УДК 378.147

НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Даськова Юлия Викторовна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
преподаватель кафедры "Дизайн и ХПИ"

Аннотация
В статье рассматривается специфика учебной дисциплины "Основы производственного мастерства". Дается описание содержания курса и методы организации учебно-творческого процесса, являющиеся средствами формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.

Ключевые слова: содержание обучения, студенты-дизайнеры, учебная дисциплина


ORIENTATION OF SERVICE OF PRACTICAL TRAINING ON FORMATION OF CREATIVE INDEPENDENCE OF DESIGNERS OF STUDENTS

Daskova Yulia Viktorovna
Penza state аrchitecture and building university
Teacher of chair Design

Abstract
In specific features of article of the subject "Bases of Production Ability" are considered. The description of service of a course and methods of the organization of educational and creative process, formations which was means and events of creative independence of designers of students, is given.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Даськова Ю.В. Направленность содержания практических занятий на формирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3199 (дата обращения: 27.05.2017).

Творческая самостоятельность студентов-дизайнеров может и должна формироваться и развиваться в процессе обучения. Решающим фактором формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров является система организационного и содержательного обеспечения учебного процесса. В ходе, которого создаются условия для развития целеустремленности и самостоятельности обучающихся, активизируется творческое мышление.  Личностно-ориентированный и деятельностный  подходы, в нашем исследовании позволяют решить основную задачу – создание условий и выявить содержание учебных занятий для формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Содержание практических заданий должно учитывать характер профессиональной деятельности дизайнеров. Что позволяет студенту-дизайнеру осознать взаимосвязь теории и практики на межпредметом уровне и тем самым подготовиться к реальной профессиональной жизни. В условиях деятельностного и лично-ориентированного подходов процесс изучения позволяет сформировать у студентов главные показатели творческой самостоятельности, а именно

- владение знаниями методов творческой деятельности – проявляется в умении применять различные  методы активизации творческого мышления и воображения, в гибком и конструктивном их применении  в процессе учебно-творческой работы;

- владение формами и методами самостоятельной деятельности  – проявляется в умении организовать, планировать, корректировать и критически  оценивать учебно-творческую деятельность;

- наличие сформированных мотивов  учебно-творческой деятельности, включающий рефлексию студентом-дизайнером собственной системы ценностей, творческое отношение и интерес к будущей профессии, ориентацию на достижение высоких результатов в ней [1].

Дисциплина «Основы производственного мастерства» (здесь и далее – «ОПМ») входит в состав специальных дисциплин в курсе профессиональной подготовки студентов обучающихся по специальности  «Искусство интерьера» № специальности 070603. В пользу выбора данной учебной дисциплины  в качестве учебного поля для процесса формирования творческой самостоятельности говорит то, что на наш взгляд, эта дисциплина, так же как и учебная дисциплина «Художественное проектирование интерьеров» является одной из самых профессионально важных. Содержание ее практических занятий учит студентов материализовать в виде реальных объектов свои идеи, образы, создаваемые воображением при помощи различных графических приемов (эскизы, наброски, клаузуры и др.). Организация обучения дисциплины «ОПМ» предполагает: постановку целей учебной работы; формирование потребностей обучающихся в овладении учебным материалом; организацию учебно-творческой деятельности; придание учебно-творческой деятельности студентов эмоционально-положительного характера; регулирование и контроль за учебно-творческой деятельностью обучающихся – оценка процесса и результата учебно-творческой деятельности.

Каждую специальную дисциплину можно представить в виде инвариантной и вариативной части. ФГОС ВПО является основой содержания инвариантной части, вариативная часть может быть представлена тематическими проектами. При этом под специальной дисциплиной понимается педагогически обоснованная система научных знаний и практических способов деятельности, выражающих конкретное содержание, методы и приемы профессионально-значимой области знаний, нацеленных на углубление знаний и развитие навыков в конкретных отраслях профессиональной деятельности.

Согласно Краевскому В.В. и Хуторскому А.В. и др., в образовательной программе должен быть отражен социальный опыт и состоять из четырех основных структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления (умений и навыков); опыта творческой деятельности, фиксированной в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений. Основные принципы построения содержания образовательной программы соответствие  содержания во всех его элементах целям современного образования; принцип единства содержательной и процессуальной сторон; принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования при движении от общих к более частным и конкретным формам [2].

Процесс формирования содержания специальной дисциплины достаточно сложный и требует от преподавателя применения всего имеющегося педагогического опыта, а также учета множества требований, как внешних так и внутренних,  необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование профессиональной компетентности специалиста. Внешние требования предусматривают взаимосвязь педагогической системы образования с социально-экономической системой, частью которой она является. Эту группу требований составляют: социально-экономическое развитие общества; социальный заказ на специалиста данной области; потребности личности. Внутренние требования определяют развитие и функционирование педагогической системы образования. К ним относятся: ГОС по специальности, направлению подготовки; цели подготовки; познавательные возможности, способности и склонности обучающихся; базовый уровень подготовки. Также для отбора содержания учебной дисциплины, большое значение, представляет изучение следующих источников:

  • социальный опыт (предметные научные знания, вспомогательные знания, способы деятельности)
  • структура и содержание профессиональной культуры специалиста
  • педагогические концепции и положения профессионального образования
  • знания о процессе обучения
  • знания о закономерностях усвоения учебного материала.

Перечисленные источники  являются основой содержания дисциплины. Под содержанием дисциплины принято  понимать «все те объекты, содержание и сущность которых становится в той или иной степени содержанием специальной дисциплины» [3].

Согласно  требованиями ФГОС 2 поколения по специальности «Искусство интерьера», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «26» мая 2003 г. № 595 минимум содержания учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» заключается в разработке фрагмента или детали интерьера, включая знакомство с его выполнением в материале.

Данный минимум содержания, а также описанные выше подходы стал основой для разработки рабочей учебной программы.  В разработанной  нами рабочей программе определены состав, структура, последовательность изучаемого материала по степени сложности и в зависимости от этапов формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Задания курсовых работ распределены по курсам обучения, разделам и темам. Тематика курсовых работ имеет две направленности: первая – ознакомление с декоративными техниками оформления интерьеров; вторая – социально-направленное проектирование.

Содержание курсовых работ по курсу «Технологии декорирования интерьеров»  включает изучение  свойств некоторых, полезных с точки зрения дизайна, материалов в соответствии с классическими техниками их применения. Учебная дисциплина «Основы производственного мастерства» расширяет знания студентов о современных тенденциях в декорировании интерьеров, многообразии техник и материалов, принципах сочетания цвета и фактур. Это достигается на материале конкретных образцов исторического и современного дизайна при выполнении графических заданий, в процессе специальных творческих упражнений, творческого эксперимента и творческого поиска, а в дальнейшем при выполнении макета (фрагмента) детали интерьера. Данное направление в рамках учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» реализуется в курсе (разделе) «Технологии декорирования интерьеров». Студенту-дизайнеру необходимо попробовать свои силы в выполнении всех видов этих искусств, имеющих своеобразные технологии исполнения. Предметное наполнение интерьера практически всегда ставит точку в достижении не только комфортности и эстетического эффекта интерьера, но и его оригинальности и неповторимости.

Темы курсовых работ «Социально-ориентированного проектирования» — это, темы, ориентированные на решение актуальных проблем конкретного сообщества. Взаимодействие разных по направлениям деятельности при объединении усилий позволяет решить одну общую проблему, реализовать проект, который невозможно выполнить в одиночку. Инициатором такого проекта может выступить как бизнес-компания, государство, так и некоммерческая организация.

«Социальный проект – это четко спланированная программа действий, направленная на улучшение социального положения определенной категории людей, в которой участники проекта видят результаты своего труда и пользу, которую они несут обществу» [4].

В организации учебно-творческой деятельности студентов важным становится  следующее пункты:

-  установление и расширение взаимообратных связей с организациями-партнерами, способных обеспечить широкий спектр реальных социальных проектов,

- обеспечение возможности в учебно-творческом процессе актуализации и применения теоретических знаний на решение реальных проблем;

- предоставление студентам возможности   изучения законодательных и нормативных документов, актов государственного и местного самоуправления;

- осуществление межпредметных связей: «Современные технологии в интерьере», «Основы эргономики», «Цветоведение и колористика»,«Социальные и экологические основы ХПИ», «История культуры и искусства» и др.

- создание условий для  эмоционального отклика студентов и творческой конкуренции;

- доверительные творческие отношения в процессе работы над социальным проектом между преподавателями и студентами на основе равноправных партнеров.

Социально-ориентированные темы и темы курсовых работ «Технологии декорирования интерьеров» предусматривают  следующие задания для  самостоятельной работы студентов-дизайнеров:

- составление технического задания, в процессе чего студентам необходимо установить контакты с реальными заказчиками, выяснить цели данной работы,  имеющуюся интерьерную ситуацию, наметить проблемы, которые необходимо решить для разработки;

-  работу с нормативной и специальной литературой, если темы имеют специфическую направленность – как правило,  это вопросы  возрастной физиологии, детской  психологии,  или возможными способами адаптации людей с ограниченными возможностями в окружающей среде;

- подбор, анализ и переработку аналогового материла;

- выполнение творчески-поисковых заданий,  для  активизации творческого мышления на стадии выдвижения идеи осуществляется.

Выделенные нами направления тем курсовых работ позволяют нам обеспечить эффективное формирование следующих показателей творческой самостоятельности:

  • активизацию творческого мышления студентов;
  • овладение необходимыми приемами и методами творческой деятельности;
  • овладение навыками организации самостоятельной учебно-творческой деятельности (планирование, корректирование и критическая оценка самостоятельной творческой деятельности);
  • повышение мотивации учебно-творческой деятельности студентов-дизайнеров.

В качестве заключения.      Процесс освоения учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» с использованием основ деятельносного и личностно-ориентированных подходов позволяет нам эффективно решать вопросы формирования и развитие у студентов-дизайнеров творческой самостоятельности, а именно (способности творить, создавать нечто новое; осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией и др.).   В этом процессе особое место занимает и  используемый нами комплекс педагогических условий, определяющий эффективность формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров: актуализация личного опыта и творческой интуиции студентов; погружение студентов в актуальную профессиональную деятельность; стимулирование творческого мышления, собственной активности и самостоятельного поиска студентов [5]. Перечисленные условия позволяют студенту углубить профессиональные знания и умения, сформировать и развить творческую составляющую  через ознакомление с принципами и методами технического проектирования,  художественного оформления основных видов оборудования, с использованием декоративных элементов и объектов дизайнерского оформления интерьера. Кроме того, в процессе изучения закладываются основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы в дальнейшем не было утрачено желание непрерывно повышать свою квалификацию. Шагом на пути к формированию  творческих способностей студента должна стать работа над практическими заданиями по выполнению заданий курсовой работой.  Являясь неотъемлемой частью учебного процесса, практические занятия служат различным целям: развитию творческих и профессиональных способностей, применению и закреплению полученных теоретических знаний.


Библиографический список
  1. Даськова Ю.В. Подходы к формированию творческой самостоятельности студентов-дизайнеров/ Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 698-700.
  2. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/ В.В. Краевский, А.В Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.  – 352 с.
  3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы/ С.И. Архангельский. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с
  4. Бурякова Л. Проект Россия: документально-историческое издание / Л.Бурякова. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с.
  5. Даськова Ю.В. Роль методов активного обучения в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32125 (дата обращения: 27.05.2014).
  6. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М. : Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.
  7. Даськова Ю.В. К проблеме активизации творческой самостоятельности студентов-дизайнеров/ Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина”. 2011. № 4 (49). С. 147-151.


Все статьи автора «Даськова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: