УДК 37.02

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Салиновская Елена Валерьевна1, Штепа Юлия Петровна2
1Школа с. Котиково, Хабаровский край, учитель информатики
2Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники

Аннотация
Статья посвящена вопросам формирования ключевых знаний и умений учащихся по теме «Процесс передачи информации» при изучении базового курса информатики в общеобразовательных учреждениях. Приводится пример конспекта урока, составленного с учетом требований федерального государственного стандарта основного общего образования.

Ключевые слова: информатика, информационный процесс, методика обучения, передача информации


METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF THE PROCESS OF INFORMATION TRANSMISSION IN THE SCHOOL OF COMPUTER SCIENCE

Salinovskaya Elena Valerevna1, Shtepa Yuliya Petrovna2
1School of village Kotikovo, Khabarovsk Krai, teacher of computer science
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, PhD in pedagogical sciences, associate professor of the Department of Computer Science

Abstract
The article is devoted to the formation of key knowledge and skills of students on the theme «The process of information transmission» in the study of the basic course of computer science in secondary schools. An example of the summary of the lesson drawn up taking into account the requirements of the federal state standard of general education.

Keywords: computer science, information process, teaching methodology, transmission of information


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Салиновская Е.В., Штепа Ю.П. Методические аспекты изучения процесса передачи информации в школьном курсе информатики // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/11/3975 (дата обращения: 29.10.2023).

Тема «Информация. Информационные процессы» является одной из стержневых в курсе информатики. Введение ФГОС ООО предъявляет свои требования к организации деятельности педагога для достижения школьниками образовательных результатов различных уровней. Вопросам обучения информатике в соответствии с ФГОС посвящены работы И.И. Раскиной, Ю.П. Штепы  др. [1,2]. Вопросы обучения отдельным темам курса информатики часто отражаются в методических разработках практикующих педагогов [3, 4, 5].

В то же время, опыт работы показывает, что учителя информатики испытывают затруднения с формулированием целей обучения, структурированием материала, методическим видением наполнения отдельных этапов урока, с сопоставлением отобранного содержания поставленным целям  и др. [6]. Возникает потребность в определенных письменных рекомендациях по теоретическому наполнению и методике обучения, в частности по теме «Процесс передачи информации».

На основе изученных материалов был разработан конспект урока по теме «Процесс передачи информации», соответствующий программе Л.Л. Босовой  «Информатика и ИКТ» для 8-го класса базового уровня [7]. Конспект составлен с учетом требований ФГОС ООО и позволит молодому педагогу разобраться, как объяснить учащимся такую важную тему и какие ЦОР можно подобрать.

Тема урока «Информационные процессы. Передача информации».

Тип урока: «открытие новых знаний».

В начале конспекта прописывается цель. Цель должна быть реальной, достижимой: ученик получит представление об информационных процессах, научится приводить примеры информационных процессов, определять в конкретном процессе передачи информации источник, канал и приемник.

Затем определяются основные понятия, которые нужны при изучении новой темы: информационные процессы; передача информации, источник, канал связи, приёмник.

Далее в конспекте прописываются планируемые образовательные результаты:

Предметные: умение использовать понятия «источник информации», «канал связи, «приемник информации», понимать различия и назначение этих понятий, знакомство со схемой передачи информации.

Личностные: актуализация знаний из личного опыта информационной деятельности;

Метапредметные: формирование представления о процессе передачи информации, умение различать понятия источник информации, канал связи, приемник информации.

Для учащихся очень важен мотивационный аспект: проблемные ситуации, применение ИКТ, групповая форма работы.

Также необходимо определиться с ресурсами, которые педагог будет использовать на уроке. В данном конспекте предлагается презентация со слайдами, компьютеры, мультимедийное оборудование, выход в сеть Интернет.

Далее в конспекте прописываются формы и методы обучения: беседа с опорой на знания учащихся; работа в группах по 2 человека

Следующий раздел конспекта представляется в виде технологической карты, состоящей из 4 колонок: этап урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, планируемые результаты (УУД).

Раздел конспекта начинается с организационного момента, на который достаточно 1-2 минуты. Цель данного раздела – включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Педагог может использовать один из приемов, предлагаемых А.А. Гином [8] – знакомство с планом урока. Результатом данного этапа будут личностные УУД: психологический настрой обучающихся к уроку. Регулятивные: навыки самоорганизации. Коммуникативные: умение слушать других.

Второй этап – Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, который необходим для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащегося, на который достаточно 5 минут. Учитель ведет с детьми примерный диалог: Перед вами на столе лежат конверты. Как вы думаете, что в них содержится? Так что же такое информация? Приведите пример текстовой информации, пример звуковой информации, пример числовой информации, пример графической информации.

Что можно сделать с информацией в конверте?

Одним словом, человек совершает с информацией какие-то действия…

Планируемые результаты данного этапа: личностные – уметь структурировать знания; регулятивные анализ объектов по признакам; коммуникативные: взаимопомощь, сотрудничество

Диалог подводит учащихся к возникновению проблемной ситуации, к «открытию» знания.

Далее урок плавно «перетекает» в следующий этап: Изучение нового материала, цель которого: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»). Объяснение новых знаний можно выстроить в такой форме: Любой человек совершает какие-то действия с информацией: читает книги, учит стихи, решает примеры.

Что сделали вы с информацией, которая находится у вас в конверте?

В начале урока вы улыбнулись. Какое действие с информацией вы совершили? Когда сосед улыбнулся вам в ответ, какое действие вы совершили с информацией, поступившей от него?

Подумайте, какое настроение сегодня у вашего соседа? Когда вы думали, какое действие совершали с информацией?

Как вы думаете, какая тема нашего урока? Учащиеся выдвигают собственные версии и формулируют тему урока: «Действия с информацией». Здесь будет уместно педагогу дать определение «Информационного процесса» и предложить учащимся отгадать ребус, в котором закодирована вторая часть темы «передача». УУД данного этапа: общеучебные – выделяют и формулируют цели; логические – анализируют, выделяя признаки, формулируют проблемы, ищут способы решения проблемы.

Первичное осмысление и закрепление – это четвертый этап урока, на который отводится 10 минут. Цель данного этапа: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. На данном этапе учащиеся проговаривают определение информационного процесса, приводят примеры профессий, связанных с передачей информации, зарисовывают схему.

Схема 1 Информационные процессы.

Педагог раскрывает понятия, прописанные в схеме, и более подробно останавливается на процессе передачи. Информация распространяется между людьми в процессе передачи: в разговоре, переписке, через телефонную связь и другие технические средства. В передаче информации обязательно выступают две стороны: тот, кто передает, назовем источником, и тот, кто принимает информацию, назовем приемником. Далее предлагаются продуктивные задания, которые учащиеся выполняют устно: Учитель задает вопросы. Кто является приемником, а кто – источником?

Ученик рассказывает домашнее задание. Кто приемник, кто – источник?

Каждый человек постоянно переходит от роли источника к роли приемника.

Могут ли животные быть источниками информации? Приведите примеры?

А явления природы?

Источники и приемники могут быть как одушевленными, так и неодушевленными. Например: животные, компьютер.

Далее учащимся предлагается пойти к доске и нарисовать схему передачи информации. На данном этапе дети нарисуют неполную схему, так как знаний недостаточно.

Схема 2 Передача информации глазами учащихся.

 

Опять возникает проблемная ситуация, которую разрешает педагог, пополняя копилку учащихся новыми знаниями в форме наводящих вопросов: Схема является неполной, так как информация передается от источника к приемнику через какой-то канал связи.

При разговоре двух людей, что является каналом связи?

При переписке?

Каналы бывают биологические и технические. Приведите примеры биологических и технических каналов. По характеру передачи канал связи может быть односторонним или двухсторонним.

У кого дома есть стационарные телефоны? Когда вы разговариваете по этому телефону, слышите какие-то посторонние звуки, которые мешают разговаривать или услышать, что вам говорят? Часть информации теряется.

Это так называемые шумы. Беседа сопровождается презентацией. Для закрепления знания, что информация может быть недостоверной из-за помех, можно предложить поиграть в игру «Поломанный телефон». УУД: регулятивные – целепологание (постановка учебной задачи), планирование; общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование цели; логические – анализ по признакам, самостоятельное решение проблемы.

Пятый этап – физминутка. Выполняется комплекс упражнений для глаз, туловища, головы.

Шестой этап – самостоятельная работа с проверкой в классе

Цель: каждый учащийся для себя должен определиться, что он уже умеет. Работу можно выполнить разными способами. Здесь возможны 2 варианта:

1. Использование ЦОР:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/17e58d7f-763d-468f-b1b6-40a07097945b/2_35.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cec17d4c-ae8e-4744-ad5d-7644bbe9553a/2_34.swf

2. Работа по карточкам: Определите источник, информационный канал (односторонний, двусторонний) передачи, приемник информации в следующих ситуациях.

УУД: познавательные – поиск и выделение необходимой информации из различных источников, классификация знаний; регулятивные – планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; коммуникативные – умение слушать; личностные: возможность самостоятельно осуществлять обучение.

Седьмой этап – практическая работа. Цель: включение нового знания в систему знаний, Детям предлагается заполнить таблицу, в которой приведены ситуации. Учащимся необходимо определить источник, приемник, характер передачи.

Талица 1- Практическая работа.

Ситуация Источник Приемник Характер передачи

УУД: познавательные – эффективные способы решения задачи; регулятивные – умение работать по эталону.

Восьмой этап – подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: самооценка результатов своей деятельности и класса. 3 минуты. Вопросы педагога. Какую тему мы сегодня исследовали? С какими понятиями познакомились? Где можно применить новые знания? Оцените свою работу на уроке, заполните рефлексивную карточку. УУД: коммуникативные – умение логически выстраивать свои высказывания; регулятивные – уметь определять успешность выполненных задач.

Девятый этап – дифференцированное домашнее задание. 1 группа: сделать презентацию по изученной теме.

2-3 группа: составить кроссворд.

4-7 группа: составить занимательные задачи, где будут присутствовать приемник, источник.

Предлагаемый конспект урока доказал свою эффективность в обучении учащихся. В результате школьники показывают высокие результаты по изученной теме.


Библиографический список
  1. Раскина И.И., Штепа Ю.П. Обучение старшеклассников решению задач по информационному моделированию для достижения ими личностных образовательных результатов // Информатика и образование. 2011. № 7. С. 40-44.
  2. Раскина И.И., Штепа Ю.П. Обучение школьников информационному моделированию в контексте новых требований к образовательным результатам // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 171.
  3. Разина М.В., Баженов Р.И. Разработка методики преподавания темы «Передача информации» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класса // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3927 (дата обращения: 20.11.2014).
  4. Лавский С.А., Баженов Р.И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2980 (дата обращения: 21.11.2014).
  5. Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
  6. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2713.
  7. УМК «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов, авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php
  8. Гин А. А. Приёмы педагогической техники. – М.: «Вита-Пресс», 1999. – 88 с.; 6-е изд., доп., 2005. – 112 с., 9-е изд., 2009. – 112 с.


Все статьи автора «Салиновская Елена Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: