УДК 372.4

КОМПОНЕНТЫ И ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Глазова Юлия Владимировна
Екатеринбургский колледж транспортного строительства
преподаватель

Аннотация
В статье речь идет об образовательной самостоятельности, которая может иметь как позитивный, так и негативный характер. Описанные компоненты и признаки помогают увидеть различие между позитивной и негативной образовательной самостоятельностью.

Ключевые слова: компоненты и признаки негативной образовательной самостоятельности, компоненты и признаки позитивной образовательной самостоятельности, образовательная самостоятельность


COMPONENTS AND FEATURES OF PUPILS' EDUCATIONAL SELF-SUFFICIENCY

Glazova Yuliya Vladimirovna
Ekaterinburg College of Transport Construction
teacher

Abstract
The article focuses on the educational self-sufficiency, which can have both positive and negative characteristics. Described components and features help to see the difference between positive and negative educational self-sufficiency.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Глазова Ю.В. Компоненты и признаки образовательной самостоятельности учащихся // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3319 (дата обращения: 28.05.2017).

В настоящее время существует социальный заказ на подготовку востребованных на рынке труда выпускни­ков, умеющих самостоятельно решать выдвигаемые перед ними задачи. Поэтому необходимо говорить о развитии образовательной самостоятельности учащихся, под которой понимается каче­ство лично­сти спо­собной к осозна­нию цели собственной познавательной деятельности, умеющей создать алгоритм  действий для достижения этой цели и понимающей, что в про­цессе такой самостоятельной деятельности необходимо руководствоваться нравственными ценностями, для того, чтобы ее результаты не могли иметь не­гатив­ный характер и наносить вред себе и окружающим.

Структура такой позитивной образовательной самостоятельности имеет следующие компоненты: це­левой, который заключается в нацеленности образовательной са­мо­стоя­тель­ности на развитие и саморазвитие личности, выработку у нее новых ка­честв. Он определяет выбор спосо­бов и действий, выступает в роли сред­ства управ­ления и сверки результа­тов действий с ожидае­мым ре­зуль­татом и должен быть обязательно индивиду­ально осоз­нан и при­нят, т. е. под­росток должен понимать, что результат его са­мостоя­тельных действий важен, прежде всего, ему са­мому, а не педагогу или одно­класс­никам, что этот резуль­тат будет полезен в его будущей социальной или профессио­нальной жизни. Основой целевого компонента позитивной обра­зовательной само­стоятель­но­сти, по нашему мнению, является уме­ние ста­вить практически и соци­ально зна­чимые перспективы, выдвигать рабочие гипотезы на основе осоз­нанного са­мо­контроля для ее достиже­ния.

При негативном развитии самостоятельности целевой компо­нент зачастую от­сут­ст­вует, особенно когда речь идет о бесцельном интернет-серфинге. Пе­реход с сайта на сайт также не всегда тематически направлен. Та­кую раз­бросан­ность поиска информации можно преодолеть путем увеличе­ния кон­струк­тивного ин­тереса учащегося к какой-либо одной теме, лич­ностно или про­фес­сионально значи­мой для подростка. Еще хуже ситуа­ция, ко­гда постав­лена антигуман­ная, наносящая вред здоровью цель (на­пример, поиск в Ин­тернете способов из­го­товления нарко­тиков). В таком случае целенаправ­ленный поиск деструк­тив­ной ин­формации приводит к более отрицательным последствиям, и отказаться от него крайне затруд­нительно [6, c. 5].

Второй компонент, мотивационный, заключается в том, что, осоз­на­вая себя как лич­ность, под­росток определяет идеалы, жиз­ненные планы – а это главная ли­ния развития побудительных сил обра­зова­тельной само­стоятельности. В основе мотивацион­ного компо­нента лежит потребность в само­стоятельных действиях и интерес к ним со стороны учащегося. Происхо­дит развитие внутренней мо­тива­ции к самостоятель­ным дей­ствиям, ко­торая помогает самореализа­ции личности. Самостоятельные действия также являются основой мотива­ции дос­тижений, связанной с про­дук­тивным выполнением за­дания. Люди, мо­ти­ви­рованные на успех, пред­почитают средние по трудности или слегка за­вы­шен­ные цели, что вполне соответствует изменившимся соци­альным уста­нов­кам. Само­стоя­тельность и творческий под­ход к ре­шению про­блем являются ос­новой успеш­ности человека в мире [3, с. 68].

Мотивация при негативной самостоятельности остается на уровне по­треб­ности, которая чаще всего исчезает при удовлетворении, не пере­рас­тая в конст­руктивный интерес и не служа стиму­лом к дальнейшему раз­ви­тию личности. Такая мотивация остается внешней: учащийся рабо­тает только ради оценки и не видит перспектив своего обучения и разви­тия. Пре­одолеть такую ситуатив­ную мотивацию и сделать по­стоянной познаватель­ной мо­тива­цией можно при развитии внутреннего сти­мула учащегося к получению знания, т. е. внешний интерес должен стать внут­ренним [3, с. 69].

Третий, когнитивный компонент нацелен на осознание того, что по­знава­тель­ная деятельность, новые знания не­обходимы для совершен­ство­ва­ния сво­его образования. При этом подросток дол­жен понимать, что при рас­смотрении разных точек зрения на ка­кую-ни­будь проблему нет не­об­ходи­мости ис­пользовать всю имею­щуюся по вопросу инфор­мацию. Со­временное ин­формационное общество пред­лагает из­лишне много­гран­ный под­ход к некоторым вопросам, и не­редко какая-то ин­фор­мация даже ус­ложняет разре­шение проблемы. В позитивной обра­зова­тельной са­мостоя­тельно­сти мы имеем дело с тщательно обду­ман­ной обработ­кой по­лучае­мой информации, она но­сит избирательный харак­тер.

При негативном развитии образовательной самостоятельности под­росток не в состоянии разделить получаемую информацию по сте­пени не­обходимости для решения поставленной задачи и ис­пользует все нужные и ненужные информационные ресурсы. Ин­формация не приоб­ретает зна­чения для подростка. Чтобы сформи­ровать конструк­тивные умения учаще­гося работать с информацией, необходимо нау­чить его рабо­тать с ин­форма­цией, осознавать ее ценность [4, с. 71].

Деятельностный компонент преду­сматривает организацию, вы­бор приемов ра­боты, планирование бюд­жета времени. В про­цессе ана­лиза по­зи­тивной образовательной самостоятельности мы го­во­рим о нали­чии само­стоятельных умений, успешно приводя­щих к цели. При этом важно не столько умение действовать по инст­рук­ции и образцу, сколько осоз­нанное стрем­ление к поиску нестандарт­ных способов разре­шения про­блемы, умение конст­руировать новые спо­собы дей­ствия, т. е. при позитивной обра­зо­ватель­ной само­стоятельности речь идет об умении само­стоятельно действо­вать в спон­тан­ных, непод­готовленных ситуа­циях без опоры на уже известные спо­собы, о развитии креативности [4, с. 45].

Применительно к негативной образовательной самостоятельности следует говорить о репро­дуктивных способах работы: действия выпол­ня­ются по зара­нее усвоенным деструктивным образцам. В таком случае не приходится гово­рить о полностью самостоятельных действиях. Для пре­одоления негативной самостоятельности необходимо стимулировать подро­стка к позитивным не­стандартным дейст­виям в про­цессе выполне­ния про­ектов. Нередко самостоя­тельные дей­ствия имеют нега­тивно вы­раженную цель. Такие действия могут иметь и творческий характер, при этом само­стоятельность является ярко выра­женной деструктив­ной. Для ее пре­одоле­ния необходимо создавать ус­ловия, способствую­щие усилению конструктивной мотивации [4, с. 68].

Пятый, оценочный компонент предполагает сравнение ре­зуль­та­тов своей деятельности с целью. Выявлено, что отношение человека к себе фор­мируется под воз­дей­ст­вием оце­нивания самого себя через других (как некой нормы) и свою дея­тель­ность. При этом адекватность этих форм оценивания вы­сту­пает ос­новным из­ме­ряемым параметром самооценки и предполагает соот­ветствие субъектив­ных оценок личности объективным оценкам. Только при таком соответствии самооценку можно назвать адекватной [3, с. 34]. Аде­кватное оценивание своей и чужой проектной деятельности формируется по­этапно, с четким выделе­нием крите­риев. Учащиеся, у которых сформирова­лась негативная обра­зовательная са­мо­стоятельность при условии низкого уровня рефлексии собственной дея­тельно­сти, склонны к завышенной или, чаще, занижен­ной самооценке.

Содержание позитивной обра­зова­тельной само­стоя­тель­но­сти характеризуют ее признаки. Первый признак − нацелен­ность на со­трудничество с педаго­гом и другими обучающимися. Ос­новные идеи, при­сущие вариантам обучения в со­трудничестве (общ­ность цели и за­дач, индиви­дуальная ответственность и рав­ные шансы на успех) дают воз­можность педа­гогу быть ориентирован­ным на каждого учащегося. Необхо­димо также сказать и том, что со­трудничество воз­можно лишь в благопри­ятной атмосфере. Именно обучение в сотрудни­честве является, по нашему мнению одним, из условий развития пози­тивной образовательной самостоя­тельности в проектной деятель­ности.

Умение честно относиться к полу­чаемой информа­ции (интел­лек­ту­альная чест­ность). По мнению Б.Рассела «человек, которому присуща «интел­лектуальная честность», отличается «готовностью тща­тельно прове­рять пра­вильность своих убеждений» и «уделять доста­точно внимания дру­гим имею­щимся доказательствам». [5, с. 4]

У уча­щихся она формиру­ется, если они постоянно и увлеченно ов­ла­де­вают новым знанием, кото­рое, по мне­нию Бертрана Рассела, пред­ложив­шего это понятие, предпола­гает не субъ­ек­тивно-из­бирательное, а объ­ек­тивно-анали­тическое отношение к не­одно­знач­ной ин­фор­ма­ции с точки зре­ния «ис­тин­ности знания», когда не иг­нори­ру­ются не­достатки и противоре­чия имеюще­гося зна­ния и его несоот­вет­ст­вие ранее приобре­тен­ной и вновь приобретае­мой инфор­мации. Наобо­рот, эти противо­ре­чия мо­гут служить основой для поиска новых не­стан­дарт­ных пу­тей реше­ния важнейшей про­блемы проекта. [5, с. 4]

Часто ин­форма­ция, кото­рую обу­чаю­щийся нахо­дит и каким-то об­разом об­раба­тывает, не только не сов­па­дает с его мировоз­зрением, жиз­ненным опытом, но полностью противоре­чит ему. При этом под­росток должен осозна­вать, что сущест­вует много то­чек зрения на анализируе­мое явление, что только ра­бота с проти­воречиями во взгля­дах и анализ противоречивых точек зрения мо­гут при­вести к реше­нию про­блемы. Для этого ему необхо­димо нау­читься нахо­дить, показывать и сравнивать ме­жду собой разные сто­роны проблемы, объ­ективно освещать все вопросы. Таким образом, мы выделяем следующие черты интел­лектуальной чест­ности: готовность к восприятию противоречивой информации; то­ле­рантное принятие другой точки зрения в этой информации и правдивое от­ношение к авторству той или иной точки зрения. Учащийся в совре­менном ин­тернет-пространстве сталки­вается с разными подходами к той или иной про­блеме, некоторые из которых имеют негативную окраску. Соответственно не­обхо­димо при ра­боте с таким боль­шим, ничем не рег­ламентируемым потоком информации уметь выбрать именно необходи­мую информацию, понять и при­нять другие позиции по этому вопросу, различать и отбрасывать нега­тивно на­правлен­ную информа­цию и прояв­лять уважение к другим точкам зрения, не выда­вая их за свои.

Многие педагогические концепции развития само­стоя­тельности отно­сятся к традиционному об­разованию, которое не все­гда идет в ногу с требо­ваниями современного общества из-за высо­кого уровня опосре­до­ванности государствен­ными образо­вательными стандар­тами, учебными пла­нами, про­граммами, для разработки, согласования и утвер­ждения ко­то­рых требу­ется много времени. Вследствие этого тра­диционное образо­вание зачас­тую стре­мится во­плотить в на­стоящий момент жизни знания, ценности и уме­ния, полученные в прошлом [1, с. 124]. Совре­менное общество до­вольно быстро меняется, и тра­дици­он­ные понятия педаго­гики приобретают но­вое значение. Утверждению интеллекту­альной че­стности способствует соблю­дение принципа синхронности развития об­разования в соответствии с по­ступатель­ным движением науки, эконо­мики и об­щест­венной жизни.

По нашему мнению, сейчас необхо­димо говорить не только о раз­ви­тии са­мо­стоятельно­сти уча­щихся, но и о том, что об­разова­тельная само­стоятель­ность мо­жет иметь как догоняющий, так и опере­жаю­щий характер. Однако подробное ис­следо­вание догоняющей, син­хронной и опережающей об­разова­тельной само­стоя­тель­но­сти выходит за рамки дан­ного исследова­ния.

Оценочная самостоя­тельность является, по нашему мнению, также од­ним из основных условий развития позитивной образовательной само­стоятель­ности в процессе проектирования, так как умение рефлек­сировать и адекватно оценивать собственную и чужую проектную дея­тельность и ее результаты го­ворит о сформированной позитивной обра­зовательной само­стоятельности.

Спонтанная коммуникативность, предусматривающая го­тов­ность к применению речевых уме­ний и навыков не только в стан­дартных, но и в спонтанных коммуникативных ситуациях. Комму­никативная компе­тенция – приобретенное в процессе естественной ком­муникации или специ­ально органи­зованного обучения особое качество речевой личности, скла­дывающееся из не­скольких составляющих, в числе которых можно выде­лить языковую компе­тенцию, предметную компетенцию, лингвистическую к компетенцию и прагма­тическую  ком­петенцию. [2, с. 24]. И.А. Зимняя, которая определяет коммуни­катив­ную компетенцию как “овладение слож­ными коммуникативными навы­ками и умениями, формирование адекват­ных умений в новых социаль­ных структурах, знание культурных норм и ог­раничений в общении, знание обы­чаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение прили­чий, воспитан­ность; ориентацию в коммуникативных средствах, прису­щих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репер­туара в рамках данной про­фессии” [2, с.13-14].

Таким образом указанные компоненты и признаки образовательной самостоятельности учащихся могут помочь педагогу развивать позитивный характер образовательной самостоятельности, преодолевая ее негативные моменты.


Библиографический список
  1. Дьюи Дж. Школа и общество: пер. / Дж. Дьюи.  – М., 1925.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М. : Ло­гос, 2000
  3. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидакти­че­ский анализ процесса и структуры воспроизведения и творче­ст­ва / П. И. Пидка­систый. — М.: Педагогика, 1972.
  4. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятель­ность школь­ников в обучении: теоретико-экспериментальное исследова­ние / П. И. Пидка­систый. — М.: Педагогика, 1980.
  5. Рассел Б. Проблемы философии / Б. Рассел. — Новосибирск: Наука, 2001.


Все статьи автора «Глазова Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: