УДК 159.943.8

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ СЕРИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ МАТЕРЯМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

Платонова Марина Сергеевна
Хакасский государственный университет (г. Абакан)
аспирант 3 курса «клиническая психология»

Аннотация
В статье представлены результаты сравнительного нейропсихологического анализа функций серийной организации движений у дошкольников в зависимости от образовательного уровня матери. Полученные эмпирические результаты свидетельствуют, что влияние уровня образования матери на развитие функций серийной организации движений носит линейный характер: чем выше образование матери, тем успешнее показатели функций серийной организации движений у детей.

Ключевые слова: высшее образование матери, дошкольный возраст, нейропсихологическое исследование, средне – специальное матери, среднее образование матери, функции серийной организации движений


THE COMPARATIVE ANALYSIS OF FUNCTIONS OF THE SERIAL ORGANIZATION OF MOVEMENTS AT THE PRESCHOOL CHILDREN WHO ARE BROUGHT UP MOTHERS WITH DIFFERENT EDUCATION LEVEL

Platonova Marina Sergeyevna
Khakass state university (Abakan)
graduate student 3 courses "clinical psychology"

Abstract
Results of the comparative neuropsychological analysis of functions of the serial organization of movements of preschool children depending on the educational level of mother are presented in article. The received empirical results testify that influence of education level of mother on development of functions of the serial organization of movements has linear character: the education of mother is higher; the indicators of functions of the serial organization of movements at children are more successful.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Платонова М.С. Сравнительный анализ функций серийной организации движений у дошкольников, воспитывающихся матерями с разным уровнем образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4249 (дата обращения: 26.05.2017).

Публикация подготовлена при поддержке фонда РГНФ, грант № 14-06-00293 «Нейропсихологический подход к изучению роли средовых факторов в формировании высших психических функций у детей»

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений рук. Важнейшей функцией, от которой зависит основа процессов чтения, письма, большинства трудовых навыков и  речевой функцией  –  является серийная организация движений.

Функции серийной организации движений в соответствии с теорией Лурия А.Р. [3] о трех функциональных блоках мозга, связаны с третьим блоком мозга. Третий блок, это блок программирования, регуляции и контроля, а так же серийной организации движений. Необычайно важную роль, незаменимую с точки зрения генезиса указанных функций  играет кинетический (эфферентный) праксис. Кинетический (динамический) фактор обеспечивается деятельностью заднелобных отделов мозга. Характеризуя кинетический фактор, подчеркивается, что в нем содержится два основных компонента: смена звеньев процесса (развертывание во времени) и плавность (“мелодичность”) перехода от одного звена к другому, предполагающая своевременное оттормаживание предшествующего элемента, незаметность перехода и отсутствие перерывов.

Очевидно, что способность и возможность серийной организации движений, формируются у человека по мере взросления и инвариантно зависят от окружающей среды.

Социальные факторы, могут быть как благоприятными для развития функций серийной организации движений, так и наоборот, способствовать торможению их развития. Они не приводят к повреждениям нервной системы, но могут повлиять на темпы созревания или привести к тем или иным расстройствам психической сферы и поведения[5].

Чем длительнее действовал в жизни индивида какой-либо фактор окружающей среды, тем труднее устранить его последствия. Условия, определяемые окружающей средой, не всегда можно исправить. Действующие в течение многих лет неблагоприятные жизненные факторы могут нанести непоправимый ущерб интеллектуальному и эмоциональному развитию индивида”[5]. Очевидно, что разные социальные группы, находящиеся на разных уровнях в иерархической структуре общества, отличаются друг от друга по множеству характеристик – по образованию, профессии, жилищным условиям, питанию, количеству детей и порядку их рождения. Сочетание этих различий создает неодинаковые условия для воспитания детей.       Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах.

В свою очередь, уровень образования отца и матери, как отмечают многие исследователи,  один из наиболее прогностичных показателей для развития интеллекта ребенка. В ряде современных исследований  [5, 6, 7] было выявлено, что  уровень образования  в определенной мере может влиять на общую когнитивную ситуацию в семье – чем выше уровень образования родителей, тем успешнее обучаются дети.

Так в исследовании Н. С. Кантонистовой, изучавшей близнецов и одиночно рожденных детей, было выявлено, что коэффициент интеллекта детей уменьшается в соответствии со снижением образовательного уровня родителей. Следует отменить, что уровень образования родителей положительно коррелирует с показателями по шкалам, предназначенным для измерения родительской заботы о детях. Высокообразованные родители наиболее благотворно влияют на семейную среду[2].

Набор качеств, характерный для матерей с высшим образованием, показывает, что для них ребенок – личность и они  в большей степени нацелены на сотрудничество с ребенком. Набор качеств, характерный для матерей без высшего образования, показывает, что для них ребенок в большей степени – объект воспитания и заботы.  Сотрудничество матери  с ребенком предусматривает использование в общении всей совокупности знаний, и правильное представления о действительности[4].

В связи с актуальностью проблемы целью нашего исследования является сравнительный анализ состояния функций серийной организации движений у дошкольников, воспитывающихся в семьях с  разным уровнем образования родителей.

Для выявления состояния серийных функций движения нами было проведено исследование, в котором принимали участие 180 детей, в возрасте от 6-7 лет,  84 ребенка из них воспитываются матерью, имеющее высшее образование, 65 матерей имеют средне- специальное и  31 мать – среднее образование.

Для выявления особенностей функций серийной организации движений была использована проба на  динамический праксис, разработанная А.Р. Лурия и снабженная количественной оценкой коллективом авторов во главе с Т.В. Ахутиной[1].  Проба направлена на исследование возможности усвоения двигательной программы и сформированность кинетических механизмов серийной (сукцессивной) организации движений — возможности автоматизации двигательного навыка, переключения с одного движения на другое и с одной двигательной программы на другую.

Статистическая обработка данных осуществлялась на основе пакета программ SPSS for Windows с использованием описательной статистики и однофакторного дисперсионного анализа ANOVA.

В целях обобщенного анализа полученных данных нами была использована специальная процедура вычисления нейропсихологических индексов. Индексы представляют собой комплексные величины, которые в совокупности более надежны, чем в отдельности. Система подсчета индексов помогает в исследовании конкретных высших психических функций и представляет собой значения, в которые входят параметры, отвечающие за конкретный фактор.

Результаты представлены в таблице 1. Полученные нами индексы дают возможность сравнить функции серийной организации движений у детей дошкольного возраста в зависимости от  уровня образования матери

Таблица 1. Средние показатели индексов функций

Значения индексов

 

 

Высшее обр. матери

1гр

Средне – специальное обр.

матери

2гр

Среднее обр. матери

3гр

Уровень различий 1 и 2гр

Уровень различий

1 и 3гр

Уровень различий 2 и 3гр

Серийной организации движений

 

0,18

-0,00

-0,48

0,001**

0,023*

* различия на уровне р < 0,05; ** различия на уровне р < 0,001;символом «~» обозначена тенденция.

В результате сравнительного анализа выяснилось:  показатели функций серийной организации, у дошкольников, воспитывающихся в семьях, чьи матери имеют высшее образование,  развиваются успешнее, чем у других двух сравниваемых групп.

Значимые статистические различия в показателях этой функции выявлены между показателями дошкольников воспитывающихся матерями с высшим образованием и среднем образованием (p=0,001), а так же различия выявлены и в показателях  функций детей, чьи мамы имеют среднее образование  и средне – специальное образование (p=0,023).

Наиболее успешные показатели серийной организации движений наблюдаются у детей воспитывающиеся матерями с высшим образованием, чуть ниже показатели у детей, чьи мамы имеют средне – специальное образование и совсем низкие показатели демонстрируют дети, чьи мамы не имеют образования.

Рассмотрим отдельно каждый полученный показатель, характеризующий особенности серийной организации движений детей (таблица 2).

Таблица 2. Распределение испытуемых в зависимости от успешности выполнения пробы на динамический праксис (кол-во тестируемых в %, имеющих соответствующий балл) 

Баллы

Динамический праксис:

автоматизированность 1 программа

 

Динамический праксис:

серийная организация 1 программа

Динамический праксис:

автоматизированность  2 программа

Динамический праксис:

серийная организация 2 программа

1

высшее

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

32,1

16,9

12,9

29,8

16,9

6,5

36,9

26,2

12,9

28,6

24,6

12,9

3

32,1

41,5

19,4

25

30,8

9,7

34,5

32,3

29

33,3

33,8

19,4

2

10,7

15,4

19,4

22,6

24,6

38,7

8,3

18,5

16,1

23,8

26,2

32,3

1

17,9

13,8

29,0

20,2

27,7

38,7

15,5

15,4

29

13,1

13,8

22,6

0

7,1

12.3

19,4

2,4

-

6,5

4,8

7,7

12,9

1,2

1,5

12.9

*Баллы за выполнение (автоматизированность): 4- плавное выполнение; 3- от замедленного выполнения или выполнение «пачками» к плавному; 2- переход от поэлементного выполнения  к  плавному; 1 – выполнение «пачками»; 0- поэлементное неавтоматизированное выполнение или сбои при увеличении темпа.

Баллы за серийную организацию: 4 – безошибочное выполнение; 3 – единичные сбои; 2- более частые сбои, единичные персеверации, инертное повторение ошибок с самокоррекцией; 1- эпизодическое расширение или сужение программы; 0- наличие инертного стереотипа в выполнении.

Способность к автоматизации двигательного навыка у детей воспитывающихся матерями с высшим образованием значительно лучше, чем у детей, чьи мамы не имеют образования. Так 64% дошкольников из семей, где мама имеет высшее образование, выполняли движения плавно и автоматизи­ровано практически с самого начала,  32 % из них  достигали плавности и автоматизации после некоторого периода врабатываемости.

Характер выполнения этой пробы у детей, чьи мамы имеют средне – специальное образование варьирует в большинстве случаев (41,5%) от выполнения отдельными сериями – «пачками» до плавной смены элементов программы.

Что касается детей из семей, где мама не имеет образования 48% из них, выполняют элементы двигательной программы «пачками» или переходят к плавному выполнению, только после поэлементного. И почти 20% дошкольников данной группы выполняют движения поэлементно и не автоматизировано с частыми сбоями при увеличении темпа работы.

Подобные результаты можно наблюдать и при выполнении второй двигательной программы. У детей, чьи мамы имеют высшее и средне – специальное образование во второй программе, наблюдается динамика к улучшению автоматизации выполнения двигательных элементов ( 71,4% и 58,8%детей данных групп выполняли движения автоматизи­ровано или достигали автоматизации после некоторого периода врабатываемости). Среди испытуемых дошкольников воспитывающихся мамами без образования, так же наблюдается динамика к улучшению, но все же процент успешно выполняющих программу детей значительно ниже – 41%.

Показатели серийной организации, зависящие от ошибок выполнения двигательной программы, у детей трех сравниваемых групп имеют так же свои особенности  (таблица 2).

Основная масса детей дошкольного возраста допускали ошибки разной сте­пени грубости. 71% дошкольников из семей, где мамы получили высшее образование, не возникало ошибок вовсе или возникали единичные ошибки в последовательности движений — ребенок мог начать серию движений не с ладони, а с кулака. Среди детей воспитывающихся матерями со средним образованием, так же высокий процент безошибочного выполнения двигательной программы или с единичными сбоями (58%).

Показатели серийной организации  движений у детей, воспитывающихся матерями со средним образованием, демонстрируют значимые различия, только 16 % дошкольников, допускали единичные ошибки  или не допускали ошибок вовсе. Основная масса детей данной группы делали боль­шое количество ошибок в основном грубых.

У 77% детей возни­кали постоянные сбои в движениях. В ряде случаев программа за­менялась хаотичным порядком элементов. Помимо изменения порядка движений часть детей упрощали последовательность дви­жений до двух элементов — JIP или КР. Так же наиболее встречаемой ошибкой являлось расширение  двигательной программы и персеверации.

Переход от первой ко второй программе сопровождался персеверациями,  возникающими, при формировании нового двигательного навыка. Ошибки инертного стереотипного воспроизведения серийной организации  при переходе от одной к другой программе у детей, воспитывающихся матерями без образования, увеличились вдвое.  Такого рода ошибки носят стойкий характер и свидетельствуют о недостаточной сформиро­ванности кинетического компонента в построении серийных дви­жений.

Таким образом, качественный анализ данных, направленный на исследование функций серийной организации движений, так и их статистическая обработка  позволяют говорить о различиях в степени зрелости функций серийной организации движений у детей дошкольного возраста в зависимости от уровня образования матери, а именно:

- влияние образование матери на развитие функций серийной организации движений носит линейный характер: чем выше образование матери, тем успешнее показатели функций серийной организации движений у детей;

- у детей воспитывающихся матерями без образования уровень сформированности функций серийной организации движений значительно снижен и проявляется: трудностях  усвоения двигательной программы и  плохой сформированности кинетических механизмов организации движений.


Библиографический список
  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Преодоление трудностей обучения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.- 320 с.
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2008. – 384 с.
  3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие/ А.Р. Лурия.-М.: Академия, 2006.-384с.
  4. Ефремова Н.А. Психологическое содержание Я-концепции родителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – Омск,2004г.,стр 15.
  5. Карацуба Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 22с.
  6. Biedinger  Nicole ; Klein  Oliver: Der Einfluss der sozialen Herkunft und des kulturellen Kapitals auf die Häufigkeit entwicklungsfördernder Eltern-Kind-Aktivitäten. In: Diskurs Kindheits- und Jugendforschung 5 (2010), 2, pp. 195-208.
  7. Laureau A., Horvat E. Moments of social inclusion and exclusion: Race, class and cultural capital in family-school relationships // Sociology of education. 1999. Vol. 72. P. 37–53.


Все статьи автора «s.mariana@list.ru»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: