УДК 378.147

К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В РАМКАХ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Самаренкина Сания Закирзяновна
Набережночелнинский филиал Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

Аннотация
В данной статье рассматриваются возможности подготовки инженерных кадров в условиях применения дуальной системы профессионального образования. Показаны этапы и особенности организации учебного процесса в рамках машиностроительного образовательного кластера.

Ключевые слова: дуальная система, инженерное образование, инженерные кадры, компетенции, образовательный кластер, обучение, практико-ориентированное обучение, профессиональное образование, студенты


ON THE ISSUE OF ENGINEERS TRAINING WITHIN THE DUAL SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

Samarenkina Saniya Zakirzyanovna
Nabereshnye Chelny Branch of Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev -KAI
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of Humanitarian and Social Disciplines Department

Abstract
This article considers the possibilities of engineers training within the dual system of professional education. The author shows stages and features of the educational process’ organization within a engineering educational cluster.

Keywords: training


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Самаренкина С.З. К вопросу подготовки инженерных кадров в рамках дуальной системы профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3938 (дата обращения: 26.05.2017).

Серьезные экономические и политические изменения, которые произошли в России в последние годы оказали влияние на все сферы жизни нашего общества, и в первую очередь на образование, которое призвано готовить квалифицированных специалистов готовых к работе в условиях высокой мобильности, инициативных, ответственных и обладающих многими общекультурными и профессиональными компетенциями.

Высокие требования, предъявляемые к выпускникам вузов определили необходимость кардинального пересмотра содержания, целей и функций профессионального образования. Это означает, что основная задача, которая должна быть решена системой высшего профессионального образования заключается в формировании качественно новой модели профессиональной подготовки инженерных кадров.  Новой модели, которая позволит преодолеть существующий разрыв в структуре и качестве трудовых ресурсов требуемых конкретным предприятиям. Во многом эту задачу может решить реализация дуальной системы образования, особенно при подготовке инженерных кадров.

В настоящее время в мировой практике профессионального образования сложились три основные разновидности дуальной системы профессионального образования:

  1. Система ориентированная на рынок. Такая система практикуется в основном в США, Великобритании и Японии и представляет собой не регулируемое законодательно образование на рабочем месте.
  2. Система ориентированная на учебное заведение. Эта система практикуется в Италии и Франции. Образовательный процесс происходит полностью в учебном заведении без участия предприятия.  Студенты обучаются профессии в государственных учебных заведениях. Сроки обучения варьируются от трех до пяти лет.  Практическое обучение происходит также в учебном заведении.
  3. Третья система является комбинацией профессионального и теоретического образования. Эта система практикуется в Германии, Австрии и Швейцарии, причем Германская система дуального образования признана лучшей в мире. Основная идея – разделение обучения на практическую (производственную) часть, и теоретическую или профессионально-теоретическую часть.

Наиболее надежной и жизнеспособной для подготовки инженерных кадров нам видится третья дуальная система, т.к. именно она отвечает требованиям всех, заинтересованных в профессиональной подготовке специалистов сторон – государства, работодателей и студентов. Опыт Германии в развитии системы дуального образования может и должен быть использован и для совершенствования профессионального (ремесленного) образования России.

Такая форма организации образовательного процесса как образовательный кластер, открывает широкие возможности использования системы дуального профессионального образования, т.к. объединяет усилия образовательный учреждений и производственных предприятий для реализации основной двуединой задачи – формирования качественно новой модели профессиональной подготовки инженерных кадров и подготовки конкурентоспособного, компетентного специалиста.

Учебный процесс в Набережночелнинском филиале Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КНИТУ – КАИ) (участнике Машиностроительного образовательного кластера) организован с учетом положительного опыта дуальной системы образования, хотя не является прямой калькой Германской системы высшего профессионального образования.

Наиболее важным элементом дуальной системы нам видится баланс в соотношении теоретической и практической составляющей профессионального обучения. Условия машиностроительного образовательного кластера позволяют сбалансировать объем теоретической и практической подготовки студентов, преодолеть разрыв между теорией и практикой не выходя, при этом, за рамки государственных образовательных стандартов.

Дуальную составляющую образовательного процесса в НЧФ КНИТУ-КАИ можно разделить на четыре взаимосвязанных этапа.

На первом этапе у студентов формируется общее представление о профессиональной деятельности, происходит знакомство с предприятием-партнером по машиностроительному образовательному кластеру.

На втором этапе происходит самоопределение с профессиональной направленностью, студенты получают дополнительно рабочую профессию, принимают участие в производственном процессе на предприятии, учатся применять теоретические знания для решения технических задач.

На третьем этапе студенты, под руководством преподавателей, подключаются к проектной деятельности в качестве соисполнителей. На этом этапе активизируется познавательная деятельность и способность решать прикладные инженерные задачи.

На четвертом этапе студенты привлекаются в участию в реальных проектах предприятия – партнера. На этом этапе в полной мере раскрывается способность применять методы ТРИЗ для решения нестандартных  профессиональных задач.

Акцент на практическую подготовку, увеличение ее объема, позволяет сделать образовательный процесс в полной мере практико-ориентированным, помогая студентам попробовать свои силы на рабочем месте в цеху и в лаборатории,  в технологическом отделе и в конструкторском бюро, что в свою очередь дает студентам возможность пройти процесс социальной и профессиональной адаптации на предприятии быстро и безболезненно.

В таблице 1 представлены особенности организации подготовки инженерных кадров в Набережночелнинском филиале КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева в соответствии с концепцией дуального образования.

Таблица 1. Особенности организации подготовки инженерных кадров в НЧФ КНИТУ-КАИ

практико-ориентированное обучение связь с работодателем

 

формирование личностных качеств участие в НИОКР

 

акцент на практическую подготовку

участие практиков в учебном процессе

развитие системного мышления

участие в  учебной проектной деятельности

новые образовательные технологии

увеличение доли  практики на предприятии

развитие способностей решения нестандартных инженерных задач

привлечение к работе проектных групп на предприятии

увеличение доли самостоятельной работы

адаптация на предприятии

формирование умения работать в команде

участие в выполнении НИОКР по заказам предприятий

применение принципов CDIO

вовлечение студентов в производственный процесс во время практики

формирование лидерских качеств

гарантированное трудоустройство

Одним из преимуществ реализации дуальной системы профессионального образования является и то, что ко времени окончания вуза, выпускник уже имеет опыт работы по специальности. В условиях мирового экономического кризиса, такие преимущества, как опыт работы и гарантированное трудоустройство, становятся решающими уже при выборе абитуриентами вуза и направления в нем, для получения высшего профессионального образования. В то же время, гарантия трудоустройства становится для студентов выпускных курсов дополнительным мотивирующим фактором для качественной учебы, так как от качества профессиональной  подготовки зависит и качество рабочего места будущего специалиста.

Реализация дуальной системы профессионального образования в рамках машиностроительного образовательного кластера значительно увеличивает качество практической подготовки и профессиональную мобильность и адаптивность молодых специалистов, решая тем самым актуальные задачи подготовки инженерных кадров.



Все статьи автора «Сания Закирзяновна Самаренкина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: