УДК 37

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Подлесная Екатерина Николаевна
МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Елочка» Республика Хакасия г. Абакан
воспитатель

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы качества педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: дошкольное учреждение, качество педагогического процесса, педагогический процесс


PROBLEMS OF QUALITY OF PEDAGOGICAL PROCESS IN THE PRESCHOOL

Podlesny Ekaterina Nikolaevna
The MUNICIPAL budget preschool educational institution Kindergarten combined type "Herringbone" Republic of Khakassia G. Abakan
teacher

Abstract
This article is about problems of quality of pedagogical process in the preschool.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Подлесная Е.Н. Проблемы качества педагогического процесса в дошкольном учреждении // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4723 (дата обращения: 21.11.2016).

Проблемы  повышения качества образования  являются  на сегодняшний день самой животрепещущей темой педагогических коллективов на всех без исключения уровнях, начиная с самого начального звена в цепочке институциональных образовательных учреждений- детских садов и яслей-  и заканчивая системой профессиональной высшей подготовки. Ученые и практики всего мира совместными усилиями пытаются  определить сущность, подходы, содержание и возможные пути реализации концепций, обеспечивающих повышение качества образования.

Являясь неотъемлемым признаком человеческого бытия, образование напрямую связано с развитием духовного мира людей, успехами социально-политического и экономического реформирования  общества, перспективами  «интеграции в мировое сообщество и сохранения  национальных традиций, выхода из тупиков  сциентизма»  [2, с.19]. Значение образования в современном обществе постоянно растет. Повышение  его качества, связанного непосредственно с технологиями обучения, планированием работы, преемственностью между этапами и уровнями обучения, невозможно, по мнению  многих российских ученных, без нового взгляда на человека как « самобытного, уникального  и бесконечно самостановящегося  индивида» [1,с.4-6].

Как  считают  Г.И. Петрова, Г.Б. Корнетов, В.В. Зайцев, В.Л. Матросов и другие отечественные педагоги, необходимо создавать индивидуум  условия для реализации заложенных в нем возможностей, для «постижения им различных смыслов окружающего мира, диалога с ним» [3, c.3].

В этой связи  решающую роль для развития  личности играет самая первая ступень ее ознакомления с окружающим миром, т.е. дошкольный возраст. Особый интерес в решении проблем повышения качества педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении представляет опыт западноевропейских педагогов. Период дошкольного детства  был тщательно исследован  немецкими учеными М. Фтенакисом, Р.Мартином, Е.Василиосом, В.Титцем  и др. За последние 10 лет ими проведена существенная научно-практическая работа, результатом которой является создание шкалы оценивания качества педагогического процесса в детском саду, яслях, группах продленного дня и других дневных учреждениях   по присмотру и уходу за дошкольниками.

Если говорить о концепции качества педагогической работы в детском саду, то ее авторы исходят прежде всего из определения критериев соответствия дошкольного учреждения интересам и перспективе развития и воспитания ребенка, а также заинтересованных в этом процессе лиц, т.е. родителей.

Они считают приоритетными в этом отношении обеспечение педагогическими кадрами, хорошего самочувствия детей и предоставление им шансов для всестороннего развития. Названные выше ученые считают, что о педагогическом качестве в педагогическом окружении можно говорить лишь тогда, если в дошкольном учреждении созданы возможности для физического , эмоционального и интеллектуального благополучия ребенка, которые обеспечили бы его развитие на современном этапе и в будущем, а также служили бы задачам семьи и ее целям воспитания и присмотра за детьми.

Авторы выделяют три уровня педагогического качества детских садов:

  1. Педагогические  ориентиры качества, т.е. представления воспитателей о развитии детей, о целях воспитания, воспитательных мероприятий, о задачах семьи и учреждения, а так же восприятие ими целостного образа ребенка.
  2. Педагогическая структура качества, т.е. условия, которыми располагает детский сад, педагогические кадры и материально техническая база дошкольного учреждения.
  3. Педагогический процесс, т.е. динамика педагогических действий, общение с детьми, взаимодействие, направленное на  соответствующее развитие ребенка с учетом его потребностей  [4.с.6-7].

Критерии качества касаются не всего детского сада, а каждой конкретной группы. Качество процесса предполагает в широком смысле определенные предпосылки, включающие концептуальные аспекты, аспекты пространственно-материального оснащения и их оптимальное использование, но, в первую очередь, аспекты, касающиеся взаимодействия между воспитателем и детьми, детьми между  собой и другими взрослыми. Таким образом, под педагогическим процессом они понимают все то, что создает конкретное пространство для получения опыта, т.е.  предметной, коммуникативной и социальной компетенции, а также эмоционально- нравственных переживаний детей в учреждении.

На основе продолжительных эмпирических наблюдений за осуществлением педагогического процесса в дошкольных образовательных  учреждениях  немецкие  ученые остановились на 43-х рейтинговых признаках, на основе которых и должна осуществляться педагогическая работа. Эти признаки сгруппированы по семи характерным параметрам. Таковыми являются:

  1. Место детского сада и его оснащение (8 признаков);
  2. Присмотр и уход за детьми (6 признаков);
  3. Мотивация речевого и умственного развития (4 признака);
  4. Организация деятельности (10 признаков);
  5. Взаимодействие (5 признаков);
  6. Структурирование педагогической работы (4 признака);
  7. Родители и воспитатели (6 признаков).

Причем каждый из признаков оценивается по семи бальной шкале в соответствии с предлагаемыми аспектами осуществления педагогического процесса. Семь ступеней оценивания педагогического качества позволяют наиболее объективно представить общую картину работы в группе.

Выбор и формулирование признаков для оценивания качества педагогического процесса обусловлен их полным соответствием основополагающим ориентиром в организации педагогической работы с дошкольниками, а именно:

  1. Активность. Дети учатся в процессе активно осуществляемой ими деятельности через слуховое, зрительное, тактильное и когнитивное восприятие.
  2. Общение. Дети учатся в процессе взаимодействия с родителями, воспитателями и другими взрослыми людьми и сверстниками посредством вербальных и невербальных средств, играющих важную роль для мотивации процессов обучения.
  3. Среда. Материально-пространственное окружение, обеспечивающее ребенку максимальную независимость и успешность, может предоставить детям больше возможностей для продуктивного взаимодействия, общения и расширения круга друзей.
  4. Эмоциональность. Детям необходимо эмоциональное тепло и чувство защищенности, уверенности для реализации своих потребностей и эффективного использования пространственных возможностей.
  5. Кадры. Условия, создаваемые для развития детей, удовлетворения их потребностей, должны соответствовать и потребностям взрослых, обеспечивающих воспитательно-образовательный процесс.

Таким образом, чтобы добиться высокого качества педагогического процесса, необходимо, по мнению авторов концепции, учитывать в большей степени такие его составляющие, как индивидуализация педагогической работы, а также планирование, которое должно быть гибким и вариативным, позволяющим воспитателю  изменять содержание в соответствии с интересами и потребностями детей. На наш взгляд такой подход к определению критериев качества педагогического процесса в детском саду в полной мере отвечает основным задачам дошкольного воспитания, поскольку в центре работы дошкольных учреждений, согласно законам об образовательных учреждениях на элементарном уровне, стоит ребенок.


Библиографический список
  1. Петрова И.А. Преемственность из века в век// Обруч.- 2001,№2, стр. 4-6.
  2. Корнетов Г.Б. Феномен образования // Магистр.-  2001,№1, стр. 19-31.
  3. Матросов В.Л. Реформа образования и программа развития педагогического образования России на 2001-2010гг // Магистр.- 2001, №1, стр.2-8.
  4. Kindergartenskala: revedierte Fassung der Early childhood environment raiting Scala revised edition  von Th. Harms, W.Tietze…-2., vollig neu bearbeitete Aufl.-Neuwied;Berlin, 2oo1.-S. 64.


Все статьи автора «Подлесная Екатерина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация