УДК [159.922+340.11]:17.022.1-057.36

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Кобец Александр Владимирович
Национальная академия прокуратуры Украины
кандидат психологических наук, доцент, старший советник юстиции, доцент кафедры по надзору за соблюдением прав и свобод человека

Аннотация
В статье проанализированы теоретические подходы к проблеме экологического сознания личности. На основании современных исследований обобщается понятие экологического сознания. Обоснованы качества экологического сознания индивида, в основе которых находятся признаки сознательной деятельности человека.

Ключевые слова: личность, сознание, экологическое сознание


CONCEPTUAL BASIS FOR MODEL-BUILDING ENVIRONMENTAL AWARENESS IN THE INDIVIDUAL

Kobets Alexander Vladimirovich
National Academy of Prosecution of Ukraine
Associate Professor of the Chair of Supervision Missions and Protection of the People’s Interests. Ph.D. (Psychology). Senior Counsellor of Justice

Abstract
Theoretical approaches to the ecological conscience problem of personality are highlighted in the article. The concept of ecological conscience is analyzed in psychological contexts.In this article scientific researches which deal with the components of ecological con-sciousness of a person were characterized. The qualities of the ecological consciousness of an individual were described; these qualities are based on the characteristic features of the con-sciousious activity of the person.

Keywords: conscience, ecological conscience, personality


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кобец А.В. Концептуальные основы построения модели экологического сознания личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/02/4543 (дата обращения: 26.05.2017).

Сегодня вопрос экологического сознания относится к глобальной социально-психологической проблеме, который изучает мировая и отечественная психология, поскольку решение экологических проблем невозможно без изменения экологического сознания современного человека. По мнению ученых, экологическое сознание является важным мировоззренческим ориентиром личности, оно способно активно влиять на коррекцию современного образа жизни людей и формы их природопользования. Учитывая это, большое значение сегодня приобретает системное изучение экологического сознания личности. В условиях ускоренных социально-экономическихизменений, увеличения масштабов антропогенного воздействия на природу особую актуальность приобретают меры по усилению охраны природных ресурсов, эффективности их использования, оздоровления окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности.Решение экологических проблем возможно лишь при условии высокого уровня эколого-правового сознания и эколого-правовой культуры членов общества, осознание жизненно опасных последствий экологических правонарушений, адекватной оценки существующей экологической ситуации.

Разностороннее изучение обозначенной проблемы осуществлено в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Обоснование понимания феномена экологического сознания является центральным в ряде работ (Э.В. Гурусов[1], И.В. Кряж[2], В.А. Скребец[3]); определение типологии экологического сознания (С.Д. Дерябо[4], А.М. Лёвочкина[5], В. А.  Ясвин [4]); содержание и особенности генезиса экологического сознания (В.И. Панов, М.О. Мдивани, Э.В. Лидская, Ш.Р. Хисамбеев[6]); потребность перестройки экологического сознания личности (Ю.М. Швалб[7]); экологическое сознание как мировоззренческая система (А.В. Гагарин, Р.А. Турчаева[8]), .

Проблема сущности, структуры и типов экологического сознания личности не является новой в научной литературе. Хотя актуальность этой темы вызвана, прежде всего, тем, что в психологии до сих пор нет общепризнанных точек зрения относительно сущности и структуры экологического сознания личности.

Большинство исследователей (А.А. Алдашева[9],А. В. Гагарин[8], В.И. Медведев[9], Е.В. Рудомино-Дусятская[10],В.А. Скребец[3],) выделяют компоненты экологического сознания человека. Другие исследователи (А.Ю. Набочук [11], М.Г. Паливода[12], Л.В. Потапчук[13],М.К Романова[14],Ю.А.Саунова[15]) считают, что более целесообразно описывать экологическое сознание с учетом базовых характеристик каждого компонента целостной структуры этого образования. Соответственно этому строятся различные концепции становления экологического сознания личности.

Изучаяэкологическое сознание, И.А. Евтеев [16] рассматривает его как разновидность сознания, где основой является научное познание. Это сознание, считает ученый, оперирует объективными моделями взаимоотношений в пределах природы, между природой и человеком и включает в себя убеждения и взгляды человечества в его настоящем и будущем. Убеждение – чащевсего гипотетические оценочные суждения, которые имеют как психоэмоциональную, так и рационально-аналитическую составляющую, которая охватывает любую конкретную сторону как природного, так и социального миропорядка. Взгляды – этоконкретизированные, преимущественно эмпирические оценки действительности, которые не обязательно могут предполагать наличие в их структуре философско-интеллектуального элемента, и владение которыми доступно, в принципе, любому человеку, любой эпохе [16, с. 17].

Отмечая, что экологическому сознанию присущи все признаки сознательной деятельности человека, А. М. Лёвочкина включает в его состав следующие компоненты: 1) когнитивный – психическоеотражение природной, социальной, искусственной и внутренней среды; 2) эмотивный – отношениек этой среды; 3) конативный (поведенческий) – саморефлексия и саморегуляция в окружающей среде [5. с. 72]. По мнению ученого, анализируя экологическое сознание именно с помощью этой структуры можно определить, как именно человек воспринимает окружающую среду, как относится к нему и как ведет себя в окружающей среде.

А. В. Гагарин в структуре экологического сознания выделяет четыре компонента: 1) когнитивный или интеллектуально-познавательный (совокупность экологических знаний и представлений, экологичность этих представлений, знания о взаимосвязях в системе «Человек-Природа» и в самой природе; экологическое мышление, память и т.д.); 2) перцептивно-аффективный и эмоционально-волевой (экологическая перцепция, отношение человека к природным объектам); 3) мотивационно-поведенческий (практический опыт, навыки непосредственного взаимодействия человека с природными объектами, ее готовность и стремление к такому взаимодействию.); 4) ценностно-ориентационный (эколого-ориентированные ценности, которые обуславливают соответствующее поведение человека в сфере природы посредством применения имеющихся знаний и представлений, практического опыта и навыков взаимодействия человека с природными объектами, изучение которых связано с самовоспитанием, а соответственно, с экологическим самосознанием, самооценкой, самоконтролем и ответственностью). Особенности экологического сознания, считает А. В. Гагарин, в целом являются характерными как для отдельной личности, так и для той или иной общности людей [8, с. 48].

В структуру как индивидуального, так и общественного экологического сознания, по мнению В.А. Скребца, входят атрибуты социального культурно-исторического опыта, субъективная принадлежность и направленность личности на объекты и явления экологической действительности, ориентация сознания на предметы и явления природного мира; использование принятых в этом обществе нормативов экологического взаимодействия с природой; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, который усвоен обществом и конкретным индивидом. Такой опыт опосредованный нормами и запретами, знаково-символическими функциями взаимодействия с миром, принятыми в данной социальной группе [3].

Научные представления об окружающем мире, месте в нем человека и гармонизация его отношений с окружающей средой связанны с развитием экологического сознания как результата отражения специфических социальных экологических законов существования, признание субъективного значения имеющихся стратегий и технологий взаимодействия с природной средой и формирование на этой основе определенного образа жизни. Под экологическим сознанием традиционно понимается совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к природе. Экологическое сознание не выделяется обывателем в отдельную специфическую сферу, она является голографическим отражением сознания в целом и выделяется от нее только в процессе научного анализа. Экологическое сознание в узком смысле как ценностное отношение к природе рассматривается как разновидность сознания наряду с такими ее видами, как экономическое, политическое, правовое, религиозное и др.[11, с. 94].

Следует отметить, что сознание является сложной реальностью, которая имеет свою структуру и уровни, которые до конца еще не определены и по-разному трактуются научными исследователями. Определение места и роли экологического сознания в системе взаимосвязанных и взаимозависимых общественных явлений служит основой для анализа ее внутренней структуры, поскольку последняя формируется не сама по себе, а определяется ролью данного явления в общественной жизни.

Учитывая проанализированные теоретические подходы современных исследований концепций содержания и структуры экологического сознания личности, нами разработана теоретическая модель экологического сознания личности (рис. 1):

Социокультурный уровень экологического сознания.

Духовная составляющаявозникает с момента первой улыбки младенца одновременно с базовым чувством доверия/недоверия к себе и окружающему миру и формируется на протяжении онтогенеза. Духовнаясоставляющая, становится колыбелью свободы, морального поведения, совести и, по нашему мнению, в большей степени предопределяет развитие экологического сознания личности. Именно духовный аспект сознания предопределяет наполнение пространства (отношений) между человеком и природой определенным смыслом, основывается на одном из базовых чувств: доверия или недоверия. Если характер взаимодействия личности и окружающего мира базируется на не доверительных отношениях, человек противопоставляет себя силам и объектам природы, боится их и поэтому пытается овладеть природой. Если выше обозначенное взаимодействие обусловлено чувством доверия, отношения между человеком, другими и природой наполняются гармонией, взаимным уважением, что ведет к осознанности, ощущению себя частицей великого целого (планета Земля, Вселенная), побуждает человека к конструктивным действиям по сохранению природных ресурсов, восстановлению равновесия в системе “человек – природа”. Более того, духовнаясоставляющая сознания личности позволяет выходить за рамки системы «человек – природа», наполняя гармонией любые отношения взрослого (с самим собой, окружающими, окружающим миром). Благодаря этому, личность может развить собственную экологическую сознательность до ее высшего универсального уровня.

Практический опыт. Его составляющими являются биодинамическая ткань живого движения, предметного действия и чувственная ткань образа [17]. В рамках экологического сознания этот уровень обусловливает определенное поведение личности, направленное на природу, формирует тактику и стратегию взаимодействий человека с окружающей средой. Все человечество и каждый отдельный индивид является включенными в циклические процессы природы и, в конечном счете, зависимы от них. Все формы жизни на Земле имеют свою внутреннюю ценность, которая не может определяться через понятие пользы для человека. Объективная связь природы и потребностей человека находит отражение в личностном внутреннем мире, окрашивается ним и вступает в определенной степени значимости. В силу этого практически любое отношение к природе приобретает своеобразие субъективного отношения. Именно особенности субъективного отношения личности к миру природы наполняют пространство взаимосвязей в системе “человек – природа” определенным содержанием.

Бытийно-гносеологическая составляющая:система значений и смыслов,обуславливаемых взаимодействие человека с окружающей средой. “Сознание человека”, с одной стороны, выполняет отражательную функцию по отношению к “миру природы”, в котором он живет и с которым взаимодействует для сохранения жизни в ходе развития цивилизации. С другой стороны, “сознание человека” выражает отношение человека к “миру природы” на уровне общества и на уровне индивида. Наконец, с третьей стороны, “сознание человека” выполняет регуляторную функцию, опосредуя его деятельностную активность по отношению к “миру природы” от момента целеполагания до технологической реализации достижения поставленной цели [18, с.70].Экологическое сознание исходно рассматривается как особая форма бытия, которая является высшей формой развития психики и которая обретает реальность своего существования во взаимодействии человека со средой. Это означает, что система “человек – природа (окружающая среда)” выступает как целостный, совместный субъект, реализующий в своем становлении как общеприродные принципы развития, так и природу бытия человека, и тем самым способный к саморазвитию через формирование совместного субъекта становления психической реальности [18, с.80-81].

Рассмотрение экологического сознания на социально-правовом уровнеобусловлено, прежде всего, тем, что для правового регулирования соотношения природы и общества недостаточно иметь свод принятых обществом системы юридических правил, норм и законов, и даже иметь достаточно правильные представления о них. Необходимо их также глубоко осознать, более четко формировать у людей правовое и экологическое сознание в их единстве и органической связи.Среди социокультурных факторов значительную роль в дальнейшем развитии экологического знания отводится правовому сознанию. Гносеологическим основанием правового осознания экологических исследований является правовое знание и система правовых законов, регулирующих отношение общества и природы. Поэтому категорию «право» в экологическом сознания можно определить как совокупность принципов, правил и норм, которыми руководствуется человек, определяя свое отношение к природе, а также формы, способы и объем своего воздействия на нее. Предписания экологического права реализуются в упорядоченную систему экологических правоотношений посредством решений, поступков и действий субъектов экологического правопорядка. Чтобы правопорядок достиг установленного правом уровня (качества) законности, он должен формироваться только правомерными действиями и поступками субъектов экологического правопорядка. Это возможно только тогда, когда названные субъекты сами обладают определенным уровнем эколого-правовым сознанием.

Эколого-правовое сознание представляет собой специфическую разновидность формы общественного сознания, которое характеризуется нормативностью, правоустановленностью и связью с другими формами общественного сознания. Его главное функциональное назначение заключается: 1) в восприятии, отражение и выражение в форме экологических знаний и оценок об окружающей среде;2) в регулятивных возможностях природоресурсных и природоохранных юридических норм, эффективности их применения, реализации прав и обязанностей субъектов природопользования и природоохраны;3) в оптимизации юридически значимых экологических явлений и процессов, эколого-правовых принципов, норм и актов в природоресурсной и природоохранной сферах[19].

Процесс формирования эколого-правового сознанияосуществляется в тесной взаимосвязи трех элементов: эколого-правового просвещения, эколого-правового образования и эколого-правового воспитания. Только в совокупности эти элементы могут обеспечить условия формирования у индивидов необходимого уровня экологического правосознания и эколого-правовой культуры [20].

Экологическое образование и воспитание способствуют формированию экоцентрического типа мировоззрения, которое рассматривается как совокупность знаний, представлений, взглядов, убеждений, идеалов, моральных оценок в отношении к окружающей среде, природы в целом. Такому мировоззрению присущ не прагматичный характер отношения к природе.

Актуальность эколого-правового просвещения, образования и воспитания обусловлена тем, что, во-первых, кризисная ситуация в экономике и ориентация на рыночный путь развития вызывает одновременно интенсивное и экстенсивное природопользование и антропогенное давление на окружающую среду. В связи с этим у физических лиц, которые организовывают и осуществляют хозяйственную деятельность, должно быть сформированоэкологическое правосознание, это позволит оптимально сочетать экологические и экономические интересы такой деятельности.

Экологическое правосознание диктует человеку правила поведения в окружающей его природной среде и позволяет преодолеть экологический и эколого-правовой нигилизм в обществе, формирует процесс выработки и усвоения субъектом определенных норм поведения по отношению к природе, а правопорядок есть тот юридический результат, к которому стремится и государственная власть, и все субъекты права. В свою очередь экологическая ответственность связана со всеми сторонами экологических взаимоотношений человека и проявляется как интегральная характеристика личности. Среди ее компонентов важную роль играет понимание зависимостей здоровья отдельного человека, всего человечества от состояния окружающей среды и развитая потребность здорового образа жизни, которая является одним из важнейших критериев эффективности экологического образования и воспитания. Поэтому здоровый образ жизни можно рассматривать как составную часть экологической культуры личности, которая является формой проявления ее ответственности за отношение к собственному организму как высокоорганизованной биологической системы, способной к саморегуляции и адаптации[21].

В психологическом уровне рассмотрены следующие структуры: аффективная, когнитивная, поведенческая.

Аффективная структура: эмоционально-ценностное отношение к природным объектам, окружающей среды, переживания личных эмоций и чувств по поводу состояния природных объектов, проекция личных состояний на природные объекты через отождествления себя с ними, отсутствие потребительского отношения к природным ресурсам, любовь к природе, развитые эстетические чувства.

Когнитивная структура: комплекс знаний и представлений о себе и о мире природы, самоанализ человеком своих действий и поступков, актуализация личной причастности человека к объектам природы, ситуаций, обстоятельств, в которых она находится, осознание личностью себя как части природы, прогностические способности.

Поведенческая структура: мотивация и направленность практической деятельности на объекты окружающей среды, подчинение деятельности интересам рационального природопользования, готовность к природоохранной деятельности, стилевые особенности саморегуляции поведения и самоконтроля.

Выводы

Социокультурный уровень экологического сознания содержит в себе:духовную составляющую (обеспечение стабильности в системе “человек-природа”, “человек-окружающая среда”, “человек – вселенная”); практический опыт(формирование тактики и стратегии взаимодействия в системе “человек – природа” с точки зрения их экологической целесообразности); бытийно-гносеологическую составляющую (система значений и смыслов, обуславливаемых взаимодействие человека с окружающей средой). Под экологическим сознаниемличности,прежде всего, необходимо понимать высокий уровень отражения индивидом окружающей действительности, окружающей среды, который обеспечивает гармоничное сосуществование и взаимодействие человека и природы. Сформированное экологическое сознание субъекта позволяет ему воспринимать окружающий мир и себя самого в этом мире как элемент единой экосистемы, а целью взаимодействия с природой является максимальноеудовлетворение, как потребностей человека, так и требований всего окружающего пространства.

Рассмотрение экологического сознания на социально-правовом уровне дает основание определить его как систему взглядов, идей, представлений о правовом регулировании экологических оценок, чувств, отражающих отношение общества к действующему экологическому законодательству, конкретным его предписаниям, к деятельности правоохранительных органов в данной сфере общественных отношений.

На психологическом уровне под экологическим сознанием личности мы понимаем индивидуально-своеобразную и неповторимую ценностно-смысловую систему построения и интерпретации экологической реальности, планирования поведения и деятельности (своей и других) в окружающей среде.Экологическое сознание вмещает в себя аффективную, когнитивную, поведенческуюструктуры, которые обеспечивают включение личности в процесс регуляции и саморегуляции эколого-правовой деятельности, ориентации и самоориентации в окружающем пространстве, овладение социальными, правовыми и культурными стереотипами, направленными на сохранение природной среды.


Библиографический список
  1. Гурусов Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию / Э. В. Гурусов // Взаемодействие общества и природы. – М. : Наука, 1986. – 352 с.
  2. Кряж И.В. Психология глобальных экологических изменений: монография / И.В. Кряж – Х.: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2012. – 512 с.
  3. Скребець В. О. Екологічнапсихологія у віддаленихнаслідкахекотехногенноїкатастрофи :монографія / В. О. Скребець. – К. : Вид.дім «Слово», 2004. – С. 39–84.
  4. Дерябо С. Д. Экологическая психология и педагогика: учеб.пособие [для студ. вузов] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин; Акад. образования РФ. – Ростов н/Д. : Феникс, 1996. – 477 с.
  5. Льовочкіна А. М. Основиекологічноїпсихології : навч. посіб [для студ. вузів] / А. М. Льовочкіна. – К. : МАУП, 2004. – 136 с. – Бібліогр. : С. 130–132.
  6. Панов В.И. Методика експериментального исследования экологического сознания: разработка и апробация / В.И. Панов, М.О. Мдивани, Э.В.Лидская, Ш.Р.Хисамбеев // Российский научный журнал, 2010, №1(14). С.64-78.
  7. Еколого-психологічнічинникиякостіжиття в умовахрозвиткусучасногосуспільства: колективнамонографія / за ред. Ю.М. Швалба – Кіровоград: Імекс-ЛТД, 2013. – 208 с.
  8. Гагарин А.В. Экологическое сознание будущих специалистов: теоретико-методологические аспекты развития: Учебно-методическое пособие / А.В. Гагарин, Р.А. Турчаева. М.: Изд-во МААН, 2008. – 36 с.
  9. Медведев В. И. Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд.второе, доп. / В. И. Медведев, А. А. Алдашева. – М.: Логос, 2001. – 384 с.
  10. Рудоміно-Дусятська О. В. Екологічнапсихологія : навч. посіб. [для студ. вузів] / О. В. Рудоміно-Дусятська ; Міжрегіон. акад. управл. персоналом. – К. : Ін-т післядипл. осв. КНУ ім. Т. Шевченка, 2001. – 71 с.
  11. НабочукО.Ю. Теоретичний дискурс у проблему структуриекологічноїсвідомостіособистості / О.Ю. Набочук// Наукові Записки Національногоуніверситету «Острозькаакадемія». Серія «Психологія і педагогіка». – 2014. – Вип. 26. – С. 93–97.
  12. Паливода М.Г.  Екологічнапросвіта – інтегрованийпоказник результату екологічноїосвіти та виховання/М.Г. Паливода //МатеріалиМіжнародноїнауково-практичноїконференції 18 червня 2013 року «Ціннісніорієнтації та світоглядніпозиціїлюдини у контекстісьогодення: восьміШинкаруківськічитання» Київ, 2013. – С. 430-434.
  13. Потапчук Л.В. Теоретичний аналіз проблеми дослідження екологічної свідомості особистості /Л.В. Потапчук // Психологічні перспективи. Випуск 18.2011http://esnuir.eenu.edu.ua/bitstream/123456789/1758/1/Potapchu.pdf
  14. Романова М.К. Особливостіструктуриекологічноїсвідомостідорослоїособистості/ М.К. Романова //ScienceandEducation a NewDimension. PedagogyandPsychology, I(7), Issue: 14, 2013 S. 270-275
  15. Саунова Ю.О. Формуванняекологічноїсвідомостістудентівприродничихфакультетів у процесінавчально-виробничої практики : дис… . кандидата пед. наук : 13. 00. 04 / ЮліяОлександрівнаСаунова. – КіровоградськийдержавнийпедагогічнийуніверситетіменіВолодимираВинниченка, Кіровоград, 2007. – 309 с.
  16. Евтеев И.А. Экологическоесознаниекакэлементэкологическойкультуры: автореферат дис. … кандидата культурологии : 24.00.01 / И.А. Евтеев. – Челяб. гос. акад. культуры и искусства, Челябинск, 2004 –С. 22.
  17. Зинченко В.П. Мирысознания и структура сознания/ В. П. Зинченко// Вопр. психол. 1991. –№ 2. –С. 15 –36.
  18. Панов В.И. Введение в экологическуюпсихологию: учебноепособие /В.И. Панов – 2-е изд.,  перераб. идоп. – М.: НИИ Школьныхтехнологий, 2006. – 184 с.
  19. Кобец А.В. Психологическая модель правоприменительнойдеятельностиработниковприродоохраннойпрокуратуры/ А.В. Кобец // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3542
  20. Вершок И. Л. Об экологическомправосознании / И.Л. Вершок // Государство и право – 2003 – № 3. – С. 42-50.
  21. Ращупкина Л.В. Экологическоеправосознание в системеэкологическогоправопорядка / Л.В.Ращупкина, С.В.Солоухина// Вопросысовременнойюриспруденции / Сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 2 (34). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. – С. 91-98.


Все статьи автора «Малеев Денис Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: