УДК 37.02

О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Баженов Руслан Иванович
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье представлена методика обучению проектированию информационных систем в курсе «Информационные технологии в менеджменте». Показан алгоритм преподавания: небольшая деловая игра, постановка проблемы, описание вариантов использования в UML, обсуждение логической и физической моделей, разработка простой системы в MS Access, демонстрация готовых систем, самостоятельная работа по подготовке обзора существующих систем на основе Интернет-источников.

Ключевые слова: информационные технологии в менеджменте, менеджер, методика обучения, проектирование информационных систем


ABOUT TEACHING DESIGN OF INFORMATION SYSTEMS FUTURE MANAGERS

Bazhenov Ruslan Ivanovich
Sholom-Aleichem Priamursky State University
candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
The article presents a methodology for learning design information systems in the course "Information technologies in management". The algorithm of teaching: a small business case, problem statement, description of use cases in UML, the discussion of logical and physical models, development of a simple system in MS Access, demonstration systems, independent work on the review of existing systems based on Internet sources.

Keywords: information technologies in management, manager, teaching methods, the design of information systems


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Баженов Р.И. О методике обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3539 (дата обращения: 01.10.2017).

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования третьего поколения для направления Менеджмент определяет, что должен знать, уметь и владеть выпускник. В нем можно увидеть, что разработчики ФГОС уделяют внимание подготовке будущих менеджеров в области информационных систем, которая проявляется в следующих требованиях: должен знать основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией, иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных, должен уметь решать управленческие задачи с помощью информационных технологий, должен владеть программным обеспечением для обработки деловой информации и основами интернет-технологий [1]. Поэтому преподавателю необходимо четко проработать методику обучению владению информационными системами студентов, чтобы они смогли их применять в своей профессиональной деятельности.

Проблемам подготовки будущих менеджеров уделяется внимание многими учеными, педагогами. Формирование профессионально важных способностей студентов-менеджеров в современном вузе исследовали С.В.Калмыков, Э.Д.Бабудоржиева [2]. А.Ю.Лагунов, Д.Д. Шубина обозначили особенности обучения информационным технологиям студентов специальности «Менеджмент организации» [3]. Важность информационных технологий и информационных услуг в подготовке менеджеров определена в исследовании В.И.Дихтяр [4]. И.Д.Белоусова описала возможность изучения информационных систем в информационном менеджменте как концепцию управлению [5,6]. И.Н.Мовчан изучала инновационные подходы в преподавании информационных технологий [7,8]. А.А.Рыбанов разрабатывал системы контроля знаний по информационным системам в современных образовательных программных продуктах [9,10]. Самоорганизацию как один факторов в подготовке к применению информационных систем исследовали Н.Г.Баженова, И.В.Хлудеева [11-13]. А.М.Косминская, Е.Г.Литвак рассмотрели специфику методики преподавания баз данных для студентов экономических и управленческих специальностей [14]. Н.В.Маслова показала методику обучения студентов проектированию и разработке информационных систем с использованием метода проектов [15]. Особенности преподавания rational unified process в составе дисциплины «Проектирование информационных систем» описала А.Е.Харитонова [16]. М.Ш. Левин представил методические аспекты преподавания проектирования систем [17]. Интерактивные формы обучения проектированию информационных систем разрабатывал И.С.Шевчук [18]. Р.И.Баженов показал методические приемы обучению проектированию информационных систем [19-22].

Покажем один из вариантов реализации методики обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров в курсе «Информационные технологии в менеджменте».

Тема «Проектирование информационных систем» в начале занятия не объявляется.

Со студентами проводится небольшая деловая игра по обыгрыванию ситуации купли-продажи товаров. Для этого объявляется, что все происходит в компании ООО «Рога и копыта», которая занимается продажей физическим лицам различных товаров. Выбираются два студента. Один играет роль продавца-консультанта, другой покупателя. Необходимо отобрать активных участников, так как игра проходит динамично и требуется ее завершить через 15-20 мин. Преподавателю надо четко следить, чтобы были проведены следующие действия: предъявление прайса, оформление заказа, выписка накладной. По окончании игры преподаватель (роль директора) просит подготовить отчет о проведенных продажах определенных товаров (например, копыто серебряное) за месяц, неделю. Таким образом ставиться проблема автоматизации деятельности, и объявляется тема по проектированию информационных систем.

На следующем этапе вместе со студентами обсуждаются варианты использования проектируемой системы, результаты можно визуализировать в свободно-распространяемой программе Dia (http://dia-installer.de/) (рис.1). Такой вариант отображения информации позволяет неформально ввести аудиторию в технологию UML [20].

Рисунок 1 – Варианты использования информационной системы

После разбора вариантов использования следует четко выделить сущности, с которыми будет работать информационная система. Визуализация производиться в Dia (рис. 2).

Рисунок 2 – Диаграмма сущностей информационной системы

Во время объяснения необходимо обратить внимание на определение отношения один-ко-многим между сущностями товар-заказ и клиент-заказ. Предоставить примеры: один клиент может формировать несколько заказов; в заказ включается несколько наименований товаров.

Следующий этап по преобразованию модели сущностей в физическую модель базы данных является методически сложным (рис. 3). Требуется пояснения по реализации отношений «формирует» и «включает». Отношение «формирует» реализуется через создание связи один-ко-многим между таблицами «Клиенты» (сущность «клиент») и «Заказы» (сущность «заказ»). Отношение «включает» необходимо представить с использованием трех таблиц «Заказы» (сущность «заказ»), «Состав заказа», «Товары» (сущность «товар») на основе связей один-ко-многим. Таким образом, показывается вспомогательность таблицы «Состав заказа». Студенты усваивают, что реализация отношения «включает» на трех таблицах позволяет получить независимость от заказов таблицы «Товары» для заполнения данными. Здесь можно для самостоятельной проработки предложить посмотреть реализацию рассматриваемого отношения на двух таблицах «Заказы» и «Товары», и какие проблемы могут возникнуть при таком подходе.

Рисунок 3 – Проектирование физической модели

Этап реализации информационной системы можно проводить в MS Access. В нашем случае использование представленного программного продукта позволительно, так как система достаточно простая, многим студентам знакома по школе, имеются встроенные «мастера» проектирования.

Требуемые таблицы по физической модели разрабатываются в конструкторе в следующей последовательности: «Товары», «Клиенты», «Заказы», «Состав заказа» (рис. 4). Преподаватель доносит мысль о том, что после создания таблиц, данные в них не заносятся.

Рисунок 4 – Таблицы в конструкторе таблиц

После разработке таблиц необходимо пояснить важность схемы данных для дальнейшего функционирования информационной системы (рис. 5).

Рисунок 5 – Схема данных

После схемы данных требуется разработать формы для ввода данных. Последовательность разработки следующая: «Товары» (рис. 6), «Клиенты» (рис. 7), «Заказы» (рис. 8). Формы за таблиц «Товары» и «Клиенты» являются простыми, а форма «Заказы» включает в себя отображение данных из трех таблиц. Так же студентам показывается возможности по оптимизации ввода через подстановки и дополнение вычисляемого поля «Итого» как «Цена»*«Количество товара» (рис. 8).

Рисунок 6 – Форма «Товары»

Рисунок 7 – Форма «Клиенты»

Рисунок 8 – Форма «Заказы»

После разработки форм требуется спроектировать отчеты. К отчетам относится «Прайс товаров». Его разработку можно быстро провести с помощью встроенного мастера отчетов (рис. 9).

Рисунок 9 – Отчет «Прайс товаров»

Таким образом, можно сказать, что разработана простейшая информационная система. Однако, она не является цельной и ее необходимо собрать в единую оболочку. Студентам показывается возможности диспетчера кнопочных форм (рис.10).

Рисунок 10 – Сборка приложения в диспетчере кнопочных форм

В результате демонстрируется простая система (рис. 11).

Рисунок 11 – Вид простой информационной системы

По окончании демонстрации студентам показываются различные системы: учебный пример «Борей» (рис. 12) и собственные разработки [23-33].

Рисунок 12 – Пример учебной информационной системы Борей

В качестве самостоятельной работы студентам дается задание подготовить обзоры (не менее 5) различных информационных систем по Интернет-источникам [34-37]. Проделанная работа оценивается в соответствии с балльно-рейтинговой системой университета [38, 39].

Предлагаемая автором методика подачи материала была апробирована, позволяет студентов подготовить к практическим занятиям по курсу, показывает цикл разработки информационной системы, знакомит с технологиями проектирования. Продемонстрированные способы работы с программным обеспечением дают возможность в дальнейшем менеджерам общаться на «одном языке» со специалистами по разработке и внедрению информационных систем, что в конечно счете принесет прибыль компании.


Библиографический список
  1. Государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования // Российское образование. Федеральный портал URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm (дата обращения: 26.08.2014)
  2. Калмыков С.В., Бабудоржиева Э.Д. Формирование профессионально важных способностей студентов-менеджеров в современном вузе // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № SD. С. 96-100.
  3. Лагунов А.Ю., Шубина Д.Д. Особенности обучения информационным технологиям студентов специальности «Менеджмент организации» // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 2. № 16. С. 121-123.
  4. Дихтяр В.И. Об информационных технологиях и информационных услугах в подготовке экономистов и менеджеров в высшей школе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2004. № 1. С. 151-160
  5. Белоусова И.Д. Базовый инструментарий разработки основных образовательных программ в парадигме компетентностного подхода (на примере информационных систем) // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10-1. С. 12-15.
  6. Белоусова И.Д. Информационный менеджмент как концепция управления // Сборник научных трудов Sworld. 2010. Т. 9. № 4. С. 5-6.
  7. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 45.
  8. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза // Информатика и образование. 2009. № 6. С. 112-114.
  9. Рыбанов А.А. Количественные оценки эффективности процесса формирования ответов на тестовые задания при дистанционном тестировании знаний // Качество. Инновации. Образование. 2006. № 5. С. 44-52.
  10. Панкова Л.А., Рыбанов А.А. Исследование методов адаптации к обучаемому в современных компьютерных обучающих системах // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2008. Т. 5. № 5. С. 67-69.
  11. Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества в вузе: тезаурусный подход // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 247-254.
  12. Баженова Н. Г., Хлудеева И. В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №151. С. 217-223.
  13. Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 81-86.
  14. Косминская А.М., Литвак Е.Г. Специфика методики преподавания баз данных для студентов экономических и управленческих специальностей // Информационные технологии и средства обучения. 2012. Т. 30. № 4. С. 7.
  15. Маслова Н.В. Методика обучения студентов проектированию и разработке информационных систем с использованием метода проектов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2010. № 12. С. 1486.
  16. Харитонова А.Е. Особенности преподавания rational unified process в составе дисциплины «Проектирование информационных систем» // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2005. № 19. С. 111-116
  17. Левин М.Ш. О преподавании проектирования систем // Информационные технологии и вычислительные системы. 2007. № 2. С. 89-94.
  18. Шевчук И.С. Интерактивные формы обучения в процессе преподавания дисциплины “Проектирование информационных систем” // Молодежная наука – 2012: технологии, инновации материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) молодых ученых, аспирантов и студентов: в 3 частях. 2012. С. 261-263.
  19. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2570 (дата обращения: 13.08.2014).
  20. Баженов Р.И. Практикум по проектированию информационных систем. Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. 120 с.
  21. Баженов Р.И. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» // Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1. С. 101-102.
  22. Баженов Р.И. О методике преподавания дисциплины «Управление проектами информационных систем» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 (35). С. 55.
  23. Баженов Р. И., Векслер В.А. Реализация XYZ-анализа в программном коде внутреннего языка программирования 1С: Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. №1. С. 37-42.
  24. Баженов Р.И., Векслер В.А. Анализ потребительских корзин в 1С: Предприятие на примере АВС-анализа // Информатизация и связь. 2013. №5. С. 117-123.
  25. Баженов Р.И., Глухова А.А. Разработка информационной системы учета заказов в компьютерной мастерской // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-1 (38). С. 30.
  26. Баженов Р.И., Кривошеева О.Н. Разработка автоматизированной информационной системы для учета деятельности по обслуживанию и ремонту пожарных и охранных комплексов // Современная техника и технологии. 2014. № 6 (34). С. 11.
  27. Баженов Р.И., Кузнецова Я.И. О разработке информационной системы по учету благотворительной помощи в малой организации // Современная техника и технологии. 2014. № 6 (34). С. 10.
  28. Баженов Р.И., Мохно Д.Е. О разработке информационной системы по учету оценочных средств в университете // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-1 (37). С. 24.
  29. Баженов Р.И., Никитин А.В. О разработке информационной системы по контролю над пролонгацией страховых договоров // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-1 (38). С. 25.
  30. Баженов Р.И., Семёнова Д.М. О разработке информационной системы учета деятельности членов общественной молодежной палаты // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-1 (38). С. 26.
  31. Векслер В.А., Баженов Р.И. Определение взаимосвязи номенклатурных позиций средствами 1С:Предприятие 8.3 // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/07/36464 (дата обращения: 26.08.2014).
  32. Карданов А.З., Баженов Р.И. Разработка программной системы по расчету работы конструкции бесстыкового пути // Современная техника и технологии. 2014. №8 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/08/4322 (дата обращения: 26.08.2014).
  33. Костин А.А., Баженов Р.И. Разработка информационной системы учета изъятия драгоценного металла из оборудования // Современные научные исследования и инновации. 2014. №8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/37091 (дата обращения: 26.08.2014).
  34. Баженов Р.И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
  35. Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
  36. Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 20.
  37. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 48.
  38. Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
  39. Баженова Н., Фишман Б. Балльно-рейтинговая система в ДВГСГА // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 122-127.


Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: