В современных условиях непрерывной актуализации экологических проблем и путей их решения количество экологических правонарушений не снижается, а постоянно увеличивается. При этом правонарушения происходят по разным векторам системы «природа – человек – техника – общество» лицами разных возрастных категорий. С одной стороны, это можно объяснить низким уровнем правовой грамотности населения, а с другой – тем, что в настоящее время претерпела существенных изменений иерархия ценностей, когда приоритет отдается ее утилитарной составляющей. Поэтому следует отметить рост в современных условиях экологических преступлений, которые сегодня следует расценивать как преступления, которые подрывают социально-биологическую основу обеспечения здоровья и жизнедеятельности людей [1, с. 11-12].
Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. В связи с этим большое государственное значение приобрели прогнозирования, предупреждения, правовая оценка и минимизация экологических рисков, создание и соблюдение законов в этой сфере [2, с. 30]. Важное значение в современных условиях приобретает профессионально-экологическое правосознание субъектов, осуществляющих правотворчество и правоприменение в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Проявления профессионально-экологического правосознания в профессиональной деятельности можно рассматривать в компетентностном аспекте (как неотъемлемый компонент профессионализма личности), и в мировоззренческом (как отражение экологического сознания личности) который детерминирует, с одной стороны, соответствующее (экологически целесообразное) поведение самих сотрудников в деятельности, с другой – способствуют повышению ее эффективности в рамках природоохранной деятельности [1, с. 12].
Психологические особенности деятельности работников правоприменительной системы в настоящее время достаточно полно исследовались в юридической психологии. При этом разработка данной проблемы шла как в плане психологического анализа структуры профессиональной деятельности работников правоприменительной системы, так и в плане психологической характеристики присущего ей комплекса психологических особенностей. По мнению авторов, проводивших эти исследования (А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская [3], В. Л. Васильев [4], В. В. Романов, М. В. Кроз [5] и др.), деятельность работника правоприменительной системы характеризуется специфическими особенностями: правовая регламентация деятельности правоохранителя, ненормированный рабочий день, наличие собственных полномочий, широкая коммуникабельность, физическая и психическая перегрузка, высокая экстремальность деятельности в условиях конфликтных ситуаций и влияния различных стрессовых факторов.
Исходя из общей характеристики правосознания, особенностей природоресурсной и природоохранной сфер, по мнению И. Л. Вершок, эколого-правовому сознанию присущи следующие признаки: а) волеизъявление к природе, ее процессов и явлений; б) нормативность; в) правоустановленость; г) восприятие, отражение и выражение в формах экологических знаний и оценок окружающей среды, в регулятивных возможностях природоресурсных и природоохранных юридических норм, эффективности их применения, реализации прав и обязанностей субъектов природопользования и природоохранной деятельности, а также в оптимизации юридически значимых явлений и процессов, эколого-правовых принципов, норм, актов в природоресурсной и природоохранной сферах; д) тесное взаимодействие с другими видами форм общественного сознания; е) проявление в процессе формирования правовой системы и оказания конституирующего влияния на внутреннюю и внешнюю природоресурсную и природоохранную политику государства; ж) наличие своих разновидностей: экологического правосознания в сферах рационального использования природных ресурсов, в сфере охраны окружающей среды, в сфере радиационной безопасности [6].
Анализируя психологические аспекты восприятия людьми социально-экономических преобразований, В.Л. Васильев рассматривает ряд факторов, осложняющих процесс формирования правосознания. К ним можно отнести идеологический, социальный и политический менталитет, когда, с одной стороны, выделяется радикальный либерализм реформаторов, стремящихся защищать права и свободы человека, но игнорируются социальные проблемы населения, а с другой – такой же радикальный государственный патернализм, стремящийся защищать простого человека, но игнорирующий его экономические и политические права. Лишившись привычных форм государственного патернализма, граждане внезапно оказались перед фактом непривычной для них конкуренции, необходимости проявлять личностную инициативу, рисковать в условиях высокой неопределенности. В результате происходит ломка стереотипов, сложившихся в сознании и поведении, что является по своей сути глубокой нервно-психической травмой для большинства людей [4].
Регулируя отношения в системах «человек-человек», «человек-общество», «человек-окружающая среда», право как особый социальный институт прошло длительный и сложный путь социогенеза. Эволюционные и революционные формы развития системы права последовательно сменяли одна другую, и каждая из этих форм получала преимущество в определенных социальных ситуациях. То есть правосознание личности прокурора в процессе своего развития и функционирования выступает как сложная саморегулирующаяся функциональная система поведения в правоприменительной деятельности, которая включает процессы принятия и переработки правовой информации, и соответствующих правоприменительных действий. Эта система отражена нами в структурно-функциональной модели (рис. 1).
Рис. 1. Структурно-функциональная модель организации правоприменительной деятельности работника прокуратуры
В ней можно выделить несколько основных функций: восприятие и отбор социально значимой информации, формирование концептуальной модели (правовых знаний); мотивированность действий ранее усвоенных субъектом: интересов, установок, ценностных ориентаций; целеустремленность на определенные действия, формирование программы поведения и выбор способов профессиональных действий; прогнозирование, предвидение конечного результата действий, их социальных и личностных последствий; осуществление нормативных поступков; самоконтроль на основе последовательного соотношения наблюдаемых результатов с эталонными представлениями о правовых нормах поведения; оценка полученного конечного результата путем его сопоставления с поставленной целью; коррекция и нормативная перестройка поведения в случае получения отрицательного результата.
С точки зрения повышения эффективности норм природоресурсного и природоохранного законодательства, важно, чтобы у прокурора были сформированы не только экологическая и правовая культуры, но и строго ориентированное на экологическое право, осознанное стремление к неукоснительному исполнению его норм. Эколого-правовая культура выражается, прежде всего, в знании экологического законодательства, правильном его понимании и толковании, применении, а также в зрелой мотивации не просто на формальное исполнение норм экологического права, а к неуклонному отстаиванию его идей и принципов в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Культура формируется у прокуроров на основе развитого эколого-правового сознания [7].
В становлении эколого-правового сознания прокурора важную роль играет не только субъективная самооценка, но также объективная социальная (коллективная) оценка его поведения другими людьми. Эта оценка является важнейшим фактором, стимулирующим интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания личностью результатов своих поступков, ответственность, стремление к совершенствованию своего социально-нормативного поведения [3].
Основным профессионально важным качеством прокурора при выполнении правоприменительной деятельности, является способность к сознательной саморегуляции своего поведения в области выполнения служебных обязанностей, профессионального обучения, взаимодействия с подчиненными, сотрудниками, руководителями, с представителями разных слоев населения. Саморегуляции заключается в постоянном поэтапном сопоставлении результатов осуществляемых действий и поступков с эталонами права и представлением желаемого конечного результата, хранящихся в сознании.
Процесс усвоения человеком объективно существующих правовых норм не является механическим отражением в сознании личности. Личность не является пассивным объектом воздействия объективных факторов, она вступает с ними в активное взаимодействие, содержание и направленность которого обусловлена определенной системой воспитания и обучения. Именно в этих процессах происходит усвоение субъектом социальных эталонов поведения, выработанных данным обществом. Объектные и субъектные факторы формирования правосознания прокурора находятся в постоянном взаимодействии, взаимно детерминируют друг друга, создавая единую систему развития правовой социализации.
Законы демократического общества не только провозглашают права человека и гражданина, но и накладывают на него определенные обязанности по отношению к другим гражданам и обществу в целом. При оценке прокурором правовых норм общества возникает специфическое представление о социальной справедливости, что является результатом сложных соотношений между содержанием правовых норм общества и уровнем его правового и нравственного развития, самооценки и уровнем требований к себе. Нормативная его поведение формируется при оптимальных соотношениях объективных и субъективных факторов развития правосознания. Правовое поведение прокурора является результатом адаптации его к условиям жизни общества, что служит необходимым условием дальнейшей социализации и выработки индивидуальной активной позиции в реализации правоприменительных действий.
Специфика правоприменительной деятельности, ее повышенная социальная значимость требует наличия осознанных правовых установок, которые выступают внутренними факторами адекватной правоприменительной деятельности, в основе которых лежат специализированные юридические знания, позитивные правовые чувства, умения, навыки прокурора.
Правоприменительная деятельность, является внешней формой выражения таких, например, позитивных правовых установок правоприменителей, как неукоснительное выполнение требований законности, точная и строгая реализация своих полномочий, стремление законными способами обеспечить реализацию юридических прав и обязанностей субъектов и т.д. Подобного рода правовые установки в своем единстве создают ценностную ориентацию прокуроров, непосредственно формирует готовность их к определенной правоприменительной деятельности.
Готовность к правоприменительной деятельности прокурора формируется заблаговременно в ходе специального юридического обучения и воспитания, практической правоприменительной деятельности и является целью длительного процесса формирования юриста-профессионала. Этот процесс обеспечивается предварительной подготовкой к профессиональному юридическому обучению (профессиональная ориентация); выявлением способности к овладению определенной юридической специальности (профессиональный отбор); обучением соответствующим юридическим профессиям (профессиональная подготовка); формированием как общих, так и специализированных качеств, умений, навыков юриста-профессионала; вхождением в работу правоприменительного органа (профессиональной адаптацией).
В общем виде длительная готовность к правоприменительной деятельности состоит из устойчивых компонентов: а) положительного отношения к определенному виду правоприменительной деятельности, что соответствует конкретной юридической специализации; б) специализированных юридических знаний как фундаментальных, теоретических, необходимых для выполнения любой правоприменительной деятельности на высоком уровне, так и конкретных знаний, умений, навыков, необходимых для деятельности в области природоресурсного и природоохранного законодательства; в) профессионально важных психических качеств прокурора: моральных, политических, интеллектуальных, характерологических, психофизиологических, имеющих как общие черты, так и специфику в различных видах правоприменительной деятельности. Такая настроенность прокурора на конкретные действия по применению права в данный момент, мобилизация всех компонентов профессионально-экологического правосознания на осуществление активных и целесообразных правоприменительных действий может быть названа ситуативной (временной) готовностью к правоприменительных действий.
Возникновения ситуативной готовности определяется пониманием прокурором задачи своей деятельности в конкретном случае, осознанием своих полномочий для ее осуществления и личностной ответственности за результат конкретного юридического дела, установлением порядка исполнения правоприменительных действий. Поэтому ситуативная готовность прокурора включает динамические компоненты: осознание задачи, условий, в которых будет происходить его выполнения, определение способов достижения цели правоприменительной деятельности в жизненной ситуации.
Длительная и ситуативная готовность к правоприменительной деятельности находятся в единстве. Возникновения ситуативной готовности прокурора зависит от долгосрочной готовности, состояния ее основных компонентов. В свою очередь, ситуативная готовность, ее динамические компоненты каждый раз направлены на актуализацию длительной готовности, повышают ее действенность и производительность в данных конкретных обстоятельствах. Рассматривая длительную и ситуативную готовность юристов, в частности прокуроров, к профессиональной деятельности, надо отметить, что без них невозможна успешная деятельность. Такая готовность охватывает устойчивые и динамические компоненты:
1. Познавательные (когнитивные): специализированные знания правовых явлений и знания о их свойства и качества; понимание прокурором своих обязанностей, полномочий, а также задач и функций правоприменительного процесса; знание приемов и средств правоприменительной деятельности, умение пользоваться юридическим инструментарием, навыки правоприменительной деятельности, опыт в практическом применении специализированных знаний; знания о вероятные ситуации и изменения обстоятельств в ходе правоприменительных действий; знание особенностей массового правосознания, правового сознания окружающих лиц.
2. Эмоциональные: чувство одобрения и удовлетворения действующим законодательством в целом и сложившейся практикой его применения; нетерпимость к нарушению субъектных прав и неисполнение юридических обязанностей; устойчивая привычка выполнять предписания правовых норм; высокоразвитое, обостренное чувство законности; чувство личной ответственности за результат правоприменительного процесса; уверенность в своих силах, успехе своей деятельности, надежности юридического инструментария при его применении в конкретных жизненных обстоятельствах; чувство удовлетворения при успешном результате юридического дела.
3. Мотивационные: внутренняя потребность успешно выполнять свои полномочия по применению права; проявление интереса к праву и правоприменительной деятельности, стремление добиться успеха в достижении цели правоприменительного процесса, обеспечении реализации юридических прав и обязанностей субъектов.
4. Волевые: сосредоточение сил на выполнение поставленной задачи при выполнении конкретных правоприменительных действий; отвлечение от внешних, мешающих воздействий, при формировании собственного мнения и внутреннего убеждения; способность преодолевать сомнение, напряженность, мобилизовать силы при преодолении сложного юридического дела.
Основная специализированная задача прокурора как представителя стороны обвинения это предъявления подсудимому обвинения от имени государства и народа, а также осуществления в качестве представителя прокуратуры общего надзора за работой государственных органов и должностных лиц, за соблюдением закона в местах отбывания наказания и другое. Это определяет специфику профессионального правосознания и других компонентов готовности прокурора к правоприменительной деятельности.
При оценке роли эколого-правового сознания на стадии действия категории норма права необходимо применять дифференцированный подход с учетом элементов и социальных уровней правосознания. Так, в большинстве правоотношений, в которых участвуют государственные органы и общественные организации, нормальную «работу» механизма правового регулирования может обеспечить только специализированная правосознание должностных лиц и служащих государственного аппарата.
В рациональных компонентах эколого-правового правосознания прокуроров должны преобладать углубленные специализированные знания экологического, уголовного, уголовно-процессуального права, криминологическое и криминалистическое видение правовых явлений и фактов, имеющих юридическое значение для дела. Прокурорская деятельность требует максимального использования специальных знаний различных отраслей науки и практики, которые предоставляются следственными органами. Прокурор должен осуществить высший синтез всех субъективных и объективных аспектов состава преступления, соотнести его со статьями уголовного кодекса и обосновать правильность его применения в данном конкретном случае в строгом соответствии с законом.
Особое значение имеет профессиональное правосознание правоохранительной деятельности компетентных государственных органов. В процессе правоприменительной деятельности в эколого-правовом сознании тесно взаимодействуют специализированные и научные компоненты, которые включаются в механизм правового регулирования при применении права. И, наконец, на завершающей стадии правового регулирования при непосредственных формах реализации права в механизме правового регулирования, включается обыденное правосознание лиц, реализующих правовые нормы, с помощью которой субъекты массового правосознания способны познать, правильно оценить и реализовать субъектные права и обязанности. Деятельность по применению правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам в сравнении с непосредственными формами реализации права гражданами требует более глубокого осознания правовых явлений для их практического использования прокурором [8].
Приведенные факты подтверждают разработанный в отечественной психологии принцип взаимосвязи сознания и деятельности, единство которых формируется в определенных условиях. Реализация указанного принципа, относительно исследования эколого-правового сознания работников прокуратуры, означает, что ее основные компоненты и особенности должны быть изучены в неразрывной связи с профессиональной деятельностью прокурора в сфере правового регулирования и применением норм права.
Выводы
Профессионально-экологическое правосознание прокурора следует рассматривать как особую форму сознания, которая, в связи с влиянием ряда объективных (социальных) и субъективных (психологических) факторов, имеет специфическую категориальную структуру, на которую влияет комплекс базовых правовых норм и общественных явлений. Поведение прокурора является исполнительной частью его целенаправленной деятельности.
Определение места и роли профессионально-экологического правосознания в системе взаимосвязанных и взаимозависимых общественных явлений служит основой для анализа ее внутренней структуры, поскольку последняя формируется не сама по себе, а определяется ролью данного явления в общественной жизни. Следовательно, эколого-правовое сознание представляет собой специфическую разновидность формы общественного сознания, что характеризуется нормативностью, правоустановленностью и связью с другими формами общественного сознания, главное функциональное назначение которого заключается в восприятии, отражение и выражение в формах экологических знаний и оценок об окружающей среде, в регулятивных возможностях природоресурсных и природоохранных юридических норм, эффективности их применения, реализации прав и обязанностей субъектов природопользования и природоохраны, а также в оптимизации юридически значимых экологических явлений и процессов, эколого-правовых принципов, норм и актов в природоресурсной и природоохранной сферах.
Библиографический список
- Кузин А. А. Развитие профессионально-экологической культуры будущих сотрудников полиции : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.06 / Кузин Александр Анатольевич. – М., 2013. – 22 с.
- Чулюкова С. А. Федеральный образовательный стандарт как организационно-педагогическая инновация в подготовке будущих юристов к эколого-правовой деятельности / С.А. Чулюкова // Высшее образование сегодня – 2010 – № 6 – С. 30-33.
- Бандурка А. М. Юридическая психология: Учебник / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. – Харьков: Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2001. – 640 с.
- Юридическая психология. Васильев В.Л. 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: 2009. — 608 с.
- Романов В. В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы) / В.В.Романов, М.В. Кроз // Вопросы психологии. 1994. – № 3. – С.94-108.
- Вершок И. Л. Об экологическом правосознании / И.Л. Вершок // Государство и право – 2003 – № 3. – С. 42-50.
- Буркин Д. О. Правовое образование в механизме формирования эколого-правовой культуры развитие : дис. … канд. юридич. наук : 12.00.01 / Д.О. Буркин. – Краснодар, 2014 – 238 с.
- Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд, – М.: Юристъ, 2003. – 670 с.