УДК 364.044

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ТВОРЧЕСКИХ МЕТОДИК В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Воробьева Анна Андреевна1, Иваницкая Марина Сергеевна1
1Алтайский государственный университет

Аннотация
Рассмотрены основные творческие технологии, которые чаще всего применяются в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проведена их оценка с учетом выделенных критериев.

Ключевые слова: реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, творческие методики, творческие технологии


IMPACT EVALUATION CREATIVE TECHNIQUES IN THE REHABILITATION PROCESS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Vorobyova Anna Andreyevna1, Ivanytska Marina Sergeevna1
1Altai state University

Abstract
Describes the main creative technologies, which are often used in work with children with disabilities. Reviewed with regard to the selected criteria.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Воробьева А.А., Иваницкая М.С. Оценка воздействия творческих методик в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Психология, социология и педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/09/3660 (дата обращения: 01.10.2017).

В последнее время в социальной и педагогической работе с детьми все большую популярность набирает арт-терапевтическое направление. В рамках этого направления образовалось множество методов, каждый из которых предлагает свой набор методик и технологий, обладающих творческим и реабилитационным потенциалом. Однако, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) использование некоторых творческих методик и технологий весьма затруднительно. Их необходимо адаптировать не только для определенной группы, с которой проводится работа, но и практически под каждого ребенка.

В данной статье представлен анализ некоторых творческих методик работы, которые используются в реабилитационных центрах Алтайского края при работе с детьми с ОВЗ. В рамках исследования была проведена оценка воздействия ряда творческих технологий в процессе реабилитации для детей с ОВЗ.

В  данном исследовании творческие технологии рассматриваются как определенный набор действий, предлагаемых целевой аудитории для выполнения во время какого-либо творческого или арт-терапевтического процесса, в целях физиологической и (или) психической реабилитации.

Для оценки воздействия творческих технологий в работе с детьми были выделены следующие критерии:

1)                 Возможность адаптации творческой технологии к работе с указанной группой (учет физических и умственных способностей ребенка с ОВЗ)

  • адаптация возможна (основные действия творческого процесса могут быть выполнены ребенком с ОВЗ, либо заменены более упрощенными);
  • адаптация невозможна (ребенок с ОВЗ не может выполнить даже упрощенные действия творческого процесса).

2)                 Реабилитационный потенциал творческой методики для указанной группы (положительный эффект, оказываемый творческим процессом на ребенка с ОВЗ)

  • высокий реабилитационный потенциал (творческий процесс оказывает очевидное положительное влияние на ребенка с ОВЗ, имеется ряд показателей оказываемого в результате применения творческой технологии эффекта);
  • низкий реабилитационный потенциал (положительное влияние на ребенка с ОВЗ неочевидно или незначительно).

Неравенство ограниченных возможностей детей при оценке также было учтено.

Первая технология – песочная терапия. Она включает в себя: рисование на песке, рисование с помощью песка, песочная анимация на песке, отпечатки на сыром песке, создание скульптур из песка и т.д.

Оценка песочной терапии:

Критерий 1. Творческий процесс с использованием песка вполне возможно организовать и для детей с ОВЗ. В реабилитационных центрах Алтайского края часто применяется эта технология. Терапию песком можно использовать и при работе с детьми, имеющими серьезные ограничения здоровья. Следовательно, адаптация этой творческой методики возможна.

Критерий 2. Высокий реабилитационный потенциал песочной терапии для указанной категории очевиден. Она воздействует на моторику, снимает зажимы, оказывает сенсорное и релаксационное воздействие, дает возможность проигрывания какой-либо ситуации, нахождения выхода из нее, формирования новых способов действий и т.д.

Одним из современных методов реабилитации детей является скрапбукинг. Этот вид творчества представляет собой способ хранения фотографий в декорированных различными материалами фотоальбомах или фоторамках. Можно использовать в своей работе такие материалы как ткани, проволоку, пуговицы, ракушки, стразы, вырезки из журналов и т.д. Отсутствие шаблонов и возможность самому придумывать будущий дизайн поделки позволяет ребенку развивать творческое мышление и пробуждает интерес к своей деятельности.

Оценка скрапбукинга:

Критерий 1. Метод скрапбукинга возможно адаптировать к работе с детьми с ОВЗ, т.к. данная технология основывается на проявлении творческого потенциала и зачастую не требует особенных навыков. При возникновении возможных трудностей во время работы с материалом рекомендуется помощь специалиста.

Критерий 2. Творческий процесс скрапбукинга оказывает положительный эффект на данную категорию детей. Об этом говорит то, что скрапбукинг улучшает моторику, развивает воображение и коммуникативные навыки, снимает напряжение, позволяет реализовать творческий потенциал и т.д.

Изотерапия – терапия художественным творчеством, которая включает в себя множество техник и методик таких как: пальцевая живопись, рисование

пластилином, совместное рисование, коммуникативное рисование и др.

Данное направление наиболее популярно при работе с детьми.

Оценка изотерапии:

Критерий 1. Изотерапия активно используется социальными педагогами и специалистами по социальной работе, потому что процесс рисования понятен и полезен любому ребенку. Дети с ОВЗ зачастую легко приспосабливаются к изобразительному искусству. Сейчас существует возможности адаптации данной методики для людей с ОВЗ при помощи различных технических средств реабилитации.

Критерий 2. При рассмотрении изотерапии в сравнении с другими технологиями можно говорить о высоком реабилитационном потенциале

данной методики. Рисование позволяет расслабиться, настроится на позитивный лад, выпустить накопившуюся агрессию. Занятия живописью

создают атмосферу психологической безопасности, эмоционально поддерживают ребенка. Также у детей развиваются моторика, коммуникативные навыки, эстетический вкус, формируются способности к

игровой, образовательной и трудовой деятельности.

Куклотерапия – это метод арт-терапии, который в качестве основного приема психокоррекционного воздействия использует куклу.

Оценка куклотерапии:

Критерий 1. В занятиях куклотерапии могут быть использованы разные виды кукол. Однако не все виды кукол могут  быть изготовлены детьми с ОВЗ. Тем не менее, адаптация этой творческой технологии возможна, что было апробировано практически в ходе исследования на базе организации КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (пос. Сибирский)» «Радуга».

Критерий 2. Реабилитационный потенциал куклотерапии достаточно широк: она направлена на развитие моторики, способствует повышению коммуникации и взаимодействия между ее участниками, снятию эмоциональных и психологических барьеров и т.д.

На основании анализа рассмотренных творческих методик становится понятно, что все они обладают различным уровнем реабилитационного потенциала и, в той или иной степени, могут быть адаптированы для работы с разными целевыми группами. В целом все творческие методики имеют высокий реабилитационный потенциал. Возможно поэтому, творческие и арт-терапевтические технологии нашли сегодня широкое применение. Однако, особенности такой категории, как дети с ОВЗ, требуют адаптации и некоторого изменения методики применения творческих технологий, что влечет за собой необходимость практической апробации измененной технологии. Так авторами была проведена апробация технологии куклы-скрутки в рамках занятия куклотерапии с детьми с ОВЗ на базе КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (пос. Сибирский)» «Радуга». В процессе занятия было установлено положительное влияние используемой  творческой технологии на детей. Результатом ее применения стало налаживание контакта и взаимодействия в группе, снятие эмоциональных и психологических барьеров, повышение физической активности детей и т.д. Таким образом, технология изготовления куклы-скрутки может быть активно использована в процессе реализации куклотерапии с детьми с ОВЗ.

В дальнейшем планируется исследование других арт-терапевтических направлений, с целью разработки оптимальных вариантов использования творческих технологий для работы с детьми с ОВЗ, а также апробация скорректированных технологий на практике.



Все статьи автора «Воробьева Анна Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: