Современный этап социально-экономического развития России характерен коренными преобразованиями во всех общественных структурах, сменой образовательных приоритетов, доминантой которых становится развитие активной личности, умеющей адаптироваться к новым условиями жизнедеятельности. Решение проблемы успешной социально-психологической адаптации должно осуществляться с первых дней пребывания первоклассника в школе. Особое внимание в период пребывания первых дней ребенка в школе, следует уделить детям с ослабленным здоровьем.
Специалисты ВОЗ отмечают увеличение количества первоклассников с диагнозом задержка психического развития.
Дети с нарушением данного вида тяжелее переносят школьные нагрузки, из-за нарушений в работе центральной нервной системы у них повышенная утомляемость, слабая эмоционально-волевая регуляция, проблемы с усвоением режимных требований. Сравнивая себя с другими одноклассниками, первоклассники с задержкой психического развития переживают ситуацию неуспеха, теряют уверенность в себе и интерес к обучению. Педагоги и психологи с первых недель пребывания ребенка с ЗПР в школе отмечают возникновение проблем социального и личностного характера. К проблемам социального характера относятся конфликтность, вспыльчивость, нарушения в поведении, школьные фобии. Этот факт тоже неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях с одноклассниками, часто ссорится, чувствует себя некомфортно в коллективе. Постоянных у них друзей нет.
Личностными проблемами первоклассников ЗПР принято считать низкую самооценку, личностную тревожность. Детей с ЗПР отличает подверженность быстрой смене настроения, обидчивость, вспыльчивость и плаксивость.
Проблема обучения детей с задержкой психического развития приобретает все большую популярность (Н.Л. Белопольская, Л.О. Бадалян, О. Журбина, Н. Краснощекова, М.И. Мамайчук и др.) [1;2,3,4].
Одной из важнейших задач современных образовательных учреждений является поиск новых форм создания благоприятных условий для социально-психологической адаптации детей с ослабленным здоровьем, что находит подтверждение в таких документах, как Закон РФ «Об образовании».
Возможность успешной социально-психологической адаптации детей с задержкой психического развития представляет детская театральная студия. Уникальность которой, заключается в объединении в комплексную систему всех выразительных средств искусства, способных целостно воздействовать на личность ребенка[5,6]. Театральная студия способна включать ребенка в различные виды творческой деятельности, которые развивают коммуникативные, когнитивные эмоционально-волевые сферы личности. Помимо всестороннего развития, включение ребенка в процесс драматизации, ребенок на практике начинает моделировать новый положительный опыт социальных контактов, учится взаимодействовать с партнером на сцене. Через исполнительскую деятельность осуществляется усвоение новых социальных ролей, что способствует успешной интеграции ребенка в социуме. Таким образом, драматизация способствует выйти на новый, более высокий уровень, взаимоотношений между ровесниками и взрослыми создать благоприятный микро-социальный климат в коллективе.
Психологическая адаптация характеризуется социальной активностью ребенка и предполагает не только интеграцию младшего школьника в новую школьную систему, но и способностью преобразовывать саму среду в соответствии с индивидуальными особенностями и возрастными потребностями ребенка.
Проблеме адаптации учащихся в начальной школе уделяли внимание такие ученые как Л.С.Выготский (Вопросы детской психологии), И.С.Кон (Социология личности) и многие другие [7,8] .
В психолого-педагогической литературе определение понятия социально-психологическая адаптация не имеет общего определения, хотя большинство исследователей сходится во мнении рассматривать его как интегральные свойства личности, способствующие успешному освоению новой социальной среды [7,9,10]. Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы сделали вывод, что интегративные свойства личности целесообразно сопоставить с эмоциональным, коммуникативным и деятельностно-творческим компонентами. Потому что именно эти компоненты составляют основу успешной социально-психологической адаптации ребенка. Нами были определены и подробно описаны уровни социально-психологической адаптации – высокий, средний и низкий.
Эмоциональный компонент включает в свое содержание эмоционально-волевую регуляцию, адекватное проявление эмоций на различные жизненные ситуации. Основу коммуникативно компонента составляет взаимодействие ребенка с ровесниками и взрослыми, умение слушать окружающих и успешно использовать средства речевой коммуникации, грамотно выражать свои мысли.
Деятельностно-творческий компонент предполагает содержание активных форм творческой деятельности первоклассников. Участие в творческой деятельности способствует поиску новых личностных ресурсов, раскрепощению и личностному росту ребенка.
Нами были разработаны критериальные показатели уровней сформированности компонентов социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР и представлены в таблице (Таблица 1).
Таблица 1. Критериальные показатели уровней сформированности компонентов социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР
Компоненты социально-психологической адаптации |
Низкий уровень социально-психологической адаптации |
Средний уровень социально-психологической адаптации |
Высокий уровень социально-психологической адаптации |
Показатели |
|||
Эмоциональный компонент |
Несформированносгь ценностных ориентаций, слабое усвоение социальных норм. Ребенок не способен критически оценивать поведение сверстников и дифференцировать их отрицательные и положительные и поступки. Это связано с тем , что у него еще не сформулирована нравственная норма. | Ребенок может оценить поступки как положительные или отрицательные (правильные или неправильные, хорошие или плохие), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. Постоянных друзей нет, часто ссорится, | Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает положительные и отрицательные поступки. Выполняет
режимные требования школы. В коллективе чувствует себя уверенно, много общается, приходит на занятия с удовольствием. |
Коммуникативый компонент |
Неумение выстраивать отношения со одноклассниками, зажатость. Нежелание идти на контакт. Бедная речь. | Любознательность в отношении новой информации, но сам редко проявляет активность. В зависимости от ситуации, вступает во взаимодействие со взрослыми и со сверстниками, речевое развитие в целом отвечает возрасту ребенка. | Ярко выраженное стремление к общению с ровесниками и взрослыми. Активен, умеет наладить контакт со взрослыми и сверстниками; богатый словарный запас |
Деятельностно-творческий компонент | Действует по стандарту, как все, в процессе творчества копирует деятельность педагога и сверстников, не способен фантазировать самостоятельно. | Стремиться к индивидуальному творчеству, однако не достаточно развитое воображение не позволяет ему действовать самостоятельно. | Способен самостоятельно находит решения, для стандартных задач нестандартным способом. Может действовать самостоятельно. |
В исследовании мы рассмотрели арт-терапевтические возможности театральной деятельности, направленной на повышение уровня социально-психологической адаптации к школе.
Анализируя понятие – «театральная деятельность», мы выявили ее арт-терапевтические возможности[1,7]. Назовем их:
1) способствует активному включению в различные виды творческой деятельности;
2) оказывает психотерапевтическое воздействие на ребенка, помогая освободиться от внутренних зажимов комплексов;
3) развивает адаптивные качества личности;
4) позволяет учитывать индивидуальные способности ребенка и осуществлять личностно-ориентированный подход на театральных занятиях.
Таким образом, учитывая синтетичность театральной деятельности, мы можем предположить, что данный вид деятельности способствует успешной социально-психологической адаптации ребенка с ЗПР.
Прежде чем организовать деятельность детской театральной студии с детьми, психолог должен осуществить планирование и подобрать материал. Планирование следует осуществлять по следующему алгоритму:
1) анализ специальной литературы, изучение практического опыта педагогов-психологов, руководителей театральных студий;
2) выборка материала должна соответствовать по уровню развития и возрасту воспитуемых.
3) планомерное распределение теоретических и практических занятий.
4) тематическое конструирование занятий подробно расписывается на каждый месяц обучения.
Театральные занятия ориентированы на освоение игровых театральных технологий. Мы разработали программу социально-психологической адаптации первоклассников с задержкой психического развития как сложную многоуровневую структуру, определив в ней следующие структурные блоки: целеполагание, содержательный, оценочно-рефлексивный. На каждом этапе перед ребенком ставятся определенные задачи, это определяет формы организации творческой деятельности, методы и приемы работы с детьми.
Исходя из логики нашего исследования, мы выделяем в качестве первого блок целеполагания. Он содержит определение цели и задач социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР.
Во второй блок программы – содержательный-коррекционый. Содержательно-коррекционный блок, подразумевает разработку и реализацию программы социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР к школе средствами театральной деятельности, выработку новых стратегий поведения в сложной эмотивной ситуации.
Содержательно-коррекционный блок включил следующие этапы:
1) реализация игровых технологий;
2) развитие личностных качеств, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию первоклассников с ЗПР к школе;
3) повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов, руководителей детской театральной студии.
Последний блок – оценочно-рефлексивный предполагает диагностику на контрольном и формирующем этапе исследования и анализ эффективности программы театральной студии, направленной на социально-психологическую адаптацию.
В ходе реализации программы приняли участие 40 первоклассников, из них 25 мальчиков и 15 девочек с уже поставленным диагнозом задержка психического развития – недоразвитие эмоциональной сферы (психический и психологический инфантилизм). У двух испытуемых вывялены хронические заболевания: у одного ребенка поставлен диагноз – сахарный диабет, у второго ребенка врожденный порок сердца.
В начале внедрения программы «Социально-психологическая адаптации к школе первоклассников с задержкой психического развития» был исследован уровень социально-психологической адаптации каждого ребенка.
Исследование проводилось по нескольким методикам:
1. Анкета для родителей и учащихся «Хорошо ли ребенку в школе?».
2. Проективная методика определения социально-психологической адаптации «Солнышко», (методика Т.А. Нежновой).
3. Цветовой тест Люшера, определяющий адаптацию в новой социальной среде.
В процессе реализации программы по социально-психологической адаптации психологами наблюдалась положительная динамика формирования адаптивных качеств личности первоклассников. Для проверки изменений в уровне социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР к школе, осуществлено повторное исследование уровня соцально-психологической адаптации к школе на той же самой выборке испытуемых.На итогово-экспериментальном этапе проводилась повторная диагностика уровня социально-психологической адаптации к школе. Процедура исследования аналогична первичному исследованию, использованы те же методики исследования социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР к школе.
Анализ результатов исследования проводился как по отдельным параметрам, так и в целом по заключению об уровне социально-психологической адаптации в школе. Анализируя результаты диагностики трех методик, был определен общий уровень социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР до коррекционной программы театральной студии и после нее. Так как после организации и проведении формирующего эксперимента (программы социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР к школе посредством деятельности театральной студии), мы наглядно видим динамику.Общий уровень изменения социально-психологической адаптации к школе после проведения эксперимента. Основную группу составили испытуемые со средним уровнем социально-психологической адаптации. Их общий рост составил 50%. Показатель низкого уровня социально-психологической адаптации снизился на 50%. Высокий уровень социально-психологической адаптации после проведения эксперимента не изменился.
По результатам двух исследований, при сравнении, мы убеждаемся в том, что, благодаря своевременной работе и психолога и руководителя театральной студии я результаты подтвердили положительную динамику социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР к школе.
Библиографический список
- Белопольская Н.Л. Такие неformatные дети. – М.: «Когнито-Центр», 2007
- Бадалян Л.О. Детская неврология : учеб. пособие. – М. : МЕДпресс-информ, 2010
- Журбина О., Краснощекова Н. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
- Мамайчук И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2008
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: «Академия», 2001
- Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. – М.: Владос, 2000
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991
- Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967
- Бим-Бад, Б.М. Образование в контексте социализации. // Педагогика. – 1996. – № 1. – С.3-8.
- Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования: учеб. пособие. – М.: Академия, 2004