УДК 159.9

РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В РАБОТАХ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Коларькова Алена Валерьевна
Нижнетагильская социально-педагогическая академия

Аннотация
Освещаются проблемы определения содержания понятия "тревожность" и выделения отдельных ее видов.

Ключевые слова: тревожность


DIFFERENT VIEWS ON THE CAUSES OF ANXIETY IN THE WORKS OF THE MODERN RESEARCHERS

Kolarkova Alena Valerievna
Nignetagilsky socio-pedagogikal academy

Abstract
Problems in determining the content of the concept of "anxiety" and separate types.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Коларькова А.В. Различные взгляды на причины возникновения тревожности в работах современных исследователей // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3436 (дата обращения: 28.05.2017).

Проблема тревожности, при всей ее важности и актуальности, до сих пор остается наиболее сложной в психологии. Противоречия в рассмотрении проблемы свойственны как отечественным, так и зарубежным исследованиям, несмотря на то, что вопросом возникновения тревожности занимаются самые разные направления психологии. Сегодня отсутствует четкое определение данного термина: в понятие «тревожность» нередко включаются понятия «тревога» и «страх».
Отечественная психологическая наука предлагает несколько трактовок понятия «тревожность».
1. Тревога как состояние. Многие ученые рассматривают тревожность в качестве временного эмоционального состояния (как мобилизующего, так и дезорганизующего), возникающего в случае объективной угрозы личности, или в ситуациях, представляющих угрозу по ее субъективному мнению, а так же в нестандартных условиях функционирования и стрессовых ситуациях.
2. Тревожность как свойство личности, предрасполагающее к переживанию тревожных состояний в различных ситуациях. Склонность к проявлению тревоги под влиянием специфических свойств темперамента анализирует В. С. Мерлин. Им установлен созависимость между проявлениями тревожности и особенностями нервной системы индивида, такими как слабость и инертность.
Если рассматривать тревожность как свойство личности, то можно утверждать, что она характеризуется возрастной спецификой, которая определяет виды и содержание детерминант тревоги, а так же формы защиты и компенсации. Различным возрастным периодам принадлежат различные области, вызывающие повышенную тревогу даже у личности, не склонной к тревожности, – эти области во многом определяются актуальными задачами развития и особенностями возрастов.
3. Процессы переживания тревоги и формирования тревожности как устойчивого личностного образования. Ряд ученых, А. И. Захаров, Л. В. Макшанцева, А. М. Прихожан, А. О. Прохоров, предполагает, что тревожность как свойство личности формируется под влиянием постоянно повторяющихся ситуаций актуализации тревоги, сначала как готовность к проявлению тревоги, а в дальнейшем как новообразование эмоциональной сферы.
Существует достаточно много научных трактовок тревожности, но общим для всех является определение тревожности как чувства, связанного с неблагополучием, переживанием дискомфорта.
Все ученые сходятся во мнении, что для тревожной личности свойственны такие проявления, как беспокойство, излишнее напряжение, негативные предчувствия, а также повышенная активность вегетативной нервной системы. Тревога является способом организма среагировать на ситуацию стресса, и, определяясь значимостью стрессогенного фактора, может иметь различную интенсивность и период протекания. Тревожность не является однозначно отрицательным явлением,определенный приемлемый уровень тревожности не только допустим, но и необходим для правильного выстраивания перспектив активной деятельности.
Существует понятие оптимального уровня тревожности, который так же называется желательным, речь идет о полезной тревожности, заставляющей человека мобилизоваться.
Однако уровень тревоги, превышающий оптимальный (различный у индивидов), может оказывать на организм крайне неблагоприятное влияние.
Кроме того, определить первоначальную причину тревожности — значит, найти способы борьбы с ней, так как именно причина определяет, по какому пути должна пойти коррекционная работа.
Последствия вовремя не скорректированной тревожности могут сказываться на личности достаточно явно: эмоциональные перегрузки определяют общий эмоциональный спад, повышение утомляемости, падение работоспособности, страдают внимание и творческое мышление.
Существует и более узкая классификация, согласно которой по принципу происхождения выделяются только два типа тревожности.
Личностная тревожность, первый из типов, является свойством личности, ее характеристикой, определяющей, насколько человек расположен к проявлению тревоги. Она является устойчивой характеристикой эмоциональной сферы. Этот вид тревожности обусловлен фрустрацией в социальной и других значимых для личности сферах. Он развивается и закрепляется под воздействием регулярно повторяющихся ситуаций, детерминирующих тревогу. Как личностная черта тревожность закрепляется на этапах дошкольного и школьного детства, окончательно формируясь к подростковому возрасту. Ребенок с личностной тревожностью склонен переживать тревогу в разнообразных ситуациях, даже в тех, которые не имеют объективных предпосылок для ее возникновения, если по каким-то причинам они являются субъективно стрессовыми.
Личностная тревожность ведет за собой состояние подавленности и настороженности, что осложняет контакт с окружающим миром, лишает ребенка желания проявлять активность и инициативу – из-за стремления избежать ситуаций, где тревога потенциально возможна. Окружающий мир воспринимается ребенком как пугающий и враждебный.
Второй вид тревожности – ситуативная тревожность. В отличие от первого, ключевым фактором, провоцирующим возникновение тревоги, оказывается внешний мир и его явления. Тревога порождает какой-либо ситуацией, которая является травмирующей для личности. Состояние тревоги может играть важную роль для мобилизации ресурсов организма, что поможет принять правильное решение и успешно преодолеть сложности.
Ситуативная тревога в основе своей выполняет функцию адаптации организма к окружающей среде, она предупреждает о ситуациях внешнего мира, чреватых для индивида опасностью, и позволяет к этим опасностям подготовиться, избежав негативных последствий. Меры подготовки при этом могут быть осознанными или бессознательными – тогда реализуется действие защитных механизмов организма. Ситуативная тревожность меняется в зависимости от изменения ситуации: если индивиду предстоит какое-то событие, которое может стать стрессовым, то тревожность возрастает в преддверии этой ситуации, в остальное же время она значительно снижается.
Кроме того, мы можем выделить три формы тревоги, в зависимости от факторов, определяющих формирование ситуативной тревожности:
1. межличностная ситуативная тревога,
2. внутригрупповая ситуативная тревога,
3. и деятельностная (предрабочая, рабочая, послерабочая, оптимальная) ситуативная тревога. [1]
Межличностная и внутригрупповая тревога относятся к ситуациям эмоционального переживания в процессе общения. Они охватывают и весь эмоциональный спектр, основанный на прошлых контактах индивида с социумом, и эмоциональные ожидания, направленные на будущие контакты. Оценивается интенсивность и окраска переживаний человека по поводу необходимости контактировать с другими. Деятельностная тревога связана с конкретной задачей, стоящей перед человеком, с активностью, которую он собирается проявить, вызывающей у него эмоциональные переживания.
А. М. Прихожан предлагает также следующие типы тревожности:
1. устойчивая тревожность в определенной сфере – обозначаемая обычно как частная, специфическая, парциальная;
2. общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. [2]
Актуальным является вопрос соотношения разных типов тревожности: являются ли частные виды тревожности, связанные с одним школьным предметом, с общением между сверстниками, являться отдельными видами тревожности, или следует отнести их к категории личностной тревожности и рассматривать лишь как отдельные ее проявления, фиксированные каждое на своей сфере. Этот же вопрос встает и в отношении личностной и ситуативной тревожности. Ситуативная тревожность может быть формой проявления общей тенденции личности к тревожному поведению. Однако, смена разных показателей тревожности выступает свидетельством наличия общей тревожности, способной к полиморфности.


Библиографический список
  1. Пасечник Л. Тревожный ребенок  // Дошкольное воспитание. – 2007. - N 10. – С. 64-71.
  2. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2000. – 508 с.


Все статьи автора «grayson»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: