УДК 372.8

О ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КРУЖКЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Кенжаев Зафар Муродуллаевич1, Баженов Руслан Иванович2
1средняя общеобразовательная школа с.Константиновка, Николаевский муниципальный район Хабаровского края, учитель информатики
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье предлагается разработка критериев оценки деятельности учащиеся средней школы в конкретных проектах. Показана система оценки учеников при работе над междисциплинарными проектами.

Ключевые слова: критерии оценки, личностно-ориентируемое обучение, проектная деятельность


ON THE PROBLEM OF ESTIMATING OF THE PROJECT ACTIVITY AT THE AFTER-HOUR CIRCLE ON COMPUTER SCIENCE

Kenjaev Zafar Murodullayevich1, Bazhenov Ruslan Ivanovich2
1School v.Kostiantynivka, Nicholas Municipal District of Khabarovsk Krai, science teacher
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
The paper proposes the development of criteria for estimating of secondary school students in specific projects. Shows the assessment of students when working on interdisciplinary projects.

Keywords: assessment criteria, project activities, student-oriented learning


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кенжаев З.М., Баженов Р.И. О проблеме оценки проектной деятельности на кружке по информатике // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/12/4036 (дата обращения: 26.05.2017).

В последнее время проектную деятельность учащихся часто используется  в средней образовательной школе в процессе изучения естественных наук. Можно сказать, что благодаря выполнению проекта раскрывается творческий потенциал учеников, повышается уровень интереса к предмету, ученику показывается межпредметную связь, создаются условия для личностно-ориентируемого обучения. Используя такую форму работы, учитель знакомится со структурой проекта, особенностями реализации каждого этапа, рекомендует школьнику темы и виды проектов согласно его возрастным особенностям. Однако, и после проработки теоретического материала, на практике возникает одна из проблем проектного обучения – это оценивание результатов деятельности участника проекта.

Оценивание является трудным этапом, который неотделим от проектной деятельности. Ученика надо отметить, оценить, помочь правильно и адекватно провести самооценку, провести систематизацию и коррекцию приобретенных навыков. Проект для ученика представляется опытом, и учитель должен сделать так, чтобы «горечь» опыта была минимальна, а положительный эффект максимальным.

Обучение на основе проектов является моделью обучения, которая отличается от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, ориентированного на ученика, на перспективу, и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни. Этот вид обучения основывается на активном участии учеников в комплексных проектах, обеспечивающих их развитие и позволяющих им применять приобретенные знания, умения и навыки.

Образовательные программы проектно-ориентированного обучения могут быть применены в старших классах средней образовательной школы, для развития навыков у учеников в планировании и организации научно-образовательных проектов, управлении людскими и материальными ресурсами, а также социальных (сотрудничество, коммуникабельность), эмоциональных (сочувствие, уважение к чужому мнению, юмор, нравственный), и организационных (лидерство, политические взгляды, и т.д.).

В основу метода проектов были положены идеи Д.Дьюи. По его мнению, обучение должно осуществляться на активной основе, в связи с чем в детях необходимо стимулировать личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые должны пригодиться в реальной жизни [1].

Исследования ученых-методистов в области естественнонаучных дисциплин показывают, что проектная деятельность учащихся обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.В.Пасечник, И.Н.Пономарева, В.А.Самкова, Т.И.Шамова и др.). Кроме этого в отечественной дидактике метод проектов рассматривается не только как средство развития самостоятельности и творчества в обучении (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.), но и как инструмент непосредственной связи между приобретенными знаниями и умениями в процессе решения практических задач (Е.С.Полат, И.С. Сергеева и др.)[2]. Применение метода проектов в общедидактическом смысле исследовали В.В.Гузеев [3], М.А.Ахметов [4]. Методические проблемы использования проектной деятельности показаны Р.И.Баженовым [5-8], Н.Г.Баженовой [9-11], Д.В.Лучаниновым [12], В.А.Векслер [13], И.И.Раскина [14],  Ю.П.Штепа [15, 16]. Зарубежные ученые также занимаются такой проблемой [17, 18].

Приложение метода проектов в информатике осуществляли различные педагоги. В.В.Кузьмина [19] показала использование метода проектов в процессе обучения математике и информатике. Методические аспекты построения урока по информатике в условиях применения метода проектов разработала И.А.Столярова [20]. Методические аспекты использования метода проектов на уроках информатики были применены А.Ю.Кравцовой, И.Б.Кириченко [21]. Использование метода проектов в качестве средство реализации личностно-ориентированного обучения в преподавании информатики и ИКТ была осуществлена О.Н.Солодовниковой [22]. По Н.И. Ивановой метод проектов можно считать как одного из основных условий повышения качества образования в информатике [23]. С.В.Гладких и А.И. Гладких предлагали метод проектов на уроках информатики – как одна из форм самостоятельной работы учащихся [24]. Внедрение метода проектов в организации системы внеурочной деятельности школьников по информатике была осуществлена А.Л.Трофимовой [25].

В данной статье предлагается методика оценки проектной деятельности учащихся на школьном кружке по информатике. В качестве объекта исследования выбрали две группы по четыре школьника. Первая группа состояла из учеников 11 класса, а вторая группа из учеников 9 класса. В рамках каждого отдельного проекта, каждому ученику были заданы индивидуальные задание в соответствии с их возрастными и творческими возможностями. Перечень индивидуальных заданий приведен на таблице 1. Для проектов были выбраны следующие темы: проект №1 «Исследование спектров поглощение природных осадков», проект №2 «Моделирование процесса теплообмена в солнечном коллекторе сферической формы».

Таблица 1 – Перечень индивидуальных заданий для каждого ученика в рамках определенного проекта

Проект ФИО Класс Индивидуальные задания
№1

Исследование спектров поглощение природных осадков

Бурцева Кристина 11 Подготовка растворов, кюветы и химических реактивов, красителей для калибровки.
Карпов Дмитрий 11 Установка и адаптация программного обеспечения Cell Phone Spectrometer для компьютерного анализа спектров к спектрометру
Пузов Владимир 11 Сборка электрической и механической частей спектрометра
Сульдина Екатерина 11 Калибровка и расшифровка спектров поглощения образцов

Подготовка отчета и презентации по проекту.

№2 Моделирование процесса теплообмена в солнечном коллекторе сферической формы Еремеева Даниель 9 Моделирование взаимодействия солнечного излучения с поверхностью солнечного коллектора
Книзель Александр 9 Составление чертежей, проектирование, и сборка солнечного коллектора
Сазонов Юрий 9 Составление алгоритмов и создание программы на «Turbo Pascal» для моделирования термодинамических свойств солнечного коллектора
Яковенко Ульяна 9 Расчет термодинамических свойств солнечного коллектора. Подготовка отчета и презентации по проекту.

Покажем оценки за выполнения индивидуальных заданий каждому исполнителю проекта №1 «Исследование спектральных характеристик природных осадков» (табл.2)

Таблица 2 – Оценки за выполнения индивидуальных заданий исполнителем проекта №1 «Исследование спектральных характеристик природных осадков»

Проект №1 «Исследование спектральных характеристик природных осадков»

 

 

ФИО

Класс Креативность

(по методике Г.Девиса)

 

Оценка проектной деятельности

Оценка предметной деятельности
Физика Математика Химия-биология Информатика
Максимальная Полученная Максимальная Полученная Максимальная Полученная Максимальная Полученная Максимальная Полученная
Бурцева Кристина 11 16 8 6 - - 5 3 5 5 - -
Карпов Дмитрий 11 17 8 7 5 4 5 4 - - 5 5
Пузов Владимир 11 13 6 5 5 3 - - - - 5 4
Сульдина Екатерина 11 19 10 8 5 5 5 5 - - - -

Представим оценки исполнителей за выполнения индивидуальных заданий за проект №2 «Моделирование процесса теплообмена в солнечном коллекторе сферической формы» (табл.3).

Таблица 3 – Оценки исполнителей за выполнения индивидуальных заданий за проект №2 «Моделирование процесса теплообмена в солнечном коллекторе сферической формы»

Проект №2 «Моделирование процесса теплообмена в солнечном коллекторе сферической формы»

 

 

ФИО

Класс Креативность

(по методике Г.Девиса)

Оценка проект-ной деятель-ности Оценка предметной деятельности
Физика Матема-тика Химия-биология Информатика
Максимальная Полученная Максимальная Полученная Максимальная Полученная Максимальная Полученная Максимальная Полученная
Еремеева Даниель 9 17 8 7 5 4 5 3 - - - -
Книзель Александр 9 12 6 4 5 3 - - - - 5 4
Сазонов Юрий 9 14 7 5 - - 5 4 - - 5 5
Яковенко Ульяна 9 20 10 9 5 5 5 4 - - - -

Длительность каждого проекта в среднем составляет 4-8 недель. Необходимо отметить, что для выполнения каждого проекта ученики должны обладать определенными навыками и знаниями по определенному предмету. А в рамках определенного проекта все исполнители, то есть ученики, вынуждены действовать коллективно. В конце каждой недели проводятся обсуждение полученных результатов, куратором давались рекомендации для успешного решения того или иного вопроса. В ходе выполнения проектов происходит эффективный обмен навыков и знаний между исполнителями проекта. Благодаря адекватной оценки деятельности и распределению обязанностей исполнителей оба проекта были успешно выполнены, и мы решили участвовать с данными проектами во Всероссийском конкурсе «Siemens» научно-инновационных проектов для старшеклассников [13].

Как показало наше исследование, применение метода проектов во внеурочной  деятельности учащихся (в примере кружка информатике в интеграции с другими учебными предметами), а также адекватная система оценивания проектной деятельности способствует более глубокому усвоению учебных предметов учащимся.


Библиографический список
  1. Дьюи Д. Школа и общество.- М.: Госиздат РСФСР, 1924. 176 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под. Ред. Е.С. Полат. М., 2000.
  3. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий. М., 2006.
  4. Ахметов М. А. Проектный метод обучения // Химия в школе. 2012. №3.
  5. Баженов Р.И. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» // Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1. С. 101-102.
  6. Баженов Р.И. О методике обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 (35). С. 30-38.
  7. Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
  8. Баженов Р.И. Об организации научно-исследовательской практики магистрантов направления «Информационные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-2 (41). С. 62-69.
  9. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 89-98.
  10. Баженова Н.Г. Играизация как стимулирующий механизм самоорганизации студенчества // Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 88-93.
  11. Баженова Н.Г. Играизированные практики как активизирующий фактор самоорганизации студенчества // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 1 (28). С. 259-264.
  12. Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
  13. Vexler V.A., Bazhenov R.I., Bazhenova N.G. Entity-relationship model of adult education in regional extended education system // Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 20. С. 1-14.
  14. Раскина И.И., Штепа Ю.П. Обучение школьников информационному моделированию в контексте новых требований к образовательным результатам // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 171.
  15. Штепа Ю.П. Роль обучения решению задач по информационному моделированию для развития ИКТ-компетентности старшеклассников // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2009. № 1. С. 28-44.
  16. Штепа Ю.П. Оценка сложности учебных задач по информационному моделированию // Информатика и образование. 2014. № 2 (251). С. 66-67.
  17. Zhylkybay G., Magzhan S., Suinzhanova Z., Balaubekov M., Adiyeva P. The Effectiveness of Using the Project Method in the Teaching Process  // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014.  V. 143. P. 621-624.
  18. Ergül N. R., Kargın E.K. The Effect of Project based Learning on Students’ Science Success // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. V.136. P. 537-541.
  19. Кузьмина В.В. Использование метода проектов в процессе обучения математике и информатике // Среднее профессиональное образование. 2006. № 7. С. 31-32.
  20. Столярова И.А. Методические аспекты построения урока по информатике в условиях применения метода проектов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2006. № 6. С. 178-179.
  21. Кравцова А.Ю., Кириченко И.Б. Методические аспекты использования метода проектов на уроках информатики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2003. № 1. С. 90-95.
  22. Солодовникова О.Н. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного обучения в преподавании информатики и икт // Информатика и образование. 2007. № 6. С. 97-100.
  23. Иванова Н.И. Метод проектов как условие повышения качества образования в информатике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2008. № 15. С. 76-78.
  24. Гладких С.В., Гладких А.И. Метод проектов на уроках информатики – как одна из форм самостоятельной работы учащихся // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2006. № 7. С. 42.
  25. Трофимова А.Л. Метод проектов в организации системы внеурочной деятельности школьников по информатике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2006. № 7. С. 168-170.
  26. IX Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников. URL: http://science-award.siemens.ru/


Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: