УДК 37

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Oрешечкина Марина Романовна
Курский государственный университет
Соискатель кафедры психологии

Аннотация
На основе теоретических исследований, связанных с изучением структуры профессиональной компетентности студентов – будущих психологов, разработана батарея методик, а также получены результаты использованного психодиагностического инструментария, позволяющие оценить уровень профессиональной компетентности студентов. Представленные результаты математико-статистической обработки данных исследования подтверждает обоснованность теоретически выделенной модели профессиональной компетентности будущих специалистов.

Ключевые слова: компетентность, структура, студенты-психологи


THE STUDY OF THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS - FUTURE PSYCHOLOGISTS

Oreshechkina Marina Romanovna
Kursk State University
The applicant of the Department of psychology

Abstract
On the basis of theoretical research related to the study of the structure of professional competence of students - future psychologists developed a battery of techniques, and the results obtained were used psychodiagnostic tools to assess the level of professional competence of students. Presents the results of mathematical-statistical processing of the research data confirms the validity of the theoretically defined model of professional competence of future specialists.

Keywords: future psychologists, professional competence, structure, students


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Oрешечкина М.Р. Исследование структуры профессиональной компетентности студентов – будущих психологов // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/12/3870 (дата обращения: 01.10.2017).

Актуальность проблемы качества профессиональной подготовки психологов обусловлена значимостью профессии для современного общества, а также недостаточностью психолого-педагогических трудов, посвященных исследованию возможностей диагностики сформированности профессиональной компетентности студентов – будущих психологов.

Разработкой компетентностного подхода занимались Дж. Равен [1], В.Д. Шадриков [2, 3] и другие. И.А. Зимняя [4] предлагает наиболее общее значение понятия «компетентность». По мнению автора, «компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание за свои действия» [4, с. 30].

Теоретический анализ проблемы показывает, что в последнее время возрос интерес  исследователей к глубинным детерминантам, обусловливающим процесс развития профессиональной компетентности психолога, в частности, к движущим силам и механизмам этого процесса, согласно А.К. Марковой [5], Э. Ф. Зеер [6] и др. Вклад в понимание сущности профессиональной компетентности внесли труды Б. Г. Ананьева [7], К. А. Абульхановой-Славской [8], Е.А.Климова [9].

Современное образование требует пересмотра условий и содержания подготовки квалифицированных  специалистов в области психологии.  Освоение профессии в высшем учебном заведении осуществляется в процессе  специально организованной учебной деятельности студентов. Её целью является предоставление студенту необходимого объёма общенаучных, гуманитарных и специальных знаний, умений, формирование и развитие у них соответствующих личностных качеств и способностей, приобщение к основам профессиональной этики.

В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС ВПО), определяющих компетенции психологов, работающих в разных социальных сферах, указывается, что выпускник-психолог должен уметь организовывать межличностные контакты и общение участников образовательного процесса, использовать психологические знания и технологии в процессе реализации принципов и современных научных подходов к формированию межличностных отношений в коллективе, уметь организовывать взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и т. д..

Объект исследования: профессиональная компетентность студентов – будущих психологов.

Предмет исследования: структура сформированности профессиональной  компетентности студентов – будущих психологов.

Цель исследования: сформировать, апробировать батарею диагностических средств, позволяющих оценить уровень сформированности профессиональной компетентности студентов – будущих психологов и ее структуру.

Объект, предмет и цель обусловили необходимость решения следующих задач исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы оценки профессиональной компетентности студентов – будущих психологов.
  2. Разработать программу эмпирического исследования.
  3. Сформировать репрезентативную выборку.
  4. Разработать диагностический инструментарий, предназначенный для оценки профессиональной компетентности студентов – будущих психологов.
  5. Провести эмпирическое исследование
  6. Проинтерпретировать результаты.

Гипотеза исследования: разработанная батарея методик позволит диагностировать уровень сформированности профессиональной компетентности студентов – будущих психологов и построить модель, отражающую ее структуру.

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили следующие методы исследования: теоретические: анализ философских, психологических, педагогических работ по исследуемой проблеме; эмпирические: опрос, экспертная оценка, методы математической статистики.

Для решения поставленных  задач были использованы следующие методы:

1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по изучению уровня сформированности профессиональной компетентности студентов – будущих психологов.

2. Методы сбора эмпирической информации, которые были реализованы с помощью следующих методик:

  • Методика диагностики рефлексивности А.В. Карпова [10].
  • Тест смысложизненных ориентаций, адаптированная Д.А.Леонтьевым [11].
  • Методика диагностики мотивации к избеганию неуч Т. Элерса [12].
  • Методика диагностики мотивации достижения успеха Т.Элерса [12].
  • Методика диагностики уровня эмоционального интеллекта Н.Холла [13].

3. Методы обработки результатов эмпирического исследования:

  • Корреляционный анализ (коэффициент корреляции r-Пирсона) [14].
  • Метод главных компонент [15, 22].
  • Структурное моделирование [16-20].

Базой эмпирического исследования выступил «Курский государственный университет». В исследовании приняли участие в общей сложности 80 студентов психологического факультета 4-х и 5-х курсов очной формы обучения.

Эмпирическое исследование включало в себя множество этапов, однако в данном исследовании мы остановимся на последнем – этапе исследования структуры профессиональной компетентности студентов – будущих психологов.

Сводные данные по пяти методикам представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Описательные статистики

 

N

Среднее

Стд. отклонение

Минимум

Максимум

Холл

80

39,9375

18,36848

-6,00

90,00

Успех

80

16,5375

3,63507

7,00

24,00

Неудача

80

15,4375

5,26715

4,00

25,00

Карпов

80

4,5250

1,82094

,00

10,00

СЖО

80

106,9875

15,46535

69,00

132,00

Далее, с помощью обработки вышеописанных шкал методик, была получена корреляционная матрица. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью программы SPSS (см. Табл. 2) [22, 23].

Таблица 2 – Общая корреляция

Эмоц. интеллект Мотивация к успеху Избегание неудач Рефлексия СЖО
Эмоц. интеллект 1
Мотивация к успеху ,324** 1
,003
Избегание неудач -,146 ,263* 1
,195 ,019
Рефлексия -,026 ,205 ,323**
,820 ,068 ,003
СЖО ,337** ,087 -,084 -,059 1
,002 ,443 ,459 ,605
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

В результате анализа данных из таблицы 1 видно, что между шкалами «Эмоциональный интеллект» и «Мотивация к успеху» существует высоко значимая корреляция, равная 0,324 (р=0,003). Так же выявлен значимый коэффициент корреляции между такими шкалами как: «Эмоциональный интеллект» и СЖО, равный 0,337 (р=0,002); «Рефлексия» и «Избегание неудач», равный 0,323 (р=0,003); «Мотивация к успеху и Избегание неудач», равный 0,263 (р=0,019). Других статистически значимых связей не выявлено. Общая факторная структура после обработки методом главных компонент с варимакс-вращением отражена на рис.1.

 

 Рис.1. График компонент

Из рисунка 1 также ясно, что компоненты структуры взаимосвязей значимо не различаются между собой. Так, например, две шкалы «Эмоциональный интеллект» и «СЖО» объединяются в первый фактор. Во второй фактор – «Рефлексия» и «Мотивация на избегание неудач». Факторы между собой не коррелируют, а шкала «Мотивация к успеху» с этими факторами слабо выражена. На основе полученных связей была построена структурная модель (см. рис.2.).

Рис.2. Результаты конфирматорного факторного анализа

Как и было сказано, факторы между собой значимо не коррелируют (почти ортогональны), а полученные индексы, говорят о том, что модель профессиональной компетентности студентов – будущих психологов хорошо соответствует исходным данным. Значение критерия хи-квадрат/степень свободы или CMIN/DF = 0,213 статистически не значимо – P = 0,887, что говорит о небольшом различии между построенной моделью и моделью исходных данных. Другие индексы соответствия между исходными данными CFI = 1,00 и GFI = 0,997 близки к единице, а среднеквадратическая ошибка аппроксимации RMSEA = 0,000 близка к нулю, что также доказывает хорошее качество модели.

Таким образом, нами была теоретически разработана структура профессиональной компетентности, включающая следующие компоненты: мотивационно-ценностный, рефлексивный и коммуникативный.

Была разработана батарея методик, позволяющая диагностировать уровень сформированности профессиональной компетентности по трем указанным компонентам.

Полученные результаты использованного психодиагностического инструментария позволяют констатировать: разработанный инструментарий позволяет оценить уровень профессиональной компетентности студентов, а полученные данные подтверждает обоснованность эмпирически выделенных уровней профессиональной компетентности.


Библиографический список
  1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
  2. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М.: Логос, 1998. 320 с.
  3. Шадриков В.Д. Формируем профессиональную компетентность / В.Д. Шадриков, И.В. Кузнецова // Справочник заместителя директора школы. М.: МЦФЭР, 2012. № 8. С. 58-69.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский цент проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
  5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
  6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
  7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  8. Абульханова-Славянская К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славянская. М., 1991. 280 с.
  9. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. М.-Воронеж, 1996. 263 с.
  10. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал, 2003, Т. 24, № 5.
  11. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
  12. Психологические тесты / Cост. С. Касьянов. М. : Эксмо, 2006. 608 с.
  13. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.57-59.
  14. Остапенко Р. И. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей вузов / Р. И. Остапенко. Воронеж: ВГПУ, 2010. 76 с.
  15. Остапенко Р. И. Основы структурного моделирования в психологии и педагогике: учебно-методическое пособие для студентов психолого-педагогического факультета / Р. И. Остапенко. Воронеж: ВГПУ, 2012. 116 с.
  16. Остапенко Р.И. Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 23-35.
  17. Остапенко Р.И. Краткий обзор и перспективы развития методов структурного моделирования в отечественной науке и практике // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 56-59.
  18. Остапенко Р.И. О корректности применения количественных методов в психолого-педагогических исследованиях // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 63-67.
  19. Остапенко Р.И., Остапенко А.И. Использование методов моделирования структурными уравнениями в области управления образованием // Государственный советник. 2013. № 4. С. 112-118.
  20. Остапенко Р.И. Особенности моделирования латентных изменений с помощью AMOS SPSS // Перспективы науки и образования. 2014. № 1 (7). С. 89-95.
  21. Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике: проблемы науки и образования // Перспективы науки и образования. 2013. № 2. С. 49-60.
  22. Наследов А.Д. SPSS 19: Профессиональный статистический анализ данных. СПб: «Питер», 2011.
  23. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: Речь, 2011.

 



Все статьи автора «orimar»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: