УДК 316.4

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Цыбулевская Оксана Алексеевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
аспирант

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы выбора карьерной стратегии современной молодежи, исследуются вопросы успешности карьерной стратегии и ее составляющие.

Ключевые слова: карьерная стратегия, молодежь


THE PROBLEM OF CHOICE OF CAREER STRATEGY OF YOUTH IN MODERN CONDITIONS

Tsibulevskaya Oksana Alekseevna
Belgorod State National Reserch Univercity
postgraduate

Abstract
The article deals with the problem of choosing a career strategy of today's youth, studies the issues of success career strategy and its components.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Цыбулевская О.А. Проблема выбора карьерной стратегии молодежи в условиях современности // Психология, социология и педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/09/3614 (дата обращения: 20.11.2016).

Проблема выбора карьерной стратегии молодежи в условиях современности

Современные аспекты глобализации оказывают большое влияние на выбор жизненных приоритетов, и в частности выбор карьерной стратегии молодежи. До перехода России к рыночной экономике система трудоустройства молодых специалистов имела четко налаженную систему, подлежащую обязательному государственному регулированию. Каждый выпускник вуза был трудоустроен по распределению, вследствие чего уровень безработицы данной категории был достаточно низок. Однако в это же время наблюдалась безынициативность и низкая заинтересованность молодежи в выборе оптимальной профессиональной стратегии. На первом месте стояли лишь стабильность оплаты труда и постоянство места работы.

Но с распадом Советского Союза и вступлением России в мировое сообщество наблюдается рост свободной конкуренции, которая создает возможность проявить себя каждому человеку. При этом любого человека, достигшего высокого социального статуса в обществе, материальной обеспеченности и ставшего знаменитым стали называть успешным.

В ходе проведенного интервьюирования среди студентов 4 курса института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета, в котором приняло участие 10 человек, было выявлено, что при выборе дальнейшего профессионального развития молодые люди не имеют четко осознанных этапов построения деловой карьеры. Среди респондентов ни один не дал четкого определения, каких профессиональных результатов он желает достичь через 5, 10 и 15 лет. При этом единогласным мнением опрошенных является желание стать успешными. Большое влияние на подобный выбор профессиональной стратегии оказывают современные средства массовой информации, которые часто составляют рейтинги успешных людей. Однако термин «успешность» понимается каждым человеком субъективно, наделяя его тем или иным смыслом. Для кого-то быть успешным – значит реализовать себя в профессиональной деятельности, кто-то не представляет себя успешным без наличия семьи. И все же большинство, говоря об успешном человеке, подразумевают под этим сходные качества.

Что же такое успешность? Каких убеждений придерживается успешный человек? Какие ценности ему присущи? Для поиска ответов на эти и другие вопросы было проведено исследование среди студентов 4 курса института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета. В исследовании приняли участие 30 человек, из них 20 девушек и 10 парней.

В ходе исследования студентам было предложена анкета для определения успешности, состоящая из 17 вопросов. При этом были получены следующие результаты.

Все мужчины единогласно под успехом понимают достижение поставленных целей. Большинство женщин (80%) также успех рассматривают как достижение целей, однако кроме этого еще ими были названы материальное положение, уважение в обществе и интересная работа. Кроме того, представители женского пола более конкретно рассматривают успешного человека, приписывая ему следующие черты: материально обеспеченный, преуспевающий во всех сферах жизни, имеющий перспективную работу. Все это свидетельствует о том, что женщины имеют большую мотивацию к успешности. Определив для себя, что значит быть успешными, они стараются этого добиваться.

Для мужчин же быть успешным равносильно понятию достижение целей, и в итоге они достигнут большего, чем женщины. Об этом свидетельствует статистика – в рейтинге журнала «Fortune» самых успешных бизнесменов моложе 40 лет из 40 человек только 3 женщины [1]; в рейтинге самых богатых людей мира 2010 года, составленного журналом «Forbes», из 50 человек только 4 женщины [2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что женщины на пути к успеху ведут себя неправильно. Они четко планируют свою будущую жизнь, определяя жесткие грани успешности. И если что-то в их действительности не будет подходить под созданный ими образ идеального успешного человека, то это будет воспринято как полный крах их дальнейшего не только профессионального, но и в целом всего жизненного пути. Мужчины же действуют по обстоятельствам, не задумываясь о том, каким будет их будущее. Они просто ставят цели и стараются их достичь, что в конечном итоге и приводит к успешности.

Следующей задачей исследования было выявить каких убеждений придерживается успешный человек и какие ценности ему присущи. Мужчинами чаще всего были названы такие ценности как деньги (90%), ответственность (70%) и уверенность в себе (60%). Женщины назвали семью (90%), трудолюбие (87%), деньги (63%) и уважение к другим (60%). Таким образом, очевидны гендерные различия. Скорее всего это связано с тем, что, описывая ценности, присущие успешному человеку, каждый респондент относит его к представителям своего пола. Очевидно, что единственное, в чем сошлись представители обоих полов – это деньги. Следовательно, они и являются главной ценностью успешного человека.

Подведя итог, можно сказать о том, что в настоящее время процессы глобализации оказали как положительное, так и отрицательное влияние на выбор профессиональной стратегии молодежи.

К положительным можно отнести стремление молодежи стать по их мнению успешными, не останавливаться на достигнутом и развиваться по карьерной лестнице. К отрицательным же относиться отсутствие четкого конкретного плана построения профессиональной карьеры. Выбранная стратегия является не четкой и выглядит в большей степени иллюзорно. Безусловно, что в большей степени на это повлияли современные средства массовой информации, которые транслируют образы успешных состоятельных людей, не останавливаясь подробно на их способах достижения подобного материального благополучия.


Библиографический список
  1. http://money.cnn.com/galleries/2009/fortune/0910/gallery.40_under_40.fortune
  2. http://2rich.ru/people/13.htm


Все статьи автора «Tsibulevskaya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация