УДК 37

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ И АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рябчинская Наталья Борисовна
МБДОУ «Д/с комбинированного вида «Ёлочка» г. Абакан
учитель - логопед

Аннотация
Статья посвящена современным технологиям обогащения словаря и активизации речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Рассмотрена эффективность использования малых фольклорных форм в работе учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети, речь


MODERN TECHNOLOGIES OF ENRICHMENT OF VOCABULARY AND ENHANCE THE SPEECH OF CHILDREN OF PRIMARY AND MIDDLE SCHOOL AGE. THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF SMALL FOLK FORMS IN THE WORK OF THE TEACHER - SPEECH THERAPIST WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Rybczynska Natalia Borisovna
The MUNICIPAL budget preschool educational institution "kindergarten combined type "Tree" Abakan
teacher - speech therapist

Abstract
This article is about modern technologies of enrichment of vocabulary and enhance the speech of children of primary and middle school age. The effectiveness of the use of small folk forms in the work of the teacher - speech therapist with children of preschool age is considered.

Keywords: children, speech


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Рябчинская Н.Б. Современные технологии обогащения словаря и активизации речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Эффективность использования малых фольклорных форм в работе учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/03/4709 (дата обращения: 31.10.2023).

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

Обогащение словаря и активизация речи детей – это задача общественной значимости. Существует много современных технологий, методик и средст устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Малые фольклорные формы одни из них.

Главными хранителями фольклора были женщины, матери, бабушки, няни, гусляры. В защиту детского фольклора выступали М.Горький, К.Чуковский, С.Маршак. и другие детские писатели.

Знакомство детей с малыми фольклорными формами происходит с ранних лет. В младших группах мы это продолжаем. Это колыбельные песни, игры – забавы, потешки, загадки, сказки. Почему мы используем фольклор на наших занятиях? Потому что фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Этой проблемой занимались: Аникин, Виноградов, Бессонова, Капица, Василенко.

Малые фольклорные формы:

Поэзия пестования Бытовой фольклор Потешный фольклор Игровой фольклор
Колыбельные песни

Пестушки

Прибаутки

Докучные сказки

Детские народные песни

Заклички

Приговорки

Обрядовые песни

Дразнилки

Детские сказки

Потешки

Словесные игры

Молчанки

Поддевки

Скороговорки

Загадки

Детские – ролевые игры

Жеребьевые скороговорки

Считалки

Соответственно возрасту детей мы разработали программу по малым фольклорным формам. Проводится занятие по малым фольклорным формам 2 раза в месяц, чередуя развитие речи и театральную деятельность. Малые фольклорные формы встречаются и на занятиях физкультуры (народные игры, пестушки, считалки), музыкальных (народные хороводные песни, обрядовые песни, заклички), на прогулках ( художественное слово, заклички, детские ролевые игры, жеребьевые скороговорки, считалки…). Эти занятия обогащают словарный запас ребенка, без которого невозможно познание окружающей среды и развития мышления.

Для прочного запоминания любой информации ребенку требуется многократное ее повторение (70раз). И этим требованиям предопределены все виды малого фольклора.

На занятиях мы используем пестушки, пальчиковые потешки, которые помогают развивать ребенка физически, возбудить жизнедеятельность организма, восстановить кровообращение. Так как исследовательский институт физиологии детей установил, что уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформировавшихся тонких движений пальцев рук, общей моторики.

Используя бытовой фольклор, у детей формируется звуковая сторона речи.

При знакомстве с обобщающими понятиями, а именно «части тела» на занятиях вводятся слова через потешки.

Эти занятия интересны детям, потому что знакомство со словарем сопровождается игровыми действиями. На занятиях мы используем игры – импровизации, скороговорки, которые развивают у ребенка криативное мышление. Они сочиняются самими детьми повседневно, разыгрываются в одиночку и группами. На каждом занятии мы используем загадки, так как они это своеобразная умственная игра. Загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенью в развитии его мышления, прививает вкус к умственной работе. Даже дети 3 – 4 лет, которым почти не доступна метафора, охотно забавляются загадками, сочиняют сами.

Художественная структура малых фольклорных форм стала универсальной в обогащения словаря и активизации речи детей младшего и среднего дошкольного возраста.



Все статьи автора «Рябчинская Наталья Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: