УДК 371

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА КАРЛА РОДЖЕРСА

Литвинова Жанна Борисовна
ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования»
Аспирант кафедры коррекционно-развивающего обучения

Аннотация
В данной статье автор раскрывает взгляды американского психотерапевта К.Роджерса на обучение получившего название личностно-центрированного обучения. Отличительной особенностью такого центрированного на личности учащегося подхода является отказ от формализованной передаче учащемуся знаний и социальных норм. Поэтому основной установкой педагога становится не познание учебного предмета, а создание благоприятного психологического климата, общение и взаимопонимание с учащимися и учащихся между собой. Для реализации личностно-центрированного подхода в обучении необходимо опираться на потребности учащегося, педагога, на их интересы и притязания, основывающаяся на самоанализе и самосовершенствовании. Автор в статье рассматривает, как в образовательной среде в контексте личностно-центрированного подхода необходимо реализовывать принцип субъективности учащегося, какие формы организации обучения необходимо выбрать.

Ключевые слова: благоприятная атмосфера учения, личностно-центрированное обучение, личностно-центрированный образовательный процесс, личностно-центрированный подход, личностные структуры сознания, педагогическое взаимодействие, субъектность учащегося, форма организации обучения


DIDACTIC PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF LEARNING IN THE CONTEXT OF THE PERSON-CENTERED APPROACH OF CARL ROGERS

Litvinova Zhanna Borisovna
OGAO of additional professional education "Irkutsk Institute of improvement of professional skill of workers of education"
Postgraduate student of the Department of correctional-developing learning

Abstract
In this article the author reveals the views of the American psychotherapist K. Rogers training called learner-centered learning. One distinguishing feature of this centered on the individual student approach is the rejection of formalized transfer student knowledge and social norms. Therefore, the main setting of the teacher is not the knowledge of the subject, and the creation of a favorable psychological climate, communication and understanding with students and between students themselves. To implement a learner-centered approach in teaching should be based on the needs of the learner, the teacher, their interests, and claims based on introspection and self-improvement. The author of the article considers how in the educational environment in the context of the person-centered approach is necessary to implement the principle of subjectivity of the learner, what forms of training you need to choose.

Keywords: pedagogical interaction, person-centered approach, person-centered learning, personal structure of consciousness, student-centered educational process, supportive atmosphere teachings, the form of training, the subjectivity of the student


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Литвинова Ж.Б. Дидактические принципы организации обучения в контексте личностно-центрированного подхода Карла Роджерса // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/04/4437 (дата обращения: 28.10.2023).

Ставший уже привычным в отечественной педагогике термин «личностно-ориентированный подход» скрывает в себе противоречия в понимании и трактовке. Дословно подход Карла Роджерса следует переводить как «центрированный на человеке» или «человекоцентрированный», т.к. в англоязычной психологической литературе термины person (человек) и personality (личность) различаются. В работах К. Роджерса под термином «personality» понимается поведенческие проявления, личностные особенности, а под «person» конкретный человек во всей своей целостности, субъект собственной деятельности, что полностью соответствует отечественному определению «личности» как «человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности»[1]. Таким образом, термин «person-centered-approach» более точный смысл приобретает в переводе «личностно-центрированный подход».

Некоторые авторы рассматривают личностно-центрированный подход к обучению как новое для отечественной педагогики, другие утверждают, что наша педагогика всегда была такой.  По мнению В. В. Воронова личностно-центрированный подход схож с гуманистической педагогикой, неопрагматизмом, неопедоцентризмом, свободным воспитанием, а также  педагогикой сотрудничества[2]. Автор статьи придерживается мнения, что  под личностно-центрированным подходом следует понимать конкретную теорию разработанную К.Роджерсом.

В качестве моста соединяющего теоретические идеи и концепции с педагогической практикой выступают педагогические принципы. Принцип (от лат.слова principium – основа, первоначало) – основополагающая, фундаментальная, руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей.

Принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс, являются способами достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса, судить об эффективности учебного процесса можно  по реализации в нем определенных принципов. Дидактическими они называются потому, что как и раздел педагогики «дидактика» отвечают на вопрос: «Как обучать?».

Далее рассмотрим педагогические принципы организации обучения в контексте личностно-центрированного подхода Карла Роджерса.

Авторы также по-разному определяют понятие личностно-центрированное обучение – «системное построение обучения, учения, развития учащихся»; «обучение, способное создать условия для проявления личностных функций учащегося: выбора, мотивации, рефлексии, смысла творчества, самореализации»; «обучение, направленное на воспитание учащегося развитой самостоятельной личностью»[3,4,5] .

С точки зрения автора И. С. Якиманская дает наиболее точное определение:  личностно-центрированное обучение – «это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования»[6]. Т.е. первый принцип который необходимо реализовать в учебном процессе – это принцип природосообразности.

Также согласимся с мнением Л. М. Фридмана, он понимает  личностно-центрированное обучение как «систему обучения, процесс осуществления которой способствует развитию личностных качеств учащихся» и личностно-центрированное образование как «более широкое понятие, включающее в свой состав обучение и всю систему воспитания личности учащихся в целом»[5]. Здесь идет речь о принципе воспитывающего и развивающего обучения.

Под личностно-центрированным обучением будем понимать применение в обучении идей гуманистической психологии, разработанных известным американским психотерапевтом Карлом Роджерсом(1902-1987).  Он пишет: «Я могу жить сам, здесь и теперь, в соответствии с моим собственным выбором». Также он считал, что источники развития личности лежат не вне ее, а заложены в ней самой: «человек, есть не то, что он есть, а то, чем он может стать»[7].

Личность, по мнению К. Роджерса, существует в центре постоянно изменяющегося мира; она воспринимает окружающий мир сквозь призму собственного понимания и отношения; она постоянно стремится к самопознанию и самореализации, ей свойственна способность к самосовершенствованию; ее самосовершенствование и развитие происходят при активном взаимодействии с окружающей ее средой и людьми; взаимопонимание, обязательно для ее развития и может быть достигнуто только в результате общения; внешняя оценка также очень важна  для личности и для ее самопознания[7].

Для К. Роджерса цель личностно-центрированного обучения – достижение конечной точки личностного роста.  Теоретическая модель личности может быть представлена так: это личность, пережившая оптимальный психологический рост: человек,  свободно функционирующий во всей полноте всех своих органических потенций; это человек, заслуживающий доверия, реалистичный, самоукрепляющийся, социализированный и приемлемый в своем поведении; это творческий человек, чьи конкретные поведенческие проявления трудно предсказуемы; это человек, который постоянно изменяется, развивается, открывает новизну каждого последующего момента[7]. По мнению К. Роджерса единственная разумная цель образования: научиться менять и приспосабливаться к переменчивому миру, научиться добывать знаниях[8]. Принцип связи обучения с жизнью и практикой очень важен для дальнейших успехов учащегося, его социализации и самореализации и личностного роста.

Личностно-центрированное обучение предполагает следующий взгляд на личность: личность – это ребенок, живущий здесь и сейчас; это субъект педагогического процесса (не только субъект обучения, но также субъект предметно-познавательной деятельности); это цель образования. Приоритетными качествами этой личности должны быть этические ценности: любовь, доброта, трудолюбие, совесть и достоинство[6]. Следовательно, в личностно-центрированном обучении очень важно реализовать принцип субъективности.

Какова основная форма организации такого личностно-центрированного учебного процесса? Исследователи отвечают на этот вопрос по-разному. Это и «личностно-ориентированный урок»; и «урок самопознания и разрешение этических ситуаций, тренинг», «взаимообучение, клубная работа, трудовое обучение»[5,6,8]. Некоторые авторы считают, что достичь целей личностно-центрированного обучения можно только через создание «личностно-центрированных ситуаций, основывающихся на реализации трех основных компонентов: жизненной константности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников» [9].

Личностно-центрированный подход предполагает использование самых разнообразных «центрированных на личности» учащегося формы и методы обучения. Но в интересах совместного обучения учителям следует отдавать предпочтение методам и средствам, обеспечивающим возможности более самостоятельного и ответственного учения, центрированным на ученике: «контракт», проект, взаимообучение, групповая работа, исследование, ролевая игра, самооценка Традиционные лекции лучше заменить на самостоятельную работу с учебником или программированное обучение[8]. Все эти методы позволяют реализовать принцип сознательности и активности в обучении.

К. Роджерс, советовал педагогам применять в своей педагогической практике следующие практические методики, способные совершенствовать процесс обучения. 1. Широко применять различные формы группового тренинга. Численность группы должна составлять не более 7-10 человек. 2. Предоставлять ученику выбор учебной деятельности. Совместно с учеником принимать решения по определению объема и содержания учебной работы. 3. Отказаться от механического заучиванию учебного материала и использовать проблемный метод обучения. 4. Повышать личностную значимость работы ученика, предлагая моделировать реальные жизненных ситуаций на уроке. 5. Активно использовать дифференцированное программированное обучение для учеников со слабыми знаниями и не имеющих навыки решения проблемных  задач[7,8].

В процессе обучения улучшается психическое состояние личности, она становится более интегрированной, открытой опыту, более аутентичной, а следовательно более эффективно взаимодействующей с миром. Вот почему в работе с учащимися необходимо таким образом организовывать учебный процесс, чтобы он приводил учащихся к утверждению своих истинных суждений, переживаний, просветлению, откровению, инсайту. «Если учитель создает в классе поддерживающую атмосферу, то ученики лучше учатся, чаще посещают школу, оказываются более креативными и демонстрируют большую способность к решению задач»[7,8].

К. Роджерс отмечает, что для создания благоприятной атмосферы  педагогу необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой учащихся, стремиться к эмпатии, выражать свои истинные чувства, ориентироваться на мотивацию учащихся,  быть активным участником учебной деятельности. Поэтому важен принцип психологической комфортности.

Интересна точка зрения С.В. Кульневича, по его мнению, в процессе личностно-центрированного обучения в полной мере проявляются и развиваются личностные структуры сознания учителя и учащихся, такие как: автономность, контроль, критичность, коллизийность, мотивирование, самоактуализация, саморазвитие[10].

Педагогика становится терапией, возвращающей ребенку его психическое здоровье.  Личностно-центрированное обучение расширяет требования к профессионально-педагогической культуре педагога. Психологическими характеристиками педагога должны быть: эмпатия, конгруэнтность, креативность, суггестивность, толерантность, способность к рефлексии[10].

Итак, личностно-центрированный подход объединяет в себе  следующие идеи:  личность учащегося  цель образовательной деятельности, в процессе обучения неприемлемо использование давления и принуждения личности, гуманизация и демократизация педагогических отношений. И воплотить все эти идеи в обучении возможно через реализацию принципов «центрированных» на личности учащегося: принцип природосообразности, принцип воспитывающего и развивающего обучения, принцип связи обучения с жизнью и практикой, принцип субъективности, принцип сознательности и активности в обучении, принцип психологической комфортности.


Библиографический список
  1. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психолог. фак-тов [Текст] / А.Б. Орлов. М.: Логос, 2005. – 224 с.
  2. Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах [Текст] / В.В. Воронов. М.: Педагогическое общество России, 2002 – 144 с.
  3. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования [Текст] // Педагогика. – 1997. – №2. – С.11-17.
  4. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование [Текст] / В.В. Сериков // Педагогика. – 1994. – № 5. – С. 16-25.
  5. Фридман, Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст]/Л.М. Фридман. М., 1991. – 67с.
  6. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с.
  7. Роджерс К. Р. «Клиентоцентрированная психотерапия»[Текст]/К.Р.Роджерс.- Издательство «Рефл-бук», Москва, 1993г.
  8. Роджерс К. Свобода учиться [Текст] /К. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: Смысл, 2002. -527 с.
  9. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. [Текст] / Г.А. Цукерман, Г.М. Мастеров. – М., 1995.
  10. Кульневич, С.В. Педагогика личности. Лекционно-практический курс. Учебник для педагог. ин-тов и слушателей ИПК и ФПК. – Ч. 1: Стратегия и тактика личностного воспитания. Изд. 3, испр. и доп. [Текст] / С.В. Кульневич.- Воронеж, 1997. – 184 с.


Все статьи автора «Литвинова Жанна Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: