УДК 159.9; 159.922; 159.923.2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ АДВОКАТОВ

Пономаренко Виктория Владимировна
Полтавский институт экономики и права „Открытый международный университет развития человека „Украина””
ассистент кафедры правоведения

Аннотация
На основе научного методологического анализа проблемы профессионального сознания в современной психологической литературе раскрыто сущность и функциональную роль профессионального сознания в профессиональной деятельности адвоката. Приведены данные об организации, методах и результатах психодиагностических исследований уровня сформированности компонентов профессионального сознания адвокатов.

Ключевые слова: личность адвоката, правозащитная деятельность, правосознание, профессиональное сознание


PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF LAWYERS

Ponomarenko Victoria Vladimirovna
Poltava Institute of еconomics and law "Open international University of human development "Ukraine"
assistant Professor of law

Abstract
In the article on the basis of scientific-methodological analysis shows the state of the problem of consciousness and awareness in modern psychological literature; contents, structure, and given definition of these concepts; conducted professorate the analysis of activity of the lawyer. Empirically proven leading role in motivation, communicative, emotional, and intellectual development of a personality in the development of professional consciousness of a lawyer.

Keywords: human rights activities, professional consciousness, sense of justice, the identity of the lawyer


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Пономаренко В.В. Психологические особенности профессионального сознания адвокатов // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/08/3496 (дата обращения: 30.10.2023).

Реформирование правовой системы, которое осуществляется в нашей стране, требует предоставления приоритета правовой защите личности, гарантий соблюдения экономических, политических, социальных прав и свобод граждан согласно Конституции, сочетающихся одновременно с повышением их ответственности перед государством и обществом в целом. Это требует надлежащего психологического обеспечения адвокатской деятельности. Психологический анализ профессиональной деятельности адвоката охватывает необходимые личностные качества специалистов адвокатуры, их социально-психологические особенности и рассматривает отдельные структурные компоненты их деятельности. Выделение этих структурных образований позволяет разработать психологический портрет адвоката – описать различные объективные и субъективные характеристики его деятельности и требования к его индивидуальным особенностям, определить профессионально значимые свойства личности адвоката и создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на адвокатскую деятельность.

Принципиально важным является то, что профессиональное сознание адвоката рассматривается как важнейшая категория, которая реально отражает суть процесса профессионального становления и развития специалиста юридического профиля на этапе получения юридического образования в высшем учебном заведении. Профессиональное сознание адвоката является тем психологическим образованием, в котором интегрируются профессиональные ценности, научно-теоретические знания, программы профессиональных действий, а также знания о себе как о представителе определенной юридической профессии. Сформированное профессиональное сознание является основным условием качественной профессиональной деятельности адвоката.

Анализ отечественных и зарубежных концепций сознания дал возможность установить различные аспекты профессионального сознания личности и определить компоненты ее структуры: значение и смысл (Л. Выготский) [1]; значение, смысл и чувственная ткань (А. Леонтьев) [2]; значение, смысл, чувственная ткань и предметное содержание образов и слова-знаки (Ф. Василюк) [3]; значение, смысл, чувственная ткань и биодинамическая ткань (В. Зинченко) [4]; текст, как носитель смыслов (В. Налимов) [5]; многоуровневая система, включающая в себя как осознаваемые, так и неосознаваемые компоненты (В. Петренко) [6].

В последнее время появились новые модели описания сознания и способов ее функционирования, соответствующие дефиниции и характеристики (Г. Акопов [7], В. Аллахвердов [8], З. Киреева [9], Э. Нойманн [10], Н. Соколов [11], Ю. Черепанова [12], Н. Чуприкова [13]). Вместе с тем, проблема сознания продолжает оставаться одной из самых сложных и неразрешенных в психологии. Наиболее полно сознание можно характеризовать как внутренне дифференцированную, интегральную сложно структурированную целостность, представляющую собой композиционную организованность структурных элементов (Ю. Швалб [14]).

Представленные модели исследования категории „профессиональное сознание” носят преимущественно описательный характер, не решен вопрос психологических механизмов и условий развития профессионального сознания адвоката. Использование рациональных современных подходов и достижений науки и практики позволили описать модель развития профессионального сознания адвоката, способную раскрыть структурные и функциональные взаимосвязи между всеми основными элементами, определяющих оптимальное состояние правозащитной деятельности современного адвоката.

На основе анализа научно-психологической литературы выявлено, что в общем смысле понятие „профессиональное сознание адвокатов” определяется как форма специализированного группового сознания, отражающего специфику правовой действительности, с которой адвокаты имеют дело в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. Элементами такого сознания выступают правовые знания, правовые чувства, ценностные ориентации, правовые установки, стереотипы социально активного правомерного поведения и правовой профессиональный опыт, предметно обусловленный целями, задачами, характером адвокатской деятельности и условиями труда адвокатов.

Процесс развития профессионального сознания адвокатов происходит в определенной социальной среде. Социальная среда по своей структуре очень сложное явление, в котором кроме субъектов следует различать средства, формы, методы, принципы деятельности, причинные связи. На профессиональное сознание адвокатов влияют множество факторов, которые в своей совокупности образуют механизм его формирования. Профессиональное сознание адвокатов состоит из следующих элементов: идеологического (обнародование нормативно-правового акта или международного договора, восприятия правовой информации, формирование соответствующих знаний и представлений о действующем праве и правовой реальности); психологического (осознание ценности права, анализ правовой информации с целью выявления положений, обеспечивающих свободу субъекту права, а также порядок и справедливость, формирование соответствующего отношения к праву, деятельности по толкованию норм права, своих прав и обязанностей и прав и обязанностей других субъектов права, осознание необходимости соблюдать нормы права и воплощение этого элемента в поведении субъекта права) [15].

Среди факторов субъективного порядка следует назвать правовое воспитание, которое осуществляется в разнообразных формах и имеет целью непосредственное вмешательство в духовный мир личности, внесение коррективов в ее мировоззренческие позиции. Напомним, что формами правового воспитания могут быть: правовая агитация, пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание и самообразование. На практике эти формы реализуются в функционировании системы юридического образования, проведении научно-практических семинаров, конференций, организации стажировки, повышении квалификации адвокатов. К субъективному фактору следует также отнести условия семейных отношений и сложившихся отношений в рабочем коллективе, моральный микроклимат коллектива.

В исследовании приняли участие студенты-юристы 5 курсов Макеевского экономико-гуманитарного института, Полтавского института экономики и права открытого международного университета развития человека „Украина” (n=52), слушатели курсов повышения квалификации (КПК) (n=46), стажеры (n=44) и адвокаты (n=48) члены коллегии адвокатов г.Полтавы. Всего в исследовании было задействовано 190 человек.

Эмпирическое исследование позволило выявить основные компоненты профессионального сознания адвокатов и определить их уровни развития: когнитивный, коммуникативный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный. Комплекс методик строился на основании разработанной профессиограммы и психограммы деятельности адвоката, где отражены основные психологические компоненты профессионального сознания адвокатов.

Исследование показало, что высокий уровень IQ наблюдается среди профессиональных адвакатов (33,1 %), слушателей КПК (34,4 %), стажеров (29,3 %) и студентов (25,4 %). Большинство исследуемых демонстрируют средний уровень интеллекта IQ = 92-108. Для студентов характерными являются показатели среднего уровня IQ (48,2 %), стажеров (49,6%), слушателей КПК (51,7 %), профессиональных адвокатов (52,8%). Профессионалы имеют повышенный потенциал эффективного использования своих умственных способностей в процессе развития профессионального сознания и профессиональной рефлексии, что прогнозирует их успешность в усвоении системы правоприменительных понятий-категорий. Исследования показывают, что обучение на старших курсах юристов и на курсах повышения квалификации адвакатуры повышает интеллектуальные способности и влияет на развитие их профессионального сознания.

Уровень развития коммуникативных качеств исследуемых свидетельствует, о том, что коэффициент способности к общению и взаимодействию является достаточно высоким, тогда как коэффициент организаторских способностей достигает преимущественно лишь среднего уровня. Это обусловлено содержанием профессионального опыта, который более направлен на общение и взаимодействие с людьми, чем на организаторские функции. Следует отметить, что у некоторых студентов доминирует второй уровень, т.е. для них характерен уровень коммуникативности ниже среднего (21,1 %) и они не стремятся к активному общению в общественной деятельности; студенты которые имеют третий уровень (34,3 %) способны успешно совместно взаимодействовать. Одновременно шкальные оценки четвертого уровня и пятого уровней у будущих правозащитников представлены в недостаточной степени. Так, четвертый уровень коммуникативных способностей демонстрируют 10,1 % студентов, а по пятой шкале 6,3 %. У профессионалов преобладают четвертый и пятый уровни, что свидетельствует об их способности достигать максимальной результативности в решении общих профессиональных задач, способности к установлению психологической совместимости, стремление к продуктивному профессиональному взаимодействию, что является важным компонентом в практической деятельности адвоката.

Исследование эмоционального интеллекта показало, что у исследуемых с высоким уровнем способности к пониманию и управлению эмоциями проявляются более стабильно и они характеризуются более устойчивой системой внутригрупповых взаимных выборов. Группу с высоким внутреличностным и межличностным эмоциональным интеллектом составили слушатели КПК и профессиональные адвокаты; группу с низкими показателями – студенты и стажеры. Среди студентов очень высокий общий уровень эмоционального интелекта наблюдается у 15,7 % испытуемых, высокие показатели – у 6,1 %, средние показатели – у 22,3 %, низкие показатели – у 24,2 % и очень низкие – в 21,7 %. Среди стажеров очень высокий общий уровень эмоционального интелекта наблюдается у 17,3 % испытуемых, высокие показатели – у 18,7 %, средние показатели – у 24,6 %, низкие показатели – у 22,4 % и очень низкие – в 17,0 %. Среди слушателей КПК очень высокий общий уровень эмоционального интелекта наблюдается у 21,4 % испытуемых, высокие показатели – в 22,6 %, средние показатели – у 28,0 %, низкие показатели – у 17,1 % и очень низкие – в 10,9%. В группе профессиональных адвокатов очень высокий общий уровень эмоционального интелекта наблюдается у 22,5 % испытуемых, высокие показатели – у 23,4 %, средние показатели – у 33,8 %, низкие показатели – у 14,2 % и очень низкие – у 6,1 %.

Полученные данные свидетельствуют, что развитие эмоционально – волевой сферы личности специалиста является одной из главных проблем формирования личности адвоката. Ряд студентов пятого курса имеющих слабую силу воли и отсутствие этических ценностей не могут устоять перед желаниями, которые возникают. Стажерам адвокатуры характерны отрицательные эмоции, связанные с трудностями совершенствовать свои профессиональные знания и умения. У профессионалов можно наблюдать наличие таких положительных качеств, как целеустремленность, принципиальность, решительность.

Нами выявлены общие показатели значимых связей между индивидуально-психологическими свойствами и свойствами профессионального сознания испытуемых, путем проведения корреляционного анализа полученных данных.

Характер распределения полученных данных позволил использовать расчет коэффициента линейной корреляции Пирсона. Анализ результатов показывает, что для развития профессионального сознания будущих правозащитников необходима качественная перестройка личности студентов с первого по пятый курсы путем изменения содержания учебного процесса и применения специальных формующих приемов и программ психологического сопровождения.

В ходе исследования выявлено, что развитие профессионального сознания в процессе профессиональной подготовки и профессиональной деятельности проходит несколько стадий. Так для студентов и стажеров при подготовке основная нагрузка приходится на познавательные процессы; у слушателей КПК основными являются мыслительные навыки; на стадии профессионализма ведущими становятся психологические свойства личности. В соответствии с этим в процессе профессиональной подготовки и профессиональной деятельности происходит развитие профессионального сознания в форме переноса основной нагрузки с познавательных процессов на умственные навыки и дальше на психологические свойства.

Эмпирическое исследование позволило установить, что важнейшими показателями индивидуально-психологических свойств, будущего адвоката на начальном этапе практической деятельности и развития профессионального сознания в ходе его обучения в вузе, являются: оперативная память, концентрация внимания, логическое мышление, коэффициент интеллекта, коммуникативная толерантность, коммуникативные способности, коммуникативная эмпатия, психологическая культура, способность к самоуправлению, эмоциональный интеллект, эмоционально-волевые качества, способность к эмпатии. Каждое из этих качеств, в свою очередь, проявляется в соответствующих умениях и навыках, содержание которых определяется спецификой адвокатской деятельности. В сфере коммуникативной компетентности адвоката такими умениями явлюются: умение устанавливать психологический контакт и развивать доверительные отношения; свободное владение вербальными и невербальными приемами и способами общения; умение решать конфликтные ситуации, возникающие в процессе практической деятельности; в сфере профессионального мышления – умение устанавливать причинно-следственные связи между отдельными фактами при реконструкции общей картины того, что произошло, выявляя значимые для осуществления защиты, обстоятельства; умение самостоятельно находить способы и приемы получения необходимой информации, доказательств по делу (эвристичность мышления); умение моделировать решения процессуального противника, предвидеть его возможные действия (рефлексивность мышления); в сфере психологической устойчивости, умение проявлять устойчивость к тактическим хитростям процессуальных противников, свидетелей; проявления угроз, агрессивных действий со стороны участвующих в деле лиц, их родственников; негативному влиянию внешних помех (шума, присутствия посторонних) при участии в следственных действиях, судебных заседаниях.

Таким образом особенности профессионального сознания адвокатов выражаются не только в знании ими норм и категорий права, но и в использовании моральных принципов в решении профессиональных задач, что позволяет сформировать особое профессиональное отношение к праву и практике его реализации, а также своего поведения в этом процессе.

Выводы

1. Профессиональное сознание адвокатов является совокупностью правовых представлений, чувств, убеждений, оценок, выражающих отношение индивидов, социальных групп, общества в целом к праву, поведения людей в сфере правового регулирования. Профессиональное сознание адвокатов принадлежит к одной из наиболее активно действующих разновидностей общественного сознания, ибо в нем социально-практическая сторона преобладает над познавательной и оценочной функциями.

2. Обобщение различнных теоретических подходов относительно структуры профессионального сознания адвокатов, дало возможность выделить его психологические компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный, эмоционально-волевой. Выделеные психологические компоненты иерархически построенные, имеют разную степень обобщенности и конкретизации на разных этапах профессионализации адвокатов.

3. Развитие профессионального сознания адвокатов обусловлено постоянным взаимодействием факторов: объективных (социально-экономическая структура общества, уровень общественного правосознания, существующие в обществе нормы морали и права, система общего и профессионального юридического образования) и субъективных (система усвоенных правовых понятий-принципов, норм морали и права, на которых основана психологическая структура профессиональной деятельности).

4. Сравнительный анализ интенсивности корреляционных связей между уровнями сформированности профессионального сознания и индивидуально-психологическими свойствами в ходе профессиональной подготовки студентов и стажеров а так же профессиональной деятельности опытных специалистов позволил сделать вывод о том, что уровень профессионального сознания выпускников вузов и стажеров не в полной мере отвечает требованиям и запросам практики и является недостаточным для эффективного осуществления профессиональных функций.


Библиографический список
  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: 1956. – 341 с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Психика / А.Н. Леонтьев. –  М.: Наука, 1982. –  340 с.
  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 196 с.
  4. Зинченко В.П. Проблема образующих сознания в деятельностной теории психики / В.П. Зинченко // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология, 1988. – № 3. – С. 25–33.
  5. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В.В. Налимов. – М.: Прометей, 1989. – 288 с.
  6. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания / В.Ф. Петренко. – M.: Изд-во МГУ, 1988. –208 c.
  7. Акопов Г.В. Проблемы сознания в психологии: Учеб. пособие / Г.В. Акопов. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2004. – 232 с.
  8. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс (экспериментальная психология) / В.М. Аллахвердов. – СПб.: ДНК, 2000 – 517 с.
  9. Киреева З.А. Развитие сознания, детерминированное временем. Монография / З.А. Киреева – Одесса, 2010. – 380 с.
  10. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания: Пер. с англ. / Э. Нойманн– М.: Рефл-бук, 1998. – 464 с.
  11. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов / Н.Я. Соколов. – М.: Наука, 1988. – 224 с.
  12. Черепанова Ю.С. Профессиональное правовое сознание юриста / Ю.С. Черепанова // Норма. Закон. Законодательство. Право. Материалы Всероссийской студенческой научной конференции (Пермь, май 2006 г.). – Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. – С. 25-27
  13. Чуприкова Н.И. Системообразующие факторы становления сознания / Н.И. Чуприкова. // Мир психологии. – 1999. – № 1. – С. 86-102.
  14. Швалб Ю.М. Целеполагающее сознание (психологические модели и исследования) / Ю.М. Швалб. – К.: Милленниум, 2003. – 152 с.
  15. Клишина А.В. Об особенностях профессионального правосознания адвокатов / А.В.  Клишина // Право и государство: теория и практика. – М.: Право и государство, 2007, № 11. – С. 28-31


Все статьи автора «ponomarenko»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: