УДК 316.4

КАЧЕСТВЕННОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ (МЕТОДОМ ФОКУС-ГРУППЫ)

Гимадрисламова Розалина Маратовна1, Хазиева Эльза Романовна1
1Башкирский государственный университет, бакалавр 4 года обучения

Аннотация
Данная работа представляет собой анализ фокус - группового интервью студентов Башкирского государственного университета. Ответы студентов на блоки вопросов об их образе жизни, самооценке собственного здоровья и качестве медицинской помощи позволяют создать картину самосохранительного поведения современного молодого человека.

Ключевые слова: здоровье, здоровье студентов, Здравоохранение, качество медицинской помощи, молодежь, самосохранительное поведение


QUALITATIVE SOCIOLOGICAL RESEARCH SELF-PRESERVING BEHAVIOR OF THE STUDENTS (BY FOCUS GROUPS)

Gimadrislamova Rosalina Maratovna1, Khazieva Elsa Romanovna1
1Bashkir State University, bachelor 4 years of study

Abstract
This work represents the analysis focus - group interview students Bashkir State University. Student responses groups of questions about their lifestyle, self-assessment of their own health and quality of medical care possible to create a picture of self-preservation behavior of a young person.

Keywords: health, health behavior, health care, health lifestyles, health of students, quality of medical care, youth


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Гимадрисламова Р.М., Хазиева Э.Р. Качественное социологическое исследование самосохранительного поведения у студентов (методом фокус-группы) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3045 (дата обращения: 27.05.2017).

Научный руководитель:
Шаяхметова Римма Рафаэлевна
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», кафедра прикладной и отраслевой социологии
кандидат социологических наук

На сегодняшний день идет активная и глубокая модернизация существенных сфер российского общества. Это касается и одной из важнейших сфер нашего общества – здравоохранения. Основным объектом модернизации является поколение молодых людей, находящиеся в стадии ученичества, на плечи которого лягут все результаты – и негативные, и позитивные.
В данной работе для изучения влияния модернизации в сфере здравоохранения хотелось бы осветить некоторые элементы самосохранительного поведения молодежи. Из всех влияющих на здоровье факторов поведенческий является наименее изученным.
Самосохранительное поведение – система действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни индивида [1, с. 92].
На данный момент у молодежи нет в наличии сформированной системы самосохранительного поведения. Для общества является приоритетным программа по сформированию у молодежи данной системы. Необходима целенаправленная просветительная деятельность по укреплению «правильной» самосохранительной культуры в общеобразовательной школе, колледжах, университетах и других учебных заведениях.
Для разрешения такой проблемной ситуации, как отсутствие информации о влияющих на формирование отношения к здоровью, привычках, связанные со здоровьем, месте здоровья в системе ценностей респондентов, нездоровых типах поведения и их причинах, факторах, моделях поведенческих практик, направленных на сохранение и укрепление здоровья нами была проведена фокус – группа среди студентов. БашГУ.
Цель исследования: осуществить социологический анализ самосохранительного
поведения студенческой молодежи города Уфы
Задачи исследования:
• Установить отношение студентов к своему здоровью
• Выделить элементы самосохранительного поведения
• Определить характер установки студентов на поддержание здоровья, а также выявить его место в структуре ценностей индивидов.
Объект исследования: молодежь, студенты Башкирского государственного университета в количестве 12 человек.
Предмет исследования: практики формирования самосохранительного поведения, состояние здоровья студентов, факторы, препятствующие и помогающие сформировать самосохранительное поведение.
Метод: Фокус – групповое интервью.
Прежде чем, перейти к вопросу о методологическом основании исследования, необходимо сначала оговорить собственное понимание терминов, обозначающие поведение, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья.
Под связанным со здоровьем поведением подразумевают любое поведение, которое либо действительно оказывает существенное влияние на здоровье, либо по поводу которого имеется всеобщее убеждение в таком влиянии. Большинство людей связывает здоровый стиль жизни с целым спектром решений о питании, физических упражнений, управлении стрессом, курении, употреблении алкоголя и наркотиков, риске несчастных случаев. [2, с. 68]
Поведение как результат взаимодействия выборов и шансов имеет положительные или отрицательные последствия для здоровья.
Самосохранительное поведение – система действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни индивида.
Самосохранительное поведение характеризуют регулярность питания, занятий физкультурой и спортом; отношение к употреблению алкоголя, курению; поведение в случае заболевания; соблюдение гигиенических норм; уровень медицинских знаний; санитарная грамотность; обращаемость в медицинские учреждения за советами, в том числе по диспансеризации [2, с. 73]
Анализ проведенного фокус-группового интервью на тему “самосохранительное поведение студентов”.
Место: город Уфа, Башкирский государственный университет
Время: 90 минут
Состав участников: студенты факультета философии и социологии, представлены разными возрастными группами, начиная с 1 курса и заканчивая магистрами 1 года обучения.
Для того чтобы выяснить, какое место занимает здоровье в структуре ценностей у студентов был задан вопрос: «Какое место занимает здоровье в системе ваших жизненных ценностей?».
Большинство участников фокус-группы склоняются к тому, что здоровье входит в первую тройку в структуре ценностей. Одно из мнений по этому поводу было таким: «если нет здоровья, то ничего нет». Все согласились с тем, что здоровье в идеале должно быть на первом месте, но этому мешают различные факторы: связанные с образом жизни индивида, экономические составляющие, физические (нехватка времени и ресурсов), и даже прозвучало такое мнение, что «студент вообще не может заботиться о своем здоровье».
Несмотря на положительные моменты об идеальном месте здоровья в структуре ценностей молодежи, треть участников заявило о том, что здоровье они не рассматривают как ценность, и выносят его на первый план только тогда, когда есть существенные проблемы с собственным здоровьем или со здоровьем близких людей, и при этом, в целом, они не заботятся о своем здоровье, данный вывод хорошо раскрывает следующее мнение: «если заболела – ладно, лечусь, но чтобы следить за здоровьем специально, следить за питанием – нет.»
Для определения образа здорового человека в сознании студентов и критериев отсутствия здоровья были заданы вопросы «А что именно вы связываете с нездоровьем? Какого человека вы можете назвать здоровым, а какого – нет?»
По мнению половины высказавшихся студентов, здоровый человек уделяет внимание своему рациону, правильному и полезному питанию и образу жизни в целом, также большое значение имеет психологическое состояние человека. Один из студентов считает, что нездоровье видно с первого взгляда на человека, но другие с ним не согласились. Также здорового человека назвали энергичным, свободным в своих действиях: «здоровый – понятно, что тот, по которому не просто видно, что он здоровый, а который может делать что угодно. Например, когда нужно, может не спать и всё равно будет прекрасно себя чувствовать всегда».
Студенты также разграничивают понятие «здоровье» и «самочувствие»: «человек может субъективно чувствовать себя здоровым человеком, самочувствие у него будет хорошее, но, с другой стороны, он может обнаружить у себя какие – то болезни, если пойдет на осмотр», «все зависит от того, как человек сам себя чувствует, субъективная самооценка своего здоровья».
Студенты единодушны в том, что нездоровье означает невозможность жить полной, насыщенной, активной жизнью из-за быстрой утомляемости и физических ограничений.
Для того, чтобы оценить состояние и самочувствие студентов были заданы вопросы: «Как вы оцениваете свое здоровье вообще и в сравнении со здоровьем ваших сверстников? Часто ли Вы болеете простудными заболеваниями? Есть ли хронические заболевания?»
Большинство респондентов при обсуждении вопроса, выразили обеспокоенность по поводу здоровья своих сверстников, отмечая, что «молодежь сейчас больная», «здоровье у молодежи очень плохое, отрицательное», по личному наблюдению одного из участников фокус-группы высказано мнение , что «у сверстников хронических заболеваний стало больше», также следующее мнение о том, что «здоровье молодых находится на критическом положении», но в то же время вытекали такие суждения что у молодежи здоровье «средненькое», «нормальное». Также сделан позитивный вывод, что «сейчас по сравнению с прошлым люди стараются следить за собой, быть здоровым –хорошо».
При описании собственного здоровья у респондентов были затруднения, так как при оценке своего состояния они отталкивались, в основном, лишь от собственных ощущений потому, как большинство «не проверялось в специальных учреждениях», «не проходили обследование» и не могут знать наверняка о своем состоянии. Однако большинство описывает свое здоровье как «нормальное», «хорошее», и даже наличие хронических заболеваний не мешает им чувствовать себя здоровым: «есть хроническое заболевание, но оно не мешает мне жить», «хроническое заболевание имеется: сахарный диабет, но без осложнений, не чувствую дискомфорта».У половинысобравшихся выявлена склонность к простудным заболеваниям, что может говорить о слабом иммунитете присутствующих: «часто болею простудными заболеваниями, постоянно мерзну, частый насморк», «в последнее время часто болею простудными заболеваниями, чаще чем в другие года», «мучает постоянный насморк».
Треть респондентов заявило об отсутствии хронических заболеваний, столько же людей, у которых оно есть, остальные не знают об их наличии – связано с выше названным затруднением.
Также студентов попросили оценить динамику изменения здоровья в стране: «А если сравнить Ваше здоровье со здоровьем старшего и младшего для Вас поколения?»
Все студенты указали на значительные различия в поведении и здоровье трех названных поколений и на постоянное ухудшение здоровья населения с течением времени: «если сравнивать с тем, что раньше было – молодежь раньше и молодежь сейчас – будет очень большая разница», «здоровье ухудшается с каждым поколением», «наше поколение намного слабее, чем старшее в нашем возрасте. Мы были более здоровее в младшем возрасте, чем сейчас дети», «здоровье в России не очень и оставляет желать лучшего». Среди причин такого ухудшения студенты выделяют последствия технологического прогресса: плохую экологию, потребление вредных продуктов и сидячий образ жизни, замена игр на свежем воздухе развлечениями с гаджетами.
Следующий блок вопросов были заданы непосредственно для выявления особенностей самосохранительного поведения студентов: «А что Вы сами делаете для своего здоровья? Как Вы можете оценить свои действия? (занятие спортом – кто занимается им, кто делает гимнастику, закаливания, прием витаминов). И еще расскажите про свой режим дня, как он связан с вашим здоровьем и про ваше питание. То есть скажите, пожалуйста, какие действия вы делаете для своего здоровья, ваш режим дня и ваше питание, как это все связано, как вообще они есть».
Все студенты, кроме одного человека, признают, что их режим дня далек от идеального: «у меня режим дня и мое питание в идеальном состоянии»; «надо раньше ложиться спать, но не получается», «естественно не соблюдается», «режима нет, не нормирован, скачкообразный, зависит от учебы, работы», «ужасный режим дня, допоздна гуляю, рано приходится вставать». Ненормированный режим дня воспринимается студентами как нежелательный, но попыток изменить его не делается, что обуславливается учебой и работой. Две трети студентов занимаются спортом или активной деятельностью: посещают фитнес – центры, делают зарядку, занимаются танцами и пешими прогулками. Витамины, биодобавки принимает половина студентов. Две трети питаются нездоровой пищей, не нормируя ее по временным промежуткам: «периодически стараюсь питаться правильно, потом шашлыки, праздники – периодами», «я ем жаренное, люблю ходить в Макдональдс», «ем то, что нравится, и жирное, и соленое, и сладкое», «люблю поесть, в еде себя не ограничиваю», «питание – ужасное, ем что хочу и когда хочу». Большинство студентов старается следить за своим здоровьем и прислушиваться к потребностям своего организма, но признают, что их действия по сохранению и/или улучшению собственного здоровья недостаточны.
Для выявления отклонений, связанных с пищевым поведением были рассмотрены вопросы: «Вы сталкивались с нарушениями пищевого поведения? С какими? Было ли нарушения у Вас лично или у Вашего окружения, или Вы просто сталкивались с этим? Сталкивались ли Вы с анорексией, булимией и еще с чем-то?
Первое мнение было высказано о знакомой, у которой явное нарушение пищевого поведения, с вытекающими заболеваниями: «У меня есть знакомая – моя бывшая одноклассница, которая весила 70 кг рост 175см, считала себя очень толстой, переборщила с диетами, и теперь у нее анорексия и больница не помогает, реабилитация тоже. Она очень плохо выглядит». В данный момент знакомая проходит реабилитацию, но у нее продолжают сохраняться негативные последствия данного отклонения, такие как вес, внешний вид и прочее: «Сейчас она весит примерно 40 кг. Это очень ужасно смотрится и даже одежда не срывает этого».
Другое столкновение с данным явлением было обнаружено в СМК, а именно в телепередаче «Пусть говорят», сюжет одной из программ которой был посвящен людям, у которых нарушено пищевое поведение, где были приведены шокирующие данные: «Недавно в передаче «Пусть говорят» рассказывали о людях, которые едят только строительный песок, еще я знаю людей, которые едят только железо. Они считают, что это полезно».
В группе нашелся человек, который не так давно столкнулся с пищевым отклонением, но справился с ним: «Я весил очень мало – при росте 194 см мой вес был 53 кг. Я с этим справился – ходил в тренажёрный зал и начал правильно питаться».
Одним из респондентов был сделан вывод, с которым все единодушно согласились, о том, что булимия и анорексия – это распространённые, в особенности среди молодежи, психологические заболевания: «Хочу сказать про анорексию. Это больше психологическое заболевание, на мой взгляд. Сейчас у нас такая тенденция, особенно среди молодежи, все считают, особенно девушки, что они полные».
В ходе дискуссии вылезла такая щепетильная тема как удовлетворенность своим внешним видом: «устраивает ли Вас внешний вид и хотите ли Вы что-то изменить в себе?». Все девушки, кроме одной заявили, о том, что их не полностью устраивает собственный внешний вид, и они хотели бы что- то изменить в себе, улучшить и противоположное мнение одной: «Меня полностью устраивает мое тело, на все 100 процентов, я довольна своей внешностью» – редкое заявление для молодых девушек.
В ходе дискуссий было выявлено, что у каждого из присутствующих есть вредные привычки, но у каждого свой критерий соотнесения определенной деятельности как к вредной. Для большинства вредными считались курение, распитие спиртных напитков, употребление психоактивных и наркотических веществ. Некоторыми выделялись также несоблюдение режима дня, отсутствие полноценного сна, интернет – зависимость, зависимость в постоянном получении новой информации, постоянная критика самого себя и прочее.
В группе 4 человека (треть обравшихся) поделились тем, что они курят сигареты и табачные изделия, у каждого разные причины, такие как любопытство, проблемы в учебе, стресс, влияние сверстников, родителей, которые курят, быть своим в компании, как все, стереотип, что сигареты успокаивают нервы и другие. О причинах курения были высказаны следующие мнения: «Ну причины… подруги начали, и я начала» «Уменя были проблемы в школе. Я всегда была отличницей, и тут меня пытаются как- то закрутить, за то, что я якобы побила мальчика, а я там как бы даже не присутствовала, поэтому мне было неприятно, это нечестно, стресс… Ну по идее, мне было просто интересно попробовать. Я всегда была против курения, но мне было интересно попробовать, попробовала, втянулась», «девушки из окружения, одноклассницы, начали курить, предложили попробовать, ну я попробовала – и всё, только из – за этого», «в общем..стрессы наверное, и всё такое», « потому что считаю, что это генетическая, может быть, какая- то штука, не знаю.. это всё папа, я всё время это спихиваю на него, ну а мама не курит», «ну интересно тоже было, мы попробовали в классе, и после это закурила», «я чего – то не помню. У меня подруга пришла – вот, я попробовала, давай, я купила сигареты. Они еще там ароматные какие – то были… это в школе было. Я чего – то захотела попробовать, и вот затянуло. Потом у меня проблемы в семье были, и мне кто – то там посоветовал… попал короче стереотип, что сигареты успокаивают нервы… вот с тех пор и началось.»
Каждый признавшийся о том, что он курит, осознает, что это вредит его здоровью. Некоторые из них пытаются бороться с этой вредной привычкой, у одного получилось, предпринимают при этом разные методы и способы, но отмечают, что это тяжело и не в их силах: «Насчет курить – конечно, надо бросать курить, но это сложно», «ну у меня не было такого никогда, что я был привязан к этой привычке, и поэтому мне легко удалось бросить без каких – то там посторонних средств. Где – то к середине третьего курса я уже бросил курить, и до сих пор нормально», «Вы знаете, я на месяц в год бросаю курить. Я могу бросить максимум на месяц. Потом я найду любую причину, я на нее спихну, что это не я, а ситуация, и я опять начала курить», «да, я тоже пытаюсь бросить, как и мои знакомые, тоже купила эти же таблетки там, еще что-то, читала книжки, ну как – то вот не выходит», «да нет… думаю, когда я захочу, когда придет время – я смогу бросить… сейчас даже неохота».
Один из присутствующих отметил, что зависимость идет не от самих сигарет и от табака, а от этой самой привычки: «а можно еще сказать в плане курения? Мне кажется, у девочек больше зависимость не от табака, а от самой привычки», «я не знаю… в принципе, когда я одна, и когда рядом никого нет, я могу сидеть дома, и мне нафиг это не надо, я могу 3 дня сидеть и сидеть… и как бы не курю – и ладно. Вышла на улицу, и мне говорят – покурим, а я – ну почему бы и нет, я ж не бросила. У меня была ситуация – я принципиально не покупала сигареты, потому что мне было жалко деньги, и я могла стрельнуть там 1-2 раза в день покурить, могла не стрельнуть».
Помимо сигарет, во время обсуждений особо выделили кальян. Некоторые, кто курит сигареты, признались, что они пробовали и кальян. Но был и один, который резко отзывался о сигаретах, об их пагубном воздействии, но время от времени использовал кальян для расслабления, осознавая и его вредность: «Я люблю кальян, и я осознаю, что это вредно. Ясчитаю, что мой образ жизни не очень сочетается с кальяном, выкуриваю его где-то раз или два в месяц, но я его люблю, и не против этого, но к сигаретам отношусь негативно».
Стаж курения у всех колеблется от 3 до 5 лет: «ну курю…лет 5», «в общем, где-то в середине второго курса я начал курить», «курю…ну тоже порядка 5 лет», некоторые начали еще в школе, а другие на первых двух курсах университета.
Распитие спиртных напитков- еще одна вредная привычка нашей молодежи – решили участники фокус-группы. В употреблении признались половина собравшихся: «Пью. ну иногда пытаюсь себя ограничивать, но потом срываюсь. Ну бывают у меня такие вот моменты», «я выпиваю… время от времени бывает периодически, да. Но я свою меру знаю… то есть были такие моменты, когда я меры не знал, и всё, как говорится, приходит с опытом», «Ну пью… я тоже пью, да. Ну пью я редко, но метко. У меня нету алкоголизма конечно, но просто… не знаю», «пью, вот», «я выпиваю иногда, это моя вредная привычка», «Ну а насчет того, что пьешь, куришь – я считаю, это личное право каждого. Я тоже это делаю периодически, не считаю, что это плохо. Алкоголь тоже полезен для здоровья, в рамках все полезно».
Выделились следующие причины распития спиртных напитков, такие как общественное мнение, за компанию, «от нечего делать», стереотип справлять праздники с алкоголем, потребность в алкоголе, влияние окружения и коллектива, быть таким, как все:
«ну это давно было… ну школа, окружение там считалось, что если ты не пьешь – то находишься не в коллективе», «общественное мнение повлияло, то есть чтобы выжить там в этих условиях, мне приходилось, поэтому», «ну за компанию… не знаю, иногда просто прямо есть потребность в пиве, ну вот серьезно, прямо есть потребность. Вот вечером выходишь – и прямо вот хочется, вот, и если тем более позволяет окружение, то…пожалуйста», «ну причины… подруги начали, и я начала», «мне кажется, есть такой стереотип, что если ты отмечаешь День Рождения, или какой- то другой праздник, на столе в любом случае будет стоять какой – то алкоголь, и надо просто менять… даешь Дни Рождения с соком, да. Но чтобы это все начали делать, чтобы не было такой реакции – о боже мой».
Каждый из присутствующих осознает вредность алкоголя. Но, в целом, признавшиеся в том, что они распивают алкогольные напитки, утверждают, что это не зависимость: «в принципе, от этого должно быть нехорошо, но мне же от этого хорошо, ну вы понимаете. Ну на следующий день плохо конечно же… я не знаю, как с этим бороться. Я могу пить, если хочу пить, если не хочу – то не буду. Не считаю, что это очень плохо», «Я тоже это делаю периодически, не считаю, что это плохо. Алкоголь тоже полезен для здоровья, в рамках все полезно», «у меня нету алкоголизма конечно, но просто… не знаю…».
Далее участники фокус – группы выделили такую вредную привычку, как интернет – зависимость и зависимость в постоянном получении новой информации: «Еще, наверное, с интернетом связанная… какая-то зависимость», «аддикция какая- то есть у меня неприятная, которую я пытаюсь побороть, но… даже зависимость, допусти, не от каких – то конкретных социальных сетей, а от поиска информации в интернете». Осознание, что это вредит здоровью: «Я считаю, что это вредная привычка, потому что она влияет на мое… на мою работоспособность», «это отвлекает», «и на здоровье тоже иногда влияет бывает, когда долго, по полночи просидишь, потом выходишь, пять часов прошло, а ты ничего не сделал, и чувствуешь себя от этого не очень».
Следующий вопрос о вредных привычках был связан с употреблением наркотических и психоактивных веществ. Поначалу собравшиеся не хотели обсуждать данную тему, боялись признаться в употреблении, боясь огласки и осуждения в собравшейся группе. Однако несколько человек признались и рассказали о причинах и последствиях употребления наркотических веществ, об опыте, некоторые назвали виды наркотических веществ, которые они употребляли, и их воздействие на организм. О наркотической зависимости никто не говорил, но были такие высказывания: «Я пробовала, но я не наркоман», «время от времени употребляю наркотики».
Причинами употребления наркотиков высказавшиеся назвали, что, в основном, это стрессы, конфликты, любопытство, интерес, быть своим парнем в компании, влияние знакомых («все пробовали»): «Ну вот захотелось – и попробовала несколько раз», «Опять же – друзья курят, я –тоже можно попробовать. Иногда бывает – блин, ну давай – давай, тебе понравится… ну ладно», «ну я пробовала наркотики в основном тогда, когда был какой – то конфликт, я была злая – всё, пошли все нафиг, я уйду от вас, и получалось вот так… да. Именно поэтому».
Некоторые более подробно рассказали о видах психоактивных веществ, которые они пробовали, последствиях и об воздействии на организм: «Ну это нелегально…гаш, башкирка, еще что-то… в принципе, каждое по разу попробовала, не кололась, таблетки не пила… просто дунуть, как говорится», «А последний случай у меня был летом… короче, я сильно накурилась, и у меня было такое чувство, что я очень отупела, и я решила, что надо перестать. Ну до этого было раз 5 -8, с тех пор больше нет», «Когда я уже попробовала, я уже пожалела, у меня всё было еще сутки периодически…это была лига. Ну, в принципе, кое-что еще… попробовала – всё, хватит… страшно было очень. Бывает, находит паранойя – страшно, я умру… это когда слишком совсем. Когда я в первый раз попробовала, и не знала, что это такое вообще, у меня такая паника была», «ну Вы знаете…у каждого есть какое – то свое действие… после гашиша хочется ржать, от лиги состояние паники, а вот у башкирки такое расслабляющее действие».
На вопрос «Вы бы хотели продолжать такой опыт?» один из присутствующих ответил, что возможно не откажется от определенного вида наркотического вещества: «ну Вы знаете… у каждого есть какое – то свое действие… после гашиша хочется ржать, от лиги состояние паники, а вот у башкирки такое расслабляющее действие. Так что если предложат башкирку, чтобы расслабиться, я в принципе, не откажусь, наверное, а вот остальное не хочу».
А на вопрос «Есть ли у Вас знакомые, которые употребляют психоактивные вещества, любые, наркотики в том числе» все присутствующие ответили положительно: да, есть.
Для выяснения степени озабоченности своим здоровьем и направлением конкретных действий для его сохранения и поддержания, а также удовлетворенности качеством предоставленной медицинской помощи студентам был заданы следующие вопросы: «В каких случаях Вы обращаетесь за медицинской помощью и куда именно? С какой целью? (цель – получить больничный или реальное беспокойство о своем здоровье, бывает ли профилактическое обследование)».
Все студенты регулярно посещают стоматологов: «когда надо вылечить зуб или по каким-то другим причинам», «тоже ходил к стоматологу, это у всех такая больная тема». Три четверти студентов посещают другие медицинские учреждения только для получения больничного и при наличии серьезного заболевания, треть – не ходит в больницы вообще, за исключением особо тяжелых заболеваний: отравление, ветрянка, отит. Всех студентов не устраивает качество предоставления медицинских услуг, как в платных, так и в бесплатных медучреждениях: в бесплатных студентов не устраивает отношение к ним персонала и эффективность медицинской помощи, а в бесплатных – зачастую необоснованная необходимость тратить большие суммы: «наплевательски отнеслись, потом уже пошла в платную, там все нормально, поэтому… Ну это конечно мне кажется, от врачей зависит, некоторые понимающие есть, нормальные», «я думаю, что от платы зависит уровень компетентности», «У меня был отит, и там была женщина, которое это все так преподнесла, как будто я виновата в том, что у меня болят уши, опозорила как могла – ты что, уши не чистишь», «Мне удалили этот зуб, и повредили соседний. И он мне еще говорит – давай мы тебе еще три зуба удалим, я такой – не, я не пойду».
Негативный опыт отталкивает студентов от посещения каких бы то ни было медицинских учреждений, склоняя их к занятию самолечением. Также были названы следующие недостатки: большие очереди, несоответствие времени приема врача и времени предварительной записи, отсутствие необходимого объема услуг в бесплатных и навязывание дорогостоящих услуг в платных учреждениях. Наиболее оптимальным студенты считают лечение у враче по рекомендации знакомых.
Анализируя полученные результаты, мы можем прийти к следующим выводам:
• студенты являются хорошо информированной о необходимости самосохранительного поведения группой, знакомы с программой действий по поддержанию и укреплению своего здоровья, но недостаточно мотивированы для ведения здорового образа жизни;
• студенты называют здоровье важной ценностью, считая себя здоровыми и при наличии хронических заболеваний, связывая нездоровье с ограничениями в активной жизни;
• все студенты замечают постоянное ухудшение здоровья населения и связывают его с неудовлетворительными экологией, питанием и образом жизни;
• практически все студенты ведут нездоровый образ жизни, связанный как с употреблением алкоголя и наркотических веществ, так и с потреблением нездоровой пищи и ненормированным режимом дня;
• студенты не удовлетворены качеством оказания медицинской помощи как в платных, так и в бесплатных медицинских учреждениях, и этим обусловлено их нежелание регулярно посещать подобные организации.
Таким образом, самосохранительное поведение современного студента основано на сочетании хорошей осведомленности о здоровом образе жизни и недостаточной мотивации к претворению его на практике в свою собственную жизнь, что сами студенты связывают с окружением и необходимостью реализации различных субъективных задач – учебы, работы, досуга и прочее.


Библиографический список
  1. Назарова И.Б. Здоровье в представлении жителей России // Общественные науки и современность. 2009. № 2. С. 91–101.
  2. Журавлева И.В Поведенческий фактор и здоровье населения// здоровье человека в условиях НТР: Методологические аспекты: Сб. науч. Трудов – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989. С 67-74.


Все статьи автора «Гимадрисламова Розалина Маратовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: