Ставший уже привычным в отечественной педагогике термин «личностно-ориентированный подход» скрывает в себе противоречия в понимании и трактовке. Дословно подход Карла Роджерса следует переводить как «центрированный на человеке» или «человекоцентрированный», т.к. в англоязычной психологической литературе термины person (человек) и personality (личность) различаются. В работах К. Роджерса под термином «personality» понимается поведенческие проявления, личностные особенности, а под «person» конкретный человек во всей своей целостности, субъект собственной деятельности, что полностью соответствует отечественному определению «личности» как «человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности»[1]. Таким образом, термин «person-centered-approach» более точный смысл приобретает в переводе «личностно-центрированный подход».
Некоторые авторы рассматривают личностно-центрированный подход к обучению как новое для отечественной педагогики, другие утверждают, что наша педагогика всегда была такой. По мнению В. В. Воронова личностно-центрированный подход схож с гуманистической педагогикой, неопрагматизмом, неопедоцентризмом, свободным воспитанием, а также педагогикой сотрудничества[2]. Автор статьи придерживается мнения, что под личностно-центрированным подходом следует понимать конкретную теорию разработанную К.Роджерсом.
В качестве моста соединяющего теоретические идеи и концепции с педагогической практикой выступают педагогические принципы. Принцип (от лат.слова principium – основа, первоначало) – основополагающая, фундаментальная, руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей.
Принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс, являются способами достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса, судить об эффективности учебного процесса можно по реализации в нем определенных принципов. Дидактическими они называются потому, что как и раздел педагогики «дидактика» отвечают на вопрос: «Как обучать?».
Далее рассмотрим педагогические принципы организации обучения в контексте личностно-центрированного подхода Карла Роджерса.
Авторы также по-разному определяют понятие личностно-центрированное обучение – «системное построение обучения, учения, развития учащихся»; «обучение, способное создать условия для проявления личностных функций учащегося: выбора, мотивации, рефлексии, смысла творчества, самореализации»; «обучение, направленное на воспитание учащегося развитой самостоятельной личностью»[3,4,5] .
С точки зрения автора И. С. Якиманская дает наиболее точное определение: личностно-центрированное обучение – «это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования»[6]. Т.е. первый принцип который необходимо реализовать в учебном процессе – это принцип природосообразности.
Также согласимся с мнением Л. М. Фридмана, он понимает личностно-центрированное обучение как «систему обучения, процесс осуществления которой способствует развитию личностных качеств учащихся» и личностно-центрированное образование как «более широкое понятие, включающее в свой состав обучение и всю систему воспитания личности учащихся в целом»[5]. Здесь идет речь о принципе воспитывающего и развивающего обучения.
Под личностно-центрированным обучением будем понимать применение в обучении идей гуманистической психологии, разработанных известным американским психотерапевтом Карлом Роджерсом(1902-1987). Он пишет: «Я могу жить сам, здесь и теперь, в соответствии с моим собственным выбором». Также он считал, что источники развития личности лежат не вне ее, а заложены в ней самой: «человек, есть не то, что он есть, а то, чем он может стать»[7].
Личность, по мнению К. Роджерса, существует в центре постоянно изменяющегося мира; она воспринимает окружающий мир сквозь призму собственного понимания и отношения; она постоянно стремится к самопознанию и самореализации, ей свойственна способность к самосовершенствованию; ее самосовершенствование и развитие происходят при активном взаимодействии с окружающей ее средой и людьми; взаимопонимание, обязательно для ее развития и может быть достигнуто только в результате общения; внешняя оценка также очень важна для личности и для ее самопознания[7].
Для К. Роджерса цель личностно-центрированного обучения – достижение конечной точки личностного роста. Теоретическая модель личности может быть представлена так: это личность, пережившая оптимальный психологический рост: человек, свободно функционирующий во всей полноте всех своих органических потенций; это человек, заслуживающий доверия, реалистичный, самоукрепляющийся, социализированный и приемлемый в своем поведении; это творческий человек, чьи конкретные поведенческие проявления трудно предсказуемы; это человек, который постоянно изменяется, развивается, открывает новизну каждого последующего момента[7]. По мнению К. Роджерса единственная разумная цель образования: научиться менять и приспосабливаться к переменчивому миру, научиться добывать знаниях[8]. Принцип связи обучения с жизнью и практикой очень важен для дальнейших успехов учащегося, его социализации и самореализации и личностного роста.
Личностно-центрированное обучение предполагает следующий взгляд на личность: личность – это ребенок, живущий здесь и сейчас; это субъект педагогического процесса (не только субъект обучения, но также субъект предметно-познавательной деятельности); это цель образования. Приоритетными качествами этой личности должны быть этические ценности: любовь, доброта, трудолюбие, совесть и достоинство[6]. Следовательно, в личностно-центрированном обучении очень важно реализовать принцип субъективности.
Какова основная форма организации такого личностно-центрированного учебного процесса? Исследователи отвечают на этот вопрос по-разному. Это и «личностно-ориентированный урок»; и «урок самопознания и разрешение этических ситуаций, тренинг», «взаимообучение, клубная работа, трудовое обучение»[5,6,8]. Некоторые авторы считают, что достичь целей личностно-центрированного обучения можно только через создание «личностно-центрированных ситуаций, основывающихся на реализации трех основных компонентов: жизненной константности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников» [9].
Личностно-центрированный подход предполагает использование самых разнообразных «центрированных на личности» учащегося формы и методы обучения. Но в интересах совместного обучения учителям следует отдавать предпочтение методам и средствам, обеспечивающим возможности более самостоятельного и ответственного учения, центрированным на ученике: «контракт», проект, взаимообучение, групповая работа, исследование, ролевая игра, самооценка Традиционные лекции лучше заменить на самостоятельную работу с учебником или программированное обучение[8]. Все эти методы позволяют реализовать принцип сознательности и активности в обучении.
К. Роджерс, советовал педагогам применять в своей педагогической практике следующие практические методики, способные совершенствовать процесс обучения. 1. Широко применять различные формы группового тренинга. Численность группы должна составлять не более 7-10 человек. 2. Предоставлять ученику выбор учебной деятельности. Совместно с учеником принимать решения по определению объема и содержания учебной работы. 3. Отказаться от механического заучиванию учебного материала и использовать проблемный метод обучения. 4. Повышать личностную значимость работы ученика, предлагая моделировать реальные жизненных ситуаций на уроке. 5. Активно использовать дифференцированное программированное обучение для учеников со слабыми знаниями и не имеющих навыки решения проблемных задач[7,8].
В процессе обучения улучшается психическое состояние личности, она становится более интегрированной, открытой опыту, более аутентичной, а следовательно более эффективно взаимодействующей с миром. Вот почему в работе с учащимися необходимо таким образом организовывать учебный процесс, чтобы он приводил учащихся к утверждению своих истинных суждений, переживаний, просветлению, откровению, инсайту. «Если учитель создает в классе поддерживающую атмосферу, то ученики лучше учатся, чаще посещают школу, оказываются более креативными и демонстрируют большую способность к решению задач»[7,8].
К. Роджерс отмечает, что для создания благоприятной атмосферы педагогу необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой учащихся, стремиться к эмпатии, выражать свои истинные чувства, ориентироваться на мотивацию учащихся, быть активным участником учебной деятельности. Поэтому важен принцип психологической комфортности.
Интересна точка зрения С.В. Кульневича, по его мнению, в процессе личностно-центрированного обучения в полной мере проявляются и развиваются личностные структуры сознания учителя и учащихся, такие как: автономность, контроль, критичность, коллизийность, мотивирование, самоактуализация, саморазвитие[10].
Педагогика становится терапией, возвращающей ребенку его психическое здоровье. Личностно-центрированное обучение расширяет требования к профессионально-педагогической культуре педагога. Психологическими характеристиками педагога должны быть: эмпатия, конгруэнтность, креативность, суггестивность, толерантность, способность к рефлексии[10].
Итак, личностно-центрированный подход объединяет в себе следующие идеи: личность учащегося цель образовательной деятельности, в процессе обучения неприемлемо использование давления и принуждения личности, гуманизация и демократизация педагогических отношений. И воплотить все эти идеи в обучении возможно через реализацию принципов «центрированных» на личности учащегося: принцип природосообразности, принцип воспитывающего и развивающего обучения, принцип связи обучения с жизнью и практикой, принцип субъективности, принцип сознательности и активности в обучении, принцип психологической комфортности.
Библиографический список
- Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психолог. фак-тов [Текст] / А.Б. Орлов. М.: Логос, 2005. – 224 с.
- Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах [Текст] / В.В. Воронов. М.: Педагогическое общество России, 2002 – 144 с.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования [Текст] // Педагогика. – 1997. – №2. – С.11-17.
- Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование [Текст] / В.В. Сериков // Педагогика. – 1994. – № 5. – С. 16-25.
- Фридман, Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. [Текст]/Л.М. Фридман. М., 1991. – 67с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с.
- Роджерс К. Р. «Клиентоцентрированная психотерапия»[Текст]/К.Р.Роджерс.- Издательство «Рефл-бук», Москва, 1993г.
- Роджерс К. Свобода учиться [Текст] /К. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: Смысл, 2002. -527 с.
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития. [Текст] / Г.А. Цукерман, Г.М. Мастеров. – М., 1995.
- Кульневич, С.В. Педагогика личности. Лекционно-практический курс. Учебник для педагог. ин-тов и слушателей ИПК и ФПК. – Ч. 1: Стратегия и тактика личностного воспитания. Изд. 3, испр. и доп. [Текст] / С.В. Кульневич.- Воронеж, 1997. – 184 с.