«Альбом для юношества»
Р.Шуман
/тематическое занятие/
Задачи: Познакомить детей с музыкой Р.Шумана «Альбом для юношества». Учить детей слышать трёхчастную форму музыкального произведения и схематично выкладывать её. Продолжать учить детей исполнять пьесы в коллективе, соблюдая ритм, темп музыкального произведения. Продолжать учить детей давать характеристику произведению, развивать словарный запас детей. Учить сопоставлять услышанную пьесу с литературным (поэтическим словом). Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость на услышанную музыку.
Материал: Ноты книги «Альбом для юношества»; фонограмма «Весёлый крестьянин»; цветные полоски, для выкладывания схемы; музыкальные инструменты для оркестровки; репродукция картины А. Остерлинда «Дети, играющие летом на ферме»; иллюстрации с изображением Деда Мороза.
Ход занятия: Дети входят в зал и встают врассыпную по залу. Музыкальный руководитель нараспев здоровается с детьми. Дети отвечают каждый своей песенкой. На мольберте стоит портрет Р.Шумана
Муз. рук: Ребята, скажите, кто пишет книги? (ответы детей). Сегодня я вас познакомлю с необычной книгой, она – музыкальная, её сочинил композитор. Посмотрите на его портрет (показываю книгу) и скажите, кто её автор (дети называют композитора).
Правильно ребята, это композитор Роберт Шуман. Он сочинил пьесы для детей, чтобы они могли играть, и собрал их в один сборник, а назвал его «Альбом для юношества».
Кто мне скажет, какой русский композитор так же издал книгу для детей? (дети называют композитора П.И.Чайковский «Детский альбом»). Правильно. Давайте перевернём страницы нашего альбома и послушаем оттуда пьесы, а для того, что бы было интересно, я буду загадывать вам музыкальные загадки. И так первая загадка.
Исполняется отрывок из пьесы «Смелый наездник», дети отгадывают произведение.
Муз. рук: Правильно догадались. А теперь я хочу дать вам задание. Вы послушаете произведение полностью и ответьте мне, сколько частей в нём. Перед вами лежат конверты с полосками, по окончании пьесы вы выложите, эти части. Обратите внимание, все ли части пьесы одинаковы. Если нет, отметьте их своим цветом.
Дети слушают пьесу и схематично выкладывают звучание частей. Музыкальный руководитель просит объяснить детей, почему они выложили именно так, а не иначе.
Муз. рук: А теперь следующая моя загадка (исполняется отрывок пьесы «Весёлый крестьянин», дети называют произведение). Дети, посмотрите, какую репродукцию картины я приготовила для вас (показываю картину А. Остерлинда «Дети, играющие летом на ферме».) Кто скажет, какой характер у этой картины? (ответы детей: радостный, яркий, мажорный, светлый.) Я хочу вам предложить, чтобы вы также весело, радостно сыграли её нашим оркестром. Возьмите инструменты, на которых вы будите играть, а я буду вам дирижировать.
Исполняется пьеса «Весёлый крестьянин».
Муз.рук: Ребята, скажите, какое, время года следует за осенью? (ответы детей). А какой самый весёлый и загадочный праздник отмечаем мы в это время года? Наверное, вы знаете, кто главный герой праздника? (ответы детей). Сегодня мы с вами послушаем новое произведение Р.Шумана, которое называется «Дед Мороз», но сначала послушайте, я прочту вам два стихотворения. Скажите, как поэт описал Деда Мороза в каждом из этих стихотворений. (муз. рук. читает два стихотворения, в которых Дед Мороз разный по характеру. Дети отвечают)
Муз. рук: А теперь послушайте произведение Р.Шумана «Дед Мороз» и скажите, какое стихотворение подходит к этому произведению (дети слушают пьесу и отвечают на вопрос). А теперь посмотрите на иллюстрации к стихам о Деде Морозе. Как вы думаете, какая иллюстрация подходит к услышанному произведению (дети слушают ещё раз и выбирают иллюстрацию).
Муз. рук: И так, сегодня вы познакомились с музыкальной книгой, вспомните и назовите автора и название этой книги. (дети отвечают). Я думаю, что вам понравилась музыка этого композитора и вы запомнили их названия (дети называют пьесы). А, может быть, кто-то из вас вспомнит название пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского (дети называют), а теперь мы с вами должны проститься, но каждый своей песенкой (дети прощаются и уходят из зала).
Библиографический список
- Ноты книги «Альбом для юношества»; фонограмма «Весёлый крестьянин»; цветные полоски, для выкладывания схемы; музыкальные инструменты для оркестровки; репродукция картины А. Остерлинда «Дети, играющие летом на ферме»; иллюстрации с изображением Деда Мороза.