УДК 159.9

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О ЛИЧНОСТИ ИДЕАЛЬНОГО ЛИДЕРА: ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Погонцева Д.В.1, Солимчук А.В.1
1Южный федеральный университет

Аннотация
В статье рассматривается особенности представления молодых людей о себе и о личности идеального лидера. Приводится анализ гендерной идентичности лидера. Делаются выводы о том, что в представлениях о лидере включены как маскулинные, так и феминные характеристики.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, лидер, маскулинная гендерная идентичность, фемининная гендерная идентичность


YOUNG PEOPLE'S PRESENTATIONS ABOUT THE IDENTITY OF THE IDEAL LEADER: A GENDER ANALYSIS

Pogontseva D.V.1, Solimchuk A.V.1
1Southern federal university

Abstract
This article discusses features of representation of young people about themselves and about the identity of the ideal leader. Provides an analysis of gender identity of the leader. Concludes that perceptions of leader included as masculine and feminine characteristics.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Погонцева Д.В., Солимчук А.В. Представления молодежи о личности идеального лидера: гендерный анализ // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3024 (дата обращения: 26.05.2017).

Слово «гендер» прочно вошло в русскоязычную научную терминологию и  обозначает социальные, а не только биологические, аспекты пола, т.о. пол рассматривается не как однозначная биологическая данность, а как сложная социальная конструкция. В целом можно отметить, что в современной отечественной психологии представление о гендере и гендеоной идентичности  личности слабо разработано, некоторые трактовки вступают в противоречие друг с другом, что связано с предметными различиями научных интересов ученых. Кроме того, слово «гендер» стало весьма популярным в современном русском языке, употребляясь в значении «пол». В рамках данной работы мы будем понимать термин «гендер» как социокультурные представления о личности мужчин и женщин и индивидуальные когнитивные схемы в отношении личности людей разного пола и разных сексуальных предпочтений [2, 3, 5].

Другим ключевым понятием является гендерная идентичность, т.е. процесс и продукт конструирования субъектом себя и социальной реальности посредством конструктов маскулинности и феминности. Собственную гендерную идентичность, гендерные роли, а также самооценку ребенок формирует, основываясь на подобных эталонах. В свою очередь, гендерные роли всегда связаны с определенными гендерными стереотипами. Стереотип – устойчивое, привычное и обычно упрощённое обобщение относительно какой-то группы или некоего класса людей. С помощью стереотипов мы «классифицируем» людей по их отнесенности к той или иной группе. Гендерные стереотипы представляют собой культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов и соответствуют понятиям «мужское/маскулинное» и «женское/фемининное» [4, 7].

В структуре гендерной идентичности Клецина И.С. [3, 5] выделяет следующие компоненты:

• когнитивный (познавательный) — осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности/женственности;

• аффективный (оценочный) — оценка психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности/фемининности;

• конативный (поведенческий) — самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями.

Хотя термин «гендерная идентичность» появился только в 1970-х гг., ранее существовали его аналоги: половая или поло-ролевая идентификация, психологический пол, которые изучают различные авторы [2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12].

В своей работе посвященной исследованию представлении о красивой женщине Д.В. Погонцева [10] одной из задач ставит рассмотрение того, как гендерная идентичность субъекта представлений влияет на представления о красивой женщине, на оценку внешнего облика и личностные характеристики. Испытуемыми выступали женщины, которых с помощью методики МИГИ С. Бем в адаптации М. Бураковой автор разделила на 3 группы по типу гендерной идентичности. Анализ данных позволил сделать вывод о том, что 84% фемининных и 71% андрогинных респондентов представляют красивую женщину как фемининную, тем самым следуют стереотипным представлениям, бытующим в обществе и СМИ. Вариативность в приписываемой гендерной идентичности красивой женщины продемонстрировали респонденты с маскулинной гендерной идентичностью. В другой работе Д.В. Погонцевой и Д.Д. Узловой [11] было отмечено, что описывая успешного мужчину, 79,5% респондентов приписывают ему маскулинную гендерную идентичность и 13% – андрогинную с высоким уровнем маскулинности.  Ключевыми при описании успешного в деловой сфере мужчины являются следующие характеристики: мужественный, обладающий лидерскими качествами, действующий как лидер, счастливый, независимый, аналитически мыслящий, самодостаточный, обаятельный и чистый. При этом он никогда или редко обладает такими качествами как: женственный, необязательный, неестественный, доверчивый, равнодушный, ревнивый и уступчивый.

Лидерство, как мы уже отмечали ранее [12, 13], это категория которую необходимо изучать как совокупность личностных характеристик лидера, его внешнего облика (имиджа, экспрессии), особенностей его поведения (соответствие нравственным нормам) и, в тоже время, учитывать наличие или отсутствие таких параметров как обаяние, харизма, аттрактивность, а также приписанной и реальной гендерной идентичности, как набора социально приписанных характеристик. 

В нашей работе мы поставили задачу – изучить гендерные особенности представлений о лидере. Для решения данной задачи, мы предложили группе студентов заполнить методику МИГИ С.Бем, в адаптации М.Бураковой [1].Респонденты, студенты – психологи от 18 до 23 лет состоящие в одной учебной группе. Участникам исследования предлагалось оценить в какой степени  перечисленные характеристики соответствуют их представлению о себе и об идеальном лидере. С целью определения различий по всем компонентам представлений о себе и идеальном лидере применялся тест Уилкокосона.

Респондентов мы поделили на 4 группы по типу гендерной идентичности, которую они приписывают эталонному лидеру: 62% – считают, что лидер должен обладать маскулинной гендерной идентичностью, 17% – феминной гендерной идентичностью, 17% – андрогинной гендерной идентичностью, и 4% затруднились определить какими характеристиками должен обладать лидер, и не смогли категоризировать его к какому либо типу гендерной идентичности (недифференцированный тип гендерной идентичности).

В ходе анализа полученных данных, мы выявили, что существует различия в оценках соответствия личностных особенностей представления о себе и об идеальном лидере (таб.1) между такими характеристиками, как:

Таблица 1. Показатели критерия Уилкоксона

характеристика

T

Z

p-value

Аналитически мыслящий 34,0000 2,011870 0,044235
Любящий 29,0000 2,655984 0,007908
Действующий как лидер 4,0000 3,875478 0,000106
Чувствительный к нуждам окружающих 41,5000 2,572066 0,010110
Ревнивый 14,0000 3,397273 0,000681
Обладающий лидерскими качествами 4,0000 3,875478 0,000106
Равнодушный 39,0000 2,025092 0,042859
Необязательный 11,5000 2,376112 0,017497
Мужественный 49,0000 2,516088 0,011867

Таким образом, исходя из полученных данных, мы видим, что лидер обладает более выраженными маскулинными характеристиками такими как «аналитически мыслящий», «действующий как лидер», «обладающий лидерскими качествами» и «мужественный», и менее выраженными феминными характеристиками «чувствительный к нуждам» и «любящий». Однако такие данные можно объяснить спецификой выборки – 70% респондентов – девушки.

Кроме того, интересно отметить, что самые высокие баллы (т.е. как наиболее характерные для лидера) получили такие характеристики, как: обладающий лидерскими качествами, действующий как лидер, аналитически мыслящий, дружелюбный, обаятельный, чувствительный к нуждам окружающих, добросовестный, напористый, полезный для других, независимый, чистый, счастливый, доминирующий, искренний, готовый идти на риск, самодостаточный. Не характерными для лидера – респонденты назвали: готовый облегчить страдания других, сочувствующий, мужественный, сильный физически, сострадательный, любящий, женственный, мягкий, уступчивый, доверчивый, ревнивый, неестественный, равнодушный, необязательный.

Таким образом, в представления о лидере включены как маскулинные, так и феминные характеристики. Однако, для более подробного изучения данного феномена мы считаем необходимым расширить выборку и сравнить различия представления о гендерной идентичности лидера – у респондентов с различной гендерной идентичностью.


Библиографический список
  1. Буракова М.В. Интерпретация маскулинности – фемининности внешнего облика женщины (на примере прически). Диссер. … канд.  психол. наук. /М.В. Буракова. Ростов-на-Дону, 2000. 202 с.
  2. Воронцов Д.В. Гендерные исследования в социальной психологии: границы поля // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. № 2. С. 8-18.
  3. Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с.: ил. — (Серия «Практикум»).
  4. Герасимова О.А., Лабунская В.А. Влияние выраженности феминности-маскулинности на самооценки компонентов внешнего облика на различных этапах жизненного пути // Северо-Кавказский психологический вестник. 2004. № 2. С. 131.
  5. Клецина И.С. Гендерная социализация СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 92 с.
  6. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984. 336 с.
  7. Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978. 367 с
  8. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. —344с.
  9. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание.— Ростов н /Д: Феникс, 1999.— 608 с.
  10. Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010.
  11. Погонцева Д.В., Узлова Д.Д. Категоризация мужчин как успешных и красивых // Education Sciences and Psychology. 2013. № 2 (24). С. 35-38.
  12. Погонцева Д.В., Солимчук А.В. Внешний облик лидера в современных исследованиях // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=32330 (дата обращения: 18.03.2014).
  13. Погонцева Д.В., Солимчук А.В. Лидер – как совокупность личностных и ситуативных характеристик // Гуманитарные научные исследования. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/?p=6477 (дата обращения: 11.04.2014).


Все статьи автора «darinana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: