УДК 37.013

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ: ПОИСК ОСНОВАНИЙ

Стоюшко Наталья Юрьевна
Дальневосточный федеральный университет (филиал в г. Большой Камень)
кандидат экономических наук, доцент кафедры морских технологий и энергетики

Аннотация
В статье представлен феномен «образовательная система» в исследовательском поле, выявлены проблемные зоны в управлении образовательными системами и факторы, влияющие на результативность данного процесса. Проведенное исследование позволяет понять неоднозначность проблем управления в сфере образования.

Ключевые слова: образование, образовательная система, управление образовательными системами, факторы успешности образовательных систем


MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS: THE SEARCH BASES

Stoyushko Natalya Yuryevna
Far Eastern Federal University (branch in Bolshoy Kamen)
PhD in Economic Science, Assistant Professor of the of Marine Technology and Energy Department

Abstract
The paper presents the phenomenon of «educational system» in the research field, identified problem areas in the management of educational systems and the factors that influence the effectiveness of the process. This study allows us to understand the ambiguity of management problems in education.

Keywords: education, educational system, factors of success of educational systems, management of educational systems


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Стоюшко Н.Ю. Управление образовательными системами: поиск оснований // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/02/4507 (дата обращения: 01.10.2017).

Образование − это целенаправленный процесс воспитания, обучения в интересах человека, общества и государства. Образовательная деятельность не заключается только в передаче, распространении и усвоении имеющихся знаний, это и активный процесс выработки новых знаний. В современных условиях знания становятся главным ресурсом общества, а в сочетании с духовно-нравственными и культурными ценностями образуют (базис) фундамент для развития личности.

Образование представляет собой социальный институт воспроизводства знаний, т.е. организационную систему, включающую деятельность, процесс и организацию, которая требует воздействия из вне для обеспечения работоспособности, эффективности и дальнейшего развития. Воздействие представляет собой процесс управления (менеджмента).

Управление в кибернетическом понимании представляет собой, как известно, целенаправленное воздействие на систему и ее элементы для сохранения структуры и состояния системы или перевода ее в другое состояние в соответствии с целью функционирования и развития этой системы. Целями регулирования в общем виде являются обеспечение, поддержание и предупреждение тех или иных последствий в зависимости от конкретного характера проявлений со стороны объекта (субъекта) управления.

Анализ литературы показывает, что проблеме управления образовательными системами посвящены многие научные исследования, в совокупности подтверждающие важность и актуальность данного исследования.

Так, к примеру, Чучалин А.И и Замятин А.В. [1] обращают внимание к созданию модели системы менеджмента качества, способствующей интегрированному подходу к управлению качеством образовательной деятельности вуза за счет охвата всех видов деятельности и ориентации на результат.

Цирульников А.М. [2] рассматривает технологию создания образовательных сетей как одного из инструментов социокультурной модернизации образования.

Ведущие мировые специалисты по образовательной политике М. Барбер и М. Муршед в своей работе «Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии» [3] считают, чтобы добиться успеха, требуется разработать системную реформу, которая базируется на единстве целей и содержания образования, и эффективно ее реализовывать.

Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. [4] на примере опыта Сингапура показали возможности построения системы профессионального образования путем смещения акцента с производственной и процессуальной логики эффективности на механизмы зарождения и развития идей, создание стимулирующей среды.

Пудалова Е.И. [5] акцентируясь на управленческих принципах (объективности, основного звена управления, отраслевого и территориального управления, оптимальности и эффективности управления), выделяет основное назначение системы управления образовательным учреждением, иначе образовательной системой, переход на новые информационные технологии поддержки процесса управления образованием, учета и отчетности, что в итоге позволяет обеспечивать существенное повышение эффективности деятельности в целом.

Зыкова Е.М. [6] в своей работе обращает внимание на формирование «четких организационно-педагогических условий», которые необходимы для эффективного управления образовательными системами. Автор усматривает модульную структуру организационно-педагогических условий: 1-й модуль − понимание эффективности управления и измеримости результатов; 2-й модуль − определение (выбор) подходов к управлению («объективно-логический и социально-психологический»); 3-й модуль − учет принципов модернизации российской системы образования, целевым установками которой являются: повышение качества образования, доступность образования, эффективность образовательной системы.

В основном исследователи проблем образовательных систем с позиции управления ими обращают внимание на применение ИКТ, которые ныне во многом определяют имидж образовательной системы, превращают ее в престижную сферу, в которой интересно работать и комфортно учиться.

Проблема управления образовательными системами кроется в поиске таких методов управления или построении моделей, способствующих развитию как самой системы, так и направленных на достижение конечного результата. Как известно, результатом деятельности образовательной системы любого уровня является личность, которая играет решающую роль в социально-экономическом процессе общества и является ценностью государства. Поэтому, чтобы предлагать новшество в управлении образовательными системами, нужно прежде обратиться к пониманию сущности самой системы. Кроме того, необходимо осознавать такой факт, что деятельность современных образовательных систем осуществляется в других условиях − информационное общество, действие постмодернистской культуры, смена образовательной парадигмы, практически повсеместное применение различных технологий, взаимодействие культур и т.д. Не учитывая действие условий и факторов, невозможно выработать адекватных и работоспособных решений.

Обращение к феномену «образовательная система» позволяет понять наиболее значимые, по мнению авторов, его основания. Так, к примеру, Новиков Д.А. под образовательной системой предлагает понимать «совокупность образовательных учреждений (ОУ), реализующих преемственные образовательные программы (ОП) различного уровня и направленности. В более широком понимании ОС включает не только ОУ и ОП, но и инфраструктуру (учебно-методические кабинеты, ресурсные центры и т.д.), а также ОУО соответствующего уровня, … «минимальной» образовательной системой является отдельное образовательное учреждение» [7, с. 63]. Закирова Э.И. считает, что «образовательные системы представляют собой социальные институты, целью которых является образование человека. Как и любые системы, они имеют свою структуру, т.е. состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой» [8, С. 373]. Янкевич К.А. в качестве образовательной системы обозначает внутреннюю социально-педагогическую систему, которая есть синтез «педагогической системы в совокупности с внутренними системами методологической и социальной» [9, С. 132]. Исследователь Бунеев Р.Н. в ходе рассмотрения образовательной системы как составной часть системы образования обнаруживает, что «образовательная система – это совокупность преемственных, непрерывных образовательных программ всех ступеней обучения, созданных в единстве философско-методологических, психологических, воспитательных и содержательных подходов; программ, базирующихся на собственных психолого-педагогических принципах, технологиях, системе оценивания и диагностики образовательных достижений» [10, С. 5]. Авторы учебного пособия Боровкова Т.И. и Морев И.А. указали на важную роль образовательной системы «в поле социально-экономических процессов» [11, с. 68].

Обобщение рассмотренных подходов к определению феномена «образовательная система» позволяет сделать некоторые заключения:

  • во-первых, образовательная система имеет своей целью обучение, воспитание и всестороннее развитие личности;
  • во-вторых, образовательная система в своем составе имеет ряд подсистем (элементов), которые взаимосвязаны между собой;
  • в-третьих, основанием образовательной системы, по мнению некоторых авторов, является педагогическая система;
  • в-четвертых, образовательная система выполняет важную роль − является рычагом управления динамикой развития социума в целом;
  • в-пятых, образовательная система, как и любая другая система, должна быть управляемой;
  • в-шестых, деятельность образовательной системы строится на соблюдении определенных психолого-педагогических принципов, использовании технологий, системы оценивания и диагностики образовательных достижений;
  • в-седьмых, образовательная система является составной частью системы образования в целом.

Нельзя не согласиться с мнением Т.Б. Алишева и А.Х. Гильмутдинова, что «образовательная система каждой страны уникальна, поскольку в разных странах системы образования преследуют в той или иной степени разные цели, а также имеют собственную историю становления и пути развития, в зависимости от которых и приобретают неповторимые черты (path dependence)» [4, С. 227].

Авторы эссе «Океаны инноваций» Майкл Барбер, Кейтлин Доннелли и Саад Ризви [12] полагают, что в ближайшем будущем лидерские позиции Тихоокеанского региона в мировой экономике позволят практически совершить революцию и в образовательной системе в целом. «Страны Азиатско-Тихоокеанского региона отличаются от стран Атлантики … на западе сформировалась культура права, там людей интересует, что государство может предложить им, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе сложилась культура ответственности, там люди думают прежде всего о том, что они могут предложить государству …» [12, С. 122].

Международные рейтинги по версии PISA и TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study, Международное исследование качества школьного математического и естественно-научного образования) вызывают интерес к тому, как построено образование в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Как видно из таблицы 1, четыре из десяти лучших образовательных систем по версии и PISA, и TIMSS находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе: это Южная Корея, Япония, Гонконг и Сингапур.

Таблица 1 − 20 стран, чьи учащиеся получили самые высокие баллы по результатам PISA-2009

Место Страна Общий балл по чтению Общий балл по математике Общий балл по естественно-научным дисциплинам
1 Шанхай – Китай 556 600 575
2 Корея 539 546 538
3 Финляндия 536 541 554
4 Гонконг 533 555 549
5 Сингапур 526 562 542
6 Канада 524 527 529
7 Новая Зеландия 521 519 532
8 Япония 520 529 539
9 Австралия 515 514 527
10 Нидерланды 508 526 522
11 Бельгия 506 515 507
12 Норвегия 503 498 500
13 Эстония 501 512 528
14 Швейцария 501 534 517
15 Польша 500 495 508
16 Исландия 500 507 496
17 Соединенные Штаты 500 487 502
18 Лихтенштейн 499 536 520
19 Швеция 497 494 495
20 Германия 497 513 520

Поражают результаты отчета, подготовленного специалистами Австралийского института Grattan «Наверстывая упущенное: уроки лучших школьных систем Восточной Азии», в котором авторы сравнили ведущие системы школьного образования Азиатско-Тихоокеанского региона с системами Австралии, США, Великобритании и Европейского Союза, рисунок 1.

Рисунок 1 − Сколько месяцев составляет разрыв?

Разница в показателях PISA-2009 [12, С. 153]

Числовые значения показывают сколько месяцев обучения отделяет самых успешных учащихся от остальных. К примеру, корейские 15-летние школьники на 17 месяцев опережают по математике своих американских сверстников и на 16 месяцев − школьников из Великобритании и т.д. [12, С. 153].

Таким образом, Азиатско-Тихоокеанские образовательные системы демонстрируют лучшее качество образования, чем во многих атлантических системах.

Наблюдение исследователей Майкла Барбер, Кейтлин Доннелли и Саад Ризви за деятельностью образовательных систем Азиатско-Тихоокеанского региона позволило им определить четыре фактора, которые обеспечивают успешность систем [12, С. 154-155]:

  • во-первых, «высокий престиж профессионального учителя»;
  • во-вторых, «высококвалифицированных учителей в их работе действенно поддерживают семьи учащихся, которые во всех странах Азиатско-Тихоокеанского региона постоянно вовлечены в процесс образования и многого ждут от своих детей»;
  • в-третьих, «для местного общества, для всей культуры образование − большая ценность»;
  • в-четвертых, «для повышения качества образования использовались долгосрочные технократические и стратегические программы, которыми руководили высокообразованные чиновники».

Образовательным системам Азиатско-Тихоокеанского региона свойственны коллективистские черты, и их воспитанники, безусловно, получают навыки инновационной деятельности в группе.

На рисунке 2 приведены известные составляющие образовательных систем мирового класса.

Рисунок 2 − «Составляющие образовательных систем мирового класса: что нам уже известно» [12, С. 173]

А каков здесь посыл?

Главный посыл здесь таков:

  • необходимо устанавливать высокие стандарты;
  • необходимо следить за тем, чтобы стандарты соблюдались;
  • необходимо позаботиться о том, чтобы в школе (образовательных организациях) преподавали настоящие профессионалы, постоянно совершенствующие свои навыки на протяжении карьеры;
  • необходимо убедиться в том, что руководят школами (образовательными организациями) тщательно отобранные и высококвалифицированные специалисты, а затем реорганизовать систему так, чтобы из статичной бюрократической машины она превратилась в динамичный катализатор изменений, стимулировала повышение качества, а не насаждала конформность.

Таким образом, необходимо найти способ встроить в образовательную систему функцию постоянного порождения инноваций, а прежде понять особенности структуры образовательной системы как сложной системы, в которой происходят процессы самоорганизации и эволюции. Также важным является и такой аспект − природа образования как услуги до конца не изучена − это основание для разработки предложений по управлению в сфере образования.


Библиографический список
  1. Чучалин А.И., Замятин А.В. Управление образовательной деятельностью в интегрированной системе менеджмента качества вуза // Вопросы образования. 2010. №1. С. 116-134.
  2. Цирульников А.М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети // Вопросы образования. 2010. №2. С. 44-63.
  3. Барбер М., Муршед М. Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 6-32.
  4. Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 227-247.
  5. Пудалова Е.И. Основные критерии, предъявляемые к автоматизированным системам управления образовательным учреждением // Вестник РУДН, серия Информатизация образования. 2007. № 4. С. 59-64.
  6. Зыкова Е.М. Определение основных организационно-педагогических условий эффективного управления образовательными системами // Вестник ТГПУ. 2011. № 12. С. 104-105.
  7. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. – М.: Народное образование, 2009. 452 с.
  8. Закирова Э.И. Управление образовательными системами с использованием мультиагентных технологий // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2013. № 9. С. 373-390.
  9. Янкевич К.А. О разграничении понятий «образовательная система» и «система образования» // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2007. № 8. С. 130-132.
  10. Бунеев Р.Н. Образовательная система как составная часть системы образования // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 6. С. 3-6.
  11. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. 150 с.
  12. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Океаны инноваций. Атлантический океан. Мировое лидерство и будущее образования (пер. с англ. Н. Микшиной) // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 109-185.


Все статьи автора «Стоюшко Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: