УДК 316.624

ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД: СПЕЦИФИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ

Жидков Роман Иванович
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
аспирант кафедры теории и истории социологии

Аннотация
В статье рассматриваются основные социальные причины подростковых самоубийств, а также факторы, которые влияют на данное социальное явление. Автор обращает внимание на различные формы подростковых самоубийств и раскрывает их специфику. Автор подчёркивает социальную значимость данной проблематики.

Ключевые слова: самоубийство, суицид


TEEN SUICIDE: PECULIAR FEATURES AND SOCIAL CAUSES

Roman Ivanovich Zhydkov
Chernyshevsky Saratov State University
Post-Graduate Student of the Sociological Department

Abstract
The article focuses on the main social causes of teen suicides as well as the factors influencing this social phenomenon. The author draws attention to various forms of teen suicides and dwells on their peculiar features. The author highlights the importance of this problem for the society.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков Р.И. Подростковый суицид: специфика и социальные причины // Психология, социология и педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/09/3623 (дата обращения: 26.05.2017).

В последнее время, всё чаще из средств массой информации, появляются сообщения о подростковых самоубийствах. К сожалению, самоубийства, среди подростков становится актуальной и трагической проблемой. Раньше считалось, что у детей до 16 лет наклонность к самоубийству развита очень слабо, в силу своего раннего возраста. Но сегодня наблюдается тенденция к явному «омоложению» суицидентов. Поэтому было выдвинуто мнение, что динамика самоубийств позволяет узнать нравственное и социальное состояние общества1. Российское общество уже вошло в ту степень социальной дезорганизации, одной из черт которой стала социальное отчуждение, а крайней формой социального отчуждения выступает самоубийство. Можно предположить, что рост показателя смертности среди подростков отражает неспособность общества предоставить молодёжи источники социальной привязанности (чрезмерные ожидания подростков и их нереалистичные желания). Именно для подростков характерно «черно-белое» восприятие жизни. Им свойственна демонстрация негативного поведения и агрессия. Хотелось бы отметить, что один последователей теории стигматизации (теории клеймения) Ф. Таннненбаум говорил о том, что: «Подросток становится плохим, потому что его так называют» [1].

Данная статья носит исследовательский характер и не предусматривает рекомендаций по предотвращению подростковых суицидов.

Для начала, дадим определение термина «подросток». Согласно толковому словарю Т.Ф. Ефремовой подросток – это мальчик или девочка в переходном, от детства к юности, возрасте (с 12 до 16–17 лет) [2]. Юридический словарь трактует определение подростка как лицо в возрасте от 10 до 19 лет (согласно определению ООН).

Статистика самоубийств среди подростков очень печальна: за 2012 год покончило с жизнью 730 подростков, а в 2011 году 711 детей[3]. Следует отметить, что в официальные статистические отчёты попадают лишь явные случаи самоубийств, то есть там, где обнаружена предсмертная записка или выявлен факт, что подросток говорил о намерении уйти из жизни. Но существуют субъективные и объективные факторы, которые ведут к недочету потерь среди подростковых суицидов. Стоит отметить, что недочет происходит по нескольким причинам. Во-первых, это стремление близких скрыть истинные причины самоубийства. И, во-вторых, нежелание компетентных органов тщательно разбираться в причинах суицида[3]. Поэтому, в таких случаях, как падение с высоты, передозировка лекарств или бросание под транспорт может иметь смысл самоубийства.

Почему подростки кончают жизнь самоубийством? Что толкает их на этот поступок?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, сначала нужно указать тех, кто подвержен данному поведению. Риску подвержены: эмоциональные, чувствительные подростки, которые во всём оперируют своими чувствами; замкнутые, которые в силу сложившихся обстоятельств замыкаются в себе; а также импульсивные, которые от любой обиды или случая поддаются мгновенным раздражениям[4].

Подростковые самоубийства могут быть выражены в трех формах:

1.      Истинный суицид – когда у подростка есть твёрдые намерения уйти из жизни, и он воплощает их в реальность (в большей степени свойственен молодым парням).

2.      Аффективные самоубийства – это когда попытки суицида происходят под влиянием и давлением сильных эмоциональных чувств. Могут быть как законченными, так и приостановленными (преобладают молодые девушки).

3.      Демонстративный суицид – самоубийство подростка является лишь способом привлечь к себе внимание.

Хотелось бы указать на то, что большинство подростковых самоубийств не что иное, как попытка настроить диалог со взрослыми, только весьма характерным способом. Многие из них вообще не хотели умирать, хотели только лишь достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы[4]. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин суицида среди подростков, проведённый Генеральной Прокуратурой России, показывает, что в 62% случаях самоубийства связаны с семейными конфликтами, боязнью насилия, конфликтами в учебной сфере, черствостью или безразличием окружающих[3].

Но какими могут быть социальные причины подростковых самоубийств? Дюркгейм писал о том, что социальные причины, от которых зависит суицид тесно связаны с социальным окружением, с социальными процессами и явлениями, которые окружают самоубийцу[13]. Социальным окружением подростка являются его близкие, друзья, одноклассники. Они также подвержены социальным процессам и явлениям. Это и процесс социализации, который они проходят в школе, вертикальная и горизонтальная мобильность. Подростки состоят в различных общественных и социальных группах, поэтому они в большей степени подвержены разнообразным социальным рискам. Им характерна повышенная впечатлительность и склонность к колебаниям настроения.

Таким образом, специфика подросткового возраста заключается в расширении сфер социализации, но в процессе социализации возможны сбои и неудачи. Всё это ведёт к конфликтам с окружающими[3].

Автор подчёркивает, что подростковые самоубийства более сложны в своём понимании, чем взрослые. Это происходит в силу того, что они ещё дети с не совсем окрепшей психикой и на них могут давить разнообразные причины и обстоятельства. Так какие же можно выделить основные социальные причины подростковых самоубийств? Во-первых, нестабильная ситуация в семье; во-вторых, несчастная любовь; в-третьих, конфликты со сверстниками, в учебной сфере; в-четвёртых, средства массовой информации; и, наконец, можно выделить ряд других причины, которые косвенно или опосредованно влияют на подростковые самоубийства. Существует ряд других проблем, влияющих на подростковые самоубийства, но данные причины являются основными. Стоить отметить, что ни одна из данных причин не может являться достаточной причиной для самоубийства без взаимодействия с другими факторами.

Остановимся на каждой проблеме по отдельности.

Одна из главных причин подростковых суицидов – нестабильная ситуация в семье. В основе таких причин самоубийства лежит недостаток родительского внимания. Для таких случаев завершённых самоубийств характерна семейная отягощённость. Сюда входит низкий уровень родительской заботы, эмоциональной отзывчивости, а также насилия (как физического, так и сексуального). Более 60% суицидентов воспитывались в неполных семьях или в семьях на грани развода[3]. Сегодня многие родители направляют свою деятельность на обеспечение материального состояния семьи, при этом уделяя меньше времени духовной составляющей. Но это не значит, что всеми ими движет «жажда наживы». В современных условиях это единственный способ оставаться в той социальной среде, и в том окружении, в котором они живут сейчас и не допустить процесса десоциализации (утрата ранее приобретённого статуса). Вот и получается, что в свой переходный возраст подросток остаётся без поддержки, и его жизненные ценности и мировоззрение формируются не в кругу семьи, а в условиях влияния интернета, телевидения, компьютерных игр, улицы. Автор отмечает, что именно в данный период происходит замена ценностей и социальных ориентиров. Именно среди социальных групп, участвующих в процессе социализации подростка, семья является одним из важнейших социальных институтов. Семья предотвращает ранние проявления девиантного поведения, в том числе и его крайнюю форму – суицид. Сплочённая семья лучше противодействует отклонениям и приобщает к социальным нормам и ценностям. [6] Но помимо этого существуют семьи, где родители страдают психическими заболеваниями, злоупотребляют алкоголем и страдают наркотическими заболеваниями3.

В семьях, где ребёнок один, или воспитывается одним из родителей, у подростка тоже может складываться суицидальное поведение. Он может быть обделён вниманием, либо быть слишком эгоистичным, или же может чувствовать свою ущербность в том, что у него только один родитель и он не такой как все. В свою очередь, это может привести к социальной изоляции и одиночеству. Поэтому подросток ищет внимание на стороне7. Поэтому, можно сделать вывод о том, что невнимание, недостаточно серьёзное отношение к своему ребёнку, к эго проблемам и переживаниям – всё это длинная цепочка к возникновению негативного отношения, которое может приводить к попыткам суицида.

Ещё одной причиной является несчастная любовь. Молодые юноши и девушки, которые испытывают первое разочарование в любви, имеют наклонность к самоубийству. Для подростка эта любовь может быть не просто разрушением иллюзий, их крахом, а быть потерей смысла жизни и желания жить. Как правило, данные самоубийства носят театральный характер. Подросток готовит предсмертные записки и тщательно обдумывает, где и как ему умереть. Но не всегда самоубийства из-за неразделённой любви могут носить истинный смысл. За ними может скрываться настоящий подтекст – уязвлённое самолюбие, утрата внимания к своей персоне, необходимость выпутаться из тяжёлой жизненной ситуации или избежать наказания. В связи с этим у подростка может происходить процесс ретретизма. То есть подросток, ввиду данных причин, может «уйти» в алкоголизм, наркоманию или в самоубийство[1].

Подростки также совершают самоубийства из-за любви к близким людям. Это может быть утрата члена семьи или очень близкого друга.

Другая причина – конфликты со сверстниками, в учебной сфере. Распространенной причиной для подростковых самоубийств является учебный процесс и возникающие вместе с ним сложности. Складывается тенденция, что родители винят во всём школу, а школа родителей. Но за этими междоусобными войнами скрывается главное – ребёнок остаётся один. В данном возрасте у подростков развивается чувство «социальной стаи» – общая сплочённость. Именно подростку свойственна потребность занять определённое место в группе сверстников, утвердить себя среди других, а, следовательно, и в своих собственных глазах. Тот, кто не вписывается в стандарты этой группы, становится изгоем. Именно в этот период для него начинаются все возможные насмешки, которые всегда тяжело переживаются. Может так случиться, что ребёнок не видит другого способа, как замкнуться в себе, уйти в другую социальную группу, как, например, субкультура (эмо, готы) или, в крайнем случае, покончит жизнь самоубийством. Следуя логике исследования, отметим, что основатель гуманистической психологии А.Маслоу выделял иерархию потребностей и самореализации состоящей из трех уровней: индивидуальный, этнический и социальный. Каждый из уровней включает отказ подчинять свои интересы интересам других людей, традициям или социальным нормам и правилам. Отсюда можно сделать вывод о том, что подросток, который отрицает социальные нормы и ценности уходит в субкультуру[8]. Субкультура формируется в результате интеграции людей, чьи взгляды и образ жизни противопоставляются господствующим в обществе нормам и ценностям[1]. В таких субкультурах, как, например, эмо, попытки самоубийства могут привести к членовредительству в группе сверстников. Массовые самоубийства происходят на социальной, религиозной, сексуальной основе. Попадая в другие социальные группы, подросток проявляет антисоциальное поведение. Можно отметить, что не найдя поддержки и в данных группах, у подростка происходит внутриличностный конфликт с самим собой, который, в крайнем случае, заканчивается суицидом[10].

Стоит отметить ещё один фактор, на который редко обращают внимание. Сегодня, в век человеческого гуманизма, эта причина также должна рассматриваться. Некоторые юноши и девушки в подростковом возрасте осознают свою сексуальность, но не всегда она носит оттенок гетеросексуальности. Девушки осознают, что им больше нравятся девушки, а молодым юношам парни. Таким подросткам очень сложно признаться себе и окружающим в этом. Но автор подчёркивает тот факт, что в российском обществе эти «нормы» не находят поддержки так как на Западе. Поэтому если одноклассники узнают об этом, то данный подросток становится объектом насмешек, издевательств, а иногда и физического насилия. После этого многие отходят от этих идей или просто ещё глубже замыкается в себе, но есть и те, кто считает, что лучше умереть, чем терпеть такие издевательства всю жизнь.

Следующая причина – средства массовой информации. Нужно отметить, что один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма Э.Фромм отмечал: «Люди думают, что они сами решают, хотя на самом деле им это навязывают» [8]. В настоящее время влияние СМИ на людей очень широкое. Оно формирует общественное мнение, говорит, что нам делать и как, сообщает последние новости в стране и мире. Антисоциальное поведение приобретает масштабы только тогда, когда система культурных ценностей возносит символ успеха, при этом многим ограничиваю доступ к этому успеху[1]. Для подростка это место где он может быть, кем угодно, говорить, что хочешь и просто общаться с другими людьми. Но иногда оно может быть и причиной повышенного роста числа самоубийств[8]. Здесь серьёзным фактором выступает популяризация самоубийств. Сегодня многие телевизионные передачи и кинофильмы, а также газеты и сериалы, наполнены преступлениями, вращающимися вокруг преступлений[11]. Таким образом, можно отметить тот факт, что для многих подростков ощущение смерти не доходит до полного понимания, они не верят, что смерть не обратима. Из многих фильмов, книг, сериалов (такие, например, как тетрадь смерти, клуб самоубийц, дневники вампира и другие) создаётся образ, в котором жизнь после смерти не заканчивается, а продолжается[4]. Герой одного из таких фильмов сказал примерно следующее: «Смерть – это только начало». Все данные образы и «герои» вызывают у подростка символ непризнанных гениев и желание следовать их примеру. В таких играх, сериалах, фильмах акцент делается на исключительную особенность данных людей. В них смерть предстаёт красивой и эффектной, а для подростка эта тема весьма привлекательна.

Существуют множество сайтов, которые посвящены самоубийству. На некоторых из них (alt.suicide.holiday.com) описывались способы покончить с собой, говорилось о том, что суицид является приемлемой формой ухода из жизни.

Хотелось бы так же отметить, что одной из причин суицида может стать дисморфофобия (глубокая озабоченность недостатками собственной внешности). Одной из сторон данной фобии является влияние общественного мнения, которое в последнее время формируется и пропагандируется средствами массовой информации. Одним из примеров является образ Барби (куклы с нестандартными пропорциями) или известные стандарты 90-60-90.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня социальной ролью средств массовой информации стало то, что массовая культура воспитывает подростка[12]. В СМИ до последнего года не было фильтрации (совсем недавно появилась информация, для какой возрастной аудитории данный показ), публикуется, издаётся, снимается всё, что приносит доход. Только за этим скрывается важное – у подростка никто не спрашивает, что лучше будет для него. Он считает, что раз взрослые это одобрили – значит так надо.

Но, чтобы дополнить целостную картину данного явления рассмотрим другие причины подросткового суицида. Чувство одиночества и социальной изоляции приходит тогда, когда подросток остаётся один. Проблемы, ведущие к самоубийству – с одной стороны, одиночество, с другой, конфликты и несбывшиеся надежды[3]. Это может быть и разрыв с любимым или конфликт с родителями, или просто не понимание со стороны взрослых. В такие моменты у подростка происходит изоляция по типу разрыва отношений или байкота, когда он пытается отстоять свою точку зрения. И Когда ему это не удаётся, он чувствует себя одиноким и покинутым, к нему приходит ощущение собственной ненужности, что в свою очередь ведет к самоубийству[13].

Автор хотел бы так же указать на тот факт, что сотрудники Центра теоретических проблем физико-химической фармакологии РАН – доктор биологических наук Л.А. Радкевич и доктор медицинских наук И.С. Николаева, а также старший научный сотрудник лаборатории развития человека медицинского центра “Панорама” (С.-Петербург) кандидат биологических наук К.С. Гюльазизова связывают склонность человека к самоубийству с активностью одного из ферментов системы детоксикации организма – арилалкил N-ацетилтрансферазы (NAT2). Активность NAT2 разграничивает популяцию на быстрых и медленных N-ацитиляторов. Им было выявлено, что люди медленного фенотипа в несколько раз чаще совершают самоубийство, чем люди быстрого. Однако, у подростков в период полового созревания активность NAT2 резко падает. Поэтому в таком возрасте они часто подвержены депрессиям, одним из проявлений которой является самоубийство[14].

Одной из особенностей риска самоубийства среди подростков является ранняя алкоголизация и употребление наркотических веществ. Влияние алкоголя и наркотиков на суицид опосредованно рядом факторов: девиантностью данного общества и социальной аномии1.

Ещё одной причиной смертности подростков от самоубийств является сексуальное насилие и рабство. Участники детской порнографии и дети из неблагополучных семей становятся секс рабами и не вынося тяжёлых условий заканчивают жизнь самоубийством[1]. К этому стоит добавить и подростков, переживших сексуальное насилие[3].

Таким образом, все представленные причины подростковых самоубийств имеют свои определённые позиции, которые охватывают разные стороны данного явления. Данные факторы не могут являться достаточными причинами самоубийств, без взаимодействия друг с другом. Они по-разному трактуют причины суицидов среди подростков, но, по сути, говорят об одном и том же. Во всех причинах можно распознать социальный фактор, как причину самоубийства, называя при этом связи каждого подростка с социальными группами и отдельными индивидами.


Библиографический список
  1. Гилинский Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. СПб, «Пресс», 2009, С. 445.
  2. Определение термина подросток. URL: http://www.mirslovarei.ru.
  3. Смертность российских подростков от самоубийств. Авторский коллектив. Юнисеф, 2011.
  4. Подростковые самоубийства. URL: http://svpsychology.ru/suicid.
  5. Суициды подростков. URL: http://abikli.ru/blog.
  6. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». Спб, 2004, С.520.
  7. Амбрумова А. Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. М., 1980.
  8. Кузнецова Е.М. Социальный контроль: сущность и методы реализации. Saarbrucken, LapLambertAcademicPublischingGmbh &Co.KG, 2012.
  9. Детский суицид в России. http://www.russia-on.ru
  10. Антонова О.Г., Дыльнов Д.Г. Социальный контроль и возрождение России. Саратов. Изд-во Саратовского университета, 1999, С. 203.
  11. Проблема подростковых самоубийств. URL: http://www/resobr.ru
  12. Подростковые самоубийства. URL: http://lenta.ru.
  13. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994.
  14. Радкевич Л.А., Гульазизова К.С., Николаева И.С., Нечаев Д.С., Сошинский И.С., Крылов Е.Н., Пирузян Л.А. Исследование взаимосвязи полиморфизма фенотипа NAT2 с предрасположенностью к суициду в этнических популяциях. //Доклады Академии наук, 2005, Т. 404, №1, С. 117-121.

 



Все статьи автора «Roman1113»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: