от нечего делать» – 20-30%;
– Пропаганда насилия через средства массовой информации – до 25%;
– Недостача родительского внимания – до 25%;
– Любопытство – до 15%;
– Употребление психоактивных веществ – до 15%;
– Безнаказанность – 10-12%.
Знание причин преступности несовершеннолетних повышает эффективность реализации социальной профилактики данной девиации. В Федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4] профилактика определяется как «система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих …правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении».
Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 17.10.2007 г. №5; от 22.05.2009 г. №2 (c изм. и доп.) создали правовую основу развития и внедрения технологий социальной профилактики правонарушений в регионе, закрепив механизмы реализации межведомственного подхода.
Анализ разработанного и реализуемого технологического обеспечения показывает, что технологии социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних:
– имеют межпредметное происхождение (базируются на криминологическом, психолого-педагогическом, социологическом и др. знании);
– носят межведомственный характер (интегрируют деятельность по профилактике различных сфер – образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, охраны правопорядка и др.);
– учитывают, что индивидуальная профилактическая работа начинается с оказания социальных услуг немотивированному клиенту, опыт противоправного поведения которого является фактором риска для повторного совершения антиобщественного действия;
– осуществляются в разноуровневом социуме (на микроуровне – личность, семья, школа, соседство, группа сверстников, на мезоуровене – средства массовой информации, регион, поселение).
Теоретический базис в реализации технологий социальной профилактики образуют следующие принципы социальной работы с клиентом:
– аксиологичности, согласно которому ребенок, его жизнь, здоровье, благополучие, несмотря на то, что когда-то он преступил закон, оступился, являются ценностями системы профилактики;
– гуманизма, ориентирующего субъектов профилактики на социальную реабилитацию несовершеннолетних, а не на наказание, осуждение;
– непрерывности профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей не только в процессе социальной реабилитации, но и в постреабилитационный период;
– преемственности и согласованности профилактических мер в деятельности субъектов системы профилактики;
– системности социальных услуг, обеспечивающих социально-полезную занятость несовершеннолетних в различных сферах;
– адресности, направленного на дифференциацию профилактических мер с учетом вида наказания, индивидуальных особенностей несовершеннолетнего;
– социальной адекватности, позволяющего максимально аккумулировать ресурсы образования, социальной защиты, правоохранительных органов, управления и других социальных институтов с личностными ресурсами клиента.
Инновационный компонент социальной профилактики правонарушений представлен направлениями работы, позволяющими расширить реабилитационное пространство, обеспечить вариативность социальных услуг в направлении изменения смысложизненной позиции несовершеннолетних:
– досудебное сопровождение несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности;
– становление и развитие служб примирения в регионе;
– ресоциализация несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, находящихся в социально-опасном положении, в условиях социальной квартиры, социальной гостиной;
– адресная единовременная натуральная помощь на этапе выхода из мест лишения свободы («социальный рюкзак»);
– социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в лагерях дневного пребывания, в выездных профильных лагерях;
– психологическая реабилитация подростков в комнатах сетевой терапии.
Перспективы социальной профилактики преступности среди несовершеннолетних в Алтайском крае связаны с информационной поддержкой, нацеленной на привлечение внимания населения, общественности к проблемам детства в целом и подростковой преступности, в частности, как направления ранней превентивной помощи и поддержки.


Библиографический список
  1. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do
  2. Комарницкий А.В. Проблемы преступности несовершеннолетних: история и современность. – СПб.: Издательство Юридического института, 2007. – 195 с.
  3. Шульга Т., Спаниярд Х, Слот В. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением: альтернативные наказания в Нидерландах // Социальная педагогика. – 2010. – №2. – С. 103-112.
  4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №26 (28 июня). – Ст. 3177.


Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: