УДК 159.923.2

ДИНАМИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Никифорова Анна Александровна1, Цихончик Надежда Васильевна2
1Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова, магистрант 1 курса
2Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова, старший преподаватель кафедры социальной работы и социальной безопасности

Аннотация
В статье рассматриваются основные характеристики профессиональной идентичности студентов технических, гуманитарных и медицинских направлений вузовской подготовки. Сформированность профессиональной идентичности в большей степени выражена у студентов-медиков; у студентов технических и гуманитарных специальностей отмечается идентичность на стадии «мораторий».

Ключевые слова: направления вузовской подготовки, профессиональная идентичность, студенты


DYNAMICS AND CONTENTS PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS OF DIFFERENT COURSES OF HIGHER EDUCATION TRAINING

Nikiforova Anna Aleksandrovna1, Tsyhonchik Nadezhda Vasilyevna2
1Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, masters
2Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Art. Teacher

Abstract
In the article main characteristics of professional identity of students of technical, humanitarian and medical courses of higher education training are examined. Formation of professional identity is expressed in greater degree among medical students. Students of technical and humanitarian courses have professional identity at “Moratorium” level.

Keywords: courses of higher education training, professional identity, students


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Никифорова А.А., Цихончик Н.В. Динамика и содержание профессиональной идентичности студентов различных направлений вузовской подготовки // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/06/3236 (дата обращения: 28.10.2023).

В настоящее время профессиональная идентичность требует более пристального изучения, так как, с одной стороны, она формируется в процессе профессионального развития, с другой, выступает одним из важных показателей становления личности профессионала. В практическом плане это означает, что, для того чтобы «выжить» в новых динамичных социально-экономических условиях, выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие своих близких и собственную стабильность в будущем, современный профессионал должен быть способен к постоянному развитию и анализу своего места в социальной и профессиональной среде.

Профессиональная идентичность является одним из важнейших показателей профессиональной эволюции человека, а также свидетельствует о степени принятия личности себя как профессионала и значимого члена профессионального сообщества. В настоящее время вопросы, связанные с профессиональной идентичностью становятся особенно актуальными для изучения, так как необходимым становится её развитие еще в период вузовской подготовки.

В ходе изучения профессиональной идентичности студентов мы предположили, что содержательные характеристики и уровень сформированности профессиональной идентичности студентов различаются в зависимости от курса и направления подготовки специалиста. В силу более длительной истории подготовки специалистов и четко структурированного содержания деятельности студенты технических и медицинских специальностей ощущают большую профессиональную идентичность, чем студенты социально-гуманитарных направлений подготовки.

Общая выборка эмпирического исследования составила 129 человек в возрасте от 17 до 25 лет. В ходе исследования было сформировано 3 группы: студенты, обучающиеся по гуманитарным направлениям подготовки; студенты, осваивающие технические специальности и студенты, получающие медицинское образование.

Настоящее эмпирическое исследование проводилось на базе двух вузов города Архангельска: ФГАОУ ВПО Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова и ГБОУ ВПО Северный государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В ходе работы был использован следующий исследовательский инструментарий: анкета; методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель) [1]; опросник профессиональной идентичности студентов (У.С. Родыгиной) [2]; тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация – Т.В.Румянцевой) [3, с. 405].

Данные методики позволяют в комплексе исследовать профессиональную идентичность студентов различных направлений вузовской подготовки. Исследование профессиональной идентичности среди студентов различных направлений подготовки/ специальностей позволяет определить уровень сформированности профессиональной идентичности в зависимости от курса и направления подготовки/ специальности, выявить содержательные ее характеристики, а также определить эмоциональный настрой и активность студентов в процессе обучения.

По данным методики изучения статусов профессиональной идентичности [1], большинство студентов гуманитарных (50%) и технических (73,2%)  направлений, а также 47,5% студентов-медиков находятся на стадии формирования идентичности «мораторий», которая связана с выбором альтернатив дальнейшего профессионального развития. Выраженность данного уровня у студентов можно объяснить тем, что период обучения в вузе является этапом развития и становления профессиональной идентичности, когда еще не все студенты уверены в правильности выбора и направления обучения, у них еще не сформировалось представление о будущей профессии, а также, возможно, имеются опасения, что они не смогут реализоваться в данной области.

Стоит отметить, что в целом сформированная профессиональная идентичность отмечается у 27,1% студентов гуманитарных направлений подготовки и у 12,2% студентов технических специальностей, а у студентов – медиков данная позиция является доминирующей и составляет 50% выборов (различия достоверны при р≤0,05 по критерию Манна-Уитни).

По данным опросника профессиональной идентичности студентов [3] выявлено, что  у большинства студентов (64% всей выборки) преобладают положительные эмоции, связанные с процессом профессионального обучения. При этом студенты технических направлений более позитивно настроены на освоение профессиональных основ, чем студенты-медики и студенты-гуманитарии. Статистические достоверные различия установлены между группами студентов инженеров и медиков, инженеров и гуманитариев (р≤0,05 по критерию Манна-Уитни).

Выявлено также, что практически у всех студентов (83% всей выборки) преобладает активное отношение  к приобретаемой профессии. При этом студенты технических направлений стремятся реализовать себя в профессии более активно, в отличие от студентов медицинских и гуманитарных специальностей/направлений подготовки. Достоверность различий доказана между группами студентов, обучающихся по техническим специальностям, и студентов медицинских специальностей и гуманитарных направлений подготовки (р≤0,05 по критерию Манна-Уитни).

Для выявления зависимости профессиональной идентичности студентов от различных факторов применялся однофакторный регрессионный анализ ANOVA, по результатам которого можно сделать следующие выводы:

  • уровень профессиональной идентичности студентов зависит от профессиональной направленности  (p=0,002), т.е. специальность / направление подготовки влияет на уровень сформированности профессиональной идентичности студентов.
  • отношение к профессии студента зависит от уровня сформированности профессиональной идентичности (p=0,006). Активность в процессе профессионального обучения  влияет на уровень сформированности профессиональной идентичности студентов.
  • эмоции, связанные с процессом обучения, не зависят от уровня сформированности профессиональной идентичности, т.е. эмоциональный настрой, который испытывает студент в процессе обучения, не влияют на сформирование его профессиональной идентичности.

Таким образом, особенности формирования профессиональной идентичности у студентов связаны с особенностями и направлением вузовской специализации/ подготовки  [4].

Для изучения содержательных характеристик идентичности личности студентов был проведен контент-анализ категорий теста «Кто Я?». Было выделено 25 контент-единиц, среди которых наиболее значимыми являются 5 категорий, представленных в таблице 1.

Таблица 1 – Основные категории идентификации

Категории

Количество выборов

гуманитарные направления подготовки

технические направления подготовки

медицинские специальности

1 Семейные роли

137

61

74

2 «Положительные личностные качества» (отзывчивый(ая), пунктуальный(ая) и др.)

53

56

48

3 Человек (индивид, личность)

49

39

38

4 Студент (выпускник вуза)

49

40

43

5 Специалист (профессионал)

28

25

29

Наиболее значимыми для всех студентов являются семейные роли. Каждый из респондентов выделил хотя бы одну из таких ролей как дочь/ сын, сестра/ брат, жена/ муж и т.п., но необходимо заметить, что у студентов-гуманитариев  количество выборов в данной категории практически в 2 раза выше, нежели у других групп студентов.  Значительное количество выборов было отдано «положительными личностными качествами». Также студентами были выделены такие контент-единицы как «человек (индивид, личность)» и студент (выпускником вуза). Данные категории получили практически одинаковое количество выборов во всех группах. Еще одной категорией, получившей достаточно большое количество выборов, является «специалист» (будущий профессионал), но стоит отметить, что у медиков данная категория имеет более высокие значения, в сравнении с двумя другими группами. Возможно, это связано с тем, что специальность студенты выбирали самостоятельно, и они готовы работать по получаемой ими профессии.

Одной из задач данного исследования было также выявить динамику развития профессиональной идентичности у студентов различных направлений вузовской подготовки. Уровень сформированности профессиональной идентичности и значение показателя «отношение к приобретаемой профессии» у студентов старших курсов гуманитарного направления выше, чем у студентов младших курсов (табл.2). Таким образом, есть тенденция к повышению показателей от младшего к старшему курсу, однако статистически достоверных различий не выявлено.

Таблица 2 – Динамика изменений профессиональной идентичности (1 и 4 курсы)

                                    Направления и курсы

Методики

Гуманитар.

Технич.

Медицин.

Млад.

Стар.

Млад.

Стар.

Млад.

Стар.

методика изучения статусов профессиональной идентичности (в %) неопределенная

28

17

20

10

5

0

мораторий

48

52

65

70

55

45

сформированная

24

31

15

20

40

55

опросник профессиональной идентичности (в баллах) отношение к приобретаемой профессии

3,36

4,22

5,3

8,43

6,45

5,8

эмоции, связанные с процессом обучения

2,68

2,61

4,4

6,9

2,45

4,55

уровень сформированности профессионально идентичности

2,68

2,96

2,75

2,9

3,3

3,55

Анализ результата изучения статусов профессиональной идентичности показал, что количество студентов старших курсов гуманитарного направления, имеющих сформированную профессиональную идентичность, увеличивается по сравнению с начальными курсами (31% и 24%  соответственно), а количество студентов с неопределенной профессиональной идентичностью уменьшается.

У студентов старших курсов технического направления подготовки по всем показателям (уровень сформированности профидентичности, «отношение к приобретаемой профессии» и «эмоции, связанные с процессом обучения») значения выше, чем у студентов младших курсов При этом существуют статистически достоверны различия (р≤0,05 по критерию Манна-Уитни).

Количество студентов технических направлений подготовки, имеющих сформированную профессиональную идентичность, увеличивается к концу обучения в  вузе и составляет 20% (при 15% на младших курсах).

Уровень сформированности профессиональной идентичности и значение показателя «эмоции, связанные с процессом обучения» у студентов старших курсов медицинских специальностей выше, чем у младших. По данным показателям статистически достоверных различий не обнаружено.

Также как и в других группах студентов, количество студентов-медиков, имеющих сформированную профессиональную идентичность, увеличивается в процессе обучения и к окончанию вуза достигает 55%, а студентов с неопределенной профессиональной идентичностью вообще не остается.

Таким образом, в процессе обучения увеличивается количество студентов, которые имеют сформированную профессиональную идентичность, а количество «неопределившихся» студентов сокращается.

По данным теста «Кто Я?» также можно проследить динамику развития профессиональной идентичности у студентов различных направлений вузовской подготовки.

В таблице 3 представлены данные по категории «Специалист», которая отражает идентификацию студента с определенной профессиональной группой.

Таблица 3 – Распределение выборов по категории «Специалист»

Контингент студентов

Категория «Специалист», в  выборах

Студенты младших курсов гуманитарные направления (N =25 человек)

12

технические направления (N = 20)

10

медицинские специальности (N = 20)

12

Студенты старших курсов гуманитарные направления (N = 23)

18

технические направления (N = 21)

18

медицинские специальности  (N =20)

19

Идентификация себя как специалиста (будущего профессионала) у всех студентов младших курсов выражена слабее по сравнению со студентами старших курсов обучения.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Профессиональная идентичность студентов различных направлений подготовки, получающих высшее профессиональное образование, имеет следующие характеристики:
  • Большинство студентов гуманитарных и технических направлений подготовки находятся на стадии моратория. В то время как большинство студентов, обучающихся по медицинским специальностям, уже имеют сформированную профессиональную идентичность.
  • У большинства студентов  выявлено активное отношение к приобретаемой профессии (83%) и преобладают положительные эмоции, связанные с процессом обучения (64%).
  • Студенты-медики характеризуются высоким уровнем сформированности профессиональной идентичности и идентификации себя как будущего профессионала; активны при получении профессии, проявляют больше положительных эмоций в процессе обучения  в сравнении с другими группами студентов.
  • Студенты, обучающиеся по техническим специальностям, характеризуются низким уровнем сформированности профессиональной идентичности, но идентифицируют себя с выбранной профессией; проявляют высокий уровень активности при получении профессии и позитивно настроены.
  • Студенты, обучающиеся по гуманитарным направлениям подготовки, характеризуются средним уровнем сформированности профессиональной идентичности и также идентифицируют себя с будущей профессией; при получении профессии менее активны, чем другие группы студентов, но также как и все проявляют положительные эмоции при получении образования [4, c. 4-5].

2.  Уровень профессиональной идентичности студентов зависит от профессиональной направленности и от активного отношения к приобретаемой профессии. Однако эмоции, связанные с процессом обучения, не влияют на уровень сформированности профессиональной идентичности студентов.

3.  Развитие профессиональной идентичности имеет положительную динамику, т.к. к концу обучения в вузе увеличивается количество студентов, которые имеют сформированную профессиональную идентичность, а количество «неопределившихся» студентов сокращается.


Библиографический список
  1. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб., Питер, 2006.
  2. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование, 2007. – № 4.
  3. Практическая психология образования. Учебное пособие. 4-е изд. / Под редакцией  И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004.
  4. Никифорова А.А., Цихончик Н.В. Профессиональная идентичность студентов различных направлений вузовской подготовки: особенности и проблемы // Организация работы с молодежью. – 2013. – № 6;
    URL: www.es.rae.ru/ovv/220-988 (дата обращения: 12.05.2014).


Все статьи автора «NadezhdaTsyhonchik»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: