Работа психологической службы в летнем палаточном лагере строится по трём направлениям:
- диагностическому;
- развивающему;
- коррекционному.
Основная цель: укрепление физического здоровья, психического благополучия и формирование культуры здорового образа жизни у детей и подростков.
Диагностика проводится в начале и в конце смены. Первичное анкетирование направлено на изучение ценностей и интересов детей, их эмоционального состояния, настроения, отношения к происходящему в лагере [1].
Анализ анкетирования показал, что большинство (79%) детей оценивают свои первые впечатления от лагеря как «самые хорошие», «радостные». У 21% подростков первые впечатления ограничиваются внешними параметрами: «много новых людей», «красивая природа», «хорошо кормят» и др.
Большая часть детей (68%) ждут от лагеря интересной и насыщенной жизни, радости, веселья. Для 32% респондентов ожидания связаны с новыми знакомствами, с познанием чего-то нового, экскурсиями, отдыхом и др.
На вопрос «Что тебе нравится делать в свободное время?» 65% детей отмечают, что слушать музыку, петь, заниматься спортом, ездить на велосипеде, вышивать, вязать и др. 35% ребят подчеркивают, что им больше всего нравится общаться, мечтать, радоваться, верить в лучшее, вместе с друзьями отдыхать и др.
Вопрос о том, чему хотел бы научиться и научить других, показал достаточно большой спектр интересов детей: 32% подростков вообще хотят научиться без уточнения, чему конкретно; 27% респондентов хотят изучать иностранный язык, 41% – танцам, дзюдо, ходить на байдарках, волейбол и др. Желающих научить – меньше, 28% детей – называют то, что могли бы кого-то научить, отмечая часто, что это очень сложно, и они еще мало знают и умеют настолько хорошо, чтобы учить других.
Таким образом, надежды подростков по поводу пребывания в лагере позитивные (оптимистические).
В работе с детьми психологом используются следующие формы:
- упражнения на знакомство: «Кто я?», «Самокритика», «Мой портрет глазами группы», «Я глазами группы (ассоциации)» и др.;
- упражнения на развитие эмпатии и мимической экспрессивности: «Пойми другого», «Отражение чувств», «Поддержка», «Улыбка», «Зеркало» и др.;
- упражнения на снятие тревожного состояния: «Царская семья», «Скульптура», «Ласковый мелок» и др.;
- упражнения на визуализацию: «Маяк», «Визуализация моря», «Путешествие» и др.;
- упражнения на снятие мышечных зажимов, на физическую и психологическую раскрепощённость: «Маятник релаксации», «Огонь – лёд», «Дождик», «Волна», «Дарю своё место другому», «Приветствие по цепочке», «Снятие напряжения в 12 точках» и др.;
- творческие конкурсы: шоу – игра «Гонка за лидером», конкурс Актёрского мастерства, делова игра «Твори, выдумывай, пробуй!», КВН «Леди и джентльмены», викторина «Что? Где? Когда?», деловая игра «Лукошко добрых дел» и др.;
- мероприятия по здоровому образу жизни: «Алкоголь и общество», «Не говори «да», если хочешь сказать «нет», деловая игра «Я выбираю жизнь»; беседы по профилактике вредных привычек: «Враг вашего сердца», «Курильщик – сам себе могильщик» и др.
Коррекционная деятельность проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми и педагогами.
В конце лагерной смены проводится анкетирование детей, которое направлено выявление мотивации детей (я хочу), мечты (я надеюсь), реальные отношения, которые удалось сформировать в лагере.
Анализ анкетирования показал, что самым ценным в лагере было: общение с людьми, дружба, друзья, прекрасные отдых, интересные занятия кружков, праздники и др.
На вопрос «Что изменилось в тебе? Что нового ты узнал про себя?» 24% детей ответили – «ничего», 6%- «не знаю», и 70% «изменилось» («стал добрее и терпеливее»; «лучше стал понимать людей и себя»; «стремлюсь быть самим собой»; «взрослее»; «во мне все изменилось»).
Таким образом, опросы детей показали, что все доброе и искреннее приносит свои плоды, что более всего ценят подростки радостную атмосферу своей жизни в лагере, теплоту, дружбу, заботу и любовь. Главные результаты лагеря: опыт принятия тебя другими, расширение представлений о мире, развитие креативности и терпимости.
Библиографический список
- Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. М., 2003.