УДК 740

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Батуева Светлана Владимировна
Южно-Уральский государственный медицинский университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме социально-психологической адаптации первоклассников с задержкой психического развития. В статье рассматриваются возможности адаптации детей посредством творческой деятельности в театральной студии. Предложена к рассмотрению программа театральной студии, и ее составляющие блоки. В программу включена подборка методик по определению уровней социально-психологической адаптации. Приведены результаты формирующего эксперимента.

Ключевые слова: арт-терапия, задержка психического развития, программа студии, социально-психологическая адаптация, театральная студия, уровни социально-психологической адаптации


SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE FIRST GRADER WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT ART AND THERAPEUTIC SPEDSTVAMI OF THEATRICAL ACTIVITY

Batuyeva Svetlana Vladimirovna
Southern Ural state medical university
candidate of pedagogical sciences, associate professor of psychology

Abstract
This article is devoted to a problem of social and psychological adaptation of first graders with a delay of mental development. In article possibilities of adaptation of children by means of creative activity in drama school are considered. The program of drama school, and its making blocks is offered to consideration. The program included a selection of techniques by determination of levels of social and psychological adaptation. Results of the forming experiment after introduction are given.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/11/3934 (дата обращения: 27.10.2023).

Современный этап социально-экономического развития России характерен коренными преобразованиями во всех общественных структурах, сменой образовательных приоритетов, доминантой которых становится развитие активной личности, умеющей адаптироваться к новым условиями жизнедеятельности. Решение проблемы успешной социально-психологической адаптации должно осуществляться с первых дней пребывания первоклассника в школе. Особое внимание в период пребывания первых дней ребенка в школе,  следует уделить детям с ослабленным здоровьем.

Специалисты ВОЗ отмечают увеличение количества первоклассников с диагнозом  задержка психического развития.

Дети с нарушением данного вида тяжелее переносят школьные нагрузки, из-за нарушений в работе центральной нервной системы у них повышенная утомляемость, слабая эмоционально-волевая регуляция, проблемы с усвоением  режимных требований.  Сравнивая себя с другими одноклассниками, первоклассники с задержкой психического развития переживают ситуацию неуспеха, теряют уверенность в себе и интерес к обучению. Педагоги и психологи с первых недель пребывания ребенка  с ЗПР в школе отмечают возникновение проблем социального и личностного характера. К проблемам  социального характера относятся  конфликтность, вспыльчивость,  нарушения в поведении, школьные фобии.  Этот факт тоже неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях с одноклассниками, часто ссорится, чувствует себя некомфортно в коллективе. Постоянных у них друзей нет.

Личностными проблемами первоклассников ЗПР принято считать низкую самооценку, личностную тревожность. Детей  с ЗПР  отличает подверженность быстрой смене настроения,  обидчивость, вспыльчивость и плаксивость.

Проблема обучения детей с задержкой психического развития приобретает все большую популярность  (Н.Л. Белопольская, Л.О. Бадалян,     О. Журбина, Н. Краснощекова, М.И. Мамайчук и др.) [1;2,3,4].

Одной из важнейших задач современных образовательных учреждений является поиск новых форм создания благоприятных условий для социально-психологической адаптации детей с ослабленным здоровьем, что находит подтверждение в таких документах, как Закон РФ «Об образовании».

Возможность успешной социально-психологической адаптации детей с задержкой психического развития  представляет детская театральная студия.  Уникальность которой, заключается в объединении в комплексную систему всех выразительных средств искусства, способных целостно воздействовать на личность ребенка[5,6]. Театральная студия способна   включать ребенка в различные виды творческой деятельности, которые развивают коммуникативные, когнитивные эмоционально-волевые сферы личности. Помимо всестороннего развития, включение ребенка в процесс драматизации, ребенок на практике начинает моделировать новый положительный опыт социальных контактов, учится взаимодействовать с партнером на сцене. Через исполнительскую деятельность  осуществляется усвоение новых социальных ролей, что способствует успешной интеграции ребенка в социуме. Таким образом, драматизация способствует  выйти на новый, более высокий уровень, взаимоотношений между ровесниками и взрослыми создать благоприятный микро-социальный климат в коллективе.

Психологическая адаптация характеризуется социальной активностью ребенка и предполагает не только интеграцию младшего школьника в новую школьную систему, но и способностью преобразовывать  саму  среду в соответствии с индивидуальными особенностями и возрастными потребностями ребенка.

Проблеме адаптации учащихся в начальной школе уделяли внимание такие ученые как Л.С.Выготский (Вопросы детской психологии), И.С.Кон (Социология личности) и многие другие [7,8] .

В психолого-педагогической литературе определение понятия социально-психологическая адаптация не имеет общего определения, хотя большинство исследователей сходится во мнении рассматривать его как интегральные свойства личности, способствующие успешному освоению новой социальной среды [7,9,10].  Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы сделали вывод,  что интегративные свойства личности целесообразно сопоставить с эмоциональным,  коммуникативным и деятельностно-творческим компонентами.  Потому что именно эти компоненты составляют основу успешной социально-психологической адаптации ребенка. Нами  были определены  и подробно описаны уровни социально-психологической адаптации – высокий, средний и низкий.

Эмоциональный компонент включает в свое содержание эмоционально-волевую регуляцию, адекватное проявление эмоций на различные жизненные ситуации. Основу коммуникативно компонента составляет взаимодействие ребенка с ровесниками и взрослыми, умение слушать окружающих и успешно использовать средства речевой коммуникации, грамотно выражать свои мысли.

Деятельностно-творческий компонент предполагает содержание активных форм творческой  деятельности первоклассников. Участие в творческой деятельности способствует поиску новых личностных ресурсов, раскрепощению и  личностному росту ребенка.

Нами были разработаны критериальные показатели уровней сформированности компонентов социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР и представлены в таблице (Таблица 1).

Таблица 1. Критериальные показатели уровней сформированности компонентов социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР

Компоненты социально-психологической адаптации

Низкий уровень социально-психологической адаптации

Средний уровень социально-психологической адаптации

Высокий уровень социально-психологической адаптации

Показатели

 

 

 

Эмоциональный компонент

Несформированносгь ценностных ориентаций, слабое усвоение   социальных норм.  Ребенок не    способен  критически оценивать поведение сверстников  и дифференцировать   их отрицательные  и положительные и поступки.  Это связано с тем , что  у него еще не сформулирована   нравственная норма. Ребенок может оценить поступки как положительные или отрицательные (пра­вильные или непра­вильные,   хорошие или   плохие),    но оценку не мотиви­рует   и   нравствен­ную норму не фор­мулирует. Постоянных друзей нет, часто ссорится, Ребенок      назы­вает    нравствен­ную норму, пра­вильно оценивает положительные и отрицательные поступки. Выполняет

режимные требования

школы. В коллективе чувствует себя уверенно, много общается, приходит на занятия с удовольствием.

 

 

 

 

 

Коммуникативый компонент

Неумение      выстраивать   отношения со одноклассниками,       зажатость.  Нежелание идти  на контакт. Бедная речь. Любознательность в отношении    новой информации, но сам   редко проявляет активность. В зависимости от ситуации,      вступает     во     взаимодействие со взрослыми   и   со сверстниками, речевое  развитие  в целом      отвечает возрасту ребенка. Ярко выраженное стремление к  общению с ровесниками и взрослыми. Активен,  умеет наладить   контакт со взрослыми   и сверстниками;  богатый словарный запас
Деятельностно-творческий компонент Действует по стандарту, как все, в процессе творчества копирует деятельность педагога и сверстников, не способен фантазировать самостоятельно. Стремиться к индивидуальному творчеству, однако не достаточно развитое воображение не позволяет ему действовать самостоятельно. Способен самостоятельно находит решения, для стандартных задач нестандартным способом. Может действовать самостоятельно.

В исследовании мы рассмотрели арт-терапевтические возможности театральной деятельности, направленной на повышение уровня социально-психологической адаптации  к школе.

Анализируя понятие – «театральная деятельность»,   мы выявили  ее арт-терапевтические возможности[1,7].  Назовем их:

1)           способствует активному включению в различные виды творческой деятельности;

2)           оказывает психотерапевтическое воздействие на ребенка, помогая освободиться от внутренних зажимов комплексов;

3)           развивает адаптивные качества личности;

4)           позволяет учитывать индивидуальные способности ребенка и осуществлять личностно-ориентированный подход на театральных занятиях.

Таким образом, учитывая синтетичность театральной деятельности, мы можем предположить, что данный вид деятельности способствует успешной социально-психологической адаптации ребенка с ЗПР.

Прежде чем организовать деятельность детской театральной студии с детьми,  психолог должен  осуществить планирование  и подобрать  материал. Планирование следует осуществлять  по следующему алгоритму:

1)     анализ специальной литературы,  изучение практического опыта педагогов-психологов, руководителей театральных студий;

2)      выборка материала должна соответствовать  по уровню развития и возрасту воспитуемых.

3)      планомерное распределение   теоретических  и практических занятий.

4)     тематическое конструирование занятий  подробно расписывается на каждый месяц обучения.

Театральные занятия ориентированы на освоение игровых театральных технологий. Мы разработали программу социально-психологической адаптации первоклассников с задержкой психического развития  как сложную многоуровневую структуру, определив  в ней следующие структурные блоки: целеполагание, содержательный, оценочно-рефлексивный. На каждом этапе перед ребенком ставятся определенные задачи, это определяет формы организации творческой деятельности, методы и приемы работы с детьми.

Исходя из логики нашего исследования, мы выделяем в качестве первого блок целеполагания. Он содержит определение цели и задач социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР.

Во второй блок программы – содержательный-коррекционый. Содержательно-коррекционный блок, подразумевает разработку и реализацию программы социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР к школе средствами театральной деятельности, выработку новых стратегий поведения в сложной эмотивной ситуации.

Содержательно-коррекционный блок  включил следующие этапы:

1)      реализация игровых технологий;

2)      развитие личностных качеств, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию первоклассников с ЗПР к школе;

3)      повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов, руководителей  детской театральной студии.

Последний блок – оценочно-рефлексивный предполагает диагностику на контрольном и формирующем этапе  исследования и анализ эффективности программы театральной студии, направленной на социально-психологическую адаптацию.

В ходе реализации программы приняли участие 40 первоклассников, из них 25 мальчиков и 15 девочек с уже поставленным диагнозом задержка психического развития – недоразвитие эмоциональной сферы (психический и психологический инфантилизм). У двух испытуемых вывялены хронические заболевания: у одного ребенка поставлен диагноз – сахарный диабет, у второго ребенка врожденный порок сердца.

В начале внедрения программы  «Социально-психологическая адаптации к школе первоклассников с задержкой психического развития» был исследован уровень социально-психологической адаптации каждого ребенка.

Исследование проводилось по нескольким методикам:

1. Анкета для родителей и учащихся «Хорошо ли ребенку в школе?».

2. Проективная методика определения социально-психологической адаптации «Солнышко», (методика Т.А. Нежновой).

3. Цветовой тест Люшера,  определяющий адаптацию в новой социальной среде.

В процессе реализации программы  по социально-психологической адаптации психологами  наблюдалась  положительная динамика формирования адаптивных качеств личности первоклассников. Для проверки изменений в уровне социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР к школе,  осуществлено повторное исследование уровня соцально-психологической адаптации к школе на той же самой выборке испытуемых.На итогово-экспериментальном этапе проводилась повторная диагностика уровня социально-психологической адаптации к школе. Процедура исследования аналогична первичному исследованию, использованы те же методики исследования социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР к школе.

Анализ результатов исследования проводился как по отдельным параметрам, так и в целом по заключению об уровне социально-психологической адаптации в школе. Анализируя результаты диагностики трех методик, был определен общий уровень социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР до коррекционной программы театральной студии и после нее. Так как после организации и проведении формирующего эксперимента (программы социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР к школе посредством деятельности театральной студии), мы наглядно видим динамику.Общий уровень изменения социально-психологической адаптации к школе после проведения эксперимента. Основную группу составили испытуемые со средним уровнем социально-психологической адаптации. Их общий рост составил 50%. Показатель низкого уровня социально-психологической адаптации снизился на 50%. Высокий уровень социально-психологической адаптации после проведения эксперимента не изменился.

По результатам двух исследований, при сравнении, мы убеждаемся в том, что, благодаря своевременной работе и психолога и руководителя театральной студии я результаты подтвердили положительную динамику социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР к школе.


Библиографический список
  1. Белопольская  Н.Л.  Такие неformatные дети.   –  М.: «Когнито-Центр»,  2007
  2. Бадалян Л.О.  Детская неврология : учеб. пособие.  – М. : МЕДпресс-информ, 2010
  3. Журбина О.,  Краснощекова Н.  Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе. –  Ростов н/Д: Феникс, 2007
  4.  Мамайчук И.  Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2008
  5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: «Академия», 2001
  6. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. – М.: Владос, 2000
  7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991
  8. Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967
  9. Бим-Бад, Б.М. Образование в контексте социализации. // Педагогика. – 1996. – № 1. – С.3-8.
  10. Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования: учеб. пособие. – М.: Академия, 2004


Все статьи автора «svetlana batueva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: