УДК 347.92

КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАБИЛИТАЦИЮ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПО 4 ЭТАПАМ РАЗВИТИЯ ОТ 0 ДО 4 ЛЕТ

Игумнова Татьяна Тимофеевна1, Осеева Надежда Александровна1, Смирнова Татьяна Владимировна1
1Государственное казенное учреждение здравоохранения «Психоневрологический дома ребёнка №9», город Санкт-Петербург

Аннотация
Данная методическая разработка по работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, имеющими сложную структуру дефекта, адресована учителям - дефектологам, воспитателям, музыкальным руководителям. Программа рассчитана на четырехлетний срок обучения (возраст детей 0-4 года).

Ключевые слова: дети раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью, коррекция, методическая разработка, поражение ЦНС, реабилитация., синдром Дауна


COMPLEX EDUCATIONAL ACTIVITIES AIMED AT THE REHABILITATION OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES TO 4 STAGES OF DEVELOPMENT FROM 0 TO 4 YEARS

Igumnova Tatiana Timofeevna1, Oseeva Nadezhda Alexandrovna1, Smirnova Tatiana Vladimirovna1
1State fiscal health agencies Psychoneurological orphanage № 9, St. - Petersburg

Abstract
This methodical development to work with children with intellectual disabilities who have complex structure of the defect, is written for teachers - speech pathologists, educators, music directors. The program lasts for four years of education (age 0-4 years).

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Игумнова Т.Т., Осеева Н.А., Смирнова Т.В. Комплекс педагогических мероприятий направленных на реабилитацию детей с интеллектуальной недостаточностью по 4 этапам развития от 0 до 4 лет // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3069 (дата обращения: 28.05.2017).

Актуальность.

Работа посвящена актуальной проблеме развития детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью (интеллектуальная недостаточность  различной степени выраженности, синдром Дауна), необходимостью создания практического руководства по работе  с данной категорией детей в связи с недостаточностью освящения проблемы в печати.

Данная адаптированная методическая разработка по работе с детьми с детьми с интеллектуальной недостаточностью, адресована учителям – дефектологам, воспитателям, музыкальным руководителям. Программа рассчитана на четырехлетний срок обучения (возраст детей 0-4 лет).

Материал будет изложен по четырём этапам обучения. Данная методическая разработка является обобщением многолетнего педагогического опыта работы педагогов по воспитанию и реабилитации этой категории детей в доме ребёнка города  Санкт Петербурга.

Основной целью деятельности домов ребёнка является построение адекватного процесса медико-социальной реабилитации по следующим этапам:

1.Развитие физиологических возрастных двигательных, речевых и интеллектуальных функций детей грудного возраста( от4 недель и до года), раннего возраста ( от 1 года до з лет) и дошкольного возраста.

2.Реабилитационные мероприятия направленные на снижение выраженности дефекта ребёнка: двигательного, речевого, интеллектуального.

3.Коррекционные мероприятия направленные на формирование навыков социальной адаптации (коммуникативных навыков)

4. Психокоррекционные мероприятия направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы ребёнка.

Исходя из многолетнего опыта работы с детьми имеющими  интеллектуальную недостаточность, условно мы выделяем три группы

1.К первой группе относятся дети: заинтересованные в сотрудничестве с взрослым, проявляют инициативу к общению, охотно по подражанию выполняют физические упражнения, задания связанные с познавательным развитием, проявляют познавательный интерес к деятельности и своему результату, отличаются познавательной способностью. Понимают обращённую к ним речь, элементарную инструкцию, пользуются указательным жестом, в активной речи используют отдельные слова.

2.Ко второй группе мы относим детей, которые не активны, малоинициативны в общении с взрослым, физическое развитие значительно снижено: выполняют только часть задания, не подражают действиям взрослого с заданиями связанными с познавательным развитием, сами не справляются, а после обучения отмечаются разбросанные, хаотичные, замедленные движения. Не формируется подражательная способность.

3.К третьей группе мы относим детей, которые не проявляют интереса к действиям взрослого, отсутствует инициатива и потребность в общении. Задания, связанные на физическое развитие не выполняет, общие движения крайне неловкие, напряженные, хаотичные, с трудом переключаются на новые движения, нарушено равновесие и координация движений.

Задания познавательного характера не выполняют, действуют спонтанно , не адекватно деятельности и ситуации. Речь не понимают, нет целенаправленных действий. В некоторых случаях вместе с педагогом (рука ребёнка в руке взрослого) выполняет элементарные действия. Не формируется подражательная  деятельность. Понимание речи крайне затруднено. В активной речи имеются лишь отдельные звуки , возгласы.

Таким образом, исходя из выше изложенного ( особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью)  предлагаем комплекс педагогических мероприятий направленных на решение следующих задач: 

Основные направления и содержание коррекционно – развивающей работы в Доме ребёнка

Направления

0-1 год

1-2 года

2-4 года

Социально-эмоциональное развитие

Формировать эмоциональный контакт с взрослым;

протягивать руки к взрослому; учить фиксировать внимание на себе (ручках, ножках);

учить идентифицировать  себя со своим именем.

 

Формировать эмоциональный контакт с взрослым; учить узнавать себя в зеркале, формировать эмоциональную реакцию;

Учить отзываться на своё имя, обращать внимание на себя, играет в присутствии детей, но не сними.

Запоминать имена сверстников, подражать эмоционально – тактильным способам взаимодействия взрослого, сверстникам.

Физическое развитие

Держать головку; сидеть, переворачиваться, ползать, барахтаться, вставать, стоять,

хватать, бросать.

Сидеть – вставать, ползать – ходить,

передвигаться вдоль мебели, стоять свободно некоторое время, играет пальцами рук.

Преодолеть хватательный рефлекс, развитие чувствования своего тела, освоение языка, освоение выразительных движений.

Познавательное развитие

Следовать взглядом за движущимся предметом. Узнавать воспитателя, наблюдать за предметами, хотеть получить предмет, тянуть игрушки за верёвочки.

Развитие скоординирован

ной деятельности тактильно-кинестического -зрительного анализаторов и др.

развитие манипулятивных предметных действий; развитие конструктивной деятельности подражательного характера; формирование основ наглядно-действенного мышления.

Развитие инициативных предметно-игровых действий; показывает предметы на картинках,

Формирование основ орудийной деятельности.

Речевое развитие

Умение воспринимать звуки;

узнавать воспитателя, реагировать на голос, интонацию;

Развивать ориентировку на звуки окружающей среды, использовать голосовые и жестовые реакции как средство коммуникации.

Гулить, лепетать, реагировать на слова, жесты; выполнять простые команды, выражать желания, дифференцировать звукоподражания.

Формировать коммуникативную функцию речи, развивать чувство ритма, понимание команд-инструкций обобщённого типа; подражать словам звукоподражателям, шумам окружающей среды, повторять слова.

Музыкальное развитие

Вызвать у ребенка положительные эмоции,

чувство доверия к педагогу, поглаживанием руки ребенка, ласковым голосом, пением, улыбкой.

Учить прислушиваться к

пению взрослого,

Формировать интерес к музыке, учить совершать совместные действия с взрослым, развивать функции движения (зрительные, слуховые, мышечные).

Расширять опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Побуждать к подражанию простейших движений под музыку.

Развивать двигательную активность. Учить ребёнка различать музыку по громкости её звучания и выполнять движения совместно с взрослым.

Продолжаем развивать простейшие навыки движения под музыку по показу педагога и по словесным инструкциям, движения с предметами  . Учить детей ориентации в пространстве: бег стайкой, учить совершать элементарные движения под музыку 2х частной формы, а также видеть взрослого отображать в своем действии  cловесные инструкции.

Опираясь на собственный многолетний опыт, мы разработали следующие методики:

1.  Методическая разработка для  работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью ( по четырем этапам развития учителя дефектолога Осеевой Н.А.

2. Методическая разработка  для  работы  с детьми с интеллектуальной недостаточностью по четырем этапам развития музыкального руководителя  Игумновой Т. Т.

3. Методическая разработка для  работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью по четырем этапам развития по изобразительной деятельности и конструированию детей воспитателя Смирновой Т. В.

4. Коррекционно-педагогические направления по работе с детьми с  интеллектуальной недостаточностью воспитателя Смирновой Т.В.

Основные цели коррекционно-воспитательной работы:

1.Удовлетворение потребностей детей с множественными нарушениями развития, находящиеся под опекой государства.

2.Создание благоприятной среды для реализации социального, эмоционального и интеллектуального потенциала ребёнка.

3.Формирование у ребёнка таких качеств личности, как самостоятельности, активности, уверенность в себе, доброжелательность.

В основе данной разработке использованы следующие  принципы:

1.Принцип взаимосвязи  коррекции  развития детей и диагностики для дальнейшей реабилитации и социальной адаптации ребёнка, что обуславливает соответствие цели и содержание коррекционной работы.

2.Принцип индивидуального подхода к ребёнку, учета его психологических и индивидуальных особенностей развития.

3.Принцип  непрерывности, регулярности, планомерности процесса. Многократные  систематические повторения , позволяющие каждому ребёнку прочно усвоить материал   в индивидуальном для него темпе.

4.Принцип постепенного повышения требований, учет эмоциональности и сложности материала.

5.Доступности  учета возрастных особенностей детей.

6.Оптимистического подхода «атмосфера успеха».

7.Интеграции музыкально-коррекционных занятий с другими видами психолого-педагогических воздействий.

Таблица 1. Методическая разработка для  работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью по четырем этапам развития учителя дефектолога Осеевой Н.А,

1 этап

Направление и задачи работы

Коррекционно-развивающие задачи

Игры и упражнения

Развитие зрительного восприятия.

Формирование фиксации и удержание объекта в поле зрения.

Прослеживание взглядом за предметом в горизонтальной плоскости. Прослеживание взглядом за предметом в вертикальной плоскости.

Развитие ориентировочных поисковых движений при удалении предмета из поля зрения ребенка.

Коррекционно-развивающие задачи.

Коррекция зрительного восприятия за счет установления взгляда на объекте и его прослеживания в разных направлениях.

Формирование разнообразных поисковых реакций глазами, головой, туловищем.

Создание  оптимальной развивающей среды и использование компенсаторных возможностей ребенка.

“Веселая погремушечка”.

“Звонкий колокольчик”.

“Посмотри на колечко”.

«Побежала кошечка».

“Наша птичка прилетела”.

«Наша ляля маленькая».

«Птичка прилетела, птичка улетела».

«Заинька попляши, заинька убеги».

«Звените бубенчики».

«Наша курочка спешит, в гости к деточке бежит».

«Веселая птичка, прилетела».

Развитие слухового восприятия.

Учить прислушиваться к звукам окружающего мира громкий стук, голос взрослого.

Учить локализовать звук в пространстве.

Учить определять направление звучания и формирование  поисковых реакций глазами, мимикой, головой .

Коррекционно-развивающие задачи.

Коррекция слухового восприятия за счет формирования слуховой локализации, восприятия звуков разной модальности  и определения направления звучания.

Активизация поисковых движений глазами, головой, туловищем.

“Песенку тебе спою, ай-лю – лю”.

“Вот какие ручки,  вот какие ножки”.

“Поет песенку колокольчик,  дудочка”.

“Где стучит барабан, бам, бам, бам”.

“Где песенка поет”.

«Ау  моя Катенька,  ау моя маленькая».

«Серенькая кошечка пришла к детке в гости».

«Поиграй со мною Ванечка».

«Барабанчик постучи».

Развитие тактильного восприятия.

Восприятие предметов по поверхностным и температурным характеристикам.

Коррекция тактильной чувствительности осуществляется за счет разнообразных, предъявляемых игрушек, предметов, материалов.

Стимуляция ответных реакций на тактильное воздействие.

“Веселая кошечка”.

“Мягкая уточка”. “Потрогай  ручками  игрушку”.

“Покатаем шарик».

“Поглажу тебе ручки варежкой”.

“Похлопаем ручкой по игрушке”.

Развитие мелкой моторики и манипулятивной деятельности рук.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие опорной и хватательной функции рук (опора на раскрытые ладони рук в положении лежа на животе.)

Формирование основных видов захвата: ладонного и щепотного.

Формирование зрительно-моторной координации.

Стимуляция появления активных  действий  руками; тянуться рукой к предмету, наталкиваться на него и схватывать  предмет, совершать манипулятивные действия.

Игры и упражнения. “Ты моя

ладошечка, ты моя крошечка”.

«Наши “веселые пальчики».

“Ладошечка-кулачок”.

“Поиграем с ручками”.

“Курочка зернышки клюет”.

«Наша ляля маленькая».

“Веселые ножки, веселые

ручки”.

«Этот пальчик, этот мальчик».

Развитие эмоционально-голосовых реакций на общение и взаимодействие с взрослым.

Коррекционно-развивающие задачи.

Стимулировать появление  «комплекса оживления»,

ориентировочной реакции, активного бодрствования с включением голосового компонента.

Развивать голосовые реакции ,показывать голосом три и более чувства, произносить несколько гласоподобных звуков и их сочетаний. Использовать один, два жеста для привлечения взрослых.

Игры и упражнения.

“Я поглажу твои ручки, ножки,  головку”.

“Наша Катя маленька».

“По ладошке постучу и в  бубенчик позвоню”.  “Гули-гуленьки”.

“Ой, ой, песню пой”.

«Киса в гости пришла».

«Веселая матрешка».

2 этап

Развитие слухового восприятия.

Учить прислушиваться к звукам окружающего мира громкий стук, голос взрослого .

Учить локализовать звук в пространстве.

Учить определять направление звучания и формирование разнообразных поисковых реакций глазами, мимикой ,головой  и туловищем.

Коррекционно-развивающие задачи.

Создание устойчивого зрительного образа, путем выделения его из ряда различных двух и нескольких предметов.

Узнавание знакомых игрушек предметов, людей, в узко-наглядной ситуации.

Формирование элементарной ориентировке в схеме тела.

Формирование ориентировочной основы произвольного  внимания.

Игры и упражнения

“Вот веселый мяч, кукла, птичка”.

«Кто пришел к нам в гости».

«Где  птичка, найди».

«В барабан постучу, Вову позову».

«Где дудит дудочка».

«Поет песенку куколка».

«Веселая игрушка в гости к нам пришла».

« Петушок,  спой нам песенку».

«Катюша, улыбнись, отзовись».

«Где звенит колокольчик».

«Кто пришел в гости».

Развитие слуховых дифференцировок

Коррекционно-развивающие задачи.

Активизация акустического внимания и памяти.

Выделение звучания заданного предмета из двух,  предложенных муз, инструментов, шумов окружения.  Дифференцировать голоса «своих  и  чужих».

Различение  отдельных  звукоподражаний при зрительном соотнесении с объектом и  без  него.

Формирование слухо-двигательной координации.    Координация движений  руки  со звуковым   сигналом  или  голосовым сигналом .

Игры и упражнения.

“Найди, где звучит дудочка, а где стучит барабан».

“Послушай, как плачет ляля”.

«Посмотри, где  поет песенка, где ее нет».

«Вместе с Катей я спою, вместе с Катей попляшу».

«Кружится волчок, скачет зайка».

«Агу, кто пришел».

«Веселая погремушка, поиграй со мной, где погремушка, найди ее».

Развитие голосовых реакций.

Коррекционно-развивающие задачи.

Стимулировать произношение гласных и согласных звуков и их сочетаний, возгласов, звукоподражаний.

Учить использовать два и более жеста и мимики для обозначения объектов, привлечения взрослых к своему состоянию.

Активизация голосовой потребности путем создания игровой   ситуации и крайней заинтересованности ребенка.

Игры и упражнения.

Попоем вместе песенку”.

“Как поет куколка”.

“Наша дудочка дудит”э

“Тата тата

наша “девочка”.

“Посмеемся и нахмурим бровки”.

“Позови меня малыш”.

“Паровозик наш гудит”.

“Как кричит курочка,  мяукает кошечка, лает собачка».

Развитие познавательной активности и взаимодействия ребенка с взрослым.

Коррекционно-развивающие задачи осуществляются путем создания игровой ситуации,

элемента неожиданности, эмоциональной заинтересованности,

появление    новой,

яркой игрушки или объекта.

Использование игр и упражнений,   требующих,     совместного взаимодействия ребенка и взрослого, отражение им в игре  различной интонации, жестов, мимики, звукоподражаний, слоговых комплексов.

А  также повторение действий  и активизации  собственной  познавательной  деятельности ребенка.

Игры и упражнения.

“Мы веселые воробышки”.

Поиграем вместе с куколкой”.

“Пляшем и поем, ручками трясем”.

“Кисонька, – мурысонька  в гости к нам пришла”.

“Веселый платочек, спрячь меня”.

“Поиграют, постучат наши пальчики”.

«Зайка серый умывается, видно в гости собирается».

«Где наши ручки,  носик,  ушки».

«Поиграй со мною в мяч».

«Наши ручки попляшите, наши ручки покажите носик, ушки, глазки».

3 этап

Развитие  зрительного и слухового внимания

Коррекционно- развивающие задачи

Учить направлять внимание к появлению игрушки, объекта, удерживать его в поле зрения, рассматривать его, узнавать его.

Предвосхищать эмоциональными реакциями,  регулярно повторяющийся объект.

Учить направлять внимание к источнику звука, прислушиваться,  узнавать его, выражать ответными эмоционально-голосовыми реакциями, мимикой, жестом.

Игры и упражнения.

“Где поет песенка».

«Куда улетела птичка».

«Мой веселый барабан».

«Послушай, кто идет».

« Где светит ласковое солнышко».

«Паровозик поет песенку».

«Где лает собачка».

«Найдем котика».

«Дудочка моя, поиграй».

«Ветерок, ветерок, ты подуй

на меня».

Развитие речевого слуха.

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить прислушиваться к  речевым звукам, различать

некоторые из них  и повторять их по подражанию.

Игры и упражнения.

«Песенка птички».

«Песенка киски».

«Баюканье куклы».

«Паровозик наш гудит».

«Часики тикают».

“Машинка едет “.

“Катя бух упала”.

“Побежали наши ножки, да по ровненькой дорожке”.

Веселая куколка».

Развитие мелкой моторики  и целенаправленного действия с предметами.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на формирование умения брать предмет разного размера и формы, удерживать его, рассматривать и действовать с ним по подражанию:

ставить,  двигать, катать, приставлять, надевать, снимать, складывать, сжимать, крутить….

Учить внимательно, наблюдать за действием взрослого и повторять его вместе с взрослым.

Развивать зрительно-моторную координацию.

Игры и  упражнения.

“Красивые баночки”.

“Построим дорожку”.

“Вставим форму”.

“Покатаем шарики”.

“Разные кубики”.

“Оденем крышки”.

“Вставим грибочки”.

“Оденем колечки”

«Построим башню».

«Сложим кубики».

«Поставим кирпичики».

«Разложим колечки».

«Соберем пирамидку».

Развитие импрессивной речи.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на увеличение объема понимаемой речи, слов обозначающих окружающие   предметы, игрушки, названия простых действий с ними, и понимания простых речевых просьб;  на, дай, иди, сядь. принеси, убери, поставь.

Дидактические игры и показы.

“Куклу Машу оденем, покормим, положим, спать”.

“Веселая собачка”.

“Принеси мяч”.

“Покатаем лошадку”.

“Играем с машинкой”

«Разные кубики» “Музыка играет”.

“Посидим на стульчике. поиграем с ручками”.

“Кто идет и песенку поет”.

«Найди собачку».

Сенсорное развитие.

Коррекционно- развивающие задачи.

Различение предметов по величине.

Подбор предметов разной величины:

большой, маленький, по аналогии методом проб и ошибок.

Различение  объемных форм:

кубик, шарик.

Различение двух цветов: красный – желтый по аналогии.

Игры и задания на формирование сенсорных эталонов.

“Дай такой-же”.

“Найди нужную форму”. “Вставь правильно”.

“Где большой мяч”. “Разложи правильно”.

“Дай кубик, дай шарик”.

“Положи правильно

листочки”.”Дай такой же грибок”.

“Веселые матрешки”.

“Большая и маленькая матрешка”.

“Посмотри и подбери”.

«Разные шарики».

Развитие экспрессивной речи

Коррекционно-развивающие задачи

Стимуляция речевой активности.

Учить произносить звукоподражания,

простые лепетные слова, соотносить их с предметом, действием.

Активное использование жеста ,мимики.

Дидактические игры и упражнения.

“Паровозик гудит”.

«Ляля плачет».

«Птичка поет песенку».

«Покачаем куклу».

«Споем песенку».

«Наша Таня маленькая, да удаленькая».

«Погладим киску споем песенку».

«Веселые зайчики».

«Гуленьки мои».

«Водичка водичка, умой мое личико».

“Ай, дуду, сидит ворон на дубу…”.

“Споем песенку Танюшке”.

“Вы мои ладошечки, мои крошечки”.

«Мой волчок весело кружись, и ко мне прикатись».

4 этап

Развитие зрительного и слухового внимания.

Коррекционно-развивающие задачи

Учить направлять внимание ребенка к речи взрослого, появлению объекта, игрушки. Учить выделять знакомый

объект из ряда разных и похожих. Учить соотносить реальный объект с его предметом-заменителем и плоскостным изображением.

Выделять заданное изображение в пространстве листа, на предметных картинках.

Активизировать внимание ребенка  к  звуку, определить  направление звука, учить различать звучания нескольких звуковых сигналов, предметных шумов и музыкальных инструментов.

Формирование слухо-двигательных связей, координация движений руки и туловища, с ритмом стихотворного текста или звуковым сигналом.

Игры и упражнения.

“Где поет куколка”.

“Кто так топает”.

“Узнай, кто пришел и покажи”.

“Куда улетела птичка”.

“Найди такую птичку на картинке”.

“Покажи на картинке мяч и лялю”.

“Дай мне бубенчик”.

“Веселая матрешка”.

“Покажи что играет”.

“Дай мне барабан”.

“Я поиграю, ты покажи”.

Развитие речевого слуха и артикуляционной моторики.

Коррекционно-развивающие задачи.

Активизировать и расширять восприятие речевых звуков, учить их повторять и запоминать.

Учить ребенка на слух различать тихие и громкие звуки и повторять их.

Стимулировать развитие мимической мускулатуры, путем специально подобранных упражнений и заданий.

Учить ребенка по подражанию выполнять элементарные, артикуляционные упражнения. Закрепление представлений о схеме лица, органов арт. аппарата.

Игры и упражнения. «Песенка мишки, киски, уточки».

«Как поет куколка Танечка».

«Наши гуленьки с утра».

«Мишка кричит громко, тихо».

«Едет большой и маленький паровозик».

«Веселые и грустные матрешки».

«Кружится волчок». «Песенка дудочки».

«Закроем глазки, ушки , носик».

«Домик-ротик откроем, закроем».

«Язычок выглянул-спрятался».

«Веселые губки».

Развитие тонкой моторики и действий с предметами

Коррекционно-развивающие задачи.

Формирование пространственного праксиса… развитие согласованных, точных и направленных движений обеих рук, развитие указательного жеста. Закреплять умение брать предмет разной величины и формы и целенаправленно с ним действовать: вставлять, открывать, закрывать, убирать, переставлять, катать, составлять, как по подражанию, так и по речевой инструкции.

Игры и упражнения.

«Веселые ручки».

«Молоточком постучим, ладошками похлопаем».

«Быстрые пальчики».

«Разноцветные баночки».

«Разные цилиндры».

«Веселая башня».

«Разные дощечки».

«Кукла-пирамидка».

«Разложим шарики».

«Вставим форму».

«Сложи так же».

«Веселая коробка».

«Закроем крышки».

«Ловкий пальчик».

Развитие импрессивной речи.

Коррекционно-развивающие задачи.

Понимание  названий игрушек, окружающих предметов, имен взрослых,  и нахождение их по речевой инструкции.

Понимание названий простых действий и выполнение их по подражанию или речевой инструкции: принеси мяч, покачай куклу, убери игрушки в ящик, сядь на этот стул, покажи ручки, ножки, головку.

Формирование  элементарных представлений о функциональном назначении предметов, адекватных действий с ними.

Соотнесение игрушек,

предметов,  с

их изображением на картинке.

Ознакомление детей с некоторыми свойствами и качествами предметов.

Дидактические игры и показы.

«Куклу Машу оденем, покормим, положим, спать».

«Веселая собачка».

«Принеси мяч».

«Покатаем лошадку».

«Играем с машинкой».

«Разные кубики».

«Посидим на стульчике, поиграем с ручками».

«Кто идет и песенку поет».

« Кто к нам в гости идет и песенку поет».

«Наши ручки похлопали,  наши ножки  потопали».

«Кто там спрятался».

«Покорми собачку».

«Большой мишка спит в домике».

«Покатаем круглый мяч».

«Какая птичка прилетела».

Найди на картинке куклу, зайку, мячик».

«Музыкальная шкатулка».

«Веселые часики».

 

Сенсорное развитие

Коррекционно-развивающие задачи направлены на  развитие ориентировки на величину, форму и цвет предметов по следующим этапам:

сличение величины, цвета или формы (дай такой,  не такой),

выделение по слову величины, цвета или форм  (дай  большой,  дай  круглый,  дай  красный).

Различение объемных и плоскостных форм: кубик, шарик, кирпичик.

Формирование пространственных представлений о схеме своего тела, и ориентировке  в пространстве.

Развитие тактильно-кинестетических ощущений на уровне восприятия игрушек и предметов из разного материала и действий с ними.

Игры и упражнения по формированию сенсорных представлений.

«Правильно подбери».

«Дай такую же».

«Вставим нужную  форму».

«Веселые матрешки».

«Подбери мишкам  штанишки».

« Где большая кукла».

«Найди такой же мяч».

«Сложи коробочки правильно».

« Построй большую башню».

«Найди дорожку».

«Сложи матрешку».

«Красивые баночки».

«Сложи грибочки правильно».

«Какой кружок, в каком домике живет».

«Красивый букет».

«Домики для петушка, для мишки».

«Разложи правильно фигуры».

«Надень  кольца правильно».

Развитие экспрессивной речи

Коррекционно-развивающие задачи. Учить детей  произносить звукоподражания, слоговые комплексы, облегченные слова, составлять фразу из двух трех слов. Активно использовать жест и мимику, опираясь на подражательные возможности ребенка.   Стимулировать, активизировать и поддерживать речевую потребность ребенка,  создавая игровые  и социально значимые для ребенка ситуации. Использовать  доступные вопросы  и  речевые поручения.

Игры и упражнения.

«Скажи, кто к нам пришел».

«Как тебя зовут».

«Принеси и назови».

«Как гудит паровозик, машина,

трактор».

«Поет песенку мишка ,киска, курочка».

«Веселая матрешка поет  и пляшет».

«Попоем песенку».

«Скажи, кто убежал».

«Покажи и назови»

«Кто спрятался».

«Ласковое солнышко светит и поет».

«Что у тебя в руках».

«Как кричит петушок, мяукает кошечка».

«Птички прилетели, песенку запели».

«Как мы громко поем».

Табл. 2 Методическая разработка  для  работы  с детьми с интеллектуальной недостаточностью по четырем этапам развития музыкального руководителя  Игумновой Т. Т.

1 этап.

Виды деятельности детей на музыкальном занятии.

Цели и

задачи

Музыкальные

произведения

Атрибуты и пособия

 

Слушание.

Попевки.

 

 

 

 

 

 

Колыбельные песни

Вызвать у ребенка положительные эмоции,

чувство доверия к педагогу, поглаживанием руки ребенка, ласковым голосом, пением, улыбкой.

Учить прислушиваться к

пению взрослого, покачивая ребенка на руках.развивать чувство доверия, расслабление эмоционального  напряжения.

Дай ладошечку, моя крошечка» – попевка, «Машеньке привет, привет» – приветствие

«Ходит сон»-

колыбельная,

«Баюшки-баю», «Спи мой мишка»- колыбельные.

Музыкальный материал для слушания (аудиозаписи)

Развивать, обогащать слуховой опыт ребенка, развивать эмоциональные реакции ребенка. Учить прислушиваться к звучанию тихой музыки, к звукам окружающего мира.

«В.А.Моцарт для малышей»,

Вера Дворянинова «Колыбельные» И.С.Бах «Первые встречи с музыкой», А. Вивальди «Времена года», звуки природы, голоса птиц.

Аудиозаписи.

Музыкально-ритмические движения. Дидактические игры с детскими музыкальными инструмента-

ми

Учить вступать в игровой эмоциональный контакт,

учить совершать совместные действия с взрослым: (постучать ладошкой, позвенеть погремушкой, колокольчиком), развивать поисково-ориентировочные реакции на звуковой раздражитель.

«Колокольчик»- попевка, «Погремушка» муз. А. Кочаевой, «Вот какие кубики» муз Г.Ф. Вихаревой, «Звонкие свистульки» муз. В. Бокач.

Детские музыкальные инструменты:

маракасы,

барабан,

колокольчик,

дудочка,

треугольник.

Дидактические игры, песни с игрушками, куклами театра бибабо.

Учить ребенка прислушиваться к пению взрослого, развивать зрительное сосредоточение, следить глазами за 1 объектом (игрушка, кукла, игрушка биба, бо),  развивать

эмоциональную отзывчивость, развивать умения зрительного сосредоточения, интерес и любознательность.

«Зайка» р.н.п.обр. Г. Лобачевой, «Бобик» муз. Т. Попатенко, «Кошечка» муз. Т. Ломовой, «Кукла Катя» муз. М. Красева, «Лошадка» муз Е. Тиличеевой, «Козлик» муз А. Качаевой, «Птичка» муз. Т.  Попатенко.

Игрушки:

зайка,

кошка, лошадка, птичка,

собачка.

Песни-потешки для совместных действий с взрослым

Формировать интерес к музыке, учить совершать совместные действия с взрослым, развивать функции движения (зрительные, слуховые, мышечные).

«Ладушки», «Прыг, скок», «Идет коза рогатая» потешки, «Кулачки и ладошки» муз. Е. Макшанцевой, «Ладушки» р. н. п. обр. Г. Фрида

Иллюстрации из детских книг, муляжи,

Детские игрушки,

Театр бибабо.

2 этап.

Виды деятельности детей на

музыкальных занятиях.

Цели и задачи

Музыкальный материал

Атрибуты и пособия.

Слушание  потешки, для совместных действий  с

взрослым

Учить слушать веселую и печальную музыку, колыбельную и плясовую, развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка, приобщать к совместным действиям. Хлопать ладошками или ножками в такт музыки разного характера. Выполнять простейшие движения по тексту песен и попевок.

«Колыбельная» муз.

С.Разореновой.

«Ах вы, сени» р. н. п. в обр. В. Агафонникова.

« Баю-баю» муз. М. Красева.

«Дождик» муз. М. Раухвергера.

«Веселые ладошки» муз Т. Попатенко,

»У ребяток ручки хлопают» муз. Е. Тиличеева, «Фонарики» мелодия и слова Н. Метловой, «Да- да- да» муз Е. Тиличеевой.

Иллюстрации детских книг, сказок, потешек.

 

 

 

Музыкальный материал для слушания

Развивать слуховой и тембровый опыт ребенка, слуховое сосредоточение. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Учить производить ответные действия, (улыбаться, хмуриться, удивляться, радоваться)

Развивать интерес к музыке.

Учить узнавать 2,3 знакомые мелодии

П.И.Чайковский «Осенняя песня»,

«Подснежник»,  Звуки моря, ручья, пение птиц,  В. А. Моцарт «Музыка для детей», русские народные мелодии в исполнении оркестра народных инструментов:

«Под горкой», «Часы», «Калинка» и. т. д. К Черни «Мишка», Г Фрид «Мячик».

Иллюстрации Картины природы, детские книги.

Игра. Дидактические игры с детскими музыкальными инструментами.

Учить детей находить глазами звучащий предмет, Учить извлекать правильно звук, узнавать по словесной инструкции один  предмет из двух.

«Найди, где звенит», «Подари мишке бубен», «С колокольчиком хожу»,

«Наши погремушки звонкие игрушки»

Детские музыкальные инструменты

 

Дидактические

игры, песни с игрушками, куклами бибабо.

Расширять опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Побуждать к подражанию простейших движений под музыку.

Развивать двигательную активность. Учить ребёнка различать музыку по громкости её звучания и выполнять дифференцирован-ные движения под музыку – тихо, громко (кукла спит,  танцует)

«Спрячем игрушку»,

«Угадай-ка», «Подари мишке  погремушку»,

«Как прыгает зайчик», «Птичка и птенчики» муз Е. Тиличеевой,

»Мишка», и  «Птичка» муз. Г. Фрида.

Мягкие игрушки животных, куклы театра бибабо.

3 этап.

Виды деятельности детей на музыкальном занятии

Цели и задачи.

Музыкальный материал

Атрибуты и пособия

Слушание музыки и  звуков окружающего мира.

Продолжая развивать слуховое восприятие музыки, развиваем длительность сосредоточения при слушании звуков природы, домашних животных, пение птиц с показом иллюстрации. Обогащать опыт ребенка в восприятии окружающего мира.

П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Лошадка Зорька» муз Т. Ломовой,

«Колыбельная»  музыка и слова В. Дворяниновой.

Музыка в исполнении русского народного оркестра.

И. С. Бах «Первые встречи

с музыки» аудиозаписи.

«Мир увлекательных звуков» А. И. Буренина аудиозаписи.

Муляжи,

иллюстрации книг,

иллюстрации картин,

Музыкально-ритмические движения.

Упражнения.

Пляски.

Игры.

Продолжаем развивать простейшие навыки движения под музыку по показу педагога и по словесным инструкциям: фонарики, покачивание головой и телом, выполнять полочку, пружинку, движения с предметами:  кружение с платочком, покачивание куклы и т.д. Учить детей ориентации в пространстве: бег стайкой, учить совершать элементарные движения под музыку 2х частной формы(качают, танцуют; бегут, хлопают в ладоши), а также видеть взрослого отображать в своем действии  cловесные инструкции.

«Ходим, бегаем» муз. Т. Тиличеевой, «Потопаем» муз. М. Раухвергера,

«Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера, «Танец с листочками» р. н.м., «Пружинка» р. н.  м.,

«Устали наши ножки» муз. Т. Ломовой, «Покружись и поклонись» муз. В. Герчика, игра с колокольчиком,

«Чок, да чок», муз. Е. Макшанцева,

«Прятки с платочком» р. н. мелодия,

«Учим деток танцевать» композиция Т.В. Бокач.

«Башмачки» музыкальная  композиция В. В. Скурлатовой.

«Мышки в гости собирались» муз игра Т.В. Бокач.

«Ходим, бегаем» муз. Т. Тиличеевой, «Потопаем» муз М. Раухвергера,

«Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера, «Листочки кружатся» р. н. м.,

«Пружинка» р. н.  м.,

«Устали наши ножки» муз. Ломовой, «Покружись и поклонись» муз. В Герчика, «Весёлые прятки»,муз Финаровского,

«Прятки с платочком» р. н.мелодия,

Т. И. Cуворова  «Колобок»

«Птичка» комп. Е.Ю. Сухановой, Л.А.

Новиковой

«Воробушки»

музыка И. Понамарёвой

« Колпачок»-

русская игра.

Платочки, детские музыкальные инструменты,

 листочки,

султанчики, и . т. д.

Дидактические игры с детскими  музыкальными инструментами

Развивать зрительное восприятие: из нескольких детских музыкальных инструментов предложить выбрать один, учить извлекать звук из более сложных инструментов: колокольчик,  детское пианино, постучать палочками на барабане, по колокольчику.

«Музыканты» музыка Г. Вихаревой, игра «Угадай, что звенит?», «Найди, кто поёт?»муз.Т.В. Бокач ,

«Тихо- громко» музыка А. Рустамова,

«Погремушки и колокольчики» музыка И.                             Понамарёвой

Русские народные песни (аудиозаписи)

«Найди колокольчик» -игра,

«Угадай, что звучит?» – игра.

Колокольчик,

Барабан,

Треугольник,

Звучащие игрушки,

Маракасы.

Песни, колыбельные, и музыкальные потешки, для совместных действий  с

взрослым

.Продолжаем развивать простейшие навыки движения под музыку по показу педагога и по словесным инструкциям: фонарики, покачивание головой и телом, выполнять полочку, пружинку, движения с предметами:  кружение с платочком, покачивание куклы и т.д. Учить детей ориентации в пространстве: бег стайкой, учить совершать элементарные движения под музыку 2х частной формы(качают, танцуют; бегут, хлопают в ладоши), а также видеть взрослого отображать в своем действии  cловесные инструкции.

Прибаутка «Цветики»,

«У кота, варкота», «Вот как пальчики гуляют» обр. М. Раухвергера, «Малыши карандаши» муз. Г. Вихаревой, «Мы в тарелочки играем» муз. Г. Вихаревой,.

«Вот какие листья» муз. Е.Д. Гольцевой.

«Тучка» муз. М,

А. Савельевой,

«Дождик песенку поет» муз. Л. Б. Веселовой.

«Ходит осень по дорожкам» муз.Л. Б. Веселовой.

«Зайка» слова А. Барто, муз. Е. В. Грининой.

«Маленькие мишки»- игра муз. композиция Е.Д. Гольцевой.

«Смелые грибники» песня – игра муз.С.А. Петровой.

«У кота-варкота»,

Г. Ф. Вихарева «Розовые щечки», «Бежит зайка» муз. З. Иорданского – игра.

«Котятки» муз. Г.Ф. Вихаревой.

«У медведя во бору» – игра,

«Зайка» муз. Г.Ф. Вихарева

«Петушок» песня –игра М Фёдорова.

4 этап

Виды деятельности детей на музыкальном занятии

Цели и задачи.

Музыкальный материал

Слушание музыки и  звуков окружающего мира.

Продолжая развивать слуховое восприятие музыки, развиваем длительность сосредоточения при слушании звуков природы, домашних животных, пение птиц с показом иллюстрации. Обогащать опыт ребенка в восприятии окружающего мира.

П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Лошадка Зорька» муз Т. Ломовой,

«Колыбельная»  музыка и слова В. Дворяниновой.

Музыка в исполнении русского народного оркестра.

И. С. Бах «Первые встречи

с музыки» аудиозаписи.

«Мир увлекательных звуков» А. И. Буренина аудиозаписи.

Музыкально-ритмические движения.

Упражнения.

Пляски.

Игры.

Продолжаем развивать простейшие навыки движения под музыку по показу педагога и по словесным инструкциям: фонарики, покачивание головой и телом, выполнять полочку, пружинку, движения с предметами:  кружение с платочком, покачивание куклы и т.д. Учить детей ориентации в пространстве: бег стайкой, учить совершать элементарные движения под музыку 2х частной формы(качают, танцуют; бегут, хлопают в ладоши), а также видеть взрослого отображать в своем действии  cловесные инструкции.

«Ходим, бегаем» муз. Т. Тиличеевой, «Потопаем» муз. М. Раухвергера,

«Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера, «Танец с листочками» р. н.м., «Пружинка» р. н.  м.,  «Устали наши ножки» муз. Т. Ломовой, «Покружись и поклонись» муз. В.Герчика, игра с колокольчиком,

«Чок, да чок», музыка Е. Макшанцева,

«Прятки с платочком» р. н. мелодия,

«Учим деток танцевать» композиция Т.В. Бокач.

«Башмачки» музыкальная композиция В.В. Скурлатовой.

«Мышки в гости собирались» музыкальная игра Т.В. Бокач.

«Ходим, бегаем» муз. Т. Тиличеевой, «Потопаем» муз. М. Раухвергера,

«Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера, «Листочки кружатся» р. н. м.,

«Пружинка» р. н.  м.,

«Устали наши ножки» муз. Ломовой, «Покружись и поклонись» муз. В Герчика, «Весёлые прятки», муз. Финаровского,

«Прятки с платочком» р. н.мелодия,

Т. И. Cуворова  «Колобок»

«Птичка» комп. Е.Ю. Сухановой, Л.А.

Новиковой

«Воробушки»

Муз. И Понамарёвой

« Колпачок»-

русская игра.

Дидактические игры с детскими  музыкальными инструментами

Развивать зрительное восприятие: из нескольких детских музыкальных инструментов предложить выбрать один, учить извлекать звук из более сложных инструментов: колокольчик,  детское пианино, постучать палочками на барабане, по колокольчику.

«Музыканты» муз. Г. Вихарева, игра «Угадай, что звенит?», «Найди, кто поёт?» муз. Т. В. Бокач,

«Тихо- громко» муз. А. Рустамова,

«Погремушки и колокольчики» муз. И.                             Понамарёвой

Русские народные песни (аудиозаписи)

«Найди колокольчик»-игра,

«Угадай, что звучит?» – игра.

Песни, колыбельные, и музыкальные потешки, для совместных действий  ребенка с

взрослым человеком.

Продолжаем развивать простейшие навыки движения под музыку по показу педагога и по словесным инструкциям: фонарики, покачивание головой и телом, выполнять полочку, пружинку, движения с предметами:  кружение с платочком, покачивание куклы и т.д. Учить детей ориентации в пространстве: бег стайкой, учить совершать элементарные движения под музыку 2х частной формы (качают, танцуют; бегут, хлопают в ладоши), а также видеть взрослого отображать в своем действии  cловесные инструкции.

Прибаутка «Цветики»,

«У кота, варкота», «Вот как пальчики гуляют» обр. М. Раухвергера, «Малыши карандаши» муз. Г. Вихаревой, «Мы в тарелочки играем» муз. Г. Вихаревой,.

«Вот какие листья» муз. Е.Д Гольцевой.

«Тучка» муз. М,

А. Савельевой,

«Дождик песенку поет» муз. Л. Б. Веселовой.

«Ходит осень по дорожкам» муз.Л. Б. Веселовой.

«Зайка» слова А. Барто, муз. Е. В. Грининой.

«Маленькие мишки»- игра муз. композиция Е.Д. Гольцевой.

«Смелые грибники» песня – игра муз.С.А. Петровой.

«У кота-варкота»,

Г.Ф.Вихарева «Розовые щечки», «Бежит зайка» муз. З. Иорданского – игра.

«Котятки» муз. Г.Ф. Вихаревой.

«У медведя во бору» – игра,

«Зайка» муз. Г.Ф. Вихарева

«Петушок» песня – игра М Фёдорова.

 

 

 

Таб. 3. Методическая разработка для  работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью по четырем этапам развития по изобразительной деятельности и конструированию детей воспитателя Смирновой Т. В.

1 этап

Направление  работы

Цели и задачи

Темы занятий

Рисование

Формировать интерес к изобразительной деятельности в процессе эмоционально насыщенного взаимодействия взрослого и ребёнка.

Формирование направленных ориентировочно- поисковых действий, специфических манипуляций с предметами.

Учить ребёнка фиксировать и удерживать предмет  (объект) в поле зрения, находить его в ограниченном пространстве, соотносить  реальный предмет его плоскостное изображение.

«Небо»,

«Дождик»

«Дорога»

«Речка»

Лепка

Развитие моторной функции рук.

Ознакомление с материалом (тестом, глиной, пластилином) и инструментами (формочками, доской)

Формирование ладонного захвата. Использовать формочки с предметными изображениями для получения оттисков.

«Давай лепить»

«Дай мне пластилин»

« Рыбки»

«Следы зверей» (вдавливание пальцем )

Аппликация

Ознакомление с материалами для аппликации (цветная бумага, клей, кисть, салфетка для промакивания), организация специфических манипуляций с ними. Дети выступают наблюдателями за действиями взрослого.

«Снег идёт»

«Листочки»

«Яркие цветы»

Конструирование

Формировать интерес к конструированию.  Ознакомление со строительным набором

(деревянным, пластмассового типа «лего»), мягких модулей.

Учить собирать детали в коробку, удерживать в руке – на ладошке, перекладывать из руки в руку.

«Дай мне кубик»

«Принеси конструктор»

«Построим дом»

 

2 этап

Направление  работы

Цели и задачи

Темы занятий

Рисование

Ознакомление с различными материалами (краски, мелки), инструменты (кисть).

Согласование движения обеих рук, выделение ведущей руки и её развитие, простейшие движения кулаком, ладонью, пальцем, установление связи «глаз-рука», развитие опорных движений и захвата.

«Мячики»,

«Полянка»

«Клубочки»

«Цветы»

«Ладошки»

«Листопад»

Лепка

Формировать различные виды захвата: ладонного, «щепотью».

«Яблочко»

«Ёжик»

Аппликация

Учить соотносить реальный объект с его плоскостным схематическим изображением.

«Колёса к машине»

«Игрушки на ёлку»

«Разноцветные шары»

«Мячики»

Конструирование

Привлекать внимание и формировать интерес детей к взаимодействию с конструктором. Побуждать к выполнению доступных им движений: достать из коробки кубик, брусок, поставить кубик на кубик. Разобрать постройку.

«Построим башню»

«Соберём вместе дом»

 

3 этап

Направление  работы

Цели и задачи

Темы занятий

Рисование

Подготовительные упражнения, направленные на стимуляцию движения ведущей руки в кулачковой позе, в позе опоры, отводящих движений пальцев, освоение различных видов захватов, проводятся в виде предметно-манипулятивных  действий.

«Яблоки»

«Рыбки»

«На лесной полянке»

«Снег идёт»

«Цветы на полянке»

Лепка

Учить разминать пластилин, тесто, расплющивать его на дощечке, затем между ладонями.

«Блинчики»

«Тарелочки»

«Листочки»

Аппликация

Выполнение отдельных видов работ по аппликации: отрывать, намазывать, прикреплять, прижимать.

«Листопад»

«Бабочки летают»

«Клумба с цветами»

Конструирование

Учить ставить кубик на кубик, выкладывать брусочки рядом друг с другом, соединять мягкие кубики между собой.

«Дорога»

«Мост»

«Ворота»

«Поезд»

 

4 этап

Направление  работы

Цели и задачи

Темы занятий

Рисование

Обучение первичным изобразительным умениям проводить вертикальные и горизонтальные  линии, приём «черканье» используется в качестве средства эмоциональной и двигательной стимуляции ребёнка.

«Верёвочки»

«Ленточки»

«Дорожка»

«Сильный дождик»

«Травка»

«Забор»

лепка

Учить раскатывать столбики на дощечке, разрывать пластилиновый столбик. Учить захват «пинцет» (большим и указательным пальцами).

«Угощение для гостей»

«Зёрнышки для курочки»

«Листопад»

«Капельки воды»

«Конфеты»

«Палочки»

«Карандаши»

«Колбаски»

Аппликация

Постепенно увеличивать количество операций, выполняемых ребёнком с пошаговой инструкцией сопряжённо или по приказу взрослого.

«Дом»

«Грибы»

«Клубочки»

«Дерево в снегу»

«Украсим платье»

Конструирование

 

Учить строить простейшие постройки. Учить обыгрывать готовые постройки с использованием знакомых игрушек и предметов

«Кроватка для зайки»

«Стол для гостей»

«Стул для мишки»

«Диван для куклы»

 

 

 

Табл. 4. Коррекционно-педагогические направления по работе с детьми с  интеллектуальной недостаточностью воспитателя Смирновой Т.В.

 

№ этапа

Задачи.

Формы  работы

Критерии для выявления уровня готовности ребёнка к овладению культурно- гигиеническими умениями:

 

Виды и мера помощи

1 этап

Формирование орудийных действий с предметами быта.

Индивидуальные.

Фиксация взгляда на взрослом, предметах, эмоциональное взаимодействие.

сопряжённое выполнение действия («рука в руку с ребёнком»), сопровождаемое пошаговой инструкцией действий.

2 этап

включение усвоенных действий с предметами быта в различные моделируемые и бытовые ситуации.

Индивидуальные.

В режимных моментах.

Фиксация взгляда на взрослом, предметах, эмоциональное взаимодействие.

Понимание коротких инструкций (жестовых и речевых).

частичная помощь действием (последнее движение ребёнок выполняет сам);

3 этап

обучение ребёнка в бытовых ситуациях. Накапливание опыта самостоятельных действий

Индивидуальные и групповые.

В режимных моментах.

Понимание коротких инструкций (жестовых и речевых).

совместное начало действия (продолжение и завершение действий осуществляет ребён6ок при контроле взрослого);

4 этап

Учится взаимодействовать со сверстниками и с взрослыми в процессе самообслуживания.

В режимных моментах.

Выделяется специальное время.

Состояние чувственной сферы  (ощущения и восприятия).

пошаговый контроль в виде речевых инструкций, предметных опор при самостоятельном выполнении программы действий ребёнком.

Использование системы поощрений и контроля.

Вывод: Считаем, что данные методики могут быть интересны педагогам, работающим, с такой категорией детей и могут быть использованы как практическое методическое руководство при планировании и составлении индивидуальной программы.


Библиографический список
  1. Андреева С.В.  Программно-методический материал для  специальных учебных заведений. Псков, 2002.
  2. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
  3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии, М.: Просвещение, 1995.
  4. ДоскинаВ.А., МакароваЗ.С. Реабилитация детей в доме ребёнка, М.: Владос, 2007.
  5. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы», М.: издательство «Экзамен», 2004.
  6. Самонова Д.А. Коррекционно- воспитательная работа при глубоких нарушениях развития, М.: 1986.
  7. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития с грубыми множественными нарушениями. //Дефектология – №2, 1998.
  8. Екжанова Е.А., Стебелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание  Москва «Просвещение» 2011год.
  9. Ямпольская Р.В.,Фрухт Э.Л. Программа воспитания и обучения детей в доме ребёнка, Москва, 1987 г.


Все статьи автора «liza_igumnova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: