УДК 37.04

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Зимулина Галина Дмитриевна
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

Аннотация
В статье приводится анализ социологических, психологических исследований ценностных ориентаций современной молодежи, условий, характеризующих динамику изменения ценностей в период обучения в вузе. Приводятся данные, отражающие динамику ценностей на уровне индивидуальных приоритетов. Содержание ведущих ценностей молодежи отражает их открытость изменениям и готовность к развитию. Подчеркивается проблема формирования ценностей молодежи, ставящая перед обществом приоритетную задачу изучения ценностного выбора молодежи.

Ключевые слова: внимание, жизненная позиция, интересы., молодежь, нравственность, ориентиры, потребность, развитие, современная картина мира, ценностные ориентации


THE PROBLEM OF FORMATION VALUES OF MODERN STUDENTS

Zimulina Galina Dmitrievna
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

Abstract
The article provides an analysis of the sociological, psychological researches of the values of modern youth and conditions that characterize the dynamics of changing values during the period of studying at the university. There is the information showing the dynamic of values at the level of individual priorities. The content of the main values of young people reflects their openness to changes and readiness for development. The problem of formation the values of youth is underlined in the article that sets up the priority for the society to study the value choice of young people.

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Зимулина Г.Д. Проблема формирования ценностных ориентаций современной студенческой молодежи // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/04/4858 (дата обращения: 27.10.2023).

В условиях модернизации системы российского высшего образования и в связи с переходом на уровневое образование осуществляется подготовка конкурентоспособных специалистов, важными профессиональными характеристиками которых являются позитивное отношение к выполняемой деятельности, прогнозируемость развития их личности, наличие сформированных ценностных ориентаций.

Несомненно, проблема ценностей и ценностных ориентаций является предметом изучения многих наук об обществе и человеке, среди них философия, социология, психология и педагогика. Исторический опыт свидетельствует: проблема ценностей всегда актуализировалась, ее постановка обострялась, приобретала широкое социальное и нравственное значение в сложные, переломные эпохи, когда культурные традиции обесценивались, прежние идеологические и этические устои общества подвергались дискриминации, начиналась поспешная их замена новыми идеалами и целями [1].

Так, старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые, конечно, не так легко меняются под влиянием событий. А студенчество, молодежь – это та часть современного общества, которая еще формирует свою собственную систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг – в обществе, в семье и в вузе в частности. В свою очередь, от сформированных жизненных ценностей современной молодежи будет зависеть то, что будет происходить в отдельных странах и в мире уже через несколько лет.  Из-за проявления противоречий во внутреннем мире молодежи, в виду отсутствия норм и установок, нарушается четкое представление о современной картине мира, что приводит к хаотическому развитию ценностной ориентации и отсутствию четких морально-нравственных ориентиров и представлений. Поэтому проблема становления ценностных ориентаций современной молодежи носит особенно яркий характер.

В психологии личности уже хорошо известны такие интегральные свойства личности, как способность к личностному росту, стремление к самоактуализации, жизнестойкость, осмысленность жизни. Но необходимо констатировать, что вместе с такими качествами как предприимчивость, инициативность, результативность, жизненный оптимизм тесно соприкасаются скупость и грубость, равнодушие и самоуверенность современной молодежи.

Безусловно, молодёжь по праву считается самой энергичной частью общества, поэтому именно она претерпевает первой все модификации, связанными с различными событиями, происходящими в жизни страны.  Ценностные ориентации молодежи заложены на двух основных аспектах. В первом речь идет о духовности, в основе которой лежат моральные установки и гуманизм. Второй -  нацелен на индивидуализм, главенство материального над духовным. В соответствии с разноплановыми жизненными позициями молодежи нужно понять, какой из аспектов для них является приоритетным, и что необходимо делать, чтобы направить ориентиры в нужное направление [1]. Ценности существуют не только в качестве основных ориентиров в жизни каждого из нас, определяющих амбиции и задачи, но и являются механизмом создания порядка, проявления здорового образа жизни.

Совокупность главных ценностей молодежи меняется на протяжении всего пути становления: происходит переосмысление взглядов, переоценка своих ориентиров, появление новых интересов. Так, одна часть молодежи достаточно успешно приспособилась к рыночной экономике и ставит на первый план свою карьеру, как в частном, так и в государственном секторе. А другая – стремится к самосовершенствованию, строит планы по самоопределению. Основными мотивами в трудовой сфере становятся материальные потребности. Как показывают социологические опросы, большая часть молодежи не хотела бы повторять достаточно трудный путь своих родителей, основанный на моральных ценностях советской эпохи.

Потребности, интересы, установки и жизненный смысл – все это показывают ценностные ориентации молодежи, которые выделяются среди людей, входивших в другие социальные группы. Их выбор достаточно разнообразен: от литературы, вышивки, музыки, спорта, театра и искусства до наркотиков и алкоголя. Сейчас трудно выделить область, которой не интересовалось бы молодое поколение, а также не стоит забывать, что наряду с классической культурой присутствует и контркультура, выражающаяся в вариативных молодежных объединениях. Молодежь старается реализовать себя в жизни, укрепить свои социальные позиции, иметь возможность выразить свое отношение к этому миру, а также поэкспериментировать со своим имиджем.   Это прибавляет им уверенности в себе, олицетворяет их внутренний мир. [2]

Таким образом, система ценностных ориентаций современной молодежи представляет собой микс из традиционных ценностей, и равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества. Поэтому внимание к формированию ценностных ориентиров молодежи должно стать первоосновой любого общества, так как именно оно определяет формирование и развитие личности.


Библиографический список
  1. Гришина Н.В. Ценности студенческой молодежи: к открытости изменениям // Вестник практической психологии образования. 2010. №4. С.44–51.
  2. Губарева Т.В. Проектирование психологически безопасной образовательной среды // Инновационное развитие образования в регионах Российской Федерации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Л.К. Гребенкиной, А.А. Петренко, Т.В. Ганиной. Рязань, 2013. С. 273-278.


Все статьи автора «Зимулина Галина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: