УДК 316.334.22

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ТРУД»

Хорошкевич Наталья Геннадьевна
Уральский федеральный университет
доцент кафедры социологии и социальных технологий управления, кандидат социологических наук

Аннотация
В статье исследованы трактовки понятия «труд». Анализ интерпретаций проведен преимущественно на основе словарных источников, т.к. в них обычно представлено данное понятие. Для изучения понятия были использованы толковые и словари разных дисциплин (как гуманитарных, так и негуманитарных наук), где представлены определения данного понятия.
Более всего определений труда представлено в толковых, философских, экономических и социологических словарях. В статье отмечены особенности определения изучаемого явления каждой из дисциплин, в рамках которой даны определения труда.
В ходе исследования были выделены характеристики труда, даваемые в использованной для анализа литературе, а именно: труд - один из основных видов деятельности, основа возникновения и существования общества; зависит от уровня развития общественных отношений; зависит от уровня технического развития общества; целесообразная деятельность; осуществляемая в целях создания предметов; труд – это процесс создания материальных и духовных ценностей; предметы создаются для удовлетворения потребностей; предметы создаются при помощи орудий труда; происходит развитие человека; это процесс взаимодействия с объектами.
В статье отмечены два подхода, используемые при интерпретации исследуемого явления. В первой группе определений труда не отмечен его исторический аспект, во втором – показано как развивается труд на протяжении общественного развития. Автором предложены две трактовки понятия труд в соответствие с обоими подходами.

Ключевые слова: общественное развитие, объект труда, понятие «труд», потребности, техническое развитие, характеристики труда, целесообразная деятельность, ценности, человек


ON THE NOTION OF «LABOUR»

Khoroshevich Natalia Gennadievna
Ural Federal University
Associate Professor in the Department of Sociology and Social Techniques of Control, Candidate of Sociological Sciences

Abstract
The paper studies representations of the notion of “labour.” The interpretations are analyzed based primarily on dictionary sources as such sources usually contain this notion. Explanatory dictionaries and dictionaries of various branches (of both liberal arts and sciences), which provide definitions of this notion, are used.
Labor is mostly defined in explanatory, philosophical, economic and sociological dictionaries. The paper describes specifics of the subject’s definitions in each of the branches where the definition of "labor" is given.
During the research, characteristics of labour are marked out as specified in the literature used for the analysis, specifically: labor is one of the main activities, the basis of origin and existence of the society; depends on the state of social-relations development; depends on the state of the society’s technical development; reasonable activity performed with the purpose of creating objects; labor is the process of creating material and spiritual values; objects are created in order to satisfy needs; objects are created using tools; a person develops; this is a process of interaction with objects.
The paper describes two approaches used for interpretation of the subject at hand. The first group of "labor" definitions does not take into account its historical aspect, whereas the second one demonstrates the evolution of labor during the society’s development. The author proposes two treatments of the notion of “labour” in accordance with both approaches.

Keywords: human, labor characteristics, labor notion, labour object, needs, reasonable activity, social development, technical development, values


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Хорошкевич Н.Г. К вопросу изучения понятия «труд» // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3734 (дата обращения: 26.05.2017).

Труд является одним из основных видов человеческой деятельности.  В настоящее время его   исследованием занимаются представители различных наук. Несмотря на то, что данное явление  исследуется с позиции разных дисциплин, его  изучение  остается постоянно актуальным, потому что процесс труда постоянно  меняется под влиянием событий, происходящих в обществе.

Социология – наука, изучающая взаимодействие в обществе, также занимается изучением  данного явления. Сегодня в социологии выделено отдельное направление, изучающее  труд, – социология труда. Но, как уже было отмечено выше,  в процессе  труда постоянно происходят  изменения, поэтому необходимо  пополнение, обновление знаний (даже уже исследованных аспектов данной отраслевой социологии) и в данной отраслевой социологии.

В данной статье представлен анализ понятия «труд», проделанный преимущественно на словарной литературе.  Здесь рассмотрены современные трактовки труда, предложенные в толковых словарях, словарях по различным дисциплинам,  и в том числе  словарях по социологии. И,  хотя,  это словарная литература (здесь не предполагается расширенного изучения исследуемого явления) но,  тем не менее,  эти определения разработаны известными специалистами данных наук.

Все определения понятия «труд», данные в словарной литературе, можно разделить на  две группы. Это  – определения,  представленные в толковых словарях, где данное понятие дано  в самых общих интерпретациях, и трактовки данного явления – в словарях  по той или иной дисциплине, где труд рассматривается с точки  зрения той или иной науки, в той плоскости, в которой она занимается исследованием данного явления.

Определения труда обычно   присутствуют во всех словарях первой группы.  Наиболее ранние из них представлены в  толковых словарях В.И.Даля. Здесь   труд понимается как «работа, занятие, упражнение; все то, что требует  усилий, старанья и заботы; всякое напряжение телесных и  умственных  сил; все, что утомляет» [1; с.797]. Только в словарях В.И.Даля  наряду с другими интерпретациями  труд рассматривается и как то, что утомляет.

В более поздних словарях, если дается и такое понимание данного явления,  то всегда  подчеркивается, что это устаревшая трактовка. Но, и эта трактовка в советских и постсоветских словарях приводится достаточно редко.

В Большой советской энциклопедии   1947 года издания труд понимается как «…процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». В этой же энциклопедии, но вышедшей в 1956 году труд  рассматривается как «целесообразная деятельность человека,  в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения своих потребностей» [2; с.322]. В последнем из этих определений подчеркивается, что труд совершается в целях удовлетворения потребностей.

Наибольшее количество трактовок труда  представлено в словарях советского периода, где даются трактовки труда такие же, как и  в постсоветский период, но также используется и одно из устаревших толкований труда   – трудности, тяготы. В Словаре современном русского литературного языка  1963г. здесь труд рассматривается как 1. «Процесс воздействия человека на  природу, человеческая деятельность, направленная на создание материальных и  культурных ценностей..; 2. Работа, требующая затраты физической или умственной энергии…; 3. Усилие, старанье, направленное к достижению чего-либо; 4. Результат деятельности, работы; произведение; 5. Устар. Трудности, тяготы; 6. Учебный предмет [3;. 1030].

В современных словарях  (постсоветский период) приводится от трех до пяти интерпретаций   понятия труд. В трактовках этого периода отсутствует  подчеркивание, что труд – это взаимодействие между человеком и природой. Это  вполне обосновано, т.к. труд может осуществляться и в отношении «второй природы», и в отношении человека и человека. В одном из вариантов толкований труда данное явление  рассматривается как целесообразная деятельность человека. Однако  здесь перестают отмечать то, что эта деятельность направлена на удовлетворение  потребностей, что является немаловажным фактом. В Толковом словаре русского языка  Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. дается пять трактовок понятия «труд». Труд – это 1. «Целесообразная и  общественно полезная  деятельность человека, требующая  умственного и физического напряжения; 2. Занятие, работа; 3. Усилие, направленное на достижение чего-нибудь; 4. Результат деятельности, работы, произведение; 5. Привитие умения и навыков какой-нибудь профессиональной деятельности как предмет школьного преподавания» [4; с.814]. Такие же трактовки понятия «труд» даются в ряде других толковых словарей. В словарях, где трактовок труда приводится меньше, чаще всего даются  первые три или четыре  интерпретации, как и в определении представленном выше.

Итак, труд характеризуется как:  а) деятельность, б) он имеет цель,  в) направлен на  создание материальных и духовных ценностей,  г) ценности служат для удовлетворения потребностей, д) предполагает результат,  е) требует  усилие.

Если рассматривать трактовки труда в рамках научных дисциплин, то их также можно разделить на две группы. Это трактовки  труда с позиций негуманитарных и гуманитарных наук.

Если рассматривать понятие «труд» в рамках негуманитарных наук, то  можно отметить, что в  естественных науках оно рассматривается довольно широко. Начиная с определения  труда как «процесса  преодоления сопротивления на определенном пути», и заканчивая  учетом  в его определениях конституцией тела и  рабочим местом. В естественных науках  труд понимают не только как деятельность человека, но и как деятельность животных, природных сил.  Здесь отмечают изменения в природе, но без учета смысла этого изменения, без учета специфики труда [5; с.168-169].

В физиологии подчеркивается физиологическое напряжение в трудовом процессе, что этот процесс требует энергии при выполнении различных физиологических функций. Труд – это необходимая потребность человека. Если  органы индивида долго не функционируют, то они атрофируются.

Достаточно часто можно встретить определения понятия «труд» в экономических словарях. Также здесь могут даваться определения разновидностей труда.

В экономике    труд рассматривается с точки зрения  получения выгоды, элемента производственного процесса. Очень часто труд понимается  как  «целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей отдельного человека, предприятий, людей или общества в целом» [6; с.985].  Иногда  труд  не только характеризуется как целесообразная деятельность, но  ей даются и другие характеристики. Например, Современном экономическом словаре,   труд – это «осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы; один из  четырех основных факторов производства» [7; с.410].

Таким образом, труд  – это а) один из основных факторов производства, б) деятельность, направленная на производство материальных благ, в) осуществляемая в целях удовлетворения потребностей,   г) энергозатратная,  д) осознанная,  е) требующая приложения усилий.

С точки зрения гуманитарных наук, труд всегда осмыслен.  В философии  труд – это всегда целенаправленная деятельность, где есть  действующий субъект,  стремящийся к достижению цели. Например,  труд – это «целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей  человека, общества; [8; с.261-262] это «…прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек  своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для  того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для собственной жизни, он  приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет  свою собственную природу. Он  развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» [9; 188-189].  Это наиболее полная трактовка труда в философских словарях. Чаще всего там дается только определение труда.

В некоторых философских словарях даются определения труда в  нескольких смыслах. Так, в Новой философской энциклопедии труд -  «целесообразная деятельность  человека, рассмотренная 1) под углом зрения обмена человека с природой – в таком случае в труде человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для  удовлетворения своих потребностей; 2) под углом зрения социально-исторической ее формы. В таком случае он предстает в социальных утопиях как преходящая форма деятельности» [10; с.117]. Или, труд – это «процесс создания людьми условий и средств существования; воплощения человеческих сил, умения  и знаний; преобразования и приспособления природного материала к человеческим потребностям. Труд -  способ воспроизводства и накопления  человеческого опыта; в более узком смысле -   способ  умножения благ, богатства, капитала.  В философском смысле труд «характеризуется как аспект деятельности, в котором человеческие силы и способности  опредмечиваются, приобретают форму внешности, вещности, предметности, независимую от создавшего ее индивида вместе с тем пригодную для присвоения  ее другими людьми, для перемещения ее в пространстве и времени общества» [11; с.487].

Достаточно редко, но можно встретить и другие определения, где труд рассмотрен более всего с какой-то стороны. Так, труд может также пониматься как «этическое явление есть то же самое, что и участие, затрата, применение: индивид, находит себе применение, затрачивает силу, отдает свою энергию» [12; с.464].  Здесь более развернуто рассмотрено, что происходит с  индивидом в процессе труда. В этом определение труд рассматривается, где точка отсчета – индивид. В остальных определениях точка отсчета – реальность, заключающая в себе и индивида, и природу, и другие объекты.

Если проанализировать философские трактовки понятия «труд», то данное явление можно  характеризовать как: а) целесообразную деятельность, б)  воздействие на природу, в) деятельность, направленную  на удовлетворение потребностей, г) деятельность, требующую напряжения, д)  человеческий опыт,  е) опредмечивание человеческих сил в процессе труда.

В других словарях  гуманитарных наук (кроме социологии) определения труда встречаются достаточно редко. Однако там  чаще всего представлены достаточно похожие трактовки в сравнении с выше рассмотренными, хотя к ним  добавляются также  различия, обусловленные углом рассмотрения тех или иных процессов, присущих только данным дисциплинам.

Также в некоторых словарях выделяют   такие  составляющие труда как а)  целесообразная деятельность, б) мотивы этой деятельности, в) предметы, г) орудия, д) результаты труда [13; с.367].     Иногда в определении труда  кроме выше представленной трактовки можно встретить и другие интерпретации понятия. Например,  труд – это 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств труда материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; 3) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности, работы человека» [14; с.441].   

В словарях по обществознанию  можно встретить или подобные определения, где труд рассматривается как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Но,  бывают и другие варианты определений. Например, труд – «целенаправленная деятельность  человека. В соответствии с эволюционной точкой зрения, космическая эволюция привела к возникновению земной жизни,  биосферы в целом; эволюция последней в итоге «создала человека,  в ходе социальной (и культурной) эволюции произошло развитие человек и общества от первобытности до нашего научно-технического века» [15; с.215].

Достаточно редко, но определения труда можно встретить в словарях других наук.  Например,  в Словаре по социальной педагогике, труд понимается как «целесообразная деятельность людей, направленная на создание, потребительских стоимостей; один из основных видов активности человека, наряду с игрой, познанием, общением» [16; с.34].   Или, труд может рассматриваться как «деятельность человека, которая отвечает требованиям следующих  принципов: осознанности (означает, что человек перед началом трудового процесса осознает результат предстоящего труда); целесообразности (человек продумывает алгоритм действий, прежде чем  приступить к реализации своих намерений» [17; с.471].

Таким образом, исследуя понятие  «труд», можно выделить следующие  характеристики труда:  а) целесообразная  деятельность, б)  направленная на создание материальных и духовных ценностей,  в) эти ценности необходимы для процесса жизнедеятельности, г)  один из основных видов активности человека, д) это занятие,  е) усилия, ж) труд всегда осознан, з) предполагает цель и  результат.

С позиций социологии труд изучается как общественное явление, изучается взаимодействие между людьми в процессе труда, отношение человека к труду.

Обычно в социологических словарях определение труда рассматривается как  «целесообразная, содержательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменят, приспосабливает к своим целям предметы природы» [18; с.1136]. В словарях по социологии труда труд интерпретируется  как «целесoобразная  деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует  ее в целях создания предметов, необходимых  для удовлетворения своих потребностей» [19; с.332]. Также отмечают, что труд «представляет собой единство трех  моментов: 1. Целенаправленной, целесообразной деятельности человека или собственно труда; 2. Предметов труда; 3. средств труда» [20; с.376].

Довольно полно труд характеризуется в работе Д.Марковича «Социология труда». Труд – это «сознательная, универсальная и организованная человеческая деятельность, содержание и характер которой  определяются степенью развития средств труда и особенностями общественных отношений, в рамках которых она осуществляется, человек самоутверждается в ней как генетическое существо, создавая  материальные  и духовные ценности, служащие удовлетворению его сущностных потребностей» [21; с.182]. Это очень «развернутое» определение. Здесь отмечено развитие труда на протяжение существования общества. Можно отметить, что  определения можно разделить    на две группы: это более «емкие», но, более универсальные, где не рассматривается исторический аспект развития явления; и  определения более «развернутые», где говорится о изменении явления на протяжение развития общества. Вышеописанное определение относится ко второй группе определений.

В части вышепредставленных определений (не только социологических) труд рассматривается как процесс взаимодействия человека с природой. Но, нужно отметить, что труд может совершаться и в отношении другого человека. Сегодня также развита сфера услуг, где также предполагается  трудовая деятельность, но не связанная с преобразованием природных ресурсов, а связанная с оказанием услуг. Например, оказание медицинских услуг  больному – это сфера услуг. Здесь не создается предмет  труда из природных ресурсов. Однако мед.работник также осуществляет труд в отношении пациента.  В этом случае предметом труда может быть не только то, из чего  может быть изготовлена какая-то вещь, но и какие-то качества, характеристики и т.д. человека, а объектом труда является  человек.

Также следует заметить, что в процессе труда развивается человек, появляются новые условия, обуславливающие новые потребности.

Итак, в социологии труд характеризуется как:

- это один из основных видов деятельности, основа возникновения и существования общества;

- зависит от уровня развития общественных отношений;

- зависит от уровня технического развития общества;

- целесообразная деятельность;

- осуществляемая в целях создания предметов;

- труд – это процесс создания материальных и духовных ценностей;

- предметы создаются для удовлетворения потребностей;

- предметы создаются при помощи орудий труда;

- происходит развитие человека;

- это  процесс взаимодействия с объектами.

Исследуя определения труда, можно выделить два подхода к его трактованию. Например,   трудэто один из основных видов человеческой деятельности, осознанной, целесообразной, требующей приложения усилий и предполагающей  при помощи орудий труда  в процессе взаимодействия с другими объектами  создание  материальных или духовных ценностей.

Или – с позиций второго подхода: трудэто один из основных видов человеческой деятельности, осознанной, детерминированной сложившимися общественными отношениями и уровнем технического развития общества,  в процессе которой происходит развитие самого человека,  требующей приложения усилий,  и предполагающей  при помощи орудий труда  в процессе взаимодействия с другими объектами  создание  материальных или духовных ценностей, направленных на удовлетворение потребностей людей.

В первом случае не отмечено влияние общественных отношений на данный вид деятельности и не подчеркнуто то, что данные действия производятся в целях удовлетворения потребностей. Второй вариант трактовки труда  является более полным. Здесь отмечены вышеперечисленные особенности данного вида деятельности, которые отсутствуют в первом варианте определения. Это не маловажные характеристики, хотя общеизвестно, что деятельность человека прямо или косвенно, но всегда  совершается в целях удовлетворения его потребностей и детерминирована объективными факторами. И было бы целесообразнее отметить и эти особенности исследуемого явления.


Библиографический список
  1. Иллюстрированный толковый словарь  русского языка / В.И.Даль. – М.: ЭКСМО, 2007. – 896 с.; илл.
  2. Большая советская энциклопедия (В 51 томе). Гл.ред. Б.А.Введенский. М., Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия»  Т.43. Топсель-Уженье. Москва-Ленинград, 1956. 669с.
  3. Словарь современного русского  литературного языка Из-во Академии Наук СССР, Москва-Ленинрад,1963. Т.15.
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений /  Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова. -  4-е изд., дополненное. -  М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944стр.
  5. Экономический словарь / Под ред. А.Н.Азрилияна. – 2-е изд. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 1152с.
  6. Современный экономический словарь / Сост. Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФР-М, 2004. – 480с. – (Библиотека словарей ИФРА-М).
  7. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В.Константинов.  «Советская энциклопедия»  В 5 томах. Т.5, «сигнальые системы – яшты». М., 1970.
  8. Маркс К. Сочинения /  Маркс К. и Энгельс Ф. 2 изд.. Т.23.
  9. Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Институт философии РАН, Науч.общ. – науч.фонд; Научно-ред. Совет: предмет В.С.Степин, заместители предс.: А.А.Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч.секр. А.П.Огурцов. – М.: Мысль, 2010.  Т.IV. Т-Я. – 736с.
  10. Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В.Е.Кемеров, Т.Х.Кемеров. – М.: Академический Проект, 2003. – 560с. – («Summa»). С.478.
  11. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М. 2011. – 570с.
  12. Словарь терминов и понятий по обществоведению / автор-составитель А.М.Лопухов; вступит. Слова А.С.Стрельцов. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 448с.
  13. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Из-во «Лань», 1999. – 528с.
  14. Волков Ю.Г. Человек: Энциклопедический словарь / Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. – М.: Гардарики, 2000. – 520с.
  15. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студентов высших уч. заведений / Авт-сост. А.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр, Академия, 2002. – 368с.
  16. Управление персоналом: энциклопедия / Под ред. Проф. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2010 – VI, 554с.
  17. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицианов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин,  .Н.Соколова, О.В.Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312с. – (Мир энциклопедий).
  18. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. Ред. В.А.Ядов. – СПб.: М., Наука, 2006. – 426с.
  19. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском,  немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г.В.Осипов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1998. – 488с.
  20. Маркович Д. Социология труда: Пер. с сербскохорв. /  Общ. Ред. И послеслосл. Н.И.Дряхлова и Б.В.Князева. – М.: Прогресс, 1988.


Все статьи автора «Хорошкевич Наталья Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: