УДК 378.1; 371.3

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕТЕРМИНАЦИИ И ИЗУЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРУКТУРЕ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Свинаренко Владимир Геннадьевич1, Горбунов Александр Николаевич2, Кузнецов Артем Петрович3
1Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», начальник информационно-аналитического отдела Управления научных исследований
2Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», слушатель, Центр развития дополнительного профессионального образования
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», слушатель, Центр развития дополнительного профессионального образования

Аннотация
В статье приводится уточнение определения термина «корпоративная культура», уточняется система принципов формирования корпоративной культуры, объясняются выделенные организационно-педагогическое условия формирования корпоративной культуры.

Ключевые слова: корпоративная культура, организационная культура, профессиональная культура, система принципов формирования корпоративной культуры


SOME ASPECTS OF THE DETERMINATION AND STUDY OF CORPORATE CULTURE IN THE STRUCTURE OF THE SEARCH FOR OPTIMAL CONDITIONS OF ITS FORMATION

Svinarenko Vladimir Gennadievich1, Alexander Nikolaevich Gorbunov2, Kuznetsov Artem Petrovich3
1National research nuclear University «MEPhI», head of information-analytical Department of the office of scientific research
2National research nuclear University «MEPhI», listener, center for the development of additional professional education
3National research nuclear University «MEPhI», listener, center for the development of additional professional education

Abstract
The article provides clarification of the definition of the term "corporate culture" is specified, the system of principles of formation of corporate culture, explains the highlights of organizational-pedagogical conditions of formation of corporate culture.

Keywords: corporate culture, organizational culture, professional culture, the system of principles of formation of corporate culture


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Свинаренко В.Г., Горбунов А.Н., Кузнецов А.П. Некоторые аспекты детерминации и изучения корпоративной культуры в структуре поиска оптимальных условий ее формирования // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3704 (дата обращения: 01.10.2017).

Практика детерминации и исследования связей понятий с использованием метода визуализации на диаграммах Эйлера – одно из направлений современной дидактики, определяющей методы развития творческих способностей приоритетными в подготовке личности креативной и самостоятельной.

Возможность построения определений как одного из вида педагогического моделирования и реализации идей визуализации модели связи понятий было исследовано в работах [1-3], где качества и возможности профессионального труда наложили специфические связи на детерминацию и соотнесение нами рассматриваемых единиц таких дисциплин, как «Теория управления», «Управления персоналом», «Организационное поведение и организационная культура», «Корпоративная культура».

В нашей работе мы установим такую последовательность связи понятий «профессиональная культура», «корпоративная культура», «организационная культура», которая является базовой и уникальной для любой профессии как носителя норм и форм объективного в науке и культуре общечеловеческих отношений и способов самоидентификации и самореализации личности, т.е. от общего к частному нами будет выстроена следующая цепочка понятий – «профессиональная культура», – > «корпоративная культура» – > «организационная культура».

В данной иерархической последовательности мы будем использовать следующие рабочие определения понятий:

- профессиональная культура – совокупность сформированных профессионально значимых качеств и компетенций, предопределяющих возможность детерминации и оптимизации всех звеньев профессиональных отношений, а также ситуативное, своевременное повышение качества их выполнения на высоком социально и профессионально востребованном уровне;

- корпоративная культура – ресурс и продукт корпорации как объединения нескольких организаций и компаний, определяемый нами в структуре оптимизации и верификации основ продуцирования благ, ценностей и экономически выгодных условий сотрудничества, продуктов и форм развития производства и производственных отношений, фасилитирующих конкурентоспособность личности и корпорации на рынке современной Мировой экономки;

- организационная культура – продукт и механизм развития и самосохранения организации или компании, определяемый нами в структуре оптимизации и верификации основ экономического сотрудничества и конкуренции в системе продуцирования благ, ценностей и экономически выгодных условий взаимодействия личности и организации, продуктов и форм развития производства и производственных отношений, фасилитирующих конкурентоспособность личности и организации (компании) на рынке современной экономки в микро-, мезо-, макромасштабах ее действия и рассмотрения.

Система принципов формирования корпоративной культуры представляет собой совокупность положений, определяющих возможности корпорации в постановке и решении проблем и противоречий развития личности в коллективе и перспективности проводимых изменений, регламентируемых уставом корпорации и этико-правовыми аспектами полисубъектных и межгрупповых отношений в корпорации / организации.

Представим одну из систем принципов формирования корпоративной культуры:

1. Принцип дихотомического сочетания гуманизма и конкурентоспособности в управлении коллективом корпорации/организации как основы реализации и пропаганды научной организации труда:

- принцип соблюдения этических норм и культуры в структуре детерминации и оптимизации полисубъектных и межгрупповых отношений, построенных на основе здоровой конкуренции и продуктивного самовыражения личности работника корпорации;

- принцип диалектического развития коллективных отношений и личностного становления в профессионально-трудовой иерархии мотивов и целей;

- принцип формирования самостоятельности и ответственности труженика;

- принцип формирования трудолюбия и продуктивной самореализации личности в структуре ведущей деятельности.

2. Принцип формирования профессионализма и экономической культуры в структуре постановки и решения задач и условий самореализации личности:

- принцип единства материального и духовного в становлении личности-профессионала;

- принцип доступности и своевременности, научной и производственной обоснованности и востребованности в постановке и оптимизации условий труда и производства;

- принцип формирования самостоятельности и гибкости, креативности и выносливости в решении определяемых профессиональных задач.

3. Принцип формирования основ здорового образа жизни и профессионально важных качеств личности, включенной в активный поиск оптимальных условий труда и общения, отдыха и обучения:

- принцип единства обучения, образования, развития и воспитания личности;

- принцип формирования потребности в самообучении и самообразовании, формировании культуры самостоятельной работы и профессиональной культуры [4-5];

- принцип своевременного восстановления организма через практику чередования и смены видов деятельности, а также включения активного отдыха и фитнес-программ в перечень доступных ресурсов восстановления организма как целостной и уникальной системы биосоциокульутрного происхождения.

4. Принцип формирования приоритетов корпорации и организации в структуре ведения переговоров и свободного общения.

5. Принцип включения личности в систему непрерывного профессионального образования и самообразования как социально-профессиональной страховки личности.

6. Принцип учета нормального распределения способностей субъектов социума, возможности постановки и решения противоречий экономического, гражданско-правового и синергетического генеза или верифицируемого поля деятельности менеджера/руководителя.

7. Принцип учета мировых тенденций развития общества и общественных отношений, приоритетов государственной и региональной политики.

8. Принцип своевременного акмепроектирования и акмеверификации качества труда работника/группы и продуктов его/их непосредственного труда.

9. Принцип синергетического регулирования полисубъектных отношений и основ создания и распределения благ и ценностей внутри корпорации и за ее пределами.

Реализация системы принципов формирования корпоративной культуры – это одно из организационно-педагогических условий формирования корпоративной культуры.

Организационно-педагогические условия – это совокупность требований и норм профессионально-трудовых отношений, оптимизирующих возможности работника и корпорации в структуре подготовки кадров и реализации идей и модели экономического развития корпорации.

Выделим некоторые организационно-педагогические условия оптимальной подготовки кадров:

1. Создание условий для формирования мотивации труда, здоровой конкуренции и сотрудничества в коллективе в структуре поиска продуктивных условий оптимизации и верификации основ качественной подготовки кадров и формирования корпоративной культуры организации.

2. Пропаганда здорового образа жизни как основы продуцирования благ и ценностей, средств производства и продуктов науки, культуры, искусства и пр.

3. Своевременное обучение персонала основам сотрудничества, самообучения, включенности в систему и поле современной культуры и науки как двух взаимодополняющих направлений самореализации и социализации личности.

4. Распространение идей гуманизма и продуктивного самовыражения личности как основ продуктивного развития и личности, и общества в целом.

5. Экономическое обеспечение реализуемых и прогнозируемых условий развития корпорации и оптимальная коррекция достижений личности и групп в различных плоскостях выполняемых работ.

Выделенные организационно-педагогические условия оптимальной подготовки кадров организации непосредственно связаны с системой знаний профессиональной педагогики, теорией управления и организаций, специфика которых регламентирует возможность построения модели полисубъектных и субъектно-групповых отношений в постановке и решении субъектно-средовых противоречий как основы развития и личности, и организации.


Библиографический список
  1. Козырева, О.А. Некоторые аспекты детерминации профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов в ресурсах теории управления и профессионального образования / О. А. Козырева // Экономика и социум. – 2014 – № 3(12). [Электронный ресурс]. URL:http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_12_2014/Kozyrevastatya_1_.pdf (дата обращения: 06.10.2014).
  2. Маслов, В. Л. Некоторые аспекты детерминации и реализации системы принципов формирования профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов как условие сохранение общества / В. Л. Маслов, О. А Козырева // Экономика и социум. – 2014 – № 3(12). [Электронный ресурс]. URL:http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_12_2014/Maslov%20V.%20L.,%20KOA_statya__.pdf (дата обращения: 06.10.2014).
  3. Маслов, В. Л. Некоторые аспекты уточнения и верификации системы принципов формирования профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов / В. Л. Маслов, О. А. Козырева // Наука и образование XXI века : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 29 августа 2014 г.). – Уфа : Аэтерна, 2014. – С. 120-122.
  4. Свинаренко, В. Г. Некоторые особенности детерминации основ педагогического взаимодействия в условиях непрерывного профессионального образования / В. Г. Свинаренко, О. А. Козырева // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : труды XVIII Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ; под общ. ред. М. В. Темлянцева. – Новокузнецк : изд-во СибГИУ, 2014. – С. 142-145.
  5. Свинаренко, В. Г. Некоторые особенности уточнения модели формирования профессионально-педагогической культуры педагога / В. Г. Свинаренко, О. А. Козырева // Проблемы современного образования в условиях глобализации: II Международная научно-методическая конференция; Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации Сибирский университет потребительской кооперации Забайкальский институт предпринимательства. – Чита : ЗИП СибУПК, 2014. – С. 163-167.


Все статьи автора «Кузнецов Артем Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: