УДК 159.9:37.015.3

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ПЕДАГОГОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Малышева Галина Валентиновна
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Нелидово
педагог

Аннотация
В психологической литературе все чаще уделяется внимание проблемам эффективности педагогической деятельности, одной из сторон которой является активное общение, а также факторам, оказывающим негативное влияние на нее. К последним относятся психоэмоциональные нагрузки, высокая интенсивность труда, постепенное накопление усталости и низкая самооценка. На этом фоне исследование особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания как детерминанты снижения показателей эффективности профессиональной деятельности с учетом специфики и условий ее реализации является своевременным и актуальным.

Ключевые слова: профессиональный стресс у педагогов, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних


FEATURES OF FORMATION OF A PROFESSIONAL STRESS AT TEACHERS THE SOCIAL AND REHABILITATION CENTER FOR MINORS

Malysheva Galina Valentinovna
Social and rehabilitation center for minors, Nelidov
teacher

Abstract
In psychological literature the attention to problems of efficiency of pedagogical activity is even more often paid, one of which parties is active communication, and also to the factors having negative impact on it. To the last, psychoemotional loadings, high intensity of work, gradual accumulation of fatigue and a low self-assessment belong. On this background research of features of formation of a syndrome of emotional burning out as determinants of decrease in indicators of efficiency of professional activity taking into account specifics and conditions of its realization is timely and actual.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Малышева Г.В. Особенности формирования профессионального стресса у педагогов социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4820 (дата обращения: 01.10.2017).

В настоящее время интерес современной психологии труда  направлен на изучение  разных видов трудовых деятельностей. Данное обстоятельство обусловлено специфичностью предмета и объекта каждой конкретной деятельности, различными условиями ее выполнения, а также тем, какое влияние она оказывает на специалиста. Особое место занимают профессиональные деятельности, относящиеся к профессиям типа «человек-человек», предполагающие активное общение и взаимодействие профессионала с различной категорией людей. Педагогическая деятельность как один из видов деятельности характеризуется активным «субъект-субъектным» взаимодействием и относится к указанному выше типу [1; 2; 3].

Условия реализации педагогической деятельности, требуют от профессионала высокой мобилизации внутренних ресурсов, психоэмоционального перенапряжения, что в результате приводит к снижению психологических защит и нарушениям психологического здоровья.  В связи с этим недостаточное внимание к факторам вызывающим стрессовые состояния у педагогов могут привести к формированию синдрома эмоционального выгорания, профессиональным деформациям личности, что, несомненно, скажется на качестве выполняемой ими учебно-воспитательной деятельности, а также на характере общения с окружающими [8; 9; 10].

В рамках отечественной литературы исследованиями особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания и его предикторов занимались В.В. Бодров, Н.Е. Водопьнова, Р. Лазарус, В.Е. Орел и др. Авторы уделяли внимание не только механизмам возникновения стрессовых состояний, но и раскрывали специфику негативного воздействия профессиональной деятельности на специалиста. Особенности педагогической деятельности широко представлены в концепциях и подходах отечественных ученых Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина, Д.Б. Эльконина и др. [].

Традиционно одними из основных причин, вызывающих постепенное формирование синдрома эмоционального выгорания у специалистов образовательной сферы выделяют: высокие интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки, интенсивность трудовой деятельности, трудные ситуации в профессиональной сфере, отсутствие профессионального опыта, активное общение.  В совокупности указанные причины оказывают деструктивное влияние на  сложившуюся структуру профессиональной деятельности педагога [4; 5; 6].

Теоретический анализ показал, что синдром эмоционального выгорания является одной из наиболее часто встречающихся профессиональных деструкций, который оказывает отрицательное влияние на педагога как специалиста , главной задачей которого является не только передача знаний и навыков, но по возможности налаживание доверительных отношений с воспитанниками. Поэтому проводимые в данном направлении психодиагностические исследования своевременны и не теряют своей актуальности.    

Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов  социально-реабилитационного центра и его влияния на установки в общении. В исследовании приняли участие 32 педагога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Нелидово (Тверская область в возрасте от 28 до 59 лет). Стаж работы от 1,5 до 34 лет.

В исследовании были использованы следующие методики: методика диагностики синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко; методика диагностики коммуникативного контроля в общении М. Шнайдера; методика диагностики коммуникативной установки в общении В.В. Бойко.

Результаты исследования. Психодиагностическое исследование особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания у испытуемых выявило ряд закономерностей: 1) наименьшую сопротивляемость стрессам и соответственно опасность формирования СЭВ демонстрируют педагоги со стажем работы от 7-ми лет; 2) наибольшую выраженность в диагностируемых параметрах имеют фазы «Напряжение» (58,1) и «Резистенция» (40,1); 3) общий уровень СЭВ по группе находится в зоне средней статистической нормы (144,9).

Результаты диагностики коммуникативного контроля в исследуемой выборке соответствуют средней статистической норме. Лишь у 7 человек из всей группы есть проблемы в данной сфере. Уровень эмоционального выгорания у выделенных педагогов находится в стадии формирования или уже сформировался.

Данные по методике диагностики коммуникативной установки в общении показали, что в группе педагогов все исследуемые психологические качества находятся в зоне средних значений. В целом общий уровень негативной установки в общении по группе составил 30,4 балла, что свидетельствует о норме выраженности качества. Респонденты адекватны в общении, доброжелательны к собеседнику. Однако, у педагогов с  сформированным синдромом эмоционального выгорания результаты выше среднего получены по шкалам завуалированная жестокость 12,7 баллов и общая негативной установки в общении (НЕГАТИВИЗМ) 35,1.

Проведенный в ходе психодиагностического исследования сравнительный анализ с применением критерия Х2 также выявил различия в коммуникативных установках в общении, коммуникативном контроле у педагогов социального приюта в зависимости от уровня сформированности СЭВ. Так, наибольшая выраженность в коммуникативном контроле в общении (Х2=6,8; р=,034), завуалированной жестокости (Х2=9,8; р=,007), проблемно-ориентированном копинге (Х2=6,8; р=,034) свойственна педагогам с отсутствием синдрома эмоционального выгорания. Общий негативизм (Х2=6,6; р=,040) ярко выражен у педагогов с сформированным эмоциональным синдромом выгорания. Эмоционально ориентированный копинг (Х2=9,2; р=,010), избегание (Х2=12,6; р=,002), отвлечение (Х2=8,0; р=,018) и социальное отвлечение (Х2=6,3; р=,041) характерны для педагогов с формирующимся синдромом эмоционального выгорания. 

Резюмируя полученные данные можно сделать вывод о том, что сформированность отдельных симптомов и фаз синдрома эмоционального выгорания влияют на характер взаимодействия педагогов с трудовым коллективом и с воспитанниками. Специфика выполняемой педагогами деятельности, а также контингент детей, с которыми общаются в процессе профессиональной деятельности воспитатели (дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации), оказывают на психику негативное воздействие и  способствуют формированию профессионального стресса.


Библиографический список
  1. Балакшина Е.В. Профессиональная идентичность как гарант высокой эффективности труда // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2010. №3. С.66.
  2. Балакшина Е.В. Профессиональная идентичность как гарант высокой эффективности труда // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2009. №4. С. 66-67.
  3. Балакшина Е.В. Динамика профессионального становления менеджеров // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Тверь, 2011.
  4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М. Инт-т. Психологии РАН. – 136 с.
  5. Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. -287 с.
  6. Митина Л.М.  Психология профессионального развития субъектов образования. – М.; СПб: Нестор-Истор, 2014. – 376.
  7. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.2001, №1. Т.22. – С. 90-101.
  8. Филиппченкова С.И. Профессиональный стресс и социально-психологическая адаптация специалиста в изменяющихся условиях профессиональной деятельности. Учебное пособие / С.И. Филиппчекова; Федеральное агентство по образованию, Тверской гос. Технический ун-т. Тверь, 2009. (Изд. 1-е).
  9. Филиппченкова С.И. Управление профессиональным стрессом: практические подходы и модели // Вестник Тверского государственного технического университета. 2005. №7. С. 165-167.
  10. Стресс у сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, способы его преодоления и предупреждения / Шерстнева Н.С. Учеб.пособие / Шерстнева Н.С., Филиппченкова С.И., Тверской ин-т экологии и права [др.]. Тверь, 2003.


Все статьи автора «ballena»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: