Современный компьютер позволяет облегчить жизнь и вернуть некоторые утраченные возможности людям пенсионного возраста. Ведение электронной деловой и личной переписки, восстановление прерванных когда-то связей с помощью социальных сетей и видео связи, заполнение и подача различных документов через электронные личные кабинеты позволяют сэкономить время, деньги и силы [1].
Наличие современного компьютера и сети Интернет дает возможность пожилым людям разнообразить свой досуг. Сегодня компьютер способен подарить радость прочтения новой книги, свежего журнала или газеты, дать возможность вспомнить и пересматривать еще и еще раз любимые фрагменты фильмов, спектаклей и телепередач, прослушивать музыку. С помощью компьютера становятся доступными самые удаленные уголки мира, и хотя виртуальные путешествия являются слабой заменой реальным, но они также могут обеспечить массу положительных эмоций и впечатлений.
Чтобы использовать возможности компьютера пожилой человек должен иметь базовую подготовку. Данная подготовка не обязательно должна быть глубокой и фундаментальной, на наш взгляд, достаточно азов обращения с компьютером и сетью Интернет, поскольку сами возможности для обучения и самообучения при наличии компьютера увеличиваются. Как только пользователь начинает уверенно пользоваться поисковыми запросами, у него появляется возможность повышения собственной компьютерной грамотности с помощью различных электронных уроков. Сейчас в сети огромное число таких материалов, ориентированных на разные возраста [2, 3, 4, 5], в том числе и для повышения компьютерной грамотности пенсионеров [6].
Кроме возможностей по самообучению, сейчас существуют различные компьютерные курсы, на которых пенсионеров не только обучают компьютерной грамотности и знакомят с самыми современными социальными возможностями компьютерной техники, но и помогают решать возникающие вопросы по настройке оборудования и программного обеспечения. Вклад таких центров в социализацию пожилого населения трудно переоценить, поскольку они не только открывают двери для пенсионеров в мир информационных технологий, но и делают более понятными друг для друга жизнь и интересы пожилых людей и их более молодых родственников и знакомых.
Сегодня компьютерная грамотность среди пожилого возраста становится все более актуальной. Об этом, например, свидетельствует популярность Всероссийского чемпионата по компьютерному многоборью среди пенсионеров, ежегодно проходящего по инициативе Союза пенсионеров России и Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова при поддержке Министерства труда и социальной защиты РФ на площадке Российского экономического университета им. Плеханова. В 2014 году во Всероссийском чемпионате приняли участие более 130 пенсионеров-победителей региональных соревнований из 59 российских регионов и 6 зарубежных команд из Бельгии, Словакии, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и Абхазии.
Попробовать свои силы пенсионеры могли в двух номинациях: для начинающих пользователей (для тех, кто прошел компьютерные курсы не более года назад) и для опытных пользователей. Начинающим пользователям представилась возможность проверить свои навыки работы с интерфейсом Word 2007/2010, умения выполнять ввод и форматирование текста, вставку символов, добавление и редактирование колонтитулов, добавление и форматирование графики, добавление и форматирование таблиц. Задания для опытных пользователей были дополнены упражнениями для проверки умений работать со сносками, настраивать параметры страниц, работать с объектами SmartArt, WordArt. Кроме того всем участникам понадобились навыки работы с веб-браузером, с Порталом госуслуги.рф, с сайтом Сбербанка России, а также умение осуществлять поиск информации и работать с интерфейсом MS PowerPoint 2007/2010. [7]
Таким образом, вовлечение пенсионеров в конкурсную деятельность может стать для них как дополнительным стимулом при изучении информационных технологий и использовании их в повседневной жизни, так и позволить проверить и поверить в свои силы и возможности.
Библиографический список
- Баженов Р. И., Векслер В. А. Формирование модели обучения взрослых основам информационных технологий: региональный аспект: монография. Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. 174 с.
- Кузьменко О. В., Баженов Р. И. Применение системы дистанционного образования «Телешкола» при организации смешанного обучения в преподавании базового курса «Информатика и ИКТ»//Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 . URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3979(дата обращения: 26.11.2014).
- Тимофеева Н.М., Тимофеева Т.И. Пример применения икт для решения практико-ориентированных задач //Системы компьютерной математики и их приложения. 2014. № 15. С. 296-300.
- Киселева М.П. Интерактивные задания на уроке истории // Экономика и социум. 2014. № 1-3 (10). С. 227-230.
- Козлов С.В. О подготовке школьников к участию в олимпиадах по информатике //Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 (40). С. 68-74.
- http://www.neumeka.ru/obuchenie_na_kompyutere.html – Компьютер с нуля. Бесплатный учебник
- http://www.rospensioner.ru/node/142 – сайт ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗ ПЕНСИОНЕРОВ РОССИИ