УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Королева Наталья Николаевна1, Богдановская Ирина Марковна2, Луговая Виолетта Федоровна3
1Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой методов психологического познания
2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры методов психологического познания
3Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры методов психологического познания

Аннотация
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования воздействия Интернет-среды на составляющие идентичности в подростковом возрасте. Выявлено взаимопроникновение образов реального и виртуального Я в структуре идентичности личности. Показана роль идентификации с виртуальными образами в формировании самосознания современных подростков.

Ключевые слова: идентичность, информационная среда, подростки


THE INFLUENCE OF THE INFORMATION ENVIRONMENT ON IDENTITY OF MODERN TEENAGERS

Koroleva Natalya Nikolaevna1, Bogdanovskaya Irina Markovna2, Lugovaya Violetta Fiodorovna3
1Herzen State Pedagogical University of Russia, doctor of psychological sciences, the head of the department of methods of psychological knowledge
2Herzen State Pedagogical University of Russia, candidate of psychological sciences, the associate professor, the associate professor of the department of methods of psychological knowledge
3Herzen State Pedagogical University of Russia, candidate of psychological sciences, the associate professor, the associate professor of the department of methods of psychological knowledge

Abstract
Article is devoted to the analysis of results of empirical research of impact of the Internet environment on identity components at teenage age. Interpenetration of images real and virtual I in structure of identity of the personality is revealed. The identification role with virtual images in formation of consciousness of modern teenagers is shown.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Королева Н.Н., Богдановская И.М., Луговая В.Ф. Влияние информационной среды на идентичность современных подростков // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3957 (дата обращения: 27.05.2017).

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-06-00270

Глобальное информационное пространство оказывает значимое влияние на процессы идентификации в подростковом возрасте. Возникают новые  «личностные феномены» погружения подростка в информационно-коммуникативную среду, отражающие возможности конструирования не только виртуального мира, но и собственной личности [2,3,6]. Традиционные институты социализации в современном обществе постепенно заменяются виртуальной средой, во взаимодействии с которой происходит формирование самосознания, освоение способов взаимодействия с другими людьми и окружающим миром. Находясь в сети интернет, подросток активно взаимодействует с медиасредой, игровыми мирами, различными виртуальными реальностями, насыщенными знаками и символами, которые зачастую не соответствуют его опыту и воспринимаются некритично, на уровне внешнего подражания «атрибутам взрослости» или моды [1,7,8,9]. Основным средством общения становятся социальные сети. Виртуализация различных сфер социальной жизни, погруженность подростков в информационно-коммуникативную среду обусловливает  их идентификацию с виртуальными персонажами и  группами.  Это влечет за собой затруднения в формировании личной и социальной идентичности подростков, которые зачастую оказываются в ситуации фактического отсутствия «Значимого Другого», реальной референтной группы, ценностных идеалов.  Формирование коммуникативных стратегий, становление идентичности в подростковом возрасте в основном происходит в «семиотических социальных пространствах» [10,11], объединяющих множество виртуальных собеседников и сообществ, характеризующихся разнородными социальными нормами и правилами коммуникации.

Посредством сетевого взаимодействия происходит не только освоение подростками социального опыта, но  и взаимообогащение «взрослой» и «подростковой» субкультур. Подростки становятся активными субъектами виртуальной реальности, Интернет становится одним из главных источников и пространств их социализации. В связи с этим, значимой проблемой выступает определение роли современной информационной и медиасреды в формировании самосознания подростков. У подростков, погруженных в виртуальное общение, появляется особое «виртуальное Я», которое может существенно отличаться от Я-реального [2,3].

В проведенном нами исследовании, посвященном анализу воздействия интернет-среды на содержание образа Я подростков, участвовали 53 учащихся 9-х классов общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, из них 28 девушек и 25 юношей. Для получения эмпирических данных использовался тест «Кто Я» Т. Куна, Т. Мак-Партленда, в классическом варианте и модификации («Кто Я в интернете»). В качестве способа обработки результатов использовался контент-анализ ответов.

Для определения смысловой близости образов актуального и виртуального Я («Я в интернете») у подростков был подсчитан процент совпадений ответов подростков в классической и модифицированной версии теста.  Выявлено, что фактически одна восьмая часть всех самоописаний является общей для представлений о себе в социальной и виртуальной реальности. То есть, образы актуального и виртуального Я подростков оказывают взаимное влияние друг на друга, имеют «область пересечения», инвариант, в которую попадают некие устойчивые характеристики самосознания, проявляющиеся в реальной  жизненной среде и в Интернет-коммуникации.

Содержание инвариантных по отношению к среде (реальной – виртуальной) характеристик самосознания подростков представлено в таблице 1.

Таблица 1. Характеристики самосознания подростков, совпадающие в образах Я-реальное и Я в Интернете

Контент-аналитические категории

Примеры ответов

% выраженность категорий

Характеристики лидерского потенциала Лидер, чемпион, красотка, богиня, крутой парень, отличный человек 16,67
Рефлексивные самоописания Порядочный, хороший, лентяйка, интроверт, оптимистка 13,89
Коммуникативные характеристики Общительный, умеющий слушать, подруга, друг 11,11
Обозначение личности Личность, анонимус, инкогнито 8,33
Социальные роли Ученик, школьник, подросток 8,33
Характеристики интеллектуального потенциала Умный, образованный 8,33
Мифологические персонажи Зевс, Посейдон, Афина 8,33
Ролевые позиции в информационной среде Геймер, граммар-наци 5,56
Девиантные проявления Наркоман, худеющая 5,56
Известные личности В.В. Путин, П.Дуров 5,56
Герои популярных телепередач Макс +100500 5,56
Характеристики сексуальности Секс-машина 2,78

На первом месте по выраженности категории находятся характеристики, отражающие лидерский потенциал. Второе место занимают рефлексивные самоописания, отражающие в основном эмоциональные, нравственные и личностные качества.  На третьем месте – характеристики, проявляющиеся в общении. Четвертое место разделяют обозначения себя как личности, социальные роли и характеристики интеллектуального потенциала и мифологические персонажи. Это, скорее всего, связано с возрастными особенностями – стремлением к самоутверждению, интенсивным развитием самосознания и рефлексии, значимостью общения как ведущего вида деятельности, освоением широкого спектра ролей. Это проявляется как в реальном, так и в виртуальном взаимодействии подростков. Однако, идентификация подростков с мифологическими персонажами, популярными в современной информационно-коммуникативной среде и массмедиа, свидетельствует о ее воздействии на самосознание подростков. Об этом свидетельствует и содержание категорий, находящихся на пятом и шестом местах по степени выраженности. Так, по 5,56% приходится на характеристики образа себя, в содержании которых явно прослеживается опыт коммуникации в сети интернет: ролевые позиции в информационной среде, известные личности, герои телепередач. Категория «девиантные проявления», скорее всего, также формируется под влиянием виртуального взаимодействия,  поскольку отражает проблематику достаточно популярных тем для обсуждения подростков в социальных сетях: наркозависимость и  психоактивные вещества, чрезмерное стремление  к потере веса, вплоть до пропаганды анорексии. Наименее выраженной является категория, содержащая характеристики сексуальности, в большинстве случаев, гиперболизированные, что, с одной стороны, также отражает особенности подросткового самосознания, с другой стороны, поддерживается и поощряется в интернет-сообществах.

Интересно, что образ себя в интернете у подростков отражает черты, не только проявляющиеся в виртуальной коммуникации, но и традиционно присущие актуальному Я, хотя они и не имеют значительной выраженности (таблица 2).

Таблица 2. Характеристики  образа Я в Интернете (за исключением характеристик, совпадающих с образом Я-реальное)

Контент-аналитические категории

Примеры ответов

% выраженность категорий

Персонажи компьютерных игр Клингон, каратель, солдат, снайпер, спаункиллер, штурмовик, убийца, герой, спасатель, саппорт, керри, нюкер, дизейблер, друид, ветеран WOW, ветеран World of Tanks, ветеран Battlefield, Death Profet

28,99

Роли в Интернет-коммуникации пишущий статусы, любитель вирта, программист, тролль, админ, инженер, читер, драфтер, игрок

15,94

Персонажи мультфильмов и киноперсонажи Спанч Боб, Патрик,Наруто, король Артур, Флиппер, Индиана Джонс, герои South Park”а

8,70

Девиантные проявления Зоофил, некрофил, некромант, убийца, маньяк

8,70

Характеристики статуса в виртуальной среде Непопулярный, обладатель миллиона лайков, король аськи, неизвестный пользователь

8,70

Представители субкультур рэпер, лифтер, хипстер

5,80

Участники киберспортивных игр Киберспортсмен, турникмен, брусьямен

4,35

Характеристики чрезмерной увлеченности Интернет-общением Проводящий много времени в Интернет, ем у компьютера, игроман

4,35

Рефлексивные самоописания Добрый, свободный

2,90

Характеристики познавательных интересов Ищущий информацию, интересующийся знанием

2,90

Символы общения в виртуальной среде Аска, юзернейм

2,90

В основном виртуальное я подростков складывается под влиянием компьютерных игр, в соответствии с этим, они идентифицируют себя с различными игровыми персонажами. На втором месте– различные роли, которые реализуются в интернет-коммуникации. Нужно отметить, что спектр таких ролей достаточно обширный – подростки проявляют разнообразную активность в сети – играют, общаются, презентируют себя, занимаются программированием и сетевым творчеством. В то же время, указанные роли характеризуют и новые формы отклоняющегося поведения, проявляющиеся в сетевом взаимодействии, например,  троллинг – намеренное провоцирование конфликтов в сети, читерство – мошенничество в сетевых играх, осуществляемое посредством специальных программ и т.п. Третье место по выраженности категорий разделили персонажи мультипликационных фильмов,  характеристики, отражающие статус в виртуальной коммуникации, и девиантные проявления, в основном, связанные с агрессией и сексуальным поведением. На четвертом месте – описания себя как представителя определенной молодежной субкультуры. Пятое место занимают киберспорт и характеристики, отражающие осознание подростками собственной чрезмерной увлеченности интернет-средой.  Наименее выражены рефлексивные самоописания и характеристики познавательных интересов подростков, проявляющиеся в интернет-среде, а также различного рода символы виртуальной коммуникации. Многие характеристики виртуального Я формулируются подростками на интернет-сленге. Приведенные данные, на наш взгляд, свидетельствуют о значительной степени погруженности подростков в информационную среду и о виртуализации многих сфер подростковой коммуникации: межличностное взаимодействие, освоение ролевых позиций и достижение тех или иных статусов в группе, игровая деятельность, включение в молодежные субкультуры, познавательная активность развертывается в основном в виртуальной реальности.

В целом,  полученные результаты свидетельствуют о том, что образ себя у современных подростков в значительной степени формируется под воздействием информационной и медийной среды, объединенной  в пространстве интернет-коммуникации.  В структуре самосознания подростков значительную роль играет не только Я-реальное, но и Я-виртуальное, которое формируется в активной и продолжительной  сетевой коммуникации.  При этом, прослеживается тенденция взаимопроникновения образов реального и виртуального Я: характеристики поведения и деятельности в сети интернет закрепляются в актуальном представлении о себе, интересы и качества личности презентируются в сетевом взаимодействии. Формируется особая инвариантная область самосознания, включающая  в себя характеристики, проявляемые подростками как в предметно-социальной, так и в виртуальной среде, причем, некоторые из них изначально формируются в интернет-коммуникации. Подростки идентифицируют себя с персонажами и личностями, популярными в среде интернет, характеризуют себя через роли в компьютерных играх. Особое внимание необходимо обратить на то, что информационное пространство также может становиться источником формирования и закрепления определенных форм девиантного поведения, что требует разработки специализированных программ профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, опосредованного интернет-коммуникацией подростков.


Библиографический список
  1. Алехин А.Н., Богдановская И.М., Королева Н.Н., Проект Ю.Л. Становление знаково-смысловой регуляции поведения как фактор социализации ребенка в современном обществе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 38-45.
  2. Асмолов А., Асмолов Г. От Мы – медиа к Я-медиа: поиск себя в мире информации // Человек как субъект и объект медиапсихологии. — МГУ имени М.В. Ломоносова / Ин-т человека; Изд-во Моск. ун-та Москва, 2011. — С. 86–104).
  3. Войскунский А. Е. Психология и интернет. – М. : Акрополь, 2010 . – 439 с.
  4. Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/67976.shtml (дата обращения: 12.08.2014)
  5. Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста : дис. … канд. психол. наук. М., 2001. 199 с.
  6. Королева Н.Н. Семиосфера личности. СПб., 2005. – 159 c.
  7. Королева Н.Н., Гончарова О.М., Проект Ю.Л., Богдановская И.М..  Социальная семиотика жизненной среды современного ребенка // Письма в  Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Ноябрь 2013, ART 2097. – CПб., 2013 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2097.htm,  ISSN 1997-8588. – Объем 0.5 п.л.
  8. Zao Sh., Grasmuck Sh., Martin J. Identity construction on facebook: digital empowerment and anchored relationships // Computers in Human Behavior. Vol. 24 (2008). 1816-1836.
  9. Королева Н.Н., Цейтлин С.Н., Проект Ю.Л. Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 91-98.
  10. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М. : ЛКИ, 2008. 224 с.
  11. Проект Ю.Л., Богдановская И.М., Королева Н.Н. Развитие сетевых технологий как фактор трансформаций жизненного пространства современного человека // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 1. С. 89-96.


Все статьи автора «Королева Наталья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: