УДК 737

СОЗДАНИЕ МАКЕТОВ – СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Федорова Анна Михайловна
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко
студентка историко-лингвистического факультета

Аннотация
В данной статье рассматривается создание макетов памятников культуры и мест исторических событий как средство нравственно-патриотического воспитание детей старшего дошкольного возраста. Работа знакомит с итогами исследования, которые были проведены в ходе реализации социального проекта.

Ключевые слова: воспитание, дошкольный возраст, моделирование, патриотизм


CREATE A LAYOUT – MEANS OF MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION

Fedorova Anna Mikhailovna
Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko
student of historical-linguistic faculty

Abstract
This article describes how to create models of cultural monuments and places of historical events as a means of moral and patriotic education of preschool children. The work presents the results of investigations that were carried out during the implementation of a social project.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Федорова А.М. Создание макетов – средство нравственно-патриотического воспитания // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/01/4073 (дата обращения: 27.10.2023).

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский считал, что «необходимо развивать у детей чувство местности», то есть обладания знаниями о своем непосредственном окружении. Это необходимо для того, чтобы «не быть иностранцем посреди своей родины». Современные  педагогические исследования М.И. Богомолова, С.А. Козлова, С.Т. Федотовой также утверждают о важности организации краеведческой работы, так как это начальный этап развития у детей дошкольного возраста патриотического, гражданского чувства.

Целью краеведческого образования в детском саду является познание своей малой родины, развитие ценностного отношения к природному, социальному и культурному окружению. Перед педагогом, стоить не простая задача, привить детям неравнодушное отношение к окружающей их действительности. Наиболее успешно эту задачу можно решить с помощью личностно-деятельностного подхода. Он предусматривает возможность реализации содержания краеведческого образования в разных организационных формах и видах деятельности (конструктивной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественной).

Использование моделирования как основного метода способствует качественному усвоению краеведческого материала, воспитанию нравственно-патриотических чувств. Эффективность данного вида деятельности объясняется тем, что у детей старшего дошкольного возраста развита образная форма познания. Следовательно, создание наглядного образа (макета) облегчает процесс осознания и запоминания изучаемого материала. В процессе моделирования дети имеют возможность развивать логическое мышление, воображение, художественные, игровые, коммуникативные способности, умение находить нестандартные решения. Также макеты могут быть использованы в оформлении предметно-развивающей среды, в этом случае краеведение может стать повседневным явлением в жизни детей.

При использовании моделирования в качестве способа изучения краеведческого материала необходимо также прибегать к  следующим формам и методам:

  1. Наглядные – это демонстрация фотографий, репродукций, электронных презентаций, готовых макетов, фильмов и проведение экскурсий.
  2. Словестные – рассказ об историческом месте и событии, чтение литературы, беседы с элементами диалога.
  3. Практические – моделирование, аппликация, лепка, рисование.
  4. Игровые – дидактические игры и обыгрывание макетов.

Рассмотрим в качестве примера изучение истории древних удмуртов IX–XIII веков, посредством создания макета городища Иднакар. Первые занятия были посвящены изучению темы «Удмуртские богатыри (батыры)», целью которых являлось формирование представления о бытовых и культурных традициях жизни древних удмуртов. После усвоения базовых понятий необходимо приступать к непосредственному моделированию.

На занятиях было изучено географическое расположение городища Иднакар, в соответствии с которым была нанесена разметка на основу будущего макета. Далее были изучены природно-климатические условия. Полученные знания позволили детям  воссоздать ландшафтные особенности и  природу северной территории проживания удмуртов.

В ходе создания макета дети познакомились с бытом удмуртов и системой защитных укреплений городища. Для конструирования домов детям были предложены заранее приготовленные детали: миниатюрные бревна (ветки деревьев), которые позволили объяснить детям способ постройки бревенчатого дома. При изучении системы защиты городища акцент был сделан на причины и механизм возведения оборонительной стены, смотровой вышки, а также рва и земляного вала.

Особое внимание при изучении темы уделялось причинно-следственным связям.  Например, почему удмурты предпочитали селиться на возвышенностях, или какие выгоды могли извлечь люди, поселившись у реки. Разбирая подобные вопросы, дети приучаются не только к репродуктивным формам ответов, но и к самостоятельной, творческой мыслительной деятельности.

Как известно, развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи, памяти, воображения и других творческих способностей ребенка. Моделирование макета дает детям дополнительные возможности развивать мелкую моторику рук, так как во время занятий они занимаются аппликацией, лепкой, конструированием, рисованием, вырезанием мелких деталей из бумаги и картона.

Исторические знания, полученные детьми, способствуют формированию чувства принадлежности к семье, детскому коллективу, своему народу и стране, что в свою очередь является надежной основой воспитания чувства патриотизма в старшем дошкольном возрасте. Проведение дополнительных занятий по изучению истории родного края и страны посредством моделирования макетов памятников культуры и мест исторических событий имеет огромный обучающий, воспитательный и развивающий потенциал.


Библиографический список
  1. Древние мастера Прикамья. Очерки / Под ред. Н.И. Шутова. – Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы, 1994. – 108 с.
  2. Иванова М.Г. Истоки удмуртского народа/Учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 1994. – 192 с.
  3. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. О.М. Дьяченко, В.В. Холмовский – М.: «ГНОМ и Д», 2001. – 80 с.
  4. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М.: Аккадемия, 2002. – 186 с.
  5. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1974. [Электронный ресурс] / http://ecat.lib.mpgu.edu /. (Дата обращения: 12. 10. 2014).


Все статьи автора «AnnaFedorova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: