УДК 316.772.5

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Насретдинова Маргарита Марсовна
Башкирский государственный университет

Аннотация
В данной статье описываются плюсы и минусы введения электронных учебников. Также рассматриваются трудности реализации данного проекта и мнение самих школьников и студентов по поводу нововведения.

Ключевые слова: информационные технологии, современное образование


INFORMATION TECHNOLOGY AND MODERN EDUCATION

Nasretdinova Margarita Marsovna
Bashkir State University

Abstract
This article describes the pros and cons of the introduction of electronic textbooks. It also discusses the difficulties of this project and the opinion of pupils and students about innovation.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Насретдинова М.М. Информационные технологии и современное образование // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/12/3996 (дата обращения: 01.10.2017).

Наука и техника не стоят на месте. Новые технологии повсеместно внедряются в жизнь человека, не является исключением и образование. Самое нашумевшее нововведение в образовательный процесс – это введение электронных учебников. Согласно федеральному закону “Об образовании в Российской Федерации”, который вступил в силу с 1 сентября, с 1 января 2015 года учителям и ученикам предоставляется возможность выбора между бумажной и электронной книгой.

Насчет электронных книг до сих пор ведутся споры. Далее будут рассмотрены положительные и отрицательные стороны вопроса.

Итак, первым положительным аргументом в пользу введения электронных книг является разгрузка для спины ребенка. Действительно, вместо пяти-шести учебников, которые немало весят, электронная книга и места занимает меньше, и весит меньше одного учебника. Зато в нее можно загрузить намного больше книг, что весу ей не добавит. Второй плюс электронных учебников – это более интересные занятия. Используя цифровые технологии, в процесс проведения урока можно внедрить, например, просмотр видеороликов, подходящих к теме урока. Это, конечно же, возможно и без данных гаджетов – сейчас во всех школах есть проекторы, с помощью которых также можно посмотреть нужный видеоролик. Следующим плюсом является доступ к большему объему информации. Если все школы подключат к единой бесплатной сети интернет, ученики смогут получить доступ к информационным базам данных по интересующему их предмету. Насколько известно, правительство думает над проектом создания такой информационной базы. Четвертым преимуществом называют возможность контроля успеваемости. Предполагается, что каждый гаджет будет подключен к единой сети, где учителя будут выставлять оценки, а родители смогут посмотреть их, имея логин и пароль для входа в систему. Также и каждый ученик сможет просмотреть свои оценки и поправить успеваемость. Следующим плюсом электронных учебников считается экономия времени. Для проверочных тестов есть программа, которая собирает ответы с компьютеров всех учеников, сама обрабатывает их, проверяет на ошибки и ставит оценки. Также учитель может узнать в каком вопросе чаще всего допускались ошибки разобрать его с учениками. Получается, что половину работы учителя берет на себя программа. Шестая положительная сторона электронных книг – это экономия на покупке дополнительной литературы. Часто встречается, что учителя не довольны имеющимися в школьной библиотеке учебниками и просят родителей покупать отдельно учебник для своего предмета, плюс дополнительные тетради, методички и тд, что в сумме довольно весомо стоит. Также, имея доступ в электронную библиотеку, учитель сам сможет выбирать учебник, по которому будет преподавать и это может быть далеко не один учебник В завершение к положительным аспектам добавим то, что массовое использование электронных учебников сохранит немало лесов.

Перейдем к отрицательным сторонам цифровых учебников. Во-первых, электронные гаждеты плохо влияют на зрение. Врачи массово твердят, что зрение детей будет портиться уже с начальных классов. Офтальмологи призывают ограничивать время чтения электронного учебника, так как он дает большую нагрузку на глаза. Во-вторых, хоть и говорят, что «читалка» дешевле, чем библиотека книг, все же покупка качественного ридера бьет по карману многих родителей. Из этого вытекает третий минус: техника достаточно хрупкая и если ребенок (особенно в младших классах) будет часто ломать гаджет, то родителям придется не сладко. Ведь дети – непоседы, и привычный удар учебником по голове в данном случае приведет к плачевным последствиям. Также родители беспокоятся за безопасность своего ребенка, ведь планшет/ноутбук/ридер хорошая нажива для грабителей. И пятой отрицательной стороной, скорее эстетической, считается то, что дети со временем забудут как выглядит настоящая книга.

Выше были перечислены недостатки и достоинства только самих электронных учебников, но нельзя оставлять без внимания и задачи, которые ставятся для внедрения данного новшества.

Для работы с электронными учебниками и программами, которые созданы для учителей, необходимо, чтобы сами учителя могли и умели с ними работать. Здесь стоит задача повышения квалификации кадров. В России доля школьных учителей пенсионного возраста постоянно растет. Как сообщила директор департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки (Минобрнауки) РФ Елена Низиенко, в 2012г. показатель достиг 18% против 16% в 2006г. Такие данные министр привела на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования. При этом, отмечается, что доля молодых специалистов в школах снизилась с 6,3% в 2006г. до 5,3% в 2012г.[1] А это значит, что государство должно выделить определенную сумму для обучения учителей с учетом того, что учить пользоваться компьютером придется почти «с нуля». А на это уйдет много времени и денег.

Общий тираж учебных и методических изданий за 2013 год 244007 тыс. экземпляров.[2] Если школы будут переходить на электронные учебники, то тираж придется сократить в разы. Это принесет серьезные  убытки для книжных издательств и, возможно, банкротство. Ведь если планируется бесплатное распространение электронных учебников и единая электронная библиотека, то бумажные учебники станут не нужны. Также издательствам придется перестраиваться под электронный формат. Планируется, что новые электронные учебники будут содержать в себе не только текст с картинками, но и интерактивные тесты, следовательно, придется менять и формат книг и технологию их производства. Также, несмотря на антипиратский закон, учебники тоже будут распространяться на различных трекерах и уследить за этим очень сложно, а это принесет еще больше ущерба книжным издательствам.

Далее рассмотрим что же думают насчет электронных учебников родители и сами дети.

По мнению опрошенных, электронные книги лучше обычных книг, так  как компактнее – то есть в одно электронное устройство можно закачать  целую библиотеку (это отметили 41%), и, как следствие, имеют меньший  размер и вес (25%). Также такие книги удобны, так как не мнутся и не  рвутся (22%). 6% опрошенных отметили, что читать такие книги легче, и  они не портят зрение, т.к. можно самому регулировать размер шрифта.

По мнению 6%, участвовавших в анкетировании, такие книги  получаются дешевле обычных книг (в силу компактности и долгому  сроку службы). Один человек считает, что читать электронную книгу интереснее. А 9% отметили, что так как электронные книги являются  безбумажными, то они позволяют сохранить древесину (один ридерпозволяет сохранить десятки килограммов бумаги, сотни кубов  древесины).

Таким образом, понимая, что электронные книги компактнее (меньше,  легче), удобнее, практичнее, современнее, читать их интереснее и они  позволяют сохранить древесину, 74% опрошенных положительно  относятся к переходу школы на электронные учебники, и лишь 16% – отрицательно, их главные опасения, что такое устройство портит зрение  (хотя вред зрению точно такое же, как от чтения обычных книг), что  устройство дорогостоящее (хотя, учитывая объем литературы,  помещаемый в одно устройство, это не так), что в такой книге нельзя  писать на полях и делать пометки. И 10% не имеют однозначного  мнения (но большинство неопределившихся (66%) – это 11-классники,  которым осталось учиться всего несколько месяцев, поэтому им и безразлично).[3]

Для  определения  мнений  студентов  об  электронном  учебнике  была  разработана  анкета,  включающая  20  вопросов.  В  анкетировании  приняли  участие  50  студентов.  Итак, 95% опрошенных студентов считает, что электронный учебник легко использовать, причем  75  %  из  них  ни  разу  не  воспользовались  режимом  помощи.  Также  электронный  учебник  популярен  среди  студентов.  Так,  порядка  75  %  студентов  пользовались  учебником  более  четырех  раз,  а  57  %  —  более  пяти  раз. Среди опрошенных 70  %  студентов  планируют  пользоваться  настоящим  учебником  в  будущем, а 51  %  студентов  считает,  что  желательно  увеличить  количество  разобранных  примеров  и  добавить  возможность  проверки  ответов  выполненных  упражнений  и  контрольных  работ. [4]

Итак, делая выводы можно сказать, что школьники среднего и старшего звена, а также студенты готовы к нововведениям. Они считают электронные книги удобными и современными. Но родители младшеклассников опасаются последствий: ухудшения зрения, частых поломок гаджета и угроз безопасности ребенка.

Также к переходу на электронные учебники не готовы издательства, на данный момент им это принесет только убытки. К тому же, больше половины учителей не умеют пользоваться компьютерами и интернетом на нужном для проекта уровне.

С какими бы трудностями не сталкивались организаторы проекта, уже сейчас во многих школах ученики перешли на электронные учебники. В современном информационном обществе, погруженном в цифровые носители, уже невозможно справляться только старыми методиками и инструментами обучения. В перспективе, уже через5 лет все школы полностью перейдут на электронные учебники и интерактивные методы обучения.


Библиографический список

 

  1. http://www.zavuch.ru/news/news_main/224/#sthash.CgfaSyv0.dpbs
  2. http://www.bookchamber.ru/content/stat/stat_2013.html
  3. Образовательный центр ОАО «Газпром» москва 2011
  4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕКТРОННОГО  УЧЕБНИКА  «ИССЛЕДОВАНИЕ  ОПЕРАЦИЙ.  ЛИНЕЙНОЕ  ПРОГРАММИРОВАНИЕ»  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ,  Попова  Надежда  Викторовна, Технические науки – от теории к практике»: сборник статей по материалам XXXI международной научно-практической конференции. (26 февраля 2014 г.) , http://sibac.info/13591


Все статьи автора «Насретдинова Маргарита Марсовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: