УДК 37

ОСОБЕННОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Бикташева Алла Шавкатовна
Казанский Федеральный Университет
методист общего образования ПМЦ ПК и ППРО

Аннотация
Данная статья посвящена обзору работы центров повышения квалификации. Приводятся доводы о необходимости учителям иностранного языка своевременно повышать свою квалификацию. Проблематика низкой эффективности настоящих форм работы со слушателями. Поиск новых способов повышения мастерства учителя.

Ключевые слова: изменения в языковой среде, курсы повышение квалификации, профессиональный рост, процесс обучения, способы повышения мастерства учителя


SOME FEATURES IN ACHIEVING EFFECTIVENESS BY FOREIGN LANGUAGE TEACHERS DURING REFRESHER COURSES

Biktasheva Alla Shavkatovna
Kazan Federal University
Educator, Volga Region Center for Further Training and Professional Retraining

Abstract
The paper contemplates the work of Refresher Courses Centers. Arguments for necessity to improve skills by foreign language teachers. Problems of low effectiveness of nowadays work forms with students. The search of new ways to improve the teacher’s skills.

Keywords: changes in the language environment, Refresher Courses, the learning process, ways to improve teacher’s skills


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бикташева А.Ш. Особенности достижения результативности на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/07/3386 (дата обращения: 29.10.2023).

Введение федеральных государственных образовательных стандартов влечет за собой новые перспективы Российского образования, а так же модернизацию всей образовательной системы страны и одной из ее составляющих — повышения квалификации учителей. Успешность решения этой важной проблемы зависит от разработки теоретической и практической обоснованности процесса повышения квалификации педагогических кадров.

Повышение квалификации учителей иностранного языка является одним из ключевых направлений в реализации образования  в общеобразовательной школе. С истечением времени изменяются области применения языка в той или и ной сфере. Конечно же, учитель в первую очередь должен быть осведомлён о тех или иных изменениях  в языковой среде и должен владеть приёмами правильного обучения  применения иностранного языка в разных сферах. Следовательно, повышение квалификации учителей английского языка будет являться залогом эффективного познания трансформаций в иностранном языке с течением времени. Немаловажным является и тот факт, что учитель смог бы наметить свой профессиональный рост в рамках курсов повышения квалификации и выстроить план по его реализации. Одним из ключевых моментов можно выделить и обмен опытом среди учителей, где также могли бы быть рассмотрены уже готовые наработки и выявлены унифицированные приёмы по обучению тех или иных тем на уроках иностранного языка.

В современных условиях возникает объективная потребность в разработке теоретических основ совершенствования системы повышения квалификации учителей и обосновании механизмов их реализации на практике. В настоящее время разработка научных основ содержания профессионально-образовательных программ повышения квалификации учителей и адекватных этому содержанию методов и технологий обучения требует анализа и обобщения передового отечественного опыта, накопленного в системе последипломного образования учителей.

Преподавание иностранного языка – профессия, которая требует высокого уровня владения языком, знание методики и педагогических навыков. Однако достигнуть необходимого уровня мастерства и просто накапливать опыт преподавания недостаточно, чтобы действительно быть настоящим профессионалом в сфере обучения иностранным языкам.

Не секрет, что любой язык находится в непрерывном развитии, претерпевает изменения разного характера; регулярно пополняется лексика для обозначения современных реалий, технических новинок. Происходят перемены и в мотивации, целях и задачах слушателей. В наши дни изучение языков приобретает практическую направленность. Доступность поездок за границу, работа с иностранными партнерами, общение с друзьями по скайпу; знание английского становиться не роскошью, а визитной карточкой современного образованного человека.

Таким образом, курсы повышения квалификации преподавателей иностранного языка – важный фактор в достижении успеха в процессе обучения.  Проблема в следующем: на сколько эффективны  сегодняшние формы работы со слушателями?

Система повышения квалификации и переподготовки работников образования включает 94 образовательных учреждения, расположенных во всех регионах Российской Федерации.  В современных условиях, развитие этой системы не должно исключать механизмов рыночного контроля, конкуренции и участия заинтересованных сторон в этом процессе, поэтому необходима смена форм повышения квалификации. Это прежде всего инновационные, которые доказали свою эффективность в современных условиях, но и  нельзя отказываться от традиционных форм, проверенных временем и дающих хорошие результаты в подготовке педагогических кадров.

Высокие темпы развития образования, потребность в непрерывном повышении квалификации  требуют новых форм и методов работы с педагогами. В  системе повышения квалификации работников образования   возникают препятствия,  тормозящие дальнейшее развитие системы в соответствии с современными требованиями: традиционные формы являются ресурсно-затратными, малоэффективными,  происходит отставание  педагогических  технологий от требований современного образования. Лекционная и семинарская формы  повышения квалификации на сегодня исчерпали себя, является непродуктивной, малоэффективной  и высокозатратной: отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров, способных работать в системе повышения квалификации; слабая материальная база для проведения обучения преподавателей, невысокая результативность образовательного процесса. Однако потребность  регионов в переподготовке кадров и повышении квалификации остается   на  высоком уровне и  в перспективе будет только возрастать.

Программа повышения квалификации учителей иностранного языка это чаще всего комбинированная форма на модульно – компетентностной основе и составляет 108 или 72 часа в зависимости от наличия дистанционного модуля.  Львиная доля часов отводится на аудиторную работу, которая включает такие формы проведения занятий, как интерактивные лекции, семинарские занятия.

Есть такое мнение, что процесс обучения иностранному языку происходит максимально эффективно тогда, когда обучаемый выходит из зоны комфорта. Нет сомненья в том, что в каждом центре повышения квалификации есть ряд ученых, чьи лекции слушают с большим удовольствием, стажировочные площадки, где лучшие учителя делятся опытом своей работы. Но с каким обновленным багажом знаний уезжают с курсов слушатели?

Существует разница между обучением и развитием. Первое, как правило, навязывается извне и включает в себя конкретный алгоритм действий, в то время как развитие является тем, что идет изнутри, оно включает в себя открытие, созидание. Наступило такое время когда надо отойти от обучения слушателей и заняться их развитием. Современный преподаватель на курсах иностранного языка должен быть наставником, консультантом и навигатором.  Его функции – это оказание адресной помощи в проблемной ситуации,  решение учебных задач и определение ближайших и отдаленных задач с последовательностью их выполнения. Педагогу следует давать больше самостоятельных заданий.  В этом случае и  ответственность слушателей курсов возрастет, и конечный результат не заставить себя долго ждать.

Можно обозначить следующие способы повышения мастерства учителя:

  • Разнообразие методов, средств, форм и видов работы, их новизна;
  • Соответствие опыта работы новым успехам передовой педагогической практики;
  • Продуктивность, актуальность, оптимальность и стабильность достигнутых итогов;
  • Способность учителя иностранного языка обобщать и анализировать свой опыт, обмениваться им с другими педагогами;
  • Внедрение знаний и технологий, полученных в ходе курсов, в практику работы;

В заключение хочется подчеркнуть, что система повышения квалификации – это не учреждения, занимающиеся исключительно разовым проведением курсовых мероприятий, их основная миссия – обеспечение непрерывного процесса профессионального и личностного роста учителя.


Библиографический список
  1. Андриенко Е. В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной зрелости учителя // Педагогическое образование и наука. -2002. №4. – С. 62-68.
  2. Ведерникова JI. В. Формирование ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности: Автореф. дис. докт. пед. наук 43 с.
  3. Гильмеева P. X. Профессиональные развития учителя в современных условиях / Под ред. Р. А. Исламшина // Монография. 103 с.
  4. Исламшин Р. А., Габдулхаков В. Ф. Что надо знать учителю о педагогической технологии? 68 с.
  5. Исламшин Р. А. Научные основы функционирования модели непрерывного образования учителей в национально-региональных условиях Татарстана. -227 с.
  6. Обучение иностранным языкам в контексте требований международных стандартов: Методические рекомендации в помощь преподавателям иностранного языка / Сост. Д. А. Хафизова, Р. И. Давлетова. 19 с.
  7. Петряевская JI. Г. Непрерывное образование как условие преодоления кризисов профессионального развития учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. -18 с.
  8. Преподаватель иностранного языка: мастерство и личность / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова. 159 с.
  9. Скрипниченко М. Ф. Педагогические условия профессионального самоопределения учителя в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. 26 с.
  10. Ткачева, Ю.В. Сущность профессиональной компетентности учителя иностранного языка / Ю.В. Ткачева // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (12 ноября 2009 г.). Ч. 3. – М.; Челябинск: изд-во «Образование», 2009
  11. Чинкина Н. Ш. Стимулирование мотиваций творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности. 284 с.
  12. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно модульного обучения: Методическое пособие. – 96 с.
  13. Brookfield S. D. The skillful teacher: On technique, trust, and responsiveness in the classroom. San Fransisco. Oxford, 1991. – 168 p.
  14. Doff A. Teach English: A training course for teachers. Cambridge: Cambridge University Press in association with The British Council, 1994. 139 p.


Все статьи автора «Бикташева Алла Шавкатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: