УДК 378.1; 371.3

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ В СТРУКТУРЕ ИХ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Трофимова Инесса Александровна1, Свинаренко Владимир Геннадьевич2, Козырева Ольга Анатольевна3
1Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, кандидат юридических наук, доцент, Центр развития дополнительного профессионального образования,
2Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, начальник информационно-аналитического отдела Управления научных исследований
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент,

Аннотация
В статье описывается возможность изучения раздела педагогики «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» в ресурсах подготовки будущих педагогов-бакалавров, обучающихся по государственному образовательному стандарту, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 46 от 17 января 2011 г. по профилю 050100 «Педагогическое образование, квалификация (степень) «бакалавр».

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, право, профессиональная культура, технология системно-педагогического моделирования


SOME ASPECTS OF THE STUDY OF THE FOUNDATIONS OF LEGAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS IN THE STRUCTURE OF THEIR GENERAL PEDAGOGICAL TRAINING

Trofimova Inessa Aleksandrovna1, Svinarenko Vladimir Gennadievich2, Kozyreva Olga Anatolievna3
1National Research Nuclear University "MEPhI", Moscow, candidate of jurisprudence, associate Professor, center for the development of additional professional education
2National Research Nuclear University "MEPhI", Moscow, head of information-analytical Department of the office of scientific research
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of Pedagogics, associated professor of the department of Pedagogics

Abstract
The article describes the possibility of studying the pedagogy of Theoretical pedagogy. Regulatory support education resources in preparation of the future teachers-bachelor students by state educational standard, approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation No. 46 dated January 17, 2011 profile 050100 Pedagogical education, qualification (degree) "bachelor".

Keywords: professional culture, right, technology system-pedagogical modeling, the self-dependent living activities culture


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Трофимова И.А., Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Некоторые аспекты изучения основ нормативно-правового обеспечения образования будущими педагогами в структуре их общепедагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3731 (дата обращения: 30.09.2017).

Система непрерывного профессионального образования определяет перспективы формирования и возможности формирования профессионально важных качеств, ценностей, компетенций и модели профессиональной культуры, детерминируемых в русле идей гуманизма и толерантности, продуктивности и креативности, самостоятельности и гибкости.

Одним из направлений подготовки будущих педагогов в условиях вузовской системы профессионально-педагогического образования является формирование потребности в изучении и пополнении основ нормативно-правового обеспечения образования, непосредственно связанного с выполнением трудовых функций педагога в системе среднего и высшего образования.

В структуре подготовки педагогов по физической культуре в Новокузнецком филиале институте ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» используется технология системно-педагогического моделирования [2], фасилитирующая включение личности педагога в систему самообразования, самореализации и продуктивного самовыражения в структуре решения субъектно-средовых противоречий, непосредственно связанных с выполнением трудовых функций и решением профессионально-педагогических задач. Такая работа ведется как в общекультурном блоке изучаемых дисциплин, так и психолого-педагогическом. Современные курсы педагогики построены в структуре подготовки бакалавриата по следующей последовательности изучения дисциплин:

1. Курс «Введение в педагогическую деятельность», который содержит два изучаемых предмета, разделяемый в курсе на разделы:

- Раздел 1. «Введение в педагогическую деятельность».

- Раздел 2. «Педагогическое мастерство».

2. Курс «Теоретическая педагогика», который состоит из 5 разделов и 7 предметных дисциплин педагогики:

- Раздел 1 «Общие основы педагогики».

- Раздел 2 «Теория обучения. Педагогические технологии».

- Раздел 3 «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика»».

- Раздел 4 «Управление образовательными системами».

- Раздел 5 «Нормативно-правовое обеспечение образования».

3. Курс «Практическая педагогика» состоит в структуре изучения из 3-х разделов:

- Раздел 1 «Педагогические технологии».

- Раздел 2 «Педагогическое проектирование».

- Раздел 3 «Практикум по решению профессиональных задач».

4. Курс «История педагогики и образования» определяется двумя дисциплинами или разделами современной педагогики:

- Раздел 1 «Зарубежная педагогика и история образования».

- Раздел 2 «Отечественная педагогика и история образования».

5. Курс «Методика воспитательной работы» содержит следующие разделы современного профессионально-педагогического знания:

- Раздел 1 «Воспитание школьников в учебной и внеучебной деятельности».

- Раздел 2 «Воспитательная деятельность классного руководителя».

Остановимся подробнее на курсе «Теоретическая педагогика», в структуре которого формируются следующие компетенции:

ОК-1: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения:

  • знать сущность и назначение педагогики как науки, ее объект, задачи и функции; категориально-понятийный аппарат педагогики; место и роль педагогики в системе гуманитарных знаний и наук о человеке; методологию педагогической науки и основные методологические подходы к организации образовательного процесса; методы педагогического исследования и критерии их выбора; структуру и логику исследований в педагогике; общую структуру исследования по педагогики; сущностные характеристики педагогического процесса;
  • уметь описывать, объяснять и прогнозировать педагогические явления: образовательный, педагогический процессы, процесс обучения; использовать общенаучные, конкретно-научные методы для решения педагогических задач; оперировать категориально-понятийным аппаратом педагогики и выстраивать логику образовательного процесса; анализировать педагогический процесс с позиций методологических подходов и теорий обучения; видеть причинно-следственные связи между постановкой и решением управленческих задач и условиями, при которых они будут решаться оптимально;
  • владеть умением видеть и формулировать педагогические проблемы;

ОК-14: готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному, бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям:

  • знать современные теории и системы обучения: история развития дидактических идей; отечественные и зарубежные дидактические системы; принципы воспитания и обучения; виды воспитания, обучения и образования;
  • уметь конструировать содержания образования в процессе реализации разных видов обучения; осуществлять выбор образовательных программ в соответствии с интересами и способностями;
  • владеть способами реализации исследовательской позиции в профессиональной деятельности;

ПК-1: способен реализовывать программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях:

  • знать различные подходы к конструированию содержания образования и многообразие образовательных программ; сущность инновационных процессов в образовании, их классификацию (технологические, методические, организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические и др.);
  • уметь проектировать образовательный процесс, опираясь на знания закономерностей, функций, принципов организации и осуществления процесса обучения, на знания основных компонентов процесса обучения: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы, условия;
  • владеть умением конструировать систему занятий по теме или разделу на основе различных дидактических систем; умением давать оценку и самооценку эффективности проводимых занятий;

ПК-3: способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии:

  • знать основные модели управления образовательными системами, реализуемые в Российской Федерации; принципы государственной политики в области образования;
  • уметь разрабатывать образовательную программу по курсу, тематический план, план урока; формулировать образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока, планировать уроки различных типов и форм;
  • владеть навыками создания индивидуализированной концепции педагогической деятельности;

ПК-4: быть способным использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

  • знать тенденции развития систем образования в связи с интеграционными процессами, происходящими в обществе;
  • уметь анализировать содержание управленческой деятельности в образовании; отбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения;
  • владеть способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами контроля качества образования;

Одним из направлений изучения курса «Теоретическая педагогика» является изучение основ нормативно-правового обеспечения образования как фундаментальной и научно-обоснованной правовой базы личности, определяющей способность и возможность педагога грамотно формулировать и оперировать правовыми нормами в решении задач профессионального становления и развития, оказания помощи обучающимся в различных направлениях социально-педагогического, экономико-правового, гражданско-трудового и пр. научного знания, социализации и адаптации личности, включения развивающейся и адаптирующейся личности в процессы самоопределения, самопознания, саморазвития, самореализации, самоутверждения и пр., наиболее актуальными и востребованными в ситуативном уточнении и решении субъектно-средовых противоречий различного социального и педагогического, профессионального и личностного генезов.

Современная практика определяет потребность использования различных педагогических технологий в поиске оптимальных условий получения образования современными студентами вузов. Одной из таких технологий является технология системно-педагогического моделирования, детерминирующая и фасилитирующая способность личности самостоятельно решать субъектно-средовые противоречия как одной из первостепенных, предопределяющей формирование культуры самостоятельной работы, продуктивного самовыражения личности, самореализации и самосовершенствования в контексте решаемых задач и модифицируемых условий профессионального становления будущего педагога.

Такая возможность реализуется в разработке программно-педагогического обеспечения, одним из вариантов которого будет представлен в учебно-методическом пособии по дисциплине «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» в его части «Контрольно-измерительные материалы курса “Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования”». Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 46 от 17 января 2011 г. по профилю 050100 «Педагогическое образование, квалификация (степень) «бакалавр», оно содержит 6 вариантов дидактических тестов, определяемых в ресурсах тестовых заданий типологии А, В и С, где их соотношение выбрано в рамках предлагаемых норм в следующей форме А=10, В=5, С=1.

Задания типа «А» – это тестовые задания, в структуре которых подразумевается 1 правильный ответ, выбираемый из списка приведенных. То есть задания типа «А» определяются в последовательности «знать, уметь, владеть» как составная контроля, определяемая через дидактическую единицу «знать».

Дидактические тесты по разделу «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» в структуре типа заданий «А» составлены в следующей последовательности оценки знаний будущих педагогов:

1. Понятие, специфика, цели, задачи, функции предмета «Нормативно-правовое обеспечение образования».

2. Конституция Российской Федерации.

3. Гражданское право.

4. Трудовой Кодекс.

5. Трудовое право педагога.

6. Трудовой договор.

7. Авторское право в деятельности педагогов.

8. Закон «Об образовании».

9. Семейный Кодекс.

10. Права ребенка.

Задания типа «В» – это совокупность тестовых заданий различной формы, в которой определена следующая запись:

  1. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).
  2. Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.
  3. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.
  4. Выберите два и более правильных ответов.
  5. Впишите пропущенное слово.

То есть задания типа «В» определяются в последовательности «знать, уметь, владеть» как составная контроля, определяемая через дидактическую единицу «уметь».

Задания типа «С» – это тестовые задания, именуемые современной дидактикой, как кейс-задания, т.е. задания, определяющие возможность измерить формируемые компетенции у студента через такую составную современной дидактики (дидактическую единицу), как «владеть».

Совокупность тестовых заданий оценивается исходя из разработанной Елькиной О. Ю., Лозован Л. Я., Кошкиной Н. И. [1] шкалой, определяемой в оценке тип «А» в 1 балл, тип «В» в 6 баллов, тип «С» в 60 баллов.

В структуре изучения дисциплины «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» педагог может задание типа «С» заменить творческим заданием, научно-педагогические и учебно-методические возможности которого не уступают по гносеолого-аксиологическим и дидактико-акемологическим возможностям личности будущего педагога разработанным и представленных в данной работе.

Приведем примеры тестовых заданий типа «А», «В», «С» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования»:

Тип «А»:

I. Курс «Нормативно-правовое обеспечение образования» – это раздел современной педагогики, изучающий …………………

А. нормы права как области научного знания.

В. нормы права и законодательные акты как ресурсы и условия соблюдения профессионально-педагогических интересов работников образования.

С. нормы права как системно-прикладной науки, обеспечивающей оптимальную адаптацию личности в структуре современных экономических условий региона.

D. нормы права и законодательные акты в структуре Мировых правовых норм и этики.

Тип «В»:

XI. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).

А. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии имеют … лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста 1. N 223-ФЗ “Семейный кодекс Российской Федерации”
В. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением среднего профессионального образования, и работникам, поступающим на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования 2. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”
С. Право ребенка жить и воспитываться в семье 3. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”
D. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 4. N 197-ФЗ “Трудовой кодекс Российской Федерации”

Ответы: А. – 3; В. – 4; С. – 1; D. – 2.

XII. Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.

Упорядочьте в последовательности исторического принятия документы и законодательные акты.

А. N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”.

В. N 197-ФЗ “Трудовой кодекс Российской Федерации”.

С. Конвенция о правах ребенка

D. Конституцией Российской Федерации

Ответы: А. – 4; В. – 3; С. – 1; D. – 2.

XIII. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.

При трудоустройстве на работу учителем … необходимо выполнить следующую последовательность действий:

А. Сбор и предоставление необходимых документов (справка о несудимости, диплом о среднем или высшем педагогическом образовании).

В. Заключение трудового договора

С. Написание заявления о приеме на работу

D. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.

Ответы: А. – 1; В. – 4; С. – 2; D. – 3.

XIV. Выберите два и более правильных ответов.

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: …………………

А. гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

В. светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

С. религиозный характер образования в специализированных учреждениях (духовная семинария, православные лицеи, православные гимназии, воскресные школы и пр.);

D. обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Ответы: A, B, D

XV. Впишите пропущенное слово.

………………… – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Ответы: Образование

Тип «С»:

XVI. Педагог разработал учебно-методический комплекс для определенной группы обучающихся (на кривой нормального распределения способностей эти лица именуются лицами с особыми образовательными потребностями), данный комплекс показал высокие результаты обучения и образования. Администрация решила внедрить данное педагогическое средство в работу с отстающими обучающими общеобразовательной школы. Нарушены ли какие права обучающихся общей образовательной школы? Поясните ответ, опираясь на правовые нормы, знание дидактики и личный педагогический опыт.

Структура тестовых заданий и других форм контроля у студентов-педагогов является областью и проблемой современной дидактики средней и высшей школы, качество решения которой определят и качество образования на той или иной ступени образования непрерывного профессионального образования.

Система подготовки будущих педагогов в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение» реализуют условия продуктивного становления личности в структуре ведущей деятельности и общения, т.е. педагог включен в процесс получения и пополнения знаний, формирования различного рода и вида компетенций, обогащения модели профессионально-педагогической деятельности.


Библиографический список
  1. Елькина О. Ю., Лозован Л. Я., Кошкина Н. И. Оценка компетенций бакалавров образования: Методические рекомендации для преподавателей высшего профессионального образования.- Новокузнецк : РИО «КузГПА», 2013. 33 с. ISBN 978-5-85117-730-9.
  2. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  3. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учебное пособие. – Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012.  79 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978-5-7148-0378-9.
  4. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». – Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978–5–85117–742–2.


Все статьи автора «Козырева Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: