Тема «Информация. Информационные процессы» является одной из стержневых в курсе информатики. Введение ФГОС ООО предъявляет свои требования к организации деятельности педагога для достижения школьниками образовательных результатов различных уровней. Вопросам обучения информатике в соответствии с ФГОС посвящены работы И.И. Раскиной, Ю.П. Штепы др. [1,2]. Вопросы обучения отдельным темам курса информатики часто отражаются в методических разработках практикующих педагогов [3, 4, 5].
В то же время, опыт работы показывает, что учителя информатики испытывают затруднения с формулированием целей обучения, структурированием материала, методическим видением наполнения отдельных этапов урока, с сопоставлением отобранного содержания поставленным целям и др. [6]. Возникает потребность в определенных письменных рекомендациях по теоретическому наполнению и методике обучения, в частности по теме «Процесс передачи информации».
На основе изученных материалов был разработан конспект урока по теме «Процесс передачи информации», соответствующий программе Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 8-го класса базового уровня [7]. Конспект составлен с учетом требований ФГОС ООО и позволит молодому педагогу разобраться, как объяснить учащимся такую важную тему и какие ЦОР можно подобрать.
Тема урока «Информационные процессы. Передача информации».
Тип урока: «открытие новых знаний».
В начале конспекта прописывается цель. Цель должна быть реальной, достижимой: ученик получит представление об информационных процессах, научится приводить примеры информационных процессов, определять в конкретном процессе передачи информации источник, канал и приемник.
Затем определяются основные понятия, которые нужны при изучении новой темы: информационные процессы; передача информации, источник, канал связи, приёмник.
Далее в конспекте прописываются планируемые образовательные результаты:
Предметные: умение использовать понятия «источник информации», «канал связи, «приемник информации», понимать различия и назначение этих понятий, знакомство со схемой передачи информации.
Личностные: актуализация знаний из личного опыта информационной деятельности;
Метапредметные: формирование представления о процессе передачи информации, умение различать понятия источник информации, канал связи, приемник информации.
Для учащихся очень важен мотивационный аспект: проблемные ситуации, применение ИКТ, групповая форма работы.
Также необходимо определиться с ресурсами, которые педагог будет использовать на уроке. В данном конспекте предлагается презентация со слайдами, компьютеры, мультимедийное оборудование, выход в сеть Интернет.
Далее в конспекте прописываются формы и методы обучения: беседа с опорой на знания учащихся; работа в группах по 2 человека
Следующий раздел конспекта представляется в виде технологической карты, состоящей из 4 колонок: этап урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, планируемые результаты (УУД).
Раздел конспекта начинается с организационного момента, на который достаточно 1-2 минуты. Цель данного раздела – включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Педагог может использовать один из приемов, предлагаемых А.А. Гином [8] – знакомство с планом урока. Результатом данного этапа будут личностные УУД: психологический настрой обучающихся к уроку. Регулятивные: навыки самоорганизации. Коммуникативные: умение слушать других.
Второй этап – Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, который необходим для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащегося, на который достаточно 5 минут. Учитель ведет с детьми примерный диалог: Перед вами на столе лежат конверты. Как вы думаете, что в них содержится? Так что же такое информация? Приведите пример текстовой информации, пример звуковой информации, пример числовой информации, пример графической информации.
Что можно сделать с информацией в конверте?
Одним словом, человек совершает с информацией какие-то действия…
Планируемые результаты данного этапа: личностные – уметь структурировать знания; регулятивные анализ объектов по признакам; коммуникативные: взаимопомощь, сотрудничество
Диалог подводит учащихся к возникновению проблемной ситуации, к «открытию» знания.
Далее урок плавно «перетекает» в следующий этап: Изучение нового материала, цель которого: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»). Объяснение новых знаний можно выстроить в такой форме: Любой человек совершает какие-то действия с информацией: читает книги, учит стихи, решает примеры.
Что сделали вы с информацией, которая находится у вас в конверте?
В начале урока вы улыбнулись. Какое действие с информацией вы совершили? Когда сосед улыбнулся вам в ответ, какое действие вы совершили с информацией, поступившей от него?
Подумайте, какое настроение сегодня у вашего соседа? Когда вы думали, какое действие совершали с информацией?
Как вы думаете, какая тема нашего урока? Учащиеся выдвигают собственные версии и формулируют тему урока: «Действия с информацией». Здесь будет уместно педагогу дать определение «Информационного процесса» и предложить учащимся отгадать ребус, в котором закодирована вторая часть темы «передача». УУД данного этапа: общеучебные – выделяют и формулируют цели; логические – анализируют, выделяя признаки, формулируют проблемы, ищут способы решения проблемы.
Первичное осмысление и закрепление – это четвертый этап урока, на который отводится 10 минут. Цель данного этапа: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. На данном этапе учащиеся проговаривают определение информационного процесса, приводят примеры профессий, связанных с передачей информации, зарисовывают схему.
Схема 1 Информационные процессы.
Педагог раскрывает понятия, прописанные в схеме, и более подробно останавливается на процессе передачи. Информация распространяется между людьми в процессе передачи: в разговоре, переписке, через телефонную связь и другие технические средства. В передаче информации обязательно выступают две стороны: тот, кто передает, назовем источником, и тот, кто принимает информацию, назовем приемником. Далее предлагаются продуктивные задания, которые учащиеся выполняют устно: Учитель задает вопросы. Кто является приемником, а кто – источником?
Ученик рассказывает домашнее задание. Кто приемник, кто – источник?
Каждый человек постоянно переходит от роли источника к роли приемника.
Могут ли животные быть источниками информации? Приведите примеры?
А явления природы?
Источники и приемники могут быть как одушевленными, так и неодушевленными. Например: животные, компьютер.
Далее учащимся предлагается пойти к доске и нарисовать схему передачи информации. На данном этапе дети нарисуют неполную схему, так как знаний недостаточно.
Схема 2 Передача информации глазами учащихся.
Опять возникает проблемная ситуация, которую разрешает педагог, пополняя копилку учащихся новыми знаниями в форме наводящих вопросов: Схема является неполной, так как информация передается от источника к приемнику через какой-то канал связи.
При разговоре двух людей, что является каналом связи?
При переписке?
Каналы бывают биологические и технические. Приведите примеры биологических и технических каналов. По характеру передачи канал связи может быть односторонним или двухсторонним.
У кого дома есть стационарные телефоны? Когда вы разговариваете по этому телефону, слышите какие-то посторонние звуки, которые мешают разговаривать или услышать, что вам говорят? Часть информации теряется.
Это так называемые шумы. Беседа сопровождается презентацией. Для закрепления знания, что информация может быть недостоверной из-за помех, можно предложить поиграть в игру «Поломанный телефон». УУД: регулятивные – целепологание (постановка учебной задачи), планирование; общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование цели; логические – анализ по признакам, самостоятельное решение проблемы.
Пятый этап – физминутка. Выполняется комплекс упражнений для глаз, туловища, головы.
Шестой этап – самостоятельная работа с проверкой в классе
Цель: каждый учащийся для себя должен определиться, что он уже умеет. Работу можно выполнить разными способами. Здесь возможны 2 варианта:
1. Использование ЦОР:
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/17e58d7f-763d-468f-b1b6-40a07097945b/2_35.swf
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cec17d4c-ae8e-4744-ad5d-7644bbe9553a/2_34.swf
2. Работа по карточкам: Определите источник, информационный канал (односторонний, двусторонний) передачи, приемник информации в следующих ситуациях.
УУД: познавательные – поиск и выделение необходимой информации из различных источников, классификация знаний; регулятивные – планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; коммуникативные – умение слушать; личностные: возможность самостоятельно осуществлять обучение.
Седьмой этап – практическая работа. Цель: включение нового знания в систему знаний, Детям предлагается заполнить таблицу, в которой приведены ситуации. Учащимся необходимо определить источник, приемник, характер передачи.
Талица 1- Практическая работа.
№ | Ситуация | Источник | Приемник | Характер передачи |
УУД: познавательные – эффективные способы решения задачи; регулятивные – умение работать по эталону.
Восьмой этап – подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: самооценка результатов своей деятельности и класса. 3 минуты. Вопросы педагога. Какую тему мы сегодня исследовали? С какими понятиями познакомились? Где можно применить новые знания? Оцените свою работу на уроке, заполните рефлексивную карточку. УУД: коммуникативные – умение логически выстраивать свои высказывания; регулятивные – уметь определять успешность выполненных задач.
Девятый этап – дифференцированное домашнее задание. 1 группа: сделать презентацию по изученной теме.
2-3 группа: составить кроссворд.
4-7 группа: составить занимательные задачи, где будут присутствовать приемник, источник.
Предлагаемый конспект урока доказал свою эффективность в обучении учащихся. В результате школьники показывают высокие результаты по изученной теме.
Библиографический список
- Раскина И.И., Штепа Ю.П. Обучение старшеклассников решению задач по информационному моделированию для достижения ими личностных образовательных результатов // Информатика и образование. 2011. № 7. С. 40-44.
- Раскина И.И., Штепа Ю.П. Обучение школьников информационному моделированию в контексте новых требований к образовательным результатам // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 171.
- Разина М.В., Баженов Р.И. Разработка методики преподавания темы «Передача информации» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класса // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3927 (дата обращения: 20.11.2014).
- Лавский С.А., Баженов Р.И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2980 (дата обращения: 21.11.2014).
- Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
- Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2713.
- УМК «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов, авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php
- Гин А. А. Приёмы педагогической техники. – М.: «Вита-Пресс», 1999. – 88 с.; 6-е изд., доп., 2005. – 112 с., 9-е изд., 2009. – 112 с.