УДК 37.022

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ К СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Киселева Ольга Михайловна
Смоленский государственный университет

Аннотация
Рассматривается проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде. В качестве возможного решения проблемы предлагается создание специализированных учреждений дополнительного образования, так называемых институтов третьего возраста.

Ключевые слова: институт третьего возраста, информатизация общества, информационные технологии, компьютерная грамотность


THE PROBLEM OF ADAPTATION OF THE ELDERLY POPULATION TO MODERN INFORMATION ENVIRONMENT

Kiseleva Olga Mikhailovna
Smolensk State University

Abstract
Discusses the problem of the adaptation of the elderly population to the modern information environment. As a possible solution to the problem is proposed the establishment of specialized institutions of additional education.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Киселева О.М. Проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/04/2959 (дата обращения: 11.11.2023).

В современном мире наука информатика приобретает особое значение. Эффективность получения и обработки информации, ее качество, скоростные и объемные характеристики, а также вопросы этики и безопасности в информационном пространстве сегодня стоят буквально перед каждым членом общества.

Этому способствует:

  • Стремительное общемировое нарастание объемов информации. Усложнение поиска требуемых сведений, которое влечет за собой необходимость совершенствования методов поиска и является следствием увеличения темпа нарастания информации. Если совсем недавно удвоение информации происходило в течение 4-5 лет, то сегодня этот период сократился до года.
  • Расширение границ информационного пространства, за счет широкого внедрения в повседневную жизнь информации из глобальных информационных сетей (в частности, Интернета), расширение информационного общения, которое обеспечивает возможность высказывать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения практически любому члену общества. [1]

Таким образом, очевидной становится потребность в совершенно новых, ранее не вырабатываемых информационных знаниях и умениях, которые должны быть сформированы буквально у каждого члена современного общества.

Средства информатики одновременно могут быть использованы для приобщения, как молодого, так и более зрелого поколения к информационной культуре, что становится особенно актуальным в связи с переходом к «информационному обществу». [2, 3]

Этапы перехода к информационному обществу.

Целевое назначение первого этапа информатизации общества — компьютеризация общества. К основным результатам этого этапа в образовательном процессе можно отнести распространение вычислительной техники в школах и вузах России. Одновременно на этом этапе в обществе начинается формирование основ информационной культуры и перевод имеющихся информационных фондов электронную форму.

Второй этап информатизации связан с внедрением компьютерной техники во все области человеческой жизни и деятельности, с переводом информационных фондов в электронную форму и резким возрастанием компьютерной грамотности молодежи.

Третий этап характеризует социализация информационных фондов, которая приведет к возникновению высокого уровня информационной культуры и созданию электронных информационных фондов с удаленным доступом, способных на высоком уровне конкурировать с традиционными. [4]

Поступательный и прогрессивный характер внедрения средств информационных технологий в современное общество обеспечивается следующими факторами:

  • представление сущности информационных процессов, как важнейших процессов современности; их научное обоснование и практическое внедрение во все сферы человеческой деятельности;
  • стремительное совершенствование средств новых информационных технологий;
  • потребность общества в людях, владеющих способами обработки информации с помощью ЭВМ. [5]

При переходе к информационному обществу особенно остро встает проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде. Наша забота о пожилых людях должна сводиться не только к бытовой, социальной, медицинской и материальной помощи. Необходимо обеспечить пожилым людям ощущение полезности и сопричастности к обществу, прежде всего, изменить их отношение к своему возрасту. Нельзя, чтобы слово «старость» звучало как приговор. Важно привлечь пожилых граждан к активной деятельности, познанию нового для социального самочувствия и удовлетворения своим свободным временем.

Компьютер обеспечивает пожилому человеку потребность в общении со сверстниками, возрождает прерванные социальные связи. Помогает стать более адаптивными и готовыми к изменениям в окружающем мире. Возможность получить информацию в любой сфере жизнедеятельности, сориентироваться в системе государственных структур способствует самостоятельному решению возникших проблем, а также показывает возможные пути решения в реализации их прав и интересов. [6]

Решению растущих информационных потребностей пожилого населения может способствовать создание учреждений дополнительного образования, например, таких как институты третьего возраста.

Институт третьего возраста (ИТВ) – это инновационная модель социальной работы с гражданами пожилого возраста. [7]

Цель ИТВ: оптимизация процесса социальной адаптации лиц пожилого возраста, интеграция жизненного опыта старшего поколения в жизнь социума.

Задачи:

  • привлечение внимания общественности к проблемам пожилых людей, создание позитивного общественного мнении о деятельности ИТВ;
  • побуждение пожилых людей к планированию и рациональной организации свободного времени;
  • проведение практических занятий в группах по интересам, группах само- и взаимопомощи, культурно – досуговых мероприятий;
  • приобщение к возможностям информационных технологий;
  • создание площадок для постоянного диалога поколений, использование жизненного опыта пожилых людей для воспитания молодежи;
  • пропаганда и развитие волонтерского движения из числа членов ИТВ;
  • обобщение и мультипликация опыта работы c гражданами пожилого возраста. [8]

Так в рамках курса компьютерной грамотности возможно знакомство пожилых людей с:

  • архитектурой персонального компьютера,
  • возможностями и программами операционной системы,
  • текстовым редактором Word,
  • возможностями редактора Microsoft PowerPoint для создания презентаций,
  • приемами записи информации на внешние носители,
  • возможностями сети Internet (поисковые системы, электронная почта, социальные сети, Skype, сайт «Госуслуги», скачивание информации из Интернега и тд.)[9]

Однако, при внедрении средств информационных технологий в жизнь пожилых людей, интерес к новому и понимание важности информационных технологий в современной жизни встречаются с некоторым консерватизмом, который обусловлен многими факторами, в их числе:

  • продолжительная ориентация на знания, полученные в студенческие годы и период работы, при этом люди, проработавшие более 20 лет, не научены использованию компьютерной техники в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни;
  • стереотип поведения, когда, добиваясь определенных результатов без использования компьютеров, люди не заинтересованы в изменении своей профессиональной и повседневной деятельности.

Таким образом, в задачи учреждений дополнительного образования, работающих с людьми пожилого возраста, в рамках курса компьютерной грамотности входит приобщение к возможностям информационных технологий и преодоление консерватизма по отношению к использованию информационных технологий в профессиональной и повседневной деятельности.


Библиографический список
  1. Тимофеева Н.М. Проектирование учебных словарей по педагогическим дисциплинам: Дисс…. канд. пед. наук. -Смоленск, 2004. -С. 215.
  2. Козлов С.В. Тестирование в условиях личностно ориентированного обучения / С.В. Козлов // Методология и методика информатизации образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Смоленск: СГПУ. Вып. 1 – 2005. С. 67-75.
  3. Козлов С.В. Индивидуальное тестирование в условиях личностно ориентированного обучения / С.В. Козлов // Актуальные проблемы дидактики высшей школы: межвузовский сборник научных статей. – Смоленск: СмолГУ, 2007. – Вып. 2. С. 201-211.
  4. Тимофеева Н.М. Формы и методы использования учебных словарей по педагогическим дисциплинам в образовательном процессе. / Н.М. Тимофеева // Системы компьютерной математики и их приложения. –2004. – С.214-217.
  5. Быков А.А. Формирование технической культуры у учителей: креативно-деятельностный этап / А.А. Быков// Вестник Поморского университета. Архангельск. № 14. 2008. С.326-331.
  6. http://kcsonpz2012.narod.ru/Stati_novoe_v_obslujivanii.html – Полярнозоринский комплексный центр социального обслуживания населения
  7. Тимофеева Н.М. Краткий карманный словарь-справочник по общей методике обучения математике / Н.М. Тимофеева, Г. Е. Ceнькин.a// Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Смол. гос. пед. ун-т. Смоленск, 2004.
  8. Тимофеева Н.М. Учебный словарь по педагогической дисциплине: компьютерный и печатный варианты. / Н.М. Тимофеева // Системы компьютерной математики и их приложения. – 2005. – С. 229-233.
  9. Киселева М.П. Инструментальное средство разработки электронных учебных ресурсов /М.П. Киселева// Педагогическая информатика. 2008. № 1. С. 34-39.


Все статьи автора «СмолГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: