Досуг, определенно, считается одной из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Ведь для этой части жизни в наибольшей степени характерна свобода человека, которая выражается в его индивидуальном предпочтении формы, места, способа проведения времени.
Молодые люди в проведении досуга более чем где-либо выдаются в качестве свободных индивидуальностей. Сфера свободного времени характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление институтов на личность человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема свободного времени молодежи приобретает особую остроту. [2, с .153]
Трансформации всех сторон жизни российского общества дали почву изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодые люди представляют собой особую социальную категорию, наиболее чувствительную к социокультурным изменениям, которые оказывают различное по своей природе влияние на становление личности молодого человека.
Актуальность темы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из главных ценностей, в этой области реализуются почти все социокультурные потребности молодых людей. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. При этом досуг у молодежи крупных и малых городов различен, в силу внешних условий жизни.
Есть немало факторов, которые воздействуют на то, как молодежь использует свободное время. Конечно, наиболее важный – персональная свобода, это желание самого человека, его возможность распоряжаться им по своему усмотрению. Это выбор действия, для чего должны быть созданы идеальные условия: наличие книг, кинотеатров, мест отдыха, спортивных сооружений и т.д. Свобода здесь заключается не только и не столько в обилии подобных условий а, особенно, – в возможности и умении выбрать молодым человеком желаемое. Еще одним значительным обстоятельством, обеспечивающим свободу в досуге, являются материальные возможности – это как раз и относится к внешним условиям. Схоже к влиянию среды относится и наличие досуговых организаций, уровень образования (как и наличие образовательных учреждений), социальная активность жителей в целом – то есть, говоря в общем, место жительства молодого человека. [1, с. 37]
Современные малые города эволюционируют в своем развитии все же ближе к сельским поселениям, хотя и по своим социальным показателям, социально-экономической роли и общественной значимости занимают промежуточное положение между крупным городом и сельским поселением. При этом все же социальное пространство малого города в своих основных чертах не повторяет и не воспроизводит социальное пространство крупного города, а более стремится к организации сельского социума. То есть небольшой город представляет собой в основном, по социальным параметрам, малое поселение, но крупного размера. Малые и средние города в меньшей степени подвержены процессам маргинализации, чем крупные. Жизненный уровень в малых городах традиционно невысокий, но относительно устойчивый. В малом городе практически не скапливаются люмпенизированные элементы со всей страны, не так заметно понижение профессионального уровня трудящихся людей. Социальная дифференциация не носит таких масштабов. Люди в маленьком городе являются более политически устойчивыми и консервативно настроенными. Относительно низкий уровень образования населения не способствует распространению различных радикальных течений заимствованного характера. Общественный разум населения менее подвержен идеалам, чем в крупном городе. Не испытывает сильного давления со стороны населения коллективное самоуправление из-за доминирующего положения частного сектора. Они в меньшей степени зависят от политических преобразований, проводимых федеральной властью или различными политическими партиями.[3, с. 17]
В виду этих различий между малым и крупным городом, была выведена гипотеза, что досуг молодежи в этих поселения неодинаков. Для изучения этой проблемы был выбран метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента использовался оформленный список вопросов — анкета.
В анкету были включены вопросы по таким направлениям:
- Посещение молодёжью зрелищных мероприятий (кинотеатры, театры, концерты, цирк и так далее)
- Проведение свободного времени на улице (прогулки и встречи с друзьями, уличный спорт и прочее)
- Наиболее характерные увлечения и хобби (разные виды коллекционирования, чтение книг, игры и другие)
- Роль и место государственных досуговых органов в жизни молодёжи;
- Проведение каникул/отпуска.
В результате социологического опроса были выявлены следующие закономерности:
- Количество свободного времени у молодёжи крупного города отличается от его количества молодёжи малых городов. Его меньше, что связано с тем, что представители молодежи крупных городов занимаются на всевозможных курсах, подрабатывают.
- Имеющееся свободное время респонденты из молодежи Владивостока проводят в основном дома либо в учреждениях, тогда как представители молодежи Ярославского предпочитают проводить его на улице
- Молодежь Владивостока занимается на улице активным отдыхом, в основном это ролики, скейтборд, сноуборд. Молодые люди Ярославского на улице встречаются и общаются с друзьями, занимаются командными видами спорта.
- Самым посещаемым зрелищным мероприятием в городе является кинотеатр. Аналогично популярны среди молодёжи Владивостока бары, ночные клубы, кафе. В поселке Ярославском отсутствуют кинотеатры, и не развита в целом инфраструктура развлекательных мероприятий. Поэтому в посещаемости лидирует кафе и бар, это единственное что там находится.
- Занятия спортом занимают достаточно большое место, как в жизни молодёжи Владивостока, так и в жизни поселка Ярославский. У города предпочитаемые виды спорта – тяжелая атлетика, танцы, фитнес, футбол и автомобильный спорт. У поселка – футбол, тяжелая атлетика, хоккей, автомобильный спорт.
- Очень большие отличия выявлены в проведении каникул и лета. Респонденты группы крупного города каникулы проводят в основном за городом, либо за границей. Молодёжь Ярославского проводит каникулы или отпуск дома, на дачах, либо в уезжая в город.
- Количество часов, проводимых за просмотром телевизионных программ и в интернете почти одинаково в обеих группах.
В результате всего вышесказанного можно сделать вывод, что различия в проведении досуга двумя группами существуют, как и можно было рассчитывать. Практически все отличия связаны не с личностными пристрастиями и желаниями молодых людей, а внешними обстоятельствами. Молодежь малого города физически не может посещать многое из мест посещения молодежи города, в силу отсутствия этих учреждений. Уровень жизни точно также влияет на свободное время, а он, безусловно, выше в крупном городе. Образовательные учреждения тоже предоставляют намного больше возможностей для разнообразия в крупном городе.
В заключение исследования можно отметить, что молодежный каждодневный досуг в малом городе не отличается большим разнообразием способов проведения, в отличии от крупного города. Городской образ жизни, имеющий свои характеристики, малому городу совсем не свойственен. Определенный уровень наполнения свободного времени дает различная в малых и крупных городах развитость учреждений культуры, которые в той или иной степени предоставляют возможности для проведения досуга. В малом городе – крупное культурное мероприятие привлекает внимание значительного количества жителей всех возрастов. В крупном городе – посещение культурных мероприятий –обыденное действие. Хотя, конечно, свободное время, его проведение во многом складывается в результате “свободного выбора” личности. Выбор этот может быть абсолютно различным, что не зависит от места жительства человека. Но все же выявление пути воздействия со стороны общества на характер деятельности в свободное время имеет важное значение в социализации.
Обнаруженные различия не очень внушительны и выражаются слабо. Но в целом можно сделать вывод о том, что молодежь малого города склонна использовать свой досуг для отдыха, а крупного города — для развития. Что может, естественно, зависеть от личности и воспитания, но, беспристрастно можно сказать, что это и влияние окружения и места жизни.
Библиографический список
-
Антонова, Н.Л. Практики включения ребенка в муниципальную систему дошкольного образования. С., 2006
-
Бодалев, А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. М., Когито-Центр, 2011
-
Байкова В.Г., Возрождение и развитие малых городов России. М., АО “Панас-Аэро”, 1994
-
Волков, Ю. Г. Социология. М., Мысль, 1965
-
Ежов, О.Н. Онтология социального времени. С., Издательство Саратовского Университета, 2010