УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ У СУИЦИДЕНТОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Орешкина Алена Сергеевна
Московского НИИ психиатрии Минздрава России
медицинский психолог

Аннотация
В статье представлены результаты исследования смысловой сферы личности, уровня удовлетворенности жизнью и отношение к смерти юношами и девушками с суицидальным поведением. Была рассмотрена зависимость переживания экзистенциального кризиса в юношеском возрасте с внутренними предпосылками к суицидальному поведению у лиц юношеского возраста.

Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение


FEATURES SEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY AND ATTITUDE TOWARDS LIFE AND DEATH HAVE SUICIDES ADOLESCENCE

Oreshkina Alena Sergeevna
Moscow Research Institute of Psychiatry Russian Ministry of Health
clinical psychologist

Abstract
The article presents the results of a study of semantic sphere of personality, life satisfaction and attitude toward death boys and girls with suicidal behavior. Dependence was examined experiences of existential crisis in adolescence with the domestic preconditions to suicidal behavior in individuals adolescence.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Орешкина А.С. Особенности смысловой сферы личности и отношение к жизни и смерти у суицидентов юношеского возраста // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3050 (дата обращения: 27.05.2017).

Введение

Самоубийства относятся к трём ведущим причинам смертности в возрастной группе от 15 до 34 лет, что характерно для обоих полов (ВОЗ, 2001). Сопоставление места суицидов в структуре смертности данной возрастной группы населения в европейских странах показало, что самоубийство как причина смерти занимает второе место (после несчастных случаев на транспорте) в общей популяции среди мужчин и третье место (после онкологических заболеваний и транспортных катастроф) – среди женщин. Таким образом, общество теряет людей самого продуктивного возраста [1].

Кризис существования или экзистенциальный кризис – это состояние тревоги, глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Экзистенциальный кризис (от лат. exsistentia – существование) распространён в культурах, где основные нужды населения, необходимые для выживания, удовлетворены [9, С. 85].

Отметим, что возрастные кризисы и кризисы индивидуального жизненного пути (экзистенциальные) являются одной из частых причин обращения за психологической помощью. Экзистенциальный кризис может возникнуть в любой период в жизни человека, но иногда он совпадает по времени с определённым возрастным кризисом. У мужчин экзистенциальные кризисы встречаются чаще и протекают более длительно. Иерархия смыслов существования у женщин выстроена иначе, чем у мужчин. У женщин самореализация связана с любовью к семье, заботой о детях. Мужчины в большей степени ориентированы на дело, на достижение успеха [9, С. 85].

Методика

В 2013-2014 г.г. было проведено эмпирическое исследование отношения к жизни и смерти у суицидентов в юношеском возрасте.

В экспериментальную группу вошли 35 испытуемых в возрасте от 17 до 23 лет, 21 девушка и 14 юношей, имеющие в анамнезе жизни одну или несколько суицидальных попыток, в основном, с незаконченным высшим образованием или студенты различных ВУЗов. Контрольную выборку  составили 35 испытуемых в возрасте от 17 до 23 лет, 19 девушек и 16 юношей. Из них 10 учащихся 11-го класса средней школы и 25 студентов и слушателей психологических факультетов.

Базами исследования послужили: Психиатрическая клиническая больница № 4 имени П.Б. Ганнушкина Департамента здравоохранения города Москвы; Московский НИИ психиатрии Минздрава России; Центр инновационных технологий в психологии и образовании «Мегаполис» г. Москвы; ГОУ «Средняя общеобразовательная школа №  761 СВАО г. Москвы; факультеты психологии образования и повышения квалификации ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».

Специфика отношения к жизни и смерти суицидентов юношеского возраста изучалась с помощью методик «Переживание экзистенциальных кризисов» Л.В. Сенкевич, «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер, «Отношение к смерти» И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич и  Шкала удовлетворённости жизнью E. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen, & S. Griffin.

Особенности переживания экзистенциальных кризисов изучались при помощи методики «Переживание экзистенциальных кризисов», разработанной Л.В. Сенкевич в 2012 году. Теоретическими основаниями методики послужили представления В. Франкла, Э. Эриксона, И. Ялома, А. Лэнгле о содержании и критериях экзистенциальных кризисов [7;11;12;13].

Методика состоит из 100 утверждений, на которые имеется 5 вариантов ответа: «Полностью согласен», «Скорее согласен», «Затрудняюсь ответить», «Скорее не согласен», «Абсолютно не согласен». Ответы оцениваются по 10 шкалам: 1) неудовлетворённость собой; 2) неудовлетворённость своим прошлым; 3) неудовлетворённость своим настоящим; 4) отчаяние, страдание и чувство вины; 5) бессмысленность социальных связей; 6) бессмысленность дела, профессии, карьеры; 7) обесценивание человеческой жизни; 8) одиночество; 9) незащищённость; 10) проблемы личной свободы и ответственности. Методика имеет три модификации: вариант для подростков и юношей; вариант для лиц молодого и зрелого возрастов; вариант для пожилых людей. Оценка по шкалам в интервале от (– 20) до (– 5) баллов говорит о низкой степени выраженности данного критерия; в интервале от (– 5) до 5 баллов  – о средней и в интервале от 5 до 20 баллов – о высокой степени выраженности данного критерия [10].

Методика «Отношение к смерти» разработана И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич в 2011 году. Методика представляет собой опросник, включающий 10 закрытых вопросов. Поскольку отношение к смерти может быть, как это показано в психологической литературе, неразрывно связано с удовлетворённостью жизнью (со степенью удовлетворённости), первые два ключевых вопроса методики касаются именно этого аспекта проблемы.

Выбирая ответы на поставленные вопросы, испытуемый в 8 случаях отмечает 1 ответ, в 2 пунктах он может выбрать 2-3 утверждения. 8 ответов отражают оптимистичное отношение к жизни и смерти, 8 ответов – пессимистичное. Испытуемый может дать максимум 13 ответов.

Каждый оптимистичный ответ оценивается 1 баллом с положительным значением (+1). Каждый пессимистичный ответ оценивается 1 баллом с отрицательным значением (–1). Если сумма набранных испытуемым баллов является отрицательной, его отношение к смерти оценивается как пессимистичное. Интервал от 0 до (+3) свидетельствует об амбивалентном (противоречивом) отношении к смерти. Сумма баллов, превышающая показатель (+3) балла, оценивается как оптимистичное отношение [5].

Шкала экзистенции (ШЭ) (адаптированная С.В. Кривцовой версия Existenzskala А. Лэнгле, К. Орглер, была разработана в рамках экзистенциально-аналитической теории А. Лэнгле, и является одним из психометрических инструментов для выявления данного параметра. Данная методика направлена на измерение экзистенциальной исполненности, которая в свою очередь, наглядно демонстрирует, степень осмысленности в жизни испытуемого. Разработка опросника завершилась в 1989 году. ШЭ была адаптирована к русскоязычной выборке в 2007 году.

Шкала представляет собой 46 утверждений с шестью градациями ответов, в результате обработки распределяющихся по четырём субшкалам: самодистанцирования (SD), предполагающего способность предпринять когнитивные и эмоциональные усилия отдалиться от ситуации, изменить позицию непосредственного участника происходящего на позицию стороннего наблюдателя; самотрансценденции (ST) – по В. Франклу, выхода за пределы своего «Я»,  ориентации не на свои частные интересы и цели, а на окружающую социальную действительность, нахождения смысла в чём-то, находящемся за пределами своей личности; свободы (F), определяющейся, по Э. Фромму, через понятия целостности, креативности, спонтанности и любви к жизни, а по Р. Мэю – как рефлексия возможностей в рамках индивидуального жизненного пути; ответственности (V), понимаемой как осознание обязательности  достижения поставленных целей и выполнения взятых на себя обязательств, и определяемой через понятия «интернальность», «чувство долга», «атрибуция ответственности за успехи и неудачи в условиях совместной деятельности» [4].

Общий G-показатель экзистенциальной исполненности личности, определяемой  как субъективное ощущение личностью внутреннего согласия с собой и с миром, удовлетворённости потребности в трансцендентности, равновесия между самодетерминацией и свободой воли, значимости базисных ценностей, позитивной перспективы потребного будущего, имеющего смысл, – складывается из суммы промежуточных показателей вышеописанных субшкал: показателя Р (персональность), представляющего собой сумму значений показателей SD (самодистанцирование) ST и описывающего блокировку (при низких значениях) или  актуализацию базовых персональных (эмоциональных и когнитивных) потенций личности, и  показателя Е (экзистенциальность), формирующегося из суммы значений показателей V (ответственность) и F (свобода) и свидетельствующего о способности справляться с внешним миром, принимать решения и воплощать их в жизнь [4].

Шкала удовлетворённости жизнью E. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen, & S. Griffin включает в себя 5 утверждений, посвященных разным аспектам удовлетворенности жизнью, например, таких, как: «В основном, моя жизнь соответствует моему идеалу». Э. Динер ввёл понятие «субъективное благополучие», подразумевая под ним совокупность трёх основных компонентов: приятные эмоции, удовлетворение, не приятные эмоции. Данная методика выявляет уровень интеллектуальной и эмоциональной удовлетворённости жизнью.

Испытуемому предлагается 7 градаций ответов от 1 (не согласен) до 7 (полностью согласен). При обработке данных необходимо сложить все получившиеся цифры по шкалам. 25-35 баллов свидетельствуют о высокой удовлетворённости жизнью, 15-25 – о средней и 5-15 – о низкой степени удовлетворённости жизнью [14].

Результаты эмпирического исследования.

Тестирование проводилось посредством одновременного предъявления методик, между шкалами методик была подсчитана ранговая корреляция Ч. Спирмена. Учитывались результаты исследования с достоверностью не ниже 95%, при p-уровне ≤ 0,05.

1. Для исследования на экспериментальной и контрольной выборках тесноты связей между степенью переживания экзистенциального кризиса и уровнем экзистенциальной исполненности, были использованы: методика «Переживание экзистенционального кризиса» («ПЭК») Л.В. Сенкевич, методика «Шкала экзистенции» («ШЭ») А. Лэнгле, К. Орглер.

Выявлена отрицательная корреляция на высоком уровне значимости в контрольной группе между показателями всех шкал методики «ШЭ» и показателями всех шкал методики «ПЭК». Это значит, что у испытуемых контрольной выборки при возрастании выраженности переживания экзистенциального кризиса снижается уровень экзистенциальной исполненности, и – наоборот, при уменьшении выраженности переживания экзистенциального кризиса – увеличивается уровень экзистенциальной исполненности.

Наряду с этим, выявлена отрицательная корреляция на высоком уровне значимости в экспериментальной группе между показателями шкал: самотрансценденция, персональность методики «ШЭ» и показателями всех шкал методики «ПЭК». При этом, выявлена отрицательная корреляция на высоком уровне между общим показателем экзистенциальной исполненности по методике «ШЭ» и показателями почти всех шкал методики «ПЭК», кроме шкал «Неудовлетворённость собой» и «Незащищённость». Наконец, выявлена отрицательная корреляция на высоком уровне значимости между показателями шкалы «Самодистанцирование» методики «ШЭ» и показателями почти всех шкал методики «ПЭК», кроме шкал «Отчаяние, страдание и чувство вины» и «Незащищённость».

Всё это значит то, что у испытуемых экспериментальной выборки при возрастании выраженности переживания экзистенциального кризиса снижается уровень экзистенциальной исполненности, и – наоборот. Таким образом, в этих параметрах показатели контрольной и экспериментальной групп совпадают.

2. Помимо указанного выше, для исследования на экспериментальной и контрольной выборках тесноты связей между степенью переживания экзистенциального кризиса и уровнем удовлетворённости жизнью, были использованы: методика «Переживание экзистенционального кризиса» («ПЭК») Л.В. Сенкевич, методика «Удовлетворённость жизнью» Э. Динер.

Выявлена отрицательная корреляция на высоком уровне значимости в контрольной и экспериментальной группах между показателями шкалы  «Удовлетворённость жизнью» и показателями всех шкал методики «ПЭК». Это значит, что у юношей и девушек с суицидальной активностью, как и у их сверстников из группы нормы, при возрастании выраженности переживания экзистенциального кризиса, снижается уровень удовлетворённости жизнью.

3. Кроме того, для исследования на экспериментальной и контрольной выборках тесноты связей между степенью переживания экзистенциального кризиса и отношением к жизни и смерти, были использованы: методика «Переживание экзистенционального кризиса» («ПЭК») Л.В. Сенкевич, методика «Отношение к жизни и смерти» И.Ю. Кулагиной, Л.В. Сенкевич.

Выявлена отрицательная корреляция на высоком уровне значимости в экспериментальной группе между показателями шкалы отношение к жизни и смерти и показателями всех шкал методики «ПЭК». Это значит, что у юношей и девушек с суицидальной активностью при возрастании переживания экзистенциального кризиса появляется пессимистическое отношение к жизни и страх перед смертью.

4. Плюс к указанному выше, для исследования на экспериментальной и контрольной выборках тесноты связей между отношением к жизни и смерти, уровнем удовлетворённости жизнью и уровнем экзистенциальной исполненности, были использованы, в совокупности, методики: «Отношение к жизни и смерти» И.Ю. Кулагиной, Л.В. Сенкевич, «Удовлетворённость жизнью» Э. Динер, «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер.

Выявлена положительная корреляция на высоком уровне значимости в экспериментальной группе между показателем методики «Отношение к жизни и смерти» и шкалами «Самодистанцирование», «Самотрансценденция», «Персональность» методики «ШЭ», общим G-показателем экзистенциальной исполненности методики «ШЭ» и показателем удовлетворённости жизнью методики Э. Динер.

Это соотношение свидетельствует о том, что у юношей и девушек с суицидальной активностью при формировании пессимистического отношения к жизни и смерти наблюдается ухудшение способности к самодистанцированию, самотрансценденции, персональности и снижается уровень удовлетворённости жизнью.

5. При всём указанном выше, для исследования на экспериментальной и контрольной выборках тесноты связей между уровнем удовлетворённости жизнью и уровнем экзистенциальной исполненности, были использованы методики: «Удовлетворённость жизнью» Э. Динер, «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер.

Выявлена положительная корреляция на высоком уровне значимости в контрольной группе между шкалой удовлетворённость жизнью и всеми шкалами методики, выявляющей уровень экзистенциальной исполненности. Это значит, что чем выше степень удовлетворённости жизнью у юношей и девушек в группе нормы, тем выше у них уровень экзистенциальной исполненности.

Выявлена положительная корреляция на высоком уровне значимости в экспериментальной группе между показателями шкалы удовлетворённость жизнью и шкалами самодистанцирование, самотрансценденция, персональность, и общим показателем экзистенциальной исполненности. Это значит, что чем ниже уровень удовлетворённости жизнью у суицидентов юношеского возраста, тем менее выражена у них. способность к самодистанцированию, персональности, экзистенциальной исполненности.

6. При всём при этом, выявлена положительная корреляция на высоком уровне значимости в экспериментальной и в контрольной группе между показателями шкал методики «ПЭК» Л.В. Сенкевич. Это означает, что повышение степени неудовлетворённость собой, своим прошлым, настоящим, способствует повышению уровня отчаяния, страдания, чувства вины, бессмысленности социальных связей и профессии, а так же приводит к обесцениванию человеческой жизни, одиночеству, незащищённости и к проблемам свободы и ответственности. Повышение уровня бессмысленности социальных связей и профессиональной деятельности, обесценивание человеческой жизни, способствует повышению уровня неудовлетворённости собой, своим прошлым, настоящим, а также формирует более глубокое чувство одиночества и незащищённости.

7. Выявлена отрицательная корреляция на высоком уровне значимости в экспериментальной и в контрольной группе между показателями методики «Шкала экзистенции».

В контрольной выборке выявлены положительные корреляции между показателями всех шкал данной методики. Это означает, что, самодистанцирование, самотрансценденция, свобода, ответственность, персональность, экзистенциальность и показатель общей экзистенциальной исполненности у юношей и девушек контрольной группы взаимосвязаны между собой. Повышение уровня одного показателя приводит к повышению уровня по другим показателям.

В экспериментальной выборке выявлены положительные корреляции между показателями шкал: самодистанцирование, самотрансценденция, персональность; между шкалами свобода, ответственность, экзистенциальность; между шкалами персональность, самодистанцирование, самотрансценденция; между шкалой «общий показатель экзистенциальной исполненности» и остальными шкалами «ШЭ». Это свидетельствует о том, что многие компоненты экзистенциальной исполненности у юношей и девушек с суицидальной активностью взаимосвязаны между собой.

Выводы

Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы.

I. Для экспериментальной группы характерны: низкая осмысленность жизни, эмоциональная опустошённость, низкий уровень экзистенциальной исполненности, обесценивание жизни, а так же высокие показатели неудовлетворённости собой, своим прошлым, настоящим и неспособность отодвигать свои проблемы на дистанцию относительно самого себя. У лиц с суицидальным поведением отсутствует критический взгляд на вещи и различные ситуации, снижена способность к контролю над собственными эмоциями; они чаще испытывают чувство одиночества, вины и незащищённости. Юноши и девушки, являющиеся суицидентами, более закрыты для восприятия себя и мира, незрелы, нерешительны и неуверенны в себе, по сравнению с юношами и девушками, не совершавшими попытки самоубийства. У юношей и девушек, совершавших суицидальные попытки, по сравнению с их сверстниками, не совершавшими таковых, – более остро встают проблемы, связанные с личной ответственностью и свободой. Юноши-суициденты и девушки-суициденты подвержены риску частой смены настроения, возникновения апатии и депрессии. Все эти показатели существенно влияют на их удовлетворённость жизнью, которая в данной выборке снижена, по сравнению с группой нормы. Всё это обусловливает пессимистический или амбивалентный взгляд на жизнь и смерть в суиидальной группе выборки, – практически независимо от пола данных респондентов.

II. Для юношей и девушек из контрольной группы характерны: высокая осмысленность жизни, эмоциональная исполненность, открытость к восприятию себя и мира, уверенность в себе и собственных силах, высокая степень удовлетворённости своим прошлым и настоящим. Они реже испытывают чувство одиночества, вины, отчаяния  и незащищённости, чем лица с суицидальной активностью. У юношей и девушек из группы нормы возникает меньше экзистенциальных проблем, связанных с личной ответственностью и свободой, по сравнению с их ровесниками-суицидентами. Жизнь юношей и девушек контрольной группы наполнена смыслом и имеет весьма определённую ценность для них, они хорошо ориентируются в окружающем пространстве, способны предпринимать решительные действия и отвечать за их последствия. Они обладают способностью хорошо контролировать собственные эмоции, они умеют сопереживать и сочувствовать другим людям. Оптимистический взгляд на проблемы жизни и смерти, обусловливает у них высокую степень удовлетворённости жизнью, – в независимости от пола этих респондентов. Отметим, что кардинальные различия во взглядах на жизнь и смерть представляются нам одним из самых существенных показателей, характеризующих собою отличия контрольной и экспериментальной групп.

III. Достоверных половых и гендерных различий ни по одному параметру в обеих выборках выявлено не было. Всё же, по некоторым результатам исследования, у юношей с суицидальной активностью складывается более неблагоприятная ситуация в психологическом плане, чем у девушек с суицидальной активностью. Для девушек более свойственен демонстративно-шантажный тип самоубийства, а суицидальные попытки юношей, носят, что называется, истинный психологический и фактический характер.

IV. В контрольной группе юноши в несколько большей степени удовлетворены собственной жизнью и более уверены в себе, чем девушки. Однако у юношей контрольной группы по сравнению с девушками этой группы более явно выражены проблемы личной ответственности и свободы.


Библиографический список
  1. Абрамова Н.М. Личностные и этнокультурные особенности лиц, совершивших суицидные попытки путем отравления: Дис… канд. мед. наук: СПб., 2005. – 159 с.
  2. Берно-Беллекур И.В. Социально-психологические аспекты аутодеструктивного поведения: Дис… канд. психол. наук: СПб., 2003. – 197 c.
  3. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 464 с.
  4. Кривцова С.В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала экзистенции (Existen- zskala) А. Лэнгле и К. Орглер // Экзистенциальный анализ. – М.: ИЭАПП. – 2009. – №1. – С. 241-271.
  5. Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В. Отношение к смерти: возрастные, региональные и гендерные различия // Культурно-историческая психология. 2013. №4. – С. 58-65
  6. Леонтьев Д.А. Восхождение к экзистенциальному миропониманию // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2007. – С. 3–12.
  7. Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 159 с.
  8. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом.  Прикладная  логотерапия. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2004. – 128 с.
  9. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 2001. – С. 85.
  10. Сенкевич Л.В. Психология экзистенциальных кризисов: Учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. – 143 с.
  11. Франкл В. Человек в поисках смысла / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – С. 105-367.
  12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Класс, 1999. – С. 156.
  13. Ялом И. Вглядываясь в солнце: жизнь без страха смерти. – М.: Эксмо, 2012. – 352 с.
  14. Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., & Griffin S. The Satisfaction with Life Scale // Journal of Personality Assessment. – 1985. – V. 49. – P. 72.


Все статьи автора «ALENA13»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: