УДК 316.77

СПЕЦИФИКА ПИЩЕВЫХ МАРКЕРОВ В СОЦИУМЕ

Дедюлина Марина Анатольевна1, Луговая Татьяна Ивановна2
1Южный Федеральный университет, студентка
2Южный Федеральный университет, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Аннотация
В работе дается социокультурный анализ пищевых маркеров в социуме. Исследуется процесс интернационализации еды и ее зависимость от «планетарного супермаркета»

Ключевые слова: еда, интернационализация еды, код, питание, пищевые маркеры, планетарный супермаркет., планетарный супермаркет. Edible markers, фаст –фуд


SPECIFICS OF FOOD MARKERS IN SOCIETY

Dedyulina Marina Anatolevna1, LugovayaTatyana Ivanovna2
1Southern Federal University, student
2Southern Federal University, PhD in Philosophy Science, Associate professor of the Department of Philosophy

Abstract
Is a sociocultural analysis of nutritional markers in the society. Explores the process of internationalization and its dependence on «the planetary supermarket»

Keywords: code, edible markers, fast-food meal, food, internationalization, meal, the planetary supermarket.


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Дедюлина М.А., Луговая Т.И. Специфика пищевых маркеров в социуме // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/12/4098 (дата обращения: 28.05.2017).

В культуре потребления в современном обществе пищевые предпочтения людей занимают важное место. Сегодня еда служит своеобразным маркером между различными социокультурными группами. Например, антропологи полагают, что пища очерчивает границы между этническими, конфессиональными и классовыми группами людей.

Действительно, если заглянуть в детство каждого из нас, то наши пищевые маркеры зависят от этнических, религиозных и возрастных предпочтений. Именно пищевая традиция противопоставляет группы людей на «своих» и «чужих». Так французский антрополог Клод Леви – Стросс изучая мифы, пришел к выводу, что в каждом из них заложен свой код. Одним из таких кодов, или маркеров является пищевой. В работе «Сырое и приготовленное» [1] он полагает, что у индейцев из Южной Америки пищевой код является основополагающим, так как показывает переход от биологического к социальному, т.е. от природы к культуре в жизнедеятельности индейцев. Для того, чтобы подтвердить вышесказанное философ создает модель «кулинарного треугольника». Так вершинами в нем являются: «сырое», «термически обработанное» и «гнилое».

Однако, «жареное» и «копченое», он относит к природным продуктам, а «вареное» к культурным. Если для примера взять хлеб, то в исследованиях философа он находится между тремя углами: «сырым» и «гнилым» и приближается к «термически обработанному». В последующих работах проблему пищевых маркеров он исследует в новых социальных условиях. В работе «От меда к пеплу» [2] изучает культурные традиции отношения социума к меду и табаку, а в работе «Происхождение застольных обычаев» [3] о кулинарных рецептах.

С точки зрения семиотики, идеи К.Леви – Стросса продолжает Р.Барт. Барт полагает, что пищевые маркеры заложены в языке и речи пищи. Соотношение языка и пищи он исследует на примере меню, которая всегда составляется с опорой на пищевые предпочтения в конкретной культуре, религии, этносе, классе и т.д.[4]. Следовательно, для него язык пищи опирается на коллективные маркеры.

В плане нашего исследования данная традиция прослеживается в работе П. Бурдье «Различение. Социальная критика суждения». Он полагает, что предпочтения той или иной социальной группы можно связать предпочтениями изысканных предметов с предпочтениями в пище. «… люди, привыкшие пить шампанское, противостоят тем, кто пьет виски, а последние, хотя и в другом смысле, противостоят тем, кто пьет красное вино; но те, кто пьет шампанское, чаще, чем пьющие виски, и еще чаще, чем пьющие красное вино, будут отличаться тем, что они имеют антикварную мебель, играют в гольф, занимаются верховой ездой и ходят в театры» [5]. Следовательно, пищевые маркеры можно назвать «маркерами класса».

Идеи Бурдье развивает К. Дюриф-Брюкер . Она полагает , что питание является своеобразным обменом человека с миром. Каждый из нас все время находится в состоянии выбора еды: либо полезной для здоровья, либо согласно удовольствиям и пристрастиям. Мы все время находимся в поиске компромисса между двумя этими состояниями. Современный человек все чаще выбирает здоровую пищу.

Современная глобализация подменяет традиционные маркеры еды, маркерами фаст-фуда. Улучшение условий производства и быстрые транспортные перевозки, а также международные коммуникационные возможности, иммиграция и туризм вызвали глобальные потрясения в большинстве европейских продовольственных культур.

Сегодня происходит процесс интернационализации еды. Например, датчане приняли капучино и могут его пить в любое время дня. В Италии, родной стране капучино, его употребляют в пищу только в первой половине дня. Таким образом, кофе со взбитыми сливками стал вариантом в датской пищевой культуре «кофе», но датчане не пьют его «в итальянском стиле». Следовательно, интернационализация происходит на уровне элементов, фактически приводит к глобальным выбору продуктов питания и ингредиентов в «планетарной супермаркете».

Глобальный супермаркет имеет тенденцию к увеличению диапазона возможностей потребления, по крайней мере, в богатых обществах, до такой степени, что это приводит к увеличению дифференциация из-за многочисленных способов режима питания.


Библиографический список
  1. Леви-Стросс, К. Мифологики: Сырое и приготовленное./К. Леви-Стросс.- М., 2000.-406 с.
  2. Леви-Стросс К. Мифологики: От меда к пеплу. /К. Леви-Стросс.- М., 2000. -441 с.
  3. Леви-Стросс К. Мифологики: Происхождение застольных обычаев. /К. Леви-Стросс.- М., 2007.- 462 с.
  4. Барт Р. Основы семиологии./Структурализм: «за» и «против» (сборник статей) / Барт Р. – М.: Прогресс, – 1975. – С.114-164.
  5. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. / П. Бурдье //THESIS, –1993. – Вып. 2 . – С.144-145.


Все статьи автора «Марина Дедюлина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: