УДК 159.9

БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗА МИРА У ПОДРОСТКОВ

Алехин Анатолий Николаевич1, Королева Наталья Николаевна2, Богдановская Ирина Марковна3, Луговая Виолетта Федоровна4
1Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии и психологической помощи
2Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой методов психологического познания
3Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры методов психологического познания
4Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры методов психологического познания

Аннотация
В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования, раскрывающие влияние биосоциальных факторов на смысловые структуры образа мира в подростковом возрасте. Показана специфика смысловой организации образа мира подростков в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, особенностей семейной среды. Выявлена роль смысловых искажений образа мира в возникновении риска социально-психологической дезадаптации и нарушений поведения у подростков.

Ключевые слова: биосоциальные детерминанты, возраст, дисфункциональная семья, образ мира, подростковый возраст, пол, смысловая структура, состояние здоровья


BIOSOCIAL DETERMINANTS OF THE SEMANTIC ORGANIZATION OF THE WORLD IMAGE AT TEENAGERS

Alyokhin Anatoly Nikolaevich1, Koroleva Natalya Nikolaevna2, Bogdanovskaya Irina Markovna3, Lugovaya Violetta Fiodorovna4
1Herzen State Pedagogical University of Russia, doctor of medical sciences, professor, the head of the department of clinical psychology and psychological assistance
2Herzen State Pedagogical University of Russia, doctor of psychological sciences, the head of the department of methods of psychological knowledge
3Herzen State Pedagogical University of Russia, candidate of psychological sciences, the associate professor, the associate professor of the department of methods of psychological knowledge
4Herzen State Pedagogical University of Russia, candidate of psychological sciences, the associate professor, the associate professor of the department of methods of psychological knowledge

Abstract
In article the results of empirical research opening influence of biosocial factors on semantic structures of the world image at teenage age are considered. Specifics of the semantic organization of the world image of teenagers depending on a sex, age, states of health, features of the family environment are shown. The role of semantic distortions of the world image in emergence of risk of social and psychological disadaptation and violations of behavior at teenagers is revealed.

Keywords: age, biosocial determinants, dysfunctional family, semantic structure, sex, state of health, teenage age, world image


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Алехин А.Н., Королева Н.Н., Богдановская И.М., Луговая В.Ф. Биосоциальные детерминанты смысловой организации образа мира у подростков // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3922 (дата обращения: 29.09.2017).

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-06-00270

 Подростковый возраст –  период интенсивного развития сознания и самосознания, поиска путей личностного самоопределения, формирования смысловых составляющих целостного образа мира как системы представлений о предметной и социальной реальности и себе самом, существующих в сознании как единство чувственной ткани, значений и личностных смыслов  [6, 7, 9, 12].  Система базисных смысловых образований  – основных параметров мировосприятия – выполняет интегративную функцию в образе мира. Система смысловых образований определяет особенности восприятия подростками прошлого и актуального опыта, построение образа будущего,  стратегии поведения, способы социально-психологической адаптации к меняющимся жизненным условиям. С одной стороны,  базисные смысловые образования являются инвариантными по отношению к отдельному субъекту; с другой стороны, на уровне индивидуального функционирования они приобретают конкретное содержание, обусловленное спецификой жизненного опыта формирующейся личности подростка [1, 2, 5].

В подростковом возрасте  представления о мире и себе самом приобретают дифференцированное содержательное наполнение, становятся реалистичными и детализированными, включают в себя  субъективную  жизненную перспективу, личные и социальные планы. Образ мира подростка  включает в себя универсальные, групповые и индивидуальные характеристики, формирующиеся в под влиянием различных биосоциальных факторов в контексте взаимодействия подростков с жизненной средой в современной социокультурной ситуации [3].

По данным ряда исследований, ключевыми биосоциальными детерминантами становления образа мира подростков выступают пол, возраст, условия воспитания и обучения, характер взаимоотношений в родительской семье, состояние здоровья [3, 4, 8, 11, 13 и др.]. Однако в настоящее время проблема  биосоциальных детерминант становления образа мира  в подростковом возрасте остается малоизученной.

В проведенном нами эмпирическом исследовании приняли участие 122 подростка в возрасте от 14 до 17 лет. Из них: 69 юношей, 53 девушки; 46 подростков воспитываются в дисфункциональных, 76 – в нормально функционирующих родительских семьях; 28 подростков имеют хронические соматические заболевания, 94 подростка практически здоровы.

Для исследования смысловых характеристик образа мира были использованы следующие методики: карта экспертной оценки социально-демографической ситуации и поведения подростков; «Измерение скуки в свободное время» (С. Воданович, С. Касс, в адаптации Е.В.Рохиной);  «Подростковый миф» (Д. Лэпсли, в адаптации Т.В. Рябовой); «Неоконченные предложения» Сакса и Леви;  «Психологические проблемы подростков» (Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Орлова А.В., Пежемская Ю.С.), модификация методики ЦТО «Жизненный мир» (Королева Н.Н., Богдановская И.М.);  проективные рисуночные тесты «Мой мир», «Мир наоборот»; «Шкала риска дезадаптации» Малковой Е.Е.

Полученные результаты позволили выявить особенности смысловых составляющих образа мира подростков в зависимости от факторов пола, возраста, состояния здоровья, семейной среды.  Как видно из таблицы 1, смысловые составляющие образа мира имеют специфику, обусловленную полом подростков. Так, по результатам анализа данных рисуночных тестов «Мой мир» и «Мир наоборот» выявлено, что представления о мире у девушек более детализированы, их рисунки содержат большее количество надписей, живых и неживых объектов, чем у юношей.

Таблица 1. Достоверные различия в средних значениях характеристик образа мира в зависимости от пола подростков (n1=38, n2=27)

Характеристики образа мира

Средние значения

t-критерий

p

Юноши

Девушки

Проблемы, связанные с самим собой

37,17

43,19

-2,66

0,01

Недостаток осмысленности внутреннего мира

1,93

2,16

-2,45

0,01

Количество элементов («мой мир»)

9,05

15,64

-3,12

0,001

Надписи («мой мир»)

2,22

4,75

-2,08

0,05

Живые объекты («мой мир»)

2,20

4,83

-2,61

0,01

Неживые объекты («мой мир»)

5,94

9,24

-2,07

0,05

Позитивный / негативный общий настрой («мой мир»)

1,17

1,50

-2,34

0,05

Тревога («мой мир»)

1,17

1,46

-2,17

0,05

Тревога («мир наоборот»)

1,15

1,49

-2,17

0,05

Зачеркнутые элементы («мир наоборот»)

0,14

0,79

-2,12

0,05

Отношение к своему прошлому

2,26

1,42

1,97

0,05

Отношение к матери

3,06

4,62

-1,85

0,05

Материальное  благополучие

2,35

1,04

1,91

0,05

Самоопределение

0,23

-1,27

2,17

0,05

Визуальные репрезентации образа мира девушек в большей степени эмоционально окрашены, при этом общий позитивный эмоциональный настрой сочетается с тревогой. По всей видимости, особенно явно тревога у девушек проявляется в непривычных ситуациях, в условиях неопределенности. Об этом свидетельствуют проявления высокого уровня тревоги и количество зачеркнутых элементов в рисуночной пробе «Мир наоборот». Девушки более позитивно относятся к матери по сравнению с юношами. Они склонны к  переживанию проблем, связанных с собственным Я, характеризуются более низкой осмысленностью своего внутреннего мира, невыраженностью мотивационно-смысловой установки на самооопределение.   Иными словами, пол оказывает влияние на такие характеристики образа мира подростков, как интерес к природной и социальной среде, детализированность и эмоциональность мировосприятия, рефлексивная активность. Образ мира девушек более насыщен деталями, эмоционально окрашен. Тревожный эмоциональный фон, особенно проявляющийся в непривычных ситуациях, сочетается с общим позитивным настроем, положительным отношением к матери, оптимистичной установкой на восприятие окружающего мира. В меньшей степени осознанной у девушек оказывается область внутреннего мира личности, их представления о себе носят конфликтный характер, слабо выражено стремление к самоопределению.  Представления о мире юношей менее детализированы, и характеризуются невысокой эмоциональной насыщенностью. Они более позитивно оценивают свое прошлое, стремятся к самоопределению и материальному благополучию. Внутренний мир личности юношей является более осмысленным и не воспринимается ими как проблемная область жизни.

Фактор возраста оказывает влияние на характеристики смысловой напряженности, переживания проблемного характера различных областей образа мира подростков. Результаты корреляционного анализа показали, что по мере взросления снижаются проблемные переживания в таких сферах, как общение со сверстниками, школьная жизнь, взаимоотношения с матерью, представления о своем будущем.  Старшие подростки в меньшей степени переживают скуку, связанную с недостатком умственной вовлеченности в различные виды деятельности.

Состояние здоровья подростков также выступает значимым фактором формирования смысловых структур образа мира в подростковом возрасте (таблица 2). Анализ достоверных различий в средних значениях характеристик образа мира подростков с различным уровнем здоровья (наличие-отсутствие хронических соматических заболеваний) показал, что соматически больных подростков в меньшей степени волнуют широкие социальные проблемы, им свойственно непринятие собственных представлений о мире, сомнения в их «правильности».

Таблица 2. Достоверные различия в средних значениях характеристик образа мира в зависимости от состояния здоровья подростков

Характеристики

Средние значения

t-критерий

p

Соматически больные

Здоровые

Риск дезадаптации

78,65

75,19

2,34

0,05

Количество зачеркнутых элементов «Мой мир»

0,49

0,12

2,04

0,05

Проблемы, связанные с развитием общества

37,53

43,04

-2,02

0,055

Сюжет «Мой мир»

0,51

0,27

2,02

0,05

Сюжет «Мир наоборот»

0,55

0,29

1,91

0,05

Рисунки «Мой мир» и «Мир наоборот» носят сюжетный характер, при этом отображают конкретно-ситуативные представления о мире (житейские ситуации). Полученные результаты свидетельствуют о том, что под влиянием хронических соматических заболеваний, ограничивающих взаимодействие с предметной и социальной средой,  образ мира  подростка сужается и конкретизируется. Он включает в себя непосредственное личное пространство, образы типичных жизненных ситуаций подростков. Представления о мире соматически больных подростков являются связными, но внутренне противоречивыми, опосредованы переживанием эмоциональной напряженности во взаимодействии с окружающей средой. Обеднение структур образа мира  приводит к высокому риску социально-психологической дезадаптации – эмоциональной неустойчивости, напряженности во взаимодействии с окружающим миром, коммуникативным затруднениям.

Значительное влияние на смысловые структуры образа мира формирующейся личности оказывает семейная среда. Полученные нами результаты экспертных оценок показывают, что значительная часть современных подростков (около 40%) воспитывается в неполных семьях. Воспитание подростка в неполной семье в большинстве случаев не оказывает существенного влияния на развитие сознания и самосознания подростков, ключевую роль в данном случае играет тип семейных отношений – нормально функционирующий либо дисфункциональный. В дисфункциональной семье отношения между родителями и ребенком носят конфликтный характер, преобладает эмоционально холодное отношение к ребенку, дистанцирование и контроль во взаимодействии. Такие семьи, как правило, представляют собой закрытую систему, изолированную от окружающего мира. К дисфункциональным семьям нами были отнесены и те, в которых проявляется девиантное поведение родителей  – агрессия и жестокость по отношению к детям, наркомания, алкоголизм, правонарушения [10, 14].

Так, подростки, воспитывающиеся в дисфункциональных семьях, характеризуются  более выраженными конкретно-ситуативными представлениями о мире, их рисунки собственного мира чаще имеют сюжетный характер, и содержат изображения конкретных жизненных ситуаций (общение с друзьями, отдых, семейные и школьные ситуации).  У таких подростков преобладает негативное отношение к отцу. Они в меньшей степени осознают проблемы, связанные со здоровьем (таблица 3).

Таблица 3. Достоверные различия в средних значениях характеристик образа мира подростков в зависимости от типа отношений в родительской семье

Характеристики

Средние значения

t-критерий

p

Нормально функционирующая семья

Дисфункциональная семья

Отношение к отцу

0,66

-1,36

1,94

0,05

Установка на счастливую / трудную жизнь

-1,38

-0,11

-2,21

0,05

Миф «Уникальность»

41,93

38,42

1,97

0,055

Проблемы, связанные со здоровьем

24,73

21,57

1,89

0,055

Недостаток умственной вовлеченности

2,55

2,75

-1,98

0,05

Сюжет («Мой мир»)

0,25

0,63

-2,81

0,01

У таких подростков формируется индифферентная смысловая установка к жизни в целом  -  жизненный мир представляется им достаточно «легким», не содержащим препятствий, в то же время, установка на счастливую жизнь также невыражена.  Подростки из дисфункциональных семей в меньшей степени представляют  свою жизненную  ситуацию как отличающуюся от других неповторимую, у них отсутствует обостренное переживание уникальности собственного Я и своего жизненного мира. У них слабо выражен познавательный интерес, невысокий уровень вовлеченности в различные виды умственной деятельности, что вызывает чувство скуки в процессе познания окружающего мира.

Результаты кластерного анализа данных, полученных по модификации Цветового теста отношений  «Жизненный мир», показали значительные различия в субъективных семантических  пространствах ключевых понятий образа мира у подростков, воспитывающихся в семьях с различными типами отношений. Семантическое пространство подростков из нормально функционирующих семей включает в себя два кластера, отражающих позитивное отношение к собственной жизни во временной перспективе, и негативные аспекты жизненного мира, вызывающие высокий уровень нервно-психического напряжения. В первый кластер вошли группы понятий, отражающие эмоциональное отношение к прошлому, настоящему и будущему. Прошлое воспринимается подростками позитивно, связано со школой, домом, отцом. Представления о настоящем включают в себя позитивное общение с друзьями, надежду на лучшее, религиозные убеждения. Представления о себе в актуальный момент также позитивно эмоционально окрашены, ассоциируются с любовью, радостью, образом матери. Будущее связано с достижением материального благополучия, работой, увлечениями, свободой, построение отношений с противоположным полом и созданием собственной семьи. В область «напряженного будущего» попадают различного рода социальные страхи, связанные с нестабильностью общества, чувством вины,  по поводу возможных социальных конфликтов в стране.

В эмоционально напряженную, негативно оцениваемую  область жизненного мира попадают понятия, связанные с отклоняющимся поведением – употребление алкоголя и наркотических веществ, противоправное поведение, образы молодежных субкультур (готы, эмо и др.), экзистенциальные переживания, связанные с болезнью, бедностью, смертью, отчаянием, горем, проблемы в межличностных отношениях и общением со взрослыми (обида, обман, одиночество и т.п.).

У подростков из дисфункциональных семей представления о жизненном мире также образованы двумя кластерами, отражающими позитивные и негативные области жизненного мира, однако они имеют иное содержание. Область эмоционально комфортных объектов жизненного мира отражает идеализированные представления подростка о настоящем и будущем,  и включает в себя понятия,  отражающие общение с друзьями, увлечения, свободу, отношения с противоположным полом, взросление, работу, церковь, материальное благополучие, надежду, любовь, позитивные образы России, себя, матери, друга, партнера противоположного пола, семьи.

Область негативных объектов жизненного мира, вызывающих высокий уровень нервно-психического напряжения, так же, как и у подростков из благополучных семей,  представлена понятиями, отражающими экзистенциальные переживания, связанные с болезнью, смертью, бедностью, межличностные конфликты, представления о подростковых субкультурах, поведенческие девиации, правонарушения. Однако, у данной группы подростков в кластер понятий с негативной эмоциональной окраской попадают не только образы взрослых, но и отца, себя в прошлом, школы, правительства, государства.  У данной группы подростков область понятий, вызывающих внутреннее напряжение, значительно шире, чем у их сверстников из нормально функционирующих семей.

Искажение смысловых структур образа мира у подростков из дисфункциональных семей опосредует проявления девиаций в поведении. По данным экспертных оценок, это такие отклонения в поведении, как  употребление алкоголя и других ПАВ, курение, признаки асоциально-агрессивного поведения.

Таким образом, ведущими биосоциальными детерминантами смысловой структуры образа мира подростков выступают пол, возраст, состояние здоровья, семейная среда. Пол опосредует такие характеристики образа мира подростков, как направленность на внешний либо внутренний мир, рефлексивная активность, эмоциональная окрашенность представлений о мире, отношения с матерью, ведущие мотивационные установки. У девушек преобладает направленность на взаимодействие с предметной и социальной средой, эмоциональная насыщенность образа мира, менее выражен интерес к внутреннему миру. Юношам более свойственны рациональное мировосприятие, интерес к внутреннему миру личности, стремление к осмыслению себя, самоопределению, материальному благополучию.

Возраст подростков оказывает влияние на переживание проблемных отношений. У старших подростков снижается эмоционально-смысловая напряженность таких составляющих образа жизненного мира, как образ представления о будущем, отношения с матерью, взаимодействие с друзьями, школьная жизнь. Образ мира становится более насыщенным личностными смыслами, возрастает интерес к познанию нового.

Состояние здоровья определяет такие характеристики, как широта-узость, конкретность-обобщенность, эмоциональная напряженность представлений о мире. У подростков с хроническими соматическими заболеваниями прослеживается обеднение, сужение смысловых составляющих образа мира, переживание непринятия, напряженности в отношении к окружающему. Это становится фактором риска социально-психологической дезадаптации.

Особенности семейной среды оказывают влияние на конкретность-обобщенность  представлений о мире, систему отношений, проблемные переживания, мотивационные установки, самосознание, эмоционально-смысловое восприятие объектов жизненного мира. Подростки, воспитывающиеся в нормально функционирующих семьях, характеризуются более выраженной обобщенностью структур мировосприятия, переживанием неповторимости, уникальности собственного Я и жизненного мира, вниманием к собственному здоровью, интересом к окружающему миру, установкой на преодоление трудностей. Значимую роль в формировании смысловых составляющих образа мира играет позитивное отношение подростков  к отцу. У них преобладает положительное эмоционально смысловое отношение к миру. Субъективная временная перспектива, обладает целостностью,  связностью, представления о прошлом, настоящем и будущем имеют реалистичный характер. К негативным областям жизненного мира относятся области экзистенциальных переживаний, межличностных конфликтов, социальные страхи, подростковые субкультуры, поведенческие девиации.

Подростки из дисфункциональных семей характеризуются смысловыми искажениями образа мира, которые проявляются, прежде всего, в сниженном познавательном интересе, как в отношении к окружающему миру, так и к самому себе, в более выраженной негативной эмоциональной окрашенности, нереалистичности, конкретно-ситуативном характере представлений о мире.  У данной категории подростков наблюдается нарушение субъективной  временной перспективы, связанное с негативной оценкой прошлого и идеализацией образом настоящего и будущего. Такие значимые объекты жизненного мира, как школа, взрослые люди, отец, общество, государство,  являются стрессогенными, вызывают значительное нервно-психическое напряжение. Искажения смысловых структур образа мира становятся предикторами отклонений в поведении подростков, связанными с употреблением ПАВ, правонарушениями, агрессией.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что мировосприятие подростков формируется под влиянием сложного комплекса биосоциальных факторов. Искажения смысловой структуры образа мира формирующейся личности могут стать факторами риска дезадаптации и девиантного поведения. Глубинная психологическая диагностика и коррекция базовых смысловых конструктов, ценностных ориентаций, смыслообразующих мотивов и личностно-смысловых установок в структуре образа мира и себя с учетом ключевых биосоциальных детерминант может стать эффективным средством  предупреждения нарушений развития личности и  дезадаптации в подростковом возрасте.


Библиографический список
  1. Алехин А. Н., Королева Н. Н., Литвиненко О.А.  Ценностно-смысловые ориентации подростков в различные периоды Новейшей истории России // Вестник психотерапии. – 2013. – № 47(52).  С. 98-113.
  2. Алехин А.Н., Малкова Е.Е. Cаморазрушающее поведение подростков – феномен и научная проблема // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. – № 2. – С. 191-198.
  3. Буровихина И.А.  Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка. Дисс…. канд. психол.наук: 19.00.13. -  М., 2013.
  4. Гребенникова Е.А.. Эмпирическое исследование развития внутреннего мира современных украинских подростков // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – 2012. №8 (Август). ART 1840. – URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1840.htm. – [дата обращения 02.09.2014]
  5. Королева Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. – СПб., 1998.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1975.
  7. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., Смысл, 1999.
  8. Медведев Д.А. Онтогенез вербального отражения действительности. – Автореф. дис… д-ра психолог. наук. – СПб., 2006.
  9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997.
  10. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002.
  11. Силкина  И.А., Кирьякова А.В. Становление целостного и ценностного Образа Мира подростков: интеграция и преемственность: учебно-методическое пособие для учителей инновационных школ. – Оренбург: ООО «НикОс», 2011.
  12. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М. : Изд-во  МГУ, 1985.
  13. Флотская Н.Ю. Возрастная динамика развития половой идентичности // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки».- 2003.– №1(3).– С.52–59.
  14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.,   Питер, 1999.


Все статьи автора «Королева Наталья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: