УДК 316.772.5

ПРОБЛЕМЫ В СОСТАВЛЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ ОНЛАЙН ИССЛЕДОВАНИЙ

Насретдинова Маргарита Марсовна
Башкирский государственный университет

Аннотация
В данной статье рассматриваются методологические проблемы в составлении и проведении онлайн исследований.В большей степени внимание уделяется проблемам составления репрезентативной выборки и распространению результатов онлайн исследований на генеральную совокупность, состоящую не только из пользователей интернета.

Ключевые слова: онлайн исследования


PROBLEMS IN THE DESIGN AND CONDUCT ONLINE RESEARCH

Nasretdinova Margarita Marsovna
Bashkir state univercity

Abstract
This article discusses the methodological problems in the preparation and conduct online issledovaniy.V more attention is given to a representative sample preparation and dissemination of the results of online research on the general population, consisting not only of Internet users.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Насретдинова М.М. Проблемы в составлении и проведении онлайн исследований // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3422 (дата обращения: 20.11.2016).

Интернет предоставляет широкие возможности для сбора и обработки информации, это очень развитая информационная технология. Также интернет является благоприятной средой для проведения исследований. Но, с другой стороны,  Сеть интернет имеет и некоторые особенности, затрудняющие сбор эмпирических данных. Далее перечислены основные из них.

Во-первых, это анонимность и отдаленность опрашиваемых. Это обстоятельство весьма неудобно для получения именно достоверной информации от опрашиваемых. Идентификация респондентов важна для проверки данных на достоверность, чтобы убедиться, что человек не выдает себя за другого. Данная проблема имеет место при любом оффлайн исследовании. Но в интернете анонимность и дача ложных данных о себе (например, возраст) приобретает всеобщий характер.

Во-вторых, средства сбора информации чаще всего не могут контролировать сам процесс заполнения анкет, также они не могут помочь отвечающему в случае необходимости. Здесь упор делают на качество составления опросников и приемы, которые удержат внимание респондента до конца опроса.

В-третьих, классические методы сбора информации не всегда применимы к интернету или плохо сочетаются с его особенностями.

В-четвертых, в интернете невозможна абсолютная конфиденциальность респондентов, так как можно вычислить пользователя через IP-адрес или другими способами.

В-пятых, возврат анкет так же, как и в традиционных почтовых опросах низок, то есть онлайн опросы не решают проблему не возврата анкет. Если же возврат совсем низкий, то сложно выполнять даже простейшие аналитические задачи.

В-шестых, если анкета размещена на определенном сайте, то необходимо давать рекламу для привлечения респондентов. Но здесь появляется еще и проблема репрезентативности.

В-седьмых, современный человек может выходить в Сеть с разных носителей и разных мест, тогда отследить не отвечает ли один и тот же человек на опрос от разных имен, невозможно.[1]

Также можно выделить в отдельную группу технические трудности, не зависящие от исследователя, это, напрмер, плохая работа провайдера, некоторые выключенные функции в браузере, которые не позволяют считать информацию, отсутствие навыков пользования компьютером у респондентов и др.

Еще одна проблема – это проблема составления выборки и ее репрезентативность. Она является наиболее важной и ее мы рассмотрим подробнее. Для начала обратим внимание на валидность статистического вывода, т.е. соответствие целей, задач и результатов. Слишком маленькая вероятностная выборка может не обеспечить достаточной мощности статистического теста, хотя выборки в онлайн исследованиях чаще всего велики.[2]

Обычно исследователи не имеют данные об однородности или разнородности исследуемых совокупностей. Если речь идет об опросе, результаты которого распространяются на такую совокупность, как пользователи Сети интернет, социологи пока не располагают данными для оценки валидности вывода случайной разнородности такого рода выборок. Также нужно помнить, что существующие выборочные данные параметров пользователей интернета, на которые можно было бы опираться, чаще основаны на выборках из онлайн панелей. Такие выборки в основном составляют респонденты, постоянно участвующие в опросах с целью заработать денег, также один человек может состоять во множестве панелей или регистрироваться под разными именами в одной.

Но главные угрозы валидности все же связаны с задачей обобщения оценок и выводов, полученных в онлайн исследованиях, на какую-либо генеральную совокупность. здесь проблемы решаемы, если генеральная совокупность  – это пользователи интернета, чаще локальных ресурсов (сайты, социальные сети и др) либо члены компаний и организаций, объединенных локальной сетью (например, студенты определенного университета, работники компании).

Далее можно выделить три главные угрозы реперезентативности:

1)  отсутствие основы выборки;

2)  неспособность используемой выборки охватить реальную генеральную совокупность;

3) неответы либо отказы от участия.[3]

Из перечисленных проблем обычно удается решить только две первые. Также проблема распространения результатов онлайн опросов на генеральную совокупность поддается решению тогда, когда онлайн выборка получена в результате оффлайн опроса. Однако здесь возникают систематические ошибки выборки: различия в отклике на участие в опросе,  заполнении анкеты и тд.

Серьезные исследования в поиске возможности устранения ошибок выборки в онлайн опросах с помощью данных из базовых оффлайн панелей пока малочислены.[4]


Библиографический список
  1. Филиппова Т. Эмпирическая социология в информационном обществе. Web-опросы в России — «за» и «против», http://www.isn.ru/info/seminar-doc/soc.doc, (11.05.2014)
  2. Девятко И.Ф. Онлайн исследования и методология социальных наук: новые горизонты, новые (и не столь новые) трудности // Онлайн исследования в России 2.0 – М.: РИЦ «Северо_Восток», 2010
  3. Мавлетова А.М. Борьба за качество и надежность данных в он-лайн исследованиях: основные результаты панельной конференции CASRO 2009 г. // Он-лайн исследования в России 2.0 – М.: РИЦ «Северо_Восток», 2010 – С. 43-60
  4. Звоновский В.Б. Исследования возможности использования онлайн опросов для репрезентации больших социальных групп.// Online исследования в России 2.0 – М.: РИЦ «Северо_Восток», 2010


Все статьи автора «Насретдинова Маргарита Марсовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация