Публикация подготовлена при поддержке фонда РГНФ, грант № 14-06-00293 «Нейропсихологический подход к изучению роли средовых факторов в формировании высших психических функций у детей»
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений рук. Важнейшей функцией, от которой зависит основа процессов чтения, письма, большинства трудовых навыков и речевой функцией – является серийная организация движений.
Функции серийной организации движений в соответствии с теорией Лурия А.Р. [3] о трех функциональных блоках мозга, связаны с третьим блоком мозга. Третий блок, это блок программирования, регуляции и контроля, а так же серийной организации движений. Необычайно важную роль, незаменимую с точки зрения генезиса указанных функций играет кинетический (эфферентный) праксис. Кинетический (динамический) фактор обеспечивается деятельностью заднелобных отделов мозга. Характеризуя кинетический фактор, подчеркивается, что в нем содержится два основных компонента: смена звеньев процесса (развертывание во времени) и плавность (“мелодичность”) перехода от одного звена к другому, предполагающая своевременное оттормаживание предшествующего элемента, незаметность перехода и отсутствие перерывов.
Очевидно, что способность и возможность серийной организации движений, формируются у человека по мере взросления и инвариантно зависят от окружающей среды.
Социальные факторы, могут быть как благоприятными для развития функций серийной организации движений, так и наоборот, способствовать торможению их развития. Они не приводят к повреждениям нервной системы, но могут повлиять на темпы созревания или привести к тем или иным расстройствам психической сферы и поведения[5].
Чем длительнее действовал в жизни индивида какой-либо фактор окружающей среды, тем труднее устранить его последствия. Условия, определяемые окружающей средой, не всегда можно исправить. Действующие в течение многих лет неблагоприятные жизненные факторы могут нанести непоправимый ущерб интеллектуальному и эмоциональному развитию индивида”[5]. Очевидно, что разные социальные группы, находящиеся на разных уровнях в иерархической структуре общества, отличаются друг от друга по множеству характеристик – по образованию, профессии, жилищным условиям, питанию, количеству детей и порядку их рождения. Сочетание этих различий создает неодинаковые условия для воспитания детей. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах.
В свою очередь, уровень образования отца и матери, как отмечают многие исследователи, один из наиболее прогностичных показателей для развития интеллекта ребенка. В ряде современных исследований [5, 6, 7] было выявлено, что уровень образования в определенной мере может влиять на общую когнитивную ситуацию в семье – чем выше уровень образования родителей, тем успешнее обучаются дети.
Так в исследовании Н. С. Кантонистовой, изучавшей близнецов и одиночно рожденных детей, было выявлено, что коэффициент интеллекта детей уменьшается в соответствии со снижением образовательного уровня родителей. Следует отменить, что уровень образования родителей положительно коррелирует с показателями по шкалам, предназначенным для измерения родительской заботы о детях. Высокообразованные родители наиболее благотворно влияют на семейную среду[2].
Набор качеств, характерный для матерей с высшим образованием, показывает, что для них ребенок – личность и они в большей степени нацелены на сотрудничество с ребенком. Набор качеств, характерный для матерей без высшего образования, показывает, что для них ребенок в большей степени – объект воспитания и заботы. Сотрудничество матери с ребенком предусматривает использование в общении всей совокупности знаний, и правильное представления о действительности[4].
В связи с актуальностью проблемы целью нашего исследования является сравнительный анализ состояния функций серийной организации движений у дошкольников, воспитывающихся в семьях с разным уровнем образования родителей.
Для выявления состояния серийных функций движения нами было проведено исследование, в котором принимали участие 180 детей, в возрасте от 6-7 лет, 84 ребенка из них воспитываются матерью, имеющее высшее образование, 65 матерей имеют средне- специальное и 31 мать – среднее образование.
Для выявления особенностей функций серийной организации движений была использована проба на динамический праксис, разработанная А.Р. Лурия и снабженная количественной оценкой коллективом авторов во главе с Т.В. Ахутиной[1]. Проба направлена на исследование возможности усвоения двигательной программы и сформированность кинетических механизмов серийной (сукцессивной) организации движений — возможности автоматизации двигательного навыка, переключения с одного движения на другое и с одной двигательной программы на другую.
Статистическая обработка данных осуществлялась на основе пакета программ SPSS for Windows с использованием описательной статистики и однофакторного дисперсионного анализа ANOVA.
В целях обобщенного анализа полученных данных нами была использована специальная процедура вычисления нейропсихологических индексов. Индексы представляют собой комплексные величины, которые в совокупности более надежны, чем в отдельности. Система подсчета индексов помогает в исследовании конкретных высших психических функций и представляет собой значения, в которые входят параметры, отвечающие за конкретный фактор.
Результаты представлены в таблице 1. Полученные нами индексы дают возможность сравнить функции серийной организации движений у детей дошкольного возраста в зависимости от уровня образования матери
Таблица 1. Средние показатели индексов функций
Значения индексов
|
Высшее обр. матери 1гр |
Средне – специальное обр. матери 2гр |
Среднее обр. матери 3гр |
Уровень различий 1 и 2гр |
Уровень различий 1 и 3гр |
Уровень различий 2 и 3гр |
Серийной организации движений
|
0,18 |
-0,00 |
-0,48 |
0,001** |
0,023* |
* различия на уровне р < 0,05; ** различия на уровне р < 0,001;символом «~» обозначена тенденция.
В результате сравнительного анализа выяснилось: показатели функций серийной организации, у дошкольников, воспитывающихся в семьях, чьи матери имеют высшее образование, развиваются успешнее, чем у других двух сравниваемых групп.
Значимые статистические различия в показателях этой функции выявлены между показателями дошкольников воспитывающихся матерями с высшим образованием и среднем образованием (p=0,001), а так же различия выявлены и в показателях функций детей, чьи мамы имеют среднее образование и средне – специальное образование (p=0,023).
Наиболее успешные показатели серийной организации движений наблюдаются у детей воспитывающиеся матерями с высшим образованием, чуть ниже показатели у детей, чьи мамы имеют средне – специальное образование и совсем низкие показатели демонстрируют дети, чьи мамы не имеют образования.
Рассмотрим отдельно каждый полученный показатель, характеризующий особенности серийной организации движений детей (таблица 2).
Таблица 2. Распределение испытуемых в зависимости от успешности выполнения пробы на динамический праксис (кол-во тестируемых в %, имеющих соответствующий балл)
Баллы |
Динамический праксис: автоматизированность 1 программа
|
Динамический праксис: серийная организация 1 программа |
Динамический праксис: автоматизированность 2 программа |
Динамический праксис: серийная организация 2 программа |
||||||||
1 высшее |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
4 |
32,1 |
16,9 |
12,9 |
29,8 |
16,9 |
6,5 |
36,9 |
26,2 |
12,9 |
28,6 |
24,6 |
12,9 |
3 |
32,1 |
41,5 |
19,4 |
25 |
30,8 |
9,7 |
34,5 |
32,3 |
29 |
33,3 |
33,8 |
19,4 |
2 |
10,7 |
15,4 |
19,4 |
22,6 |
24,6 |
38,7 |
8,3 |
18,5 |
16,1 |
23,8 |
26,2 |
32,3 |
1 |
17,9 |
13,8 |
29,0 |
20,2 |
27,7 |
38,7 |
15,5 |
15,4 |
29 |
13,1 |
13,8 |
22,6 |
0 |
7,1 |
12.3 |
19,4 |
2,4 |
- |
6,5 |
4,8 |
7,7 |
12,9 |
1,2 |
1,5 |
12.9 |
*Баллы за выполнение (автоматизированность): 4- плавное выполнение; 3- от замедленного выполнения или выполнение «пачками» к плавному; 2- переход от поэлементного выполнения к плавному; 1 – выполнение «пачками»; 0- поэлементное неавтоматизированное выполнение или сбои при увеличении темпа.
Баллы за серийную организацию: 4 – безошибочное выполнение; 3 – единичные сбои; 2- более частые сбои, единичные персеверации, инертное повторение ошибок с самокоррекцией; 1- эпизодическое расширение или сужение программы; 0- наличие инертного стереотипа в выполнении.
Способность к автоматизации двигательного навыка у детей воспитывающихся матерями с высшим образованием значительно лучше, чем у детей, чьи мамы не имеют образования. Так 64% дошкольников из семей, где мама имеет высшее образование, выполняли движения плавно и автоматизировано практически с самого начала, 32 % из них достигали плавности и автоматизации после некоторого периода врабатываемости.
Характер выполнения этой пробы у детей, чьи мамы имеют средне – специальное образование варьирует в большинстве случаев (41,5%) от выполнения отдельными сериями – «пачками» до плавной смены элементов программы.
Что касается детей из семей, где мама не имеет образования 48% из них, выполняют элементы двигательной программы «пачками» или переходят к плавному выполнению, только после поэлементного. И почти 20% дошкольников данной группы выполняют движения поэлементно и не автоматизировано с частыми сбоями при увеличении темпа работы.
Подобные результаты можно наблюдать и при выполнении второй двигательной программы. У детей, чьи мамы имеют высшее и средне – специальное образование во второй программе, наблюдается динамика к улучшению автоматизации выполнения двигательных элементов ( 71,4% и 58,8%детей данных групп выполняли движения автоматизировано или достигали автоматизации после некоторого периода врабатываемости). Среди испытуемых дошкольников воспитывающихся мамами без образования, так же наблюдается динамика к улучшению, но все же процент успешно выполняющих программу детей значительно ниже – 41%.
Показатели серийной организации, зависящие от ошибок выполнения двигательной программы, у детей трех сравниваемых групп имеют так же свои особенности (таблица 2).
Основная масса детей дошкольного возраста допускали ошибки разной степени грубости. 71% дошкольников из семей, где мамы получили высшее образование, не возникало ошибок вовсе или возникали единичные ошибки в последовательности движений — ребенок мог начать серию движений не с ладони, а с кулака. Среди детей воспитывающихся матерями со средним образованием, так же высокий процент безошибочного выполнения двигательной программы или с единичными сбоями (58%).
Показатели серийной организации движений у детей, воспитывающихся матерями со средним образованием, демонстрируют значимые различия, только 16 % дошкольников, допускали единичные ошибки или не допускали ошибок вовсе. Основная масса детей данной группы делали большое количество ошибок в основном грубых.
У 77% детей возникали постоянные сбои в движениях. В ряде случаев программа заменялась хаотичным порядком элементов. Помимо изменения порядка движений часть детей упрощали последовательность движений до двух элементов — JIP или КР. Так же наиболее встречаемой ошибкой являлось расширение двигательной программы и персеверации.
Переход от первой ко второй программе сопровождался персеверациями, возникающими, при формировании нового двигательного навыка. Ошибки инертного стереотипного воспроизведения серийной организации при переходе от одной к другой программе у детей, воспитывающихся матерями без образования, увеличились вдвое. Такого рода ошибки носят стойкий характер и свидетельствуют о недостаточной сформированности кинетического компонента в построении серийных движений.
Таким образом, качественный анализ данных, направленный на исследование функций серийной организации движений, так и их статистическая обработка позволяют говорить о различиях в степени зрелости функций серийной организации движений у детей дошкольного возраста в зависимости от уровня образования матери, а именно:
- влияние образование матери на развитие функций серийной организации движений носит линейный характер: чем выше образование матери, тем успешнее показатели функций серийной организации движений у детей;
- у детей воспитывающихся матерями без образования уровень сформированности функций серийной организации движений значительно снижен и проявляется: трудностях усвоения двигательной программы и плохой сформированности кинетических механизмов организации движений.
Библиографический список
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Преодоление трудностей обучения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.- 320 с.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2008. – 384 с.
- Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие/ А.Р. Лурия.-М.: Академия, 2006.-384с.
- Ефремова Н.А. Психологическое содержание Я-концепции родителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – Омск,2004г.,стр 15.
- Карацуба Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 22с.
- Biedinger Nicole ; Klein Oliver: Der Einfluss der sozialen Herkunft und des kulturellen Kapitals auf die Häufigkeit entwicklungsfördernder Eltern-Kind-Aktivitäten. In: Diskurs Kindheits- und Jugendforschung 5 (2010), 2, pp. 195-208.
- Laureau A., Horvat E. Moments of social inclusion and exclusion: Race, class and cultural capital in family-school relationships // Sociology of education. 1999. Vol. 72. P. 37–53.