УДК 159.9.072

КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПСИХОЛОГА

Соболева Елена Владимировна
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет»
кафедра психологии

Аннотация
В статье представлен анализ теоретических подходов к изучению личностного потенциала психолога и его когнитивного аспекта. А так же уделяется внимание развитию когнитивного аспекта личностного потенциала в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: когнитивный аспект, когнитивный компонент., личностный потенциал психолога


COGNITIVE ASPECTS OF PERSONAL POTENTIAL PSYCHOLOGIST

Soboleva Elena Vladimirovna
GBOU VPO "South Ural State Medical University"
Department of Psychology

Abstract
The paper presents an analysis of the theoretical approaches to the study of personal potential psychologist and cognitive aspects. And also focuses on the development of the cognitive aspect of personal potential in the educational process of the university.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Соболева Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога // Психология, социология и педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/09/3525 (дата обращения: 28.10.2023).

В настоящее время в обществе, во многих областях его жизнедеятельности увеличивается потреб­ность в специалистах, способных реализовать себя, результативно исполнять поставленные задачи в быстро изменяющихся условиях, действовать благодаря личным психическим особенностям и с опорой не только на внешние, но и внутренние критерии когнитивной оценки обстоятельств и поступающей информации. Всё это предполагает наличие определённых личностных характеристик, которые содействуют адаптации человека к среде его обитания. Когнитивный аспект является одним из характеристик личности, которая указывает на реализацию личностного потенциала психолога и представляет важный компо­нент внутреннего ресурса обеспечения информационно-психоло­гической защищённости человека.

Специфика профессиональной деятельности психолога предполагает реализацию компетентных действий, теоретических знаний, умений, профессионально-личностных качеств, что, в свою очередь, будет зависеть от качества подготовки будущих психологов и личностного потенциала, который необходимо развивать в образовательной среде вуза.

В исследованиях Т.О. Гордеевой, Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина описывается влияние умеренного и высокого личностного потенциала на творческую и профессиональную деятельность, повышая их уровень или понижая их уровень в зависимости от мотивации и интеграции личностного потенциала в деятельности [1]. Можно сказать, что личностный потенциал и сама личность развиваются в деятельности. Как отмечает В.А. Бодров, совокупность психических свойств, качеств субъекта в своей целостности, единстве, организованная для выполнения функций конкретной деятельности получила название психологической системы деятельности. Недоразвитие отдельных элементов психологической системы деятельности может привести к нарушению деятельности или снижению адаптации к выполняемой деятельности [2]. Особенно обозначенное выше касается профессии психолога и определяет характеристики профессиональной подготовки современного психолога [3, 4].

По мнению Б.Ф. Ломова, потенциал человека представлен его способностями, системой знаний, умений и навыков. В понятие потенциала Б.Г. Ананьев включал развитие человека как личности и как субъекта деятельности и определял потенциал человека во взаимосвязях системокомплексов свойств различных уровней организации человека [5].

Личностный потенциал подразумевает под собой более сложную форму мышления. Речь идет не столько о базовых личностных чертах или установках, сколько об особенностях системной организации личности в целом, о сложной ее архитектонике, основанной на сложной схеме опосредствования [6].

Под личностным потенциалом понимается интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Понятие личностного потенциала лежит в основе личностной автономии и самодетерминации и выражает «личностное в личности» [7].

В нашем исследовании под личностным потенциалом будущего психолога мы понимаем целостную совокупность индивидуально-психологических и личностных характеристик, позволяющую успешно выполнять профессиональную деятельность, благополучно адаптироваться в сложной профессиональной ситуации, сохраняя мотивационную, когнитивную, эмоциональную и поведенческую стабильность.

Остановимся подробнее на когнитивном компоненте личностного потенциала психолога.

Как отмечает Н.И. Сарджвеладзе, когнитивный компонент содержит воззрения оценочного характера, мнения об объектах, на основе которых объекты оцениваются с точки зрения полезности-вредности, желательности-нежелательности, приемлемости-неприемлемости и т. д. Когнитивный компонент базируется на процессе установления познавательных отношений, подразумевая сопоставление и соизмерение признаков объекта с целями человека, что характерно для ценностных суждений и цели деятельности субъекта [8].

Е.В. Барабашина в своем исследовании описывает когнитивный компонент, под которым понимает индивидуально-психологические свойства познавательных процессов, специфику работы с информацией, актуализацию персональной познавательной структуры личности, опосредующей процессы оперирования информацией на всех уровнях познавательной сферы (М.А. Холодная, Е. Witkin, J. Royce, A. Powell, С. Nosal и др.) [9].

Когнитивный компонент определяет эффективность профессиональной деятельности. В период обучения в вузе содержание когнитивного компонента претерпевает изменения при накоплении необходимых знаний, умений, навыков, развитии когнитивных процессов вследствие увеличения учебной нагрузки по сравнению со школой [10]. В нашем исследовании когнитивный компонент в структуре личностного потенциала представляет собой  совокупность знаний о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.

Когнитивный аспект личностного потенциала психолога  состоит из  умения анализировать события и свое поведение, находить смысл во всем, что происходит в нашей жизни, соотнося с личностными ценностями и установками.

Как и личностный потенциал в целом, так и его когнитивный аспект успешно развивается в период подготовки психолога к профессиональной деятельности.

Современная система образования уделяет большое внимание развитию когнитивного компонента, что отражается в ФГОС ВПО, которые предполагают наличие в учебной программе четко сформулированных конечных результатов обучения, сформулированных в виде компетенций. Отличительными особенностями компетенции (результата обучения по ФГОС) от традиционных понятий – знания, умения, навыки (результата обучения по ГОС), являются: ее интегративный характер; соотнесенность с ценностно-смысловыми характеристиками личности; практико-ориентированная направленность компетенции [11].

Анализируя стандарты подготовки психологов, мы выделяем следующие возможности развития когнитивного компонента личностного потенциала:

– индивидуальная работа студента (профессиональное самопроектирование, саморазвитие, самоопределение);

– практическая подготовка с опорой на моделирование профессиональных ситуаций;

     развитие научно-исследовательского потенциала;

– расширение теоретических знаний, формирование профессионального мировоззрения и мышления;

Еще одним важным аспектом является требование включения в учебный процесс активных и интерактивных технологий в сочетании с внеаудиторной работой, что переводит преподавателя к позиции организатора самостоятельной деятельности обучающихся, при этом повышается степень самостоятельности и ответственности обучающегося за образовательный результат [12].

Теоретические знания психолога, составляющие научную подготовку, полученные от преподавателей вуза или самостоятельным путем, неразрывно связаны  с уровнем профессиональной подготовки (В.В.Овсянникова,  И.Ю. Ткачева), с овладением профессиональным мастерством (А.Г. Васюк, Е.М. Борисова), с особенностями профессиональной деятельности психолога (В.Н. Дружинин) и др.

Одним из способов развития когнитивного компонента личностного потенциала будущего психолога является научно-исследовательская работа студентов.

Научно-исследовательская деятельность относится к профессиональному развитию студентов-психологов, которая включает частично-поисковый, аналитический, творческий, и исследовательский методы. Научно-исследовательская работа (далее НИР) – это самостоятельная, осуществляемая на добровольных началах исследовательская работа будущего специалиста. Цели НИР – это установление новых взаимосвязей, зависимостей в предметно-специфической сфере. Эффективность НИРС зависит от степени овладения исследовательской деятельностью, потребностью ее осуществлять [13].

Научно-исследовательская работа, осуществляемая в рамках студенческого научного кружка на кафедре, является дополнительным условием профессионального становления, способствует формированию научных знаний и когнитивного компонента личностного потенциала, научно-исследовательских компетенций, критического и творческого мышления, познавательной деятельности, саморазвития и др.

Таким образом, в процессе обучения в вузе уделяется большое внимание развитию когнитивного компонента личностного потенциала, которое обеспечивается реализацией ФГОС ВПО III и научно-исследовательская работа студентов. Это связано с требованиями,  которые предъявляются к выпускникам вузов психологических специальностей: высокий уровень знаний, умений, навыков, развитие когнитивной сферы, способность к дальнейшему развитию, желание работать.


Библиографический список
  1. Гордеева, Т.О., Леонтьев, Д.А., Осин, Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642-667.
  2. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001 – 511 с.
  3. Соболева, Е.В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/118-14405 (дата обращения: 25.08.2014)
  4. Соболева, Е.В., Шумакова, О.А. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 2 (37). С. 84-86.
  5. Ефанова, М.И. Самореализационный потенциал и психологическая готовность психолога к осуществлению профессиональной деятельности / под ред. Л.С. Колмогоровой, Ю.В. Трофимовой /Материалы международной научно-практической конференции. – Барнаул: АлтГПА, 2009. – 406 с.
  6. Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева-. М.: Смысл, 2002. – с. 56-65.
  7. Леонтьев, Д.А. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала/Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Е. Осин, А.В. Плотникова, Е.И. Рассказова // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М:. 2005. – С. 259-260.
  8. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: “Мецниереба”, 1989. – 187 с.
  9. Барбашина, Е.В. Формирование когнитивно-личностных компонентов педагогических стратегий профессионального стиля будущих учителей: диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.07 / Барбашина Елена Витальевна. –  Липецк, 2009. – 164 с.
  10. Эннс, Е. А. Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения [Текст] / Е. А. Эннс // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.).  – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 124-127.
  11. Шумакова, О.А. Освоение профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры личности / О.А. Шумакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №66. – С. 337-343.
  12. Бронникова, Л.М., Овчаров, А.В., Скулов, П.В., Хорохордина, Е.А. Некоторые аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11 (часть 5). – с. 1089-1094.
  13. Трубин, Г.А. Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества образования. Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 4. С. 109-113.


Все статьи автора «Sobolevaev»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: