Современное поколение студентов живет в постоянно изменяющемся обществе, в котором в силу социально-экономических преобразований повысился уровень требований к будущим специалистам с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности. Основная ответственность в подготовке такой личности возлагается на систему высшего профессионального образования, поэтому современным вузам необходимо обеспечивать условия для более эффективной реализации студентами заложенных в них личностных потенциалов, развитию качеств, значимых для дальнейшей профессиональной деятельности, становлению ценностных ориентаций, расширению путей самопознания, самопринятия, саморазвития и самоактуализации личности [1].
Для обеспечения таких условий необходимо использовать информационные технологии и внедрять их во все сферы жизнедеятельности человека. К сожалению, в современном информационном обществе это приводит к уменьшению общения обучающихся друг с другом. В связи с этим, основной целью современного образования является развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Наиболее благоприятно это происходит в психологически комфортной атмосфере, в основе которой лежит коллективное сотрудничество. При формировании коммуникативной компетентности целесообразно использовать диалоговую технологию. В ходе диалога у обучающихся, в первую очередь, развивается речь, происходит стимулирование познавательного интереса, развивается самоконтроль и рефлексивность, повышается уровень их самостоятельности и критичности мышления.
Таким образом, важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе организуются разнохарактерная и разноуровневая деятельность обучающихся, групповое создание проектов по решению комплексных проблем, активного общение. Это способствует саморазвитию и самореализации обучающихся. Так же совместное решение проблемных заданий повышает интерес к предмету, способствует более глубокому осмыслению изучаемого материала, помогает отличить знание от незнания, и именно в этом состоит преимущество использования диалоговой технологии в сравнении с традиционным уроком.
Одними из первых, кто проявил интерес к проблеме использования диалоговых технологий в образовательном процессе, были такие философы и педагоги, как Г.М. Бирюкова, М.С.Каган, С.В.Нилова, В.А.Петрова, А.В.Мурга, И.Г.Песталоцци Ж.-Ж.Руссо, В.А.Дистервег, К.Д.Ушинский. Они рассматривали не только идею диалога в целом, но и учения о культуре диалога, аспект диалога как форму сотрудничества учителя и учеников.
Что же входит в систему диалоговых технологий? Это не только семинары-дискуссии, учебные дискуссии, но и всевозможные эвристические беседы, проблемно-поисковые технологии и анализ конкретных ситуаций [2].
Исходя из этого, диалоговые технологии могут выполнять такие функции как познавательную, ценностную, коммуникативную и развивающую. А взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение и взаимодополнение становятся приоритетными тенденциями при проведении занятия.
Я считаю, что преподаватель должен планировать занятие таким образом, чтобы оно превращалось в пространство плодотворного сотрудничества, в котором каждый вносит свой вклад в решение проблемы, происходит обмен знаниями, а это в свою очередь сделает процесс обучения продуктивным. Следовательно, не менее важным моментом является взаимодействие преподавателя и обучающихся, а так же позиция самого преподавателя по отношению к каждому из них. Способность с пониманием и уважением относится к вариативным точкам зрения по данному вопросу и в итоге коллективно находить пути решения проблемы, принимая во внимание доказательства и аргументацию каждого обучающегося, предоставление возможности для свободного обмена, мнениями, идеями, взглядами – это сущность успеха диалоговой технологии.
На занятии нужно давать обучающимся возможность продемонстрировать свою точку зрения, будь то изучение романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на литературе или способы задания вектора в физике.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно выделить преимущества диалоговой технологии в сравнении с традиционным уроком. Диалоговая форма обучения способствует глубокому и осознанному пониманию обучающимися предметного содержания, умению отделять знание от незнания, повышает интерес к предмету, основанный на коллективном творчестве в психологически комфортной обстановке. В результате чего создаются необходимые условия для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции.
Библиографический список
- Забелина А.В. Проблема самоактуализации личности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им.Л.Н.Толстого. – 2013. – № 7. с.-26-32. URL: http://elibrary.ru/download/52265450.pdf (Дата обращения: 01.12.2014).
- Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2009. – 148 с.