УДК 378.172:371.315.14

КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

Наговицын Роман Сергеевич
Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко
Заведующий кафедрой

Аннотация
На основе анализа научной и методической литературы, в том числе исследовательских работ зарубежных авторов, в исследовании детально определен и структурирован компонентный состав формирования физической культуры студента гуманитарного вуза в контексте выявления комплекса индивидуальных показателей. Результаты работы содействует процессу разработки стратегии формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза.

Ключевые слова: Компоненты физической культуры студентов, показатели, системный анализ научной литературы


COMPONENTS OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS A LIBERAL ARTS COLLEGE

Nagovitsyn Roman Sergeevich
Glazov Korolenko State Pedagogical Institute
Head of the Department

Abstract
On the basis of analysis of scientific and methodological literature, including research works of foreign authors, the study is structured and defined in detail the component composition of the formation of Physical Education student liberal arts college in the context of identifying complex individual indicators. The results of the process of developing a strategy promotes the formation of physical training of students in the educational space of a liberal arts college.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Наговицын Р.С. Компоненты физической культуры студентов гуманитарного вуза // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3449 (дата обращения: 26.05.2017).

Актуальность рассмотрения вопросов соотношения социального, биологического и культурного для изучения телесности как социокультурного феномена создает необходимость решения вопроса о соотношении основных категорий концепции: общества, природы, человека и культуры [7]. В этом аспекте, как существенная методологическая база для осмысления сущности физической культуры обучающихся, в нашем случае – студентов, важна аксиоматика, по И.М. Быховской. По ее теории, на каждом из пространств (природном, социальном и культурном) человеческое тело должно находиться под началом соответствующих законов (природы, общества и культуры) и взаимодействовать с иными элементами системы (природной средой, образовательным пространством, культурными канонами). Личность в этом ракурсе совершенствуется и предстает не в одной плоскости, а в трех своих ипостасях: природное тело, в частности, биологическое тело индивида, находящееся в зависимости от законов развития живого организма, существования и функционирования; социальное тело как результат взаимодействия телесного начала с социальной средой; культурное тело как продукт культуросообразного совершенствования, формирования и использования телесного начала [5].

Особое внимание в аспекте нашего исследования целесообразно уделить  феномену «культурное тело». Образно оно является завершением процесса перехода от природно-телесной стороны к собственно человеческому, а именно не только социально-функциональному, но и к личностному аспекту.

Таким образом, можно заключить, что для эффективности формирования физической культуры студентов необходимо четко определить ее компонентный состав и содержание его показателей для целенаправленного воздействия и организации методики.

В современный период  в связи со сложностью и неоднозначностью феномена «физическая культура» существуют различные подходы и мнения к выявлению ее компонентного и критериального состава. Содержание их согласуется в целом с рассмотренными выше концепциями физической культуры, а именно как с процессом культурного развития, совершенствования и взаимосвязи с духовностью, а также целенаправленной организации и управления жизнедеятельностью людей [9].

В своих исследованиях Л.И. Лубышева выявляет как базовые компоненты физической культуры обучающихся интеллектуальный, социально-психологический  и двигательный. Автор в своих исследованиях в качестве основополагающего принципа своей концепции физкультурного образования в вузе выдвигает единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного аспектов физической культуры, обусловливающих тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер человека [8, с. 6–7].

Рассматривая содержание феномена «физической культуры студента», М.Я. Виленский отмечает, что необходимо гармоническое и взаимодополняющее единство физического и интеллектуального компонентов на всем жизненном пути личности. Если оно оптимально, то человек достигает значительных высот в своем развитии. Если же это не наблюдается, если  развитие умственных сил и способностей идет в отрыве от совершенствования физических способностей, если физическое развитие намного опережает умственное, то, как правило, и сам человек, и общество не имеют возможность целостного формирования всестороннего развития личности [6]. Ученый определяет основные составляющие физической культуры личности: знания и интеллектуальные способности (объем, осознанность, умения и научность), физическое совершенство (физическое развитие, двигательные умения и навыки, контроль сознания, физическая подготовленность), мотивационно-ценностные ориентации (интересы, установки, убеждения потребности), социально-духовные ценности (нравственность, эстетика, мировоззрение, отношение к труду, мировоззрение, здоровый образ жизни), физкультурно-спортивная деятельность (самосовершенствование, пропаганда, инструкторская, спортивная, прикладная, судейская и организаторская деятельность).

В.Г. Щербаков в исследовании, направленному на структурирование физической культуры, детально выявляет следующие компоненты:

- мотивационно-ценностный (осознание здоровья как ценности, ради достижения которой следует прилагать усилия, его приоритетной зависимости от образа жизни; понимание значимости знаний, умений, навыков, средств и методов физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, профессионально-личностного развития; убеждение в необходимости здорового стиля жизни);

- операциональный (владение системой теоретических и операциональных знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих организацию и реализацию здорового стиля жизни, самопознания, физического совершенствования);

- эмоционально-волевой (адекватная эмоционально положительная оценка своего образа жизни; чувство ответственности за свое здоровье; сознательное преодоление трудностей, возникающих в процессе овладения ценностями физической культуры и здорового образа жизни; эмоционально-волевая регуляция поведения);

- практико-деятельностный (компетентная готовность к повседневному здоровому стилю жизни, продуктивному общению, регулярной физкультурно-спортивной деятельности, систематичному самопознанию, развитию психических, физических, личностных качеств и функционального состояния организма в соответствии с требованиями жизнедеятельности, будущей профессии, сохранения здоровья, адекватность самооценки) [14, с. 38].

Раскрывая содержание физической культуры, В.К. Бальсевич выявляет в ее структуре три основные составляющие: знания (физкультурная образованность), двигательные достижения и мотивация к двигательной активности. Все перечисленные элементы системы физической культуры личности имеют тесную взаимосвязь и определяют содержание физкультурного воспитания  [3].

В своих исследованиях Т.В. Скобликова показывает, что физическая культура является составной частью учебно-воспитательного процесса высшей школы, выступает как неотъемлемая его подсистема и определяется как планируемый и особым образом организуемый процесс, который инструментально выражается в целенаправленном развитии всех его подструктур: мотивационной (развитие потребности в формировании ценностей здорового образа жизни, в физическом совершенствовании, а также мотивов и направленности личности на саморазвитие в сфере физической культуры); когнитивной (практико-ориентированная система знаний и умений физического и профессионального саморазвития); деятельностной (достижение определенной физической кондиции через индивидуально-ориентированную и личностно значимую физическую активность как предпосылку развития устойчивых привычек здорового образа жизни) [11].

А.О. Аяшев и В.А. Пономарчук акцентируют внимание на разработке физической культуры через следующие компоненты: потребностный, связанный с мотивационно-потребностной сферой; образовательный, объединяющий уровень знаний, умений и навыков; аксиологический, касающийся ценностно-ориентационной сферы [2].

На основе выявления совокупности операционной, мотивационно-ценностной, социально-духовной и практико-деятельностной составляющих физической культуры личности основывает свою педагогическую технологию Г.М. Соловьев. Исследователь уточнил, что основная составляющая интересующего нас феномена – образовательная, дающая возможность преемственного переключения с физического воспитания на физическое самовоспитание, самосовершенствование [13].

Н.В. Барышева в докторском исследовании научно обосновала и экспериментально подтвердила эффективность организационно-педагогической системы развития физической культуры обучающегося, системообразующий компонент которой является системная цель развития физической культуры. Автор отметила, что указанная выше цель инструментально выражается в целенаправленном развитии всех ее подструктур: мотивационной (развитие потребности в физическом совершенствовании, формирование ценностей здорового образа жизни, а также мотивов и направленности личности на ее саморазвитие в сфере физической культуры); когнитивной (целостная практико-ориентированная система валеологических знаний и умений физического саморазвития); деятельностной (достижение физической кондиции через личностно-значимую и индивидуально-ориентированную физическую активность личности как предпосылка развития устойчивых привычек здорового образа жизни) [4].

Оригинально представляет компонентные составляющие физической культуры в своем исследовании В.А. Петьков. Выявленная им интегративная структурно-функциональная, иерархическая модель физической культуры обучающегося представлена взаимосвязанными мотивационно-ценностным, когнитивным, операциональным, творческо-деятельностным и диагностическим компонентами, в состав которых входят составляющие отдельных свойств, качеств,    опыта личности, «Я»-концепция выступает в качестве управляющего механизма системы. Автор вводит в научный оборот многочисленное количество понятийно-категориальных определений: эмерджентность, синергетизм, резонанс, биосоциальный статус и т. п. [10].

В своей докторской диссертационной работе, посвященной физической культуре обучающихся ГПС МЧС России, С.С. Аганов выявляет три компонента формирования физической культуры: мотивационный (потребности, мотивы, эмоции, чувства, интересы, ценности, волевые действия, знания, убеждения, профессиональная направленность и т. п.), деятельностный (познание, саморазвитие, самовоспитание, здоровый образ жизни, судейство, агитационная инструкторская, профессиональная деятельность и т. п.) и результирующий (умения, навыки, физическая подготовленность и развитие, практический опыт, физическое мастерство и т. п.) [1].

Н.Х. Хакунов в своем докторском исследовании «Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа» подчеркивает структурные компоненты физической культуры и их содержательные признаки:

- когнитивный компонент, отражающий знания в области физической культуры, физического воспитания, профессионально-прикладной физической подготовки;

- мотивационно-ценностный, раскрывающий отношение студентов к занятиям физическим воспитанием как важной составляющей профессиональной подготовленности;

- деятельностный, отражающий физкультурно-спортивную деятельность в процессе профессиональной подготовки и за ее пределами, а также их физическое совершенство [15].

Для целостного анализа интересующего нас феномена необходимо изучить явления, которые взаимосвязаны с ним. Так, в своем научном труде В.Н. Соловьев характеризует компонентный состав дефиниции «культура здоровья личности»: когнитивно-мотивационный, эмоциональный, когнитивно-волевой. Ученый детализирует критерии и их показатели: когнитивный (понимание сущности культуры здоровья, пополнение знаний о духовном и социальном здоровье личности, осознание здоровья и культуры как общечеловеческих ценностей), мотивационный (осознанное проектирование жизненных устремлений, определяющих образ жизни, валеологическое поведение, обусловливающее здоровый образ жизни), эмоциональный (эмоциональная устойчивость, преодоление трудностей и психических состояний на эмоционально-положительном фоне), коммуникативно-деятельностный (проявление коммуникативной толерантности, поисковая активность, наличие и объем знаний по культуре общения, удовлетворение оптимального двигательного режима) и волевой (стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию, волевая регуляция поведения, преодоление трудностей в достижении поставленных целей) [12].

В своих исследованиях В.Н. Соловьев заостряет особое внимание на двух факторах. Первый  – образование в области физической культуры как базовый компонент и процесс формирования физической культуры должен носить непрерывный уровневый характер, начало этому должно быть положено в дошкольном возрасте. Второй – педагогическое воздействие на мотивационную составляющую физической культуры студента. Он отмечает, что в процессе подготовки студентов к воспитанию физической культуры необходимо влиять на мотивацию, побуждающую к физкультурной деятельности,  и способствовать активному их включению в данную деятельность. Ученый определил мотивационную структуру личности  и механизмы взаимодействия. Первый из них заключается в сознательном педагогическом воздействии непосредственно на мотивацию через убеждение, разъяснение, стимуляцию внутренней работы по самосознанию, переосмыслению себя и окружающей действительности. Второй представляет собой воздействие на личность через перестройку ее социальной микросреды, сферы и условий деятельности с последующей перестройкой мотивации [12, с.123].

В исследованиях зарубежных научных деятелей (Brandon L. Alderman [16], Aaron Beighle [16], Chantal Amade-Escot [17], Cothran D. J. [18], Kevin Morgan, Ishee Jimmy H., Lorraine Cale, Richard Lawrence, Robert P. Pangrazi, Dean Michael Ravizza, Kenneth D. Brubaker [19], Noak H. [20], Zan Gao [21]) особое внимание уделяется формированию мотивационного и ценностного компонентов при организации физического образования подростков в различных учебных заведениях. Dean Michael Ravizza и Ishee Jimmy H. в своем исследовании подчеркивают особую важность развития интереса и ценностного отношения к физическим упражнениям как наиболее приоритетную задачу для  преподавателей физического образования.

Таким образом, выполнив системный анализ представлений о структуре физической культуры обучающихся в научной литературе, мы определили ее компонентный состав и содержание показателей для целенаправленного воздействия и разработки экспериментальной методики.

Физическая культура студента гуманитарного вуза – интегративное личностное образование, основанное на интеграции трех взаимосвязанных элементов содержания и ее компонентов:

1. Мотивационный компонент физической культуры студента отражает потребность в физкультурной деятельности, включая интеллектуальную и двигательную составляющие, и характеризует уровень удовлетворенности результатами этой деятельности, их принятие и приложение волевых усилий для дальнейшего формирования. Этот компонент состоит из совокупности:

- физкультурно-ориентированного мировоззрения;

- мотивационно-ценностного отношения к физической культуре;

- эмоциональной удовлетворенности при физкультурной деятельности.

2. Деятельностный компонент физической культуры студента определяется уровнем развития физических и психических качеств, функционального состояния организма в соответствии с оптимальными требованиями жизнедеятельности и готовности к профессиональной деятельности. Представленный компонент состоит из совокупности:

- психического показателя;

- физического показателя;

- оздоровительного (функционального) показателя.

3. Когнитивный компонент физической культуры студента раскрывает степень овладения студентами знаниями и практическими умениями в сфере физической культуры, т. е. физкультурной компетентностью, а также степень включения личности в целостную систему здорового образа жизни и его отдельные элементы, готовность к его реализации и пропаганде. Этот компонент состоит из совокупности:

- операционного показателя;

- рефлексивно-оценочного показателя;

- поведенческого показателя.

На основе вышеизложенных положений можно сделать вывод, что в данном исследовании детально определен и структурирован компонентный состав формирования физической культуры студента, основанный на выявлении комплекса индивидуальных показателей, что, в свою очередь, содействует процессу разработки стратегии формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза.


Библиографический список
  1. Аганов, С. С. Концепция и технология развития физической культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России: автореф. дис. … д-ра пед. наук / С. С. Аганов. – СПб., 2008. – 45 с.
  2. Аяшев, O. A. Физическая культура и становление личности  / О. А. Аяшев, В. А. Пономарчук. – М.: Сфера, 1991. – 123 с.
  3. Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1991. – №  7. – С. 37–41.
  4. Барышева, Н. В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: дис. … д-ра пед. наук / Н. В. Барышева. – М., 1997. – 400 с.
  5. Быховская, И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность: монография / И. М. Быховская. – М.: ГЦОЛИФК, 1993. – 179 с.
  6. Виленский, М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: учеб. пособие для студентов пед. спец. вузов / М. Я. Виленский. – М.: Высш. шк., 1989. – 159 с.
  7. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – 416 с.
  8. Лубышева, Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре в аспекте методологического анализа  / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 1. – С. 5–9.
  9. Николаев, Ю. М. Теретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века: монография / Ю. М. Николаев. – СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. –  217 с.
  10. Петьков, В. А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования: дис. … д-ра  пед. наук / В. А. Петьков. – Армавир, 1999. – 414 с.
  11. Скобликова, Т. В. Становление физической культуры студентов в педагогическом вузе: автореф. дис. … д-ра психол. наук / Т. В. Скобликова. – Курск, 2001. – 44 с.
  12. Соловьев, В. Н. Оздоровительные технологии и социальные проблемы в физическом воспитании студентов: учебно-метод. пособие / В. Н. Соловьев. – Ижевск: УдГУ, 2005. – 515 с.
  13. Соловьев, Г. М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: дис. … д-ра пед. наук / Г. М. Соловьев. – Ставрополь, 1999. – 388 c.
  14. Физическая культура: учеб. / под ред. М. Я. Виленского. – 2-е изд., стереотип. – М.: КНОРУС, 2013. – 424 с.
  15. Хакунов, Н. Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Н. Х. Хакунов. – Краснодар, 1995. – 33 с.
  16. Brandon, L. Alderman, Aaron Beighle, Robert P. Pangrazi Enhancing Motivation in Physical Education / L. Brandon, Aaron Beighle Alderman,  P. Robert // Joperd. – 2006. – 77 (2). – P. 41–51.
  17. Chantal Amade-Escot & Mary O’sullivanpages Research on content in physical education: theoretical perspectives and current debates // Physical Education and Sport Pedagogy. – 2007. – 12 (3). – P. 185–204.
  18. Cothran, D. J. Teacher-student negotiations and its relation to physical education studentsb motivational processes: an approach based on self-determination theory / D. J. Cothran, P. H. Kulinna, E. Ward  // Journal of Research and Development in Education. – 2009. – 15 (1). – Р.  21–46.
  19. Kenneth, D. Brubaker The importance of physical education in today’s schools: Diss. Submitted toCollegeofEducation Ashlanduniversity in partial fulfillment of the Requirements for the Degree Doct. of  Education in Educational Leadership / D. Kenneth. –Ashland,OH. – 2011. – 88 p.
  20. Noak, H. Concepts of health and health promotion / H. Noak // Measurements in Health promotion and Protection. –Copenhagen, 1987. – P. 5–28.
  21. Zan Gao. Understanding students’ motivation in physical education: integration of expectancy-value model and self-efficacy theory: Diss. Submitted to the Graduate Faculty of Louisiana State University and Agricultural andMechanicalCollegein partial fulfillment of the requirements for the degree of Doct. of Philosophy in the Department in Kinesiology / Zan Gao. – B. Ed.,HunanTeachersUniversity, M. Ed.,BeijingSportUniversity, 2007. – 188 p.


Все статьи автора «Romanagovitsin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: