УДК 159.99

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УНИВЕРСАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Макарова Инна Юрьевна
ФГБУ «Объединенный санаторий «Подмосковье» Управления делами Президента РФ
медицинский психолог

Аннотация
Современные условия труда и запросы работодателей сформировали потребность в универсальном специалисте – человеке, который с одинаковым успехом может совмещать в себе несколько профессий, обладать навыками и знаниями разнообразных отраслей. В статье рассмотрены психологические и физиологические характеристики, необходимые такому специалисту для успешной деятельности.

Ключевые слова: психологические характеристики, универсальный специалист, физиологические характеристики


THE PSYCHOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A VERSATILE SPECIALIST

Makarova Inna Yurevna
“Podmoskovye United Sanitarium”, FSBI of the Department of Presidential Affairs
medical psychologist

Abstract
Modern working conditions and demands of employers have formed the need for a versatile specialist who has the skills and knowledge in various fields and is equally competent in several working specialties. The article describes the psychological and physiological characteristics such specialist must posess to succeed at work.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова И.Ю. Психологические и физиологические характеристики универсального специалиста // Психология, социология и педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/09/3580 (дата обращения: 27.10.2023).

Понятие «универсальный специалист» звучит противоречиво. «Специалист»  означает специализацию, углубление в некоторое определенное ограниченное поле. «Универсальность», наоборот, максимально расширяет границы, предполагает овладение большим количеством знаний, умений и навыков.

Узкая специализация дает возможность максимального погружения в конкретную деятельность, проработку вплоть до мельчайших вопросов, углубление специализированных знаний и, соответственно, высококачественное выполнение своих профессиональных задач. С другой стороны, в своих крайних проявлениях слишком узкие рамки могут стать причиной сужения взглядов, нарастания шаблонности и ригидности мышления. Малейший заход за выработанные границы обернется неспособностью принятия решения вследствие недостатка информированности. Поэтому возрастет необходимость обращения за консультациями или помощью к другим специалистам.

Узкопрофильная специализация позволяет нечестному работодателю оказывать давление на работника, поскольку заменить неугодный «винтик» намного проще, чем найти замену целому «двигателю» – человеку, ответственному за выполнение широкого и разнообразного фронта работ.

Развитие современного мира, профессиональных сфер и технологий предполагают в большей степени не ограниченность рамками специализации, а умение гибко перемещаться между сферами деятельности, чему способствует широта мышления, креативность, анализ идей и рынков, эффективный менеджмент и самоменеджмент [1]. Это довольно устойчивые тенденции, определяющие потребность в так называемых универсальных специалистах (УС). Потребность в УС видна и из анализа требований работодателей к кандидатам на замещение вакантных должностей. В списки необходимых навыков и знаний все чаще входят наименования нескольких разнообразных отраслей. Например, опрос руководителей административных служб российских и зарубежных компаний выявил, что для профессии «административный менеджер» желаемыми знаниями являются юриспруденция, финансы, управление персоналом, IT, управление организацией, а навыками – концептуальные, управленческие и технические умения [2]. То есть от работника требуется значительная универсальность для того, чтобы им заинтересовалась прибыльная, конкурентоспособная и развивающаяся компания.

Но основной вопрос заключается в степени подготовки универсального специалиста в каждой из разнообразных зон его профессиональной деятельности (обладает ли он необходимым запасом знаний и навыков), а также умении переключаться между ними без ущерба для выполнения разнонаправленных задач.

В настоящее время под УС понимается профессионал, который способен за короткий срок сменять профессиональную область на другую (как схожую с первоначальной, так и максимально отличную от нее) за счет владения общими абстрактными навыками работы [3] или же на одной должности одновременно выполнять задачи различных профессиональных областей.

Рассмотрим когнитивные и эмоционально-личностные особенности, определяющие возможность человека стать УС.

Когнитивные особенности. Мышление УС должно позволять ему выделять основной принцип деятельности или области знания и переносить его на неисследованные области. Это означает развитость абстрактно-логического мышления и его превалирование над наглядно-действенным и конкретно-предметным мышлением. В то же время конкретно-предметное мышление также должно быть в достаточной степени развито для реализации деятельности в реальных условиях (переход от абстрактных схем к конкретным действиям) [4].  Важную роль играет переключение между мыслительной деятельностью абстрактного и конкретного типа. Мышление УС не может быть ригидным, оно гибко по определению.

Желательно сочетание интуитивного мышления и аналитического, что позволит в первом случае экономить ресурсы и время за счет одномоментного и непосредственного «схватывания» ситуации без длительного осознания пути к решению, а во втором – постепенно и логически  приходить к верному пониманию основных закономерностей и принципов.

У УС должны быть развиты такие характеристики произвольного внимания как объем, переключение, распределение. УС оценивает объем работы, вычленяет главное, выполняет это, с легкостью переключаясь по необходимости с одного на другое, не застревая ни на одном из этапов.

Достаточный объем слухоречевой, зрительной, мышечной памяти позволит УС хранить и накапливать необходимые единицы знания. Без накопления некоего первичного инструментария (например, того же выученного навыка перехода от абстрактных умопостроений к конкретным решениям и действиям) невозможно дальнейшей совершенствование и продвижение.

Разные виды труда требуют различной сенсорной деятельности и вызывают разную нагрузку на анализаторы (зрительный, слуховой, кожный, мышечно-суставной и т.д.). Требуется учитывать естественный уровень развития анализатора, а также особенности характера восприятия при той или иной деятельности. Например, одни профессии будут требовать длительного слежения в широком сенсорном поле, а другие наоборот нуждаются в сужении поля восприятия на длительное время.

При сочетании умственного труда с физическим на первый план наряду с когнитивными процессами выступит сенсомоторная деятельность, которая будет определять скорость, точность и качество выполнения тех или иных действий.

Таким образом, для успешной профессиональной деятельности мозг УС должен быть соответствующим образом развит: 1 блок мозга, ответственный за уровень сна и бодрствования, физическую и психическую активность, общий тонус организма, состояние внимания; 2 блок, занимающийся приемом (сенсорная деятельность), переработкой и хранением информации (память, мышление); 3 блок, ответственный за программирование, регуляцию и контроль произвольной деятельности (планирование, контроль над следованием этому плану, торможение ненужных в каждый конкретный момент реакций) [5].

Эмоционально-личностные особенности. При рассмотрении вопроса УС необходимо отграничивать профессиональную реализацию (с получением конкретного продукта на выходе деятельности) от широты интересов [6].

«Наиболее известные ученые и деятели искусства были всесторонне развитыми личностями: Эйнштейн увлекался литературой и играл на скрипке, Менделеев был автором статей по теории живописи; известный зоолог Холодковский перевел на русский язык «Фауста» Гёте; Бехтерев писал стихи; многоплановость интересов и разносторонность деятельности характеризовали Галилея, Декарта, Ломоносова, Лейбница и др.» [7].

Это свидетельствует об обширности интересов талантливых людей, но не о разносторонности таланта. То есть это не означает одинаково высоких достижений в различных сферах деятельности. Применительно к УС важно учитывать это в том контексте, что человек, интересующийся журналистикой, пиаром и финансовой деятельностью, возможно, окажется совершенно неспособным сочетать все эти интересы, занимая соответствующую должность. С другой стороны, с точки зрения психологии эмоций УС не может быть склонен к консерватизму и ограничениям в познании и деятельности. Одна из важнейших характеристик УС – стремление к новому, широкий круг интересов, желание двигаться, а не оставаться на месте.

Глубинные мотивы перехода от одной профессиональной сферы к другой у УС должны быть обусловлены не вынужденностью (низкая заработная плата, плохие отношения в коллективе, проблемы с начальством и т.д.), а, наоборот, интересом, склонностью к разным сферам труда, результативностью, ощущением «я могу больше».

УС – обладатель интернального (внутреннего) локуса контроля. Это означает склонность видеть причины происходящих в жизни событий в себе, в своих решениях. Также это стремление брать ответственность за происходящее на себя в отличие от людей с преобладающим экстернальным (внешним) локусом контроля. Такие люди видят причины во внешних силах, действиях окружающих людей и считают их зачастую непреодолимыми, что в сочетании с привычкой перекладывать ответственность на других и на обстоятельства делает обладателей экстернального локуса контроля мало способными к сложной и результативной профессиональной деятельности [8].

Для УС важной характеристикой является психологическая устойчивость к изменениям, частой смене вида работы, большому объему задач. Это во многом зависит от типа высшей нервной деятельности по классификации И. П. Павлова [9].

Сангвинический тип темперамента, являясь сильным уравновешенным подвижным, имеет больше возможностей к успешной реализации в качестве УС, так как имеет одинаково выраженные процессы возбуждения и торможения, что в сочетании с хорошей их подвижностью как раз и обуславливает переключаемость между видами работы. Сильный тип нервной системы обеспечивает хорошие адаптивные возможности к внешним ситуациям.

Флегматический тип испытывает затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой при сильных процессах возбуждения и торможения. Это может осложнить переходные моменты, а также адаптацию к новым видам деятельности.

Быстрота, порывистость, высокий уровень психической активности и энергичность холерика помогают ему в становлении универсальным специалистом. Но для этого сильного неуравновешенного типа важен более высокий контроль за эмоциональной и поведенческой сферой, поскольку тип характеризуется отстающим от процесса возбуждения торможением.

Слабый меланхолический тип менее всего способен к профессиональной деятельности в виде УС. Слабость процессов возбуждения и торможения обуславливает плохое приспособление к меняющимся условиям окружающей среды. Высокая эмоциональная чувствительность в стрессовой ситуации отрицательно сказывается на самочувствии меланхолика [9].

Стоит отметить, что соотнесение нервной системы с тем или иным типом не является приговором. Во-первых, чистых сангвиников, меланхоликов, флегматиков и холериков можно встретить довольно редко, чаще же люди представляют собой некое сочетание черт. Во-вторых, зная собственные особенности, можно путем тренировки добиться необходимого в профессиональном плане результата.

Таким образом, подытожив когнитивные, эмоциональные и личностные особенности абстрактно-идеального УС, можно предположить, что такой специалист должен обладать широчайшим спектром выраженных когнитивных процессов, особым складом личности, подходящим типом нервной системы, что в реальном мире проявляется крайне редко и именуется гениальностью. УС для успешной профессиональной реализации в крайне непохожих друг на друга областях должен обладать гигантским потенциалом собственного мозга. Поэтому одновременная профессиональная реализация в различных  областях (не просто обладание некими знаниями, а именно полная профессиональная реализация) представляется довольно фантастической для большей части людей.

Однако сочетание профессиональных направлений в той или иной степени  схожих друг с другом или последовательная смена профессий является уже вполне реалистичной. Начальная оценка интересов и предпочтений конкретного человека, его анатомо-физиологических особенностей и психических возможностей, а также состояния рынка труда может позволить выбрать наиболее удачное сочетание профессиональных сфер для получения в результате высококлассного УС, который может реализовать все свои способности в работе.


Библиографический список
  1. Florida R. The Flight of the Creative Class. The New Global Competition for Talent. HarperBusiness, HarperCollins, 2005.
  2. Универсальный сотрудник. Административный директор №5 2012. С. 72-75.
  3. Бахтияров О. Г. Как подготовить универсального специалиста [Электронный ресурс] // Бизнес-ключ. 2007. №1. URL: http://www.bkworld.ru/archive/y2007/n01-2007/n01-2007_185.html (дата обращения: 04.08.2014).
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство “Питер”. 2000. 720 с.
  5. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы.  Том1. М., 1970. 16 – 18 с.
  6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Издательство “Питер”, 2009 г. 434 с.
  7. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление. Социальная психология личности. Л. 1974. 210–211с.
  8. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Волевые действия // Психология. М.: Академия. 1998.  500 с.
  9. Павлов И. П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах. М.: Государственное издательство медицинской литературы. 1954. 384 с.


Все статьи автора «Макарова Инна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: