УДК 159.955

ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Батурин Денис Сергеевич
Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы
магистр

Аннотация
И так, писав эту статью я определил осную цель, это лингвистическое мышление, одной из формы, которой является визуальное мышление и поиск наиболее актуальных и эффективных способов развития и формирования визуального мышления в процессе обучения.

Ключевые слова: визуальное мышление, лингвистическое мышление


FEATURES OF VISUAL THINKING

Baturin Denis Sergeevich
Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla
master

Abstract
And so, to write this article I have identified osnuyu goal this linguistic thinking, one of the forms, which is a visual thinking and searching for the most relevant and effective ways of development and formation of visual thinking in the learning process.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Батурин Д.С. Особенности визуального мышления // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3154 (дата обращения: 29.09.2017).

Изучая психические процессы, такие как, память, мышление, восприятия, а следовательно, деталей протекания этих процессов определяют важность процесса рассмотрения визуализации в учебной деятельности, так как грамотно выстроенное визуализированное обучение поможет решит ряд образовательных задач, таких как, активизация познавательной и учебной деятельности, формирование визуального и критического мышления, образного представления учебных действий и знаний, представления образного, передачи знаний, создавать высокий уровень визуальной культуры и визуальной грамотности.

Стоит отметить, что зрительное восприятие информации является ведущим видом, что, несомненно, предполагает развитие как инновационных приемов, так и традиционных приемов и средств, которые позволяют активизировать деятельность зрения в процессе обучения школьника.

Известный факт, что современный человек до 90% всей информации получет через зрение, поэтому важно различать в современной науке наглядно-действенное, наглядно-образное и визуальное мышление.

Визуальное мышление (от лат. visualis) можно определить как средство творческого мышления, а так же, образное мышление, которое позволит решить проблемные задачи.

Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление выступает основной формой визуального мышления.

Что же представляют собой данные виды мышлений?

Рассмотрим наглядно-действенное мышление, которое представляет собой совокупность средств и, собственно, сам процесс решения задачи или проблемы путем зрительного наблюдения за выполнением шагов и действий, за происходящей ситуацией.

Следующий вид мышления, наглядно-образное, которое включает в себя совокупность процессов и способов решения задачи путем образов, которые подразумевают представление задания зрительно и работу с образами, а так же, с ее составляющими предметами без реальных действий с ними.

Данный вид мышления, дает возможность максимально полно и объективно представить все многообразие характеристик и свойств объекта.

И третий вид мышления – визуальное мышление. Визуальное мышление – это такая умственная деятельность, в фундаменте которой заложено оперирование, оперирование интеллектуальное не только фотографиями и картинками, а так же, пространственно – структурированными схемами и смысло – нагруженными графами, ментальными картами и когнитивными конструктами.

Как указывают исследователи данного мышления, показывают, что необходимо разграничивать такие понятия как «визуализация знаний» и «визуализация информации».

- под «визуализацией знаний» принято понимать цели передачи информации и данных, которые в свою очередь, стимулируют когнитивные процедуры.

- в понятие «визуализация информации» вкладывается понимание графических представлений данных, которые являются абстрактными.

Цели изображаемых связей между элементами должна объяснять визуализация знаний. Используя ассоциации, аналогии, интеллект, эти объяснения позволяют получателю знаний применить полученное знание и принять индивидуальное решение, не навязанное кем то.

Возможности применения полученных знаний и эффективность визуального мышления зависит от целого ряда факторов, среди которого, метод используемой визуализации (процессы, схемы, таблицы и тд.), интеллектуальные возможности получателя информации (индивидуальная способность мыслить логично и абстрактно), опыт личности в данной конкретной области, ну и, конечно же, желанием и умение учиться.

Что же дает нам визуализация? Она решает целый ряд проблем и задач, таких как:

- облегчает сам процесс обучения или интеграцию новых знаний в структуру имеющихся знаний;

- облегчает процесс восприятия знаний и позволяет углубиться и рассмотреть проблему или задачу с различных сторон;

- стимулирует ассоциативное и логическое мышление у учащихся.

В жизни существует более ста различных методов структурирования визуального, таких как, традиционные диаграммы и графы до лучевых схем-пауков, «стратегические» карты, интеллектуальные карты.

Рассмотрение процесса изучения нового материала можно представить следующим образом: обработка и восприятие новой информации путем ее соотнесения со способами и понятиями, которые уже известны обучающемуся, используя уже ранее освоенные интеллектуальные операции.

Согласно данным и исследованиям психологов новая информация запоминается и усваивается лучше в том случае, когда умения и знания «запечатлеваются»  в системе визуально-пространственной памяти.

В заключении данной статьи, хотелось бы подвести итог.

Визуальное мышление и визуальное представление информации является наиболее эффективным средством и способом, а так же наиболее эффективным способом восприятия, передачи, а в следствии оперирования и обработки информации с помощью средств визуализации  могут быть задействованы особые методы управления учебной деятельности.


Библиографический список
  1. Макарова Е.А. Визуализация как интроекция смыслообразов в ментальное пространство личности: Монография / Под. ред. И.В. Абакумовой. – М.: Изд-во «Спутник+», 2010. – 170 с.
  2. Бодров В.Н., Магалашвили В.В. Ориентированная на цели визуализация знаний // Международный журнал «образовательные технологии и общество». – 2008. – Т. 11, № 1. – C. 420-433.
  3. Блейк С., Пейп С., Чошанов М.А. Использование достижений нейропсихологии в педагогике США // Педагогика. – 2004. – № 5.
  4. Петров А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике: Монография. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. – 198 с.
  5. Лозинская А.М. Фреймовый способ структурирования содержания модульной. программы обучения физике // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 3 (67). – 178 с.


Все статьи автора «Денис Батурин»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: