УДК 159.922

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ С РАЗНОЙ РОЛЕВОЙ САМООЦЕНКОЙ

Русина Светлана Александровна
Алтайский государственный педагогический университет
ведущий психолог

Аннотация
В статье представлены результаты исследования копинг – стратегий студентов с разным уровнем ролевой самооценки. Выявлены различия между респондентами с высокой, средней и низкой ролевой самооценкой в выборе стратегий копинг - поведения.

Ключевые слова: студенты-первокурсники


COPING STRATEGIES OF FIRST-YEAR STUDENTS WITH A DIFFERENT ROLE SELF-ESTEEM

Rusina Svetlana Aleksandrovna
Altai State Pedagogical University
leading psychologist

Abstract
The article presents the results of a study of coping - strategies of students with different levels of role self-esteem. The differences between respondents with high, medium and low role self-esteem in the choice of strategies of coping – behavior are revealed.

Keywords: first-year students


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Русина С.А. Стратегии совладающего поведения студентов-первокурсников с разной ролевой самооценкой // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4677 (дата обращения: 20.11.2016).

Реформирование системы высшего профессионального образования актуализировало проблему повышения качества подготовки молодых специалистов. Наряду с усложнением содержания и увеличением объема материала, при организации учебного процесса стали широко использоваться активные и интерактивные формы проведения занятий и разного рода экзаменационных испытаний (презентация, проект, компьютерное тестирование и др). В связи  с этим,  с одной стороны, повысился уровень требований к личностным характеристикам студента, с другой – усилилось   влияние стресса на его психологическое здоровье,  что, в свою очередь, может влиять на уровень самореализации и академической успеваемости. Освоение первокурсниками новой социальной роли (студент) требует умения быстро ориентироваться в совместной деятельности, презентовать себя в новой группе, соответствовать образцам поведения, отражающим систему ценностей и норм нового коллектива и вуза в целом. Этот процесс сопровождается переживанием различных стрессовых ситуаций и предполагает умение их преодолевать, используя конструктивные формы поведения. В связи с этим, отчетливо выступает проблема эффективного совладания со стрессом и тревогой (в том числе, экзаменационной), возникающих в процессе освоения первокурсниками социальной роли студент.

Копинг – одно из центральных понятий в сфере психологии стресса и адаптации. Этот концепт помогает понять сущность адаптивности /дезадаптивности человеческого поведения, так как не только стресс является существенным фактором снижения продуктивности человека, дисфункциональности его состояния, но и то, как человек справляется со стрессом или трудностью (так называемый stress-management) [1, с. 7]. Выделяют пять основных задач копинга как особого адаптивного поведения: 1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности, деятельности; 2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций; 3) поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми (Лазарус, Фолкман, 1984) [1, с. 56]. В совокупности эти задачи направлены на поддержание психологического благополучия и успешности значимых  видов деятельности у людей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах и испытывающих стресс.

Период студенчества соотносится с юношеским возрастом, для которого характерны поиск и обретение личностной и профессиональной идентичности, стремление к формированию устойчивой Я-концепции. В связи с расширением ролевого репертуара происходит обогащение Я-образа личности знаниями о себе и их оценкой, которые актуализируются при освоении новых социальных ролей, в том числе роли «студент». Оценка себя человеком признается фактором регуляции поведения, что, в свою очередь,  обеспечивает различные стратегии в осуществлении тех или иных видов деятельности, влияет на построение взаимоотношений и успешность самореализации.  Самооценка (англ. self-esteem) – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [2]. Самооценка является одной из функций Я-концепции, которая осуществляется тогда, когда активизируется какой-либо аспект самосознания, либо вся Я-концепция в целом. Предметом самооценки может служить весь спектр качеств человека – от физического Я до творческого Я, весь его ролевой набор. Причем в последнем случае оценивается успешность или неуспешность функционирования в какой-нибудь роли [3]. Совокупность всех  социальных ролей человека позволяет представить его самооценочную реальность не только уровнем (адекватностью) общей самооценки, но и ролевым профилем, состоящим из частных самооценок, соответствующих ее ролевому репертуару.

Согласно ролевой теории, личность описывается посредством усвоенных ею социальных функций и образцов поведения, которые обусловлены ее социальным статусом в  общественной структуре. Сама по себе роль не определяет деятельность и поведение человека: все зависит от особенностей усвоения роли, ее так сказать, интернализации, которая определяется, в том числе, индивидуальными психологическими особенностями и результатом оценивания себя в процессе усвоения.  А.Н. Леонтьева, который считает, что «каждую из ролей человек должен, во-первых, освоить технически, то есть воспринять для себя и овладеть ее содержанием – тем, что он должен делать в этом качестве, как себя вести, и, во-вторых, принять ее для себя. То есть существует сторона техническая и сторона смысловая (отношение к собственной роли)» [4, с. 22]. В этом случае, освоение ролевой деятельности личности происходит по двум взаимосвязанным направлениям: первое предполагает знания  субъекта образовательного пространства о своих правах, обязанностях, возможностях, санкциях, относящихся к нормативно-правовой базе вуза, другое – отношением к конкретной роли и оценкой себя, как исполнителя этой роли, которое выражается, в том числе, и через ролевую самооценку.

Процесс освоения индивидом социальной роли «студент» имеет свои психолого-педагогические особенности. В нем, как в новообразовании ролевой самореализации личности, выступает ролевая самооценка студента. Под ней мы понимаем оценку человеком себя в контексте принятия и исполнения социальной роли «студент» и относим ее к частному виду общей самооценки. В этой связи актуальными задачами исследования становятся те, которые раскрывают механизмы формирования ролевой самооценки, факторы, участвующие в этом процессе, условия, при которых происходит ее становление и связь с другими личностными характеристиками.

В своей работе мы представляем результаты эмпирического исследования, цель которого выявить специфику стратегий совладающего поведения у студентов, имеющих различный уровень ролевой самооценки, на начальном этапе вузовской подготовки.

Для исследования были использованы следующие методики:   копинг-тест «Опросник о способах копинга» (WCQ, Р. Лазарус, С. Фолькман; адаптация Т.Л. Крюковой); «Методика самооценки личности» С.А. Будасси [5], адаптированная к теме исследования; для количественного анализа эмпирических данных использовались программы Excel. Для определения статистической значимости различий использовался расчет значений  t-критерия Стьюдента.

В  исследовании приняло участие 57 студентов первого курса института психологии и педагогики АлтГПУ.

По результатам диагностики самооценки личности студента, выборка испытуемых была поделена на три группы. Критерием деления выступил уровень ролевой самооценки первокурсников.  Первую группу составили студенты, уровень ролевой самооценки которых высокий (53%), во вторую вошли студенты со средним уровнем (21%),  в третью – испытуемые с низкой ролевой самооценкой (26%). Доминирование высокого уровня ролевой самооценки на первом курсе можно объяснить преобладанием характеристик Я-идеальное над Я-реальным, т.к. ролевая деятельность находится в процессе освоения. Вчерашние школьники не видят особой разницы между обучением в вузе и в школе, однако многие, «освободившись от опеки родителей и учителей», позитивно оценивают себя как людей «самостоятельных, ответственных, способных быть хорошими (успешными) студентами». Четвертую часть от выборки составляют студенты с низкой ролевой самооценкой. Новый вид деятельности, существенные перемены в жизни (новое место жительства, коллектив, преподаватели) детерминируют сомнения в себе, в своих  возможностях и силах. В эту категорию попадают студенты с такой личностной характеристикой как перфекционизм («Я всегда и все делала в школе только на пятерки»). Неудачи в начале студенческой жизни способны существенным образом повлиять на формирующуюся ролевую самооценку.  И в этот период важным фактором становления ролевой самооценки выступают копинг-стратегии.  Дальнейший анализ результатов исследования происходил внутри этих групп.  Опросник о способах копинга (WCQ, Р. Лазарус, С. Фолькман; адаптация Т.Л. Крюковой) позволил определить стратегии совладающего поведения (конфронтация,        поиск социальной поддержки, планирование, самоконтроль, дистанцирование, положительная переоценка, принятие ответственности, бегство-избегание) в группах студентов с разным уровнем ролевой самооценки (Рис.1.) и провести сравнительный анализ. 

Рис.1. Соотношение средних показателей выраженности копинг – стратегий у студентов с разной ролевой самооценкой

У испытуемых с высоким уровнем ролевой самооценки доминирует стратегия «самоконтроль». Эта стратегия предполагает сознательную регуляцию своих поступков и чувств, что соответствует регулятивной функции самооценки. Однако для таких студентов характерно частое подавление своих эмоций, что может привести к возникновению перенапряжения и психосоматическим заболеваниям. В группе студентов со средней самооценкой на первом месте стоит стратегия «бегство – избегание». В этом случае внутреннее равновесие при столкновении со стрессором сохраняется за счет отрицания проблемы. Данная стратегия не требует усилий, активности, привлечения ресурсов со стороны студентов по устранению трудностей, а значит, она не представляет угрозы для их уверенности в себе и самооценки в случае неудачи.  Респонденты, имеющие низкий уровень ролевой самооценки, чаще других используют стратегию «положительная переоценка». Невозможность справиться с ситуацией диктует необходимость придания проблеме позитивно значение, что снижает стресс и способствует эмоциональному приспособлению. Однако «погруженность» в эту стратегию может в какой-то момент отрицательно сказаться на умении студентов решать трудности, а не мириться с «готовым результатом», осмысливая его с позитивной стороны.

Для сравнения выраженности копинг-стратегий поведения в группах первокурсников  с высокой, средней и низкой ролевой самооценкой использовался t-критерий Стьюдента. Статистически значимые различия обнаружены  при использовании стратегии «бегство-избегание» в группах респондентов с высоким и средним уровнем ролевой самооценки (tэмп=3,4; p≤0,01), первокурсники со средним уровнем самооценки превосходят первокурсников с высокой самооценкой по частоте ее использования. Студенты со средней ролевой  самооценкой значительно более ориентированы на использование копинг-стратегий «планирование решения» (tэмп=2,2 при p≤0,05) и «бегство-избегание»(tэмп = 2.2 p≤0,05), нежели студенты с низкой ролевой самооценкой. Наименее востребованной  во всех трех группах студентов оказалась копинг-стратегия «принятие ответственности».

Итак,  анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

- ролевая самооценка студентов данной выборки представлена тремя уровнями: высокий уровень у 53% респондентов, средний уровень у 21% испытуемых,  низкий уровень у 26% первокурсников. Оценка себя в новой социальной роли (студент) в период ее освоения у большинства вчерашних школьников характеризуется высоким уровнем;

- студенческая жизнь первокурсников разнообразна на события, в том числе стрессовые. Их преодоление осуществляется через копинг-стратегии студентов, которые имеют разную выраженность в группах испытуемых с разной ролевой самооценкой. Для первокурсников с высокой ролевой самооценкой характерна следующая иерархия стратегий (средние показатели выраженности): самоконтроль (12,5), планирование (11,3), поиск социальной поддержки (11,1). Респонденты со средним уровнем ролевой самооценки показали следующую выраженность стратегий: бегство-избегание (14,6), планирование (12,6), самоконтроль (12,5). Испытуемые с низкой ролевой самооценкой используют стратегии положительная переоценка (11,9), самоконтроль (11,6), бегство-избегание (11,3);

- стратегии совладающего поведения студентов на начальном этапе их профессиональной подготовки могут быть фактором становления ролевой самооценки.

Таким образом,  студенчество как период освоения новой социальной роли, предполагает для большинства вчерашних школьников стрессовые ситуация, преодоление которых может быть более продуктивным при наличии соответствующих копинг-стратегий. Респонденты, независимо от уровня ролевой самооценки характеризуются наличием выраженности в разной степени всех стратегий (как направленных на регулирование эмоционального состояния, так и на решение проблемы), что является наиболее эффективным при совладании со стрессом. Однако, опираясь на анализ преобладающих копинг – стратегий, можно говорить о различиях в их выборе у студентов с разной ролевой самооценкой. Первокурсники с высоким уровнем ролевой самооценки ориентированы справляться со стрессом за счет регуляции своего эмоционального состояния (самоконтроль); испытуемыми  со средним уровнем самооценки используются стратегии избегания, ухода, бегства от трудных ситуаций и их решения (бегство–избегание); юноши и девушки  с низкой ролевой самооценкой  стремятся придать проблеме позитивное значение, что уменьшает стресс и способствует эмоциональному приспособлению к нему (положительная переоценка).


Библиографический список
  1. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы/ Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.
  2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Изд. 4-е, расш. — М. ; СПб. : АСТ Москва : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 811 с.
  3. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: истории, теория, исследования: учебник/ Владивосток, Издательство Дальневосточного университета, 2001. – 149 с.
  4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. – 43 с.
  5.  Нахождение количественного выражения уровня самооценки (по С.А.Будасси) / Никиреева Е. М. Психологические особенности направленности личности. Учебное пособие. – М., 2007. – 72 с.

 



Все статьи автора «Svetlana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация